План-конспект урока по обществознанию "Семья и семейные отношения"
Оценка 4.7

План-конспект урока по обществознанию "Семья и семейные отношения"

Оценка 4.7
docx
14.04.2021
План-конспект урока по обществознанию "Семья и семейные отношения"
Конспект урока семейные правоотношения 9 класс.docx

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания

Организационный момент

 (1 минута)

 Учитель начинает урок  с приветствия:

 Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок!

Вы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели!

Пожелаем успеха глазами,

И вперед за новыми знаньями!

Проверка отсутствующих, проверка готовности рабочих мест

 

Приветствуют учителя

(Психологический настрой группы на активную работу, организация внимания и внутренней готовности).

 

Мотивационный этап. Целепала-гание

(3 минуты)

Начать наш урок с двух совершенно разных стихотворений, послушайте их и  попробуйте определить тему урока

Какое счастье жить на свете,

Когда я в мире не одна.

Когда душа теплом согрета

И за спиной стоит СЕМЬЯ

Понять способны мы не сразу…

На это нужно много лет:

СЕМЬЯ даётся лишь однажды –

Дороже, ближе, лучше нет…

Права человека, они так важны,

И нам, безусловно, очень нужны.

На свободу, на мысли, на слово —

Да, ну что здесь такого?

 

Им даже день посвятили,

Чтобы мы про них не забыли.

Так давайте же век от века

Соблюдать права человека!

Тема нашего урока: Семейные  правоотношения                                                  

Давайте познакомимся с планом сегодняшнего урока, он представлен перед вами на слайде

План урока:
1)Юридические  понятия семьи и брака

2)Условия и порядок заключения брака

3)Сущность и особенности семейных правоотношений

4)Правоотношения супругов

5)Правоотношения родителей и детей

Познакомившись с темой урока и планом, определите пожалуйста цель нашего урока?

Для того , чтобы полностью сохранить весь материал урока, мы вместе с вами будем заполнять Гугл-таблицу, куда будем вносить всю полученную информацию, в конце урока у нас получится , что все знания , которые мы получили за урок будут перед нашими глазами , когда вы будете готовится к следующему уроку или экзамену, данная таблица станет для вас помощником

Ребята слушают стихи и определяют тему урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомятся с темой урока

 

Ребята знакомятся с планом

 

 

 

 

 

Учащиеся определяют цель урока:   получение глубоких знаний по теме семейные правоотношения

Знакомятся с Гугл-таблицей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд  1

 

Слайд 2

 

 

Изучение нового материала

(25 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамическая пауза

(1 минута)

Начнем мы с того, что послушаем сообщение о истории семейных правоотношений , Бурдина Олеся, получила опережающее задание, давайте предоставим ей слово .

Сообщение учащегося

Давайте подведем итоги о том, что мы услышали .

Обсуждение:1.  Как менялось отношение к семье в разное время?

2. Как получил название документ,  из которого мы узнаем, что  семья, материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства?

3. Когда был принят Семейный кодекс РФ?

Информация вносится в Гугл-таблицу

1 Юридические  понятия семьи и брака

Проводится игра «Ассоциации» к слову СЕМЬЯ, ребята называют слова , которые ассоциируются со словом семья.

Из всех ассоциаций выводится термин.

Семья-это союз лиц, соединенных правами и обязанностями, вытекающими прежде всего из официально оформленного брака.                                        

Ребята, давайте выясним, что же такое брак? Какие ассоциации возникают с этим словом

Из всех ассоциаций выводится термин:

Брак-это юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности.

Поработаем с данным термином , какие основные моменты можем выбрать из данного термина:

1.      Союз мужчины и женщины;

2.      Цель – создание семьи;

3.      Зарегистрированный в органах ЗАГСа.                                                                  

Давайте обратимся к учебнику стр. 142, и поможем Ксении решить ее вопрос. Может ли Ксеня рассчитывать на что-либо? Почему?

 

Второй и третий вопросы нашего плана мы будем разбирать в группах, на группы вы уже поделены, на столах у вас лежит рабочий лист №1, познакомьтесь с ним и подготовьте информацию по следующим вопросам, будьте готовы не только рассказать классу о том, что у вас получилось , но и внести полученную информацию в Гугл-таблицу:

Группа 1: «Условия заключения брака»;

Группа 2: «Порядок регистрации брака» ;

Группа 3: «Имущество каждого из супругов»;

Группа 4: «Брачный договор».                               

Обсуждение

Условия заключения брака: взаимное добровольное согласие, отсутствие других браков, отсутствие близкого родства, дееспособность, достижение брачного договора.

Права и обязанности супругов : имущественные и неимущественные

Брачный договор — соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его прекращения, в том числе расторжения.                                                                               

Чтобы закрепит полученные знания, давайте сыграем в игру «Ромашка», выдергивайте лепестки, на каждом лепестке правовая задачи, попробуем ее решить.

Решение задач:

1.      В ЗАГС приходят девушка и юноша. Им по 25 лет, они обоюдно и добровольно согласны вступить в брак. Молодые требуют, чтобы их брак был зарегистрирован сегодня, в крайнем случае, завтра, потому что они давно решили поехать на турбазу мужем и женой, а поезд отходит через 48 часов.

2.       В ходе судебного разбирательства по разделу имущества семьи Васильевых. гражданка  Васильева попросила не включать в общую собственность фарфоровую статуэтку 19 века, полученную ею в наследство от деда; пианино, приобретённое во время брака на средства, заработанные ею в загранкомандировке, и золотой перстень, который носила только она и являющийся, следовательно, её личным имуществом, не подлежащим разделу. Как поступит суд. Свой ответ поясните.

3.      Артём и Ирина решили пожениться. Взяв паспорта, пошли в ЗАГС. Но сотрудники ЗАГСа отказали, так как Ирине было только 15 лет "Это безобразие! - возмутился Артём.

Динамическая пауза

Чтобы познакомиться с 4-5 пунктами плана поработаем в парах с текстом учебника по вариантам                                                    

1 вариант - Правоотношения супругов;

2 вариант - Правоотношения родителей и детей.

Обсуждение   

  Примерные ответы: Правоотношения супругов: 1. Свободный выбор фамилии

2. свободно выбирать род занятий, профессии и места жительства , право на личную и совместную собственность.

Права детей: 1. Жить и воспитываться в семье

2. получать от родителей заботу и надлежащее воспитание

3. выражать свое мнение

4. общаться с другими родственниками

                                                                                                                  

Чтобы закрепит полученные знания, давайте продолжим игру «Ромашка», выдергивайте лепестки, на каждом лепестке правовая задачи, попробуем ее решить.

Пока решаем задачи 2 ученика вносят информацию в  Гугл-таблицу

Решение задач: см. страницу 150 учебника, задание 2,3

Выступление обучающегося, остальные ребята внимательно слушают

Отвечают на поставленные вопросы

Примерные ответы:

.- Семья всегда играла важную роль в жизни общества, но отношения к семейным правоотношениям были различными в разный период, например в 15 в. Женщина не имела никаких прав и.т.д.

- Семейный кодекс

- Семейный кодекс РФ принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года                                                                              

Выполняют предложенное задание ,называют ассоциации к слову Семья

 

 

Знакомятся с термином

 

 

Выполняют предложенное задание , называют ассоциации к слову Брак

 

Знакомятся с термином

 

 

 

Работают с термином, выявляют основные моменты :

1.      Союз мужчины и женщины;

2.      Цель – создание семьи;

3.      Зарегистрированный в органах ЗАГСа.                                                                  

Работают с учебником, обсуждают, отвечают на поставленные вопросы  

 

 

Ребята работают в группе, находят информацию по заданным темам

Примерная информация для Гугл-таблицы: Условия заключения брака: взаимное добровольное согласие, отсутствие других браков, отсутствие близкого родства, дееспособность, достижение брачного договора.

Права и обязанности супругов : имущественные и неимущественные

Брачный договор — соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его прекращения, в том числе расторжения.                                                                              

 

 

Ребята делятся полученной информацией проверяют Гугл-таблицу

 

 

 

 Играют в игру, выдергивают лепесток, решают задачи

 

 

Примерные ответы учащихся :

1. Нет, брак регистрируется через месяц со дня подачи заявления

 

 

 

 

2. не подлежит делению только статуэтка

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Ирине только 15 лет, несовершеннолетняя

 

 

Работают в парах , с текстом учебника , выясняют особенности отношений супругов, особенности отношений родителей и детей

Примерные ответы: Правоотношения супругов: 1. Свободный выбор фамилии

2. свободно выбирать род занятий, профессии и места жительства , право на личную и совместную собственность.

Права детей: 1. Жить и воспитываться в семье

2. получать от родителей заботу и надлежащее воспитание

3. выражать свое мнение

4. общаться с другими родственниками

 

Решают задачи 

 

опережающее задание, см. Приложение 2

 

Информация вносится в Гугл-таблицу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

Учебник страница 142

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

Групповая работа. См. Приложение 1

 

Информация вносится в Гугл-таблицу

 

 

 

 

 

 

Игра Ромашка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамическая пауза

 

Слайд 6

 

Информация вносится в Гугл-таблицу

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра Ромашка

Учебник страница 150, задание 2,3

 

 

 

Первичное закрепление полученных знаний

(3 минуты )

Давайте посмотрим, на нашу Гугл-таблицу, ответим  Какова было цель нашего урока ?                                                                                         

Смогли ли мы получить необходимые знания?

Отвечают на вопросы

Проверяют Гугл-таблицу

Слайд 7

Гугл - таблица

Рефлексия

(5 минут)

Создание фотографии, который можно разместить в соц. Сетях с хештэгом             #  СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ #                                                               

Выполняют предложенное задание ,обдумывают сюжет фото, демонстрируют его классу

хештэгом               #СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ  #                                                              

Домашнее задание

На «3» – §18, данные Гугл-таблицы

На «4» – §18, данные Гугл-таблицы, небольшое сочинение Семья в жизни современного человека

На «5» – §18, данные Гугл-таблицы ,стр. 150 задание 6                                                                

Объявление оценок за урок

Записывают д.з.

Знакомятся с оценками за урок

Слайд 8

Ссылка на гугл таблицу https://docs.google.com/spreadsheets/d/1pyKt_rAhSnT_cgK7oTVGcER-8m4_cqrYffxofUUgdf8/edit#gid=0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока   

Ф.И.О.: Давыдова Анастасия Эдуардовна

Место работы: МБОУ «Грачёвская СОШ», Грачёвский район, Оренбургская область.

Должность: учитель истории и обществознания

Предмет: обществознание

Класс: 9

Учебник: Л. Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова,А. И. Матвеев, Обществознание. 9 класс. – М.: Просвещение, 2017.

Тема: Семейные  правоотношения

Цель: Создание благоприятных условий для изучения темы: Семейные  правоотношения

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

Понимать значения семьи для каждого человека;

Осознавать личностью семьи как ценности;

Сохранять мотивации к учебной деятельности, проявление интереса к новому учебному материалу, оценивание своих достижений в усвоении нового материала;

Развивать навыков сотрудничества;

Мотивировать к индивидуальной работе, работе на результат.

Предметные результаты:

Понимать важности знаний о семейных правоотношениях;

Знать, понимать таких понятий как «семья» и «брак»;

Знать, понимать отличий браков, осознание того, что только гражданский брак порождает юридические права и обязанности;

Знать, понимать порядка и условий заключения брака, прав и обязанностей супругов, родителей и детей;

Знать и понимать основ семейных правоотношений.

Метапредметные результаты:

Овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

Овладеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений;

Овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами;

Слушать  собеседника и вести диалог;

Понимать причины успеха/не успеха учебной деятельности.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая работа, работа с учебником, работа с раздаточным материалом, работа с Гугл-таблицей.

Технологии  используемые на уроке: компьютерные технологии,развитие критического мышления, игровые технологии, информационно – коммуникационная технология.

Оборудование:  учебник Боголюбова Л. Н., Матвеева А. И. Обществознание. 9 класс., выдержки  из Семейного кодекса РФ, конституция РФ,карточки с заданиями, мультимедийный проектор, Интернет. 


Приложение:

Семейный кодекс   

Статья 10. Заключение брака.
1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.
2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Статья 11. Порядок заключения брака.
1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.
При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.
При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.
2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.
3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).

Приложение 2.  Семейный кодекс   

Статья 12. Условия заключения брака.
1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.
2. Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса.

Статья 13. Брачный возраст.
1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.
2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.
Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации
.

Приложение 3.  Семейный кодекс   

Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака.
Не допускается заключение брака между:
лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;
близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);
усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Статья 15. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак.
1. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак, а также консультирование по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи проводятся учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения по месту их жительства бесплатно и только с согласия лиц, вступающих в брак.
2. Результаты обследования лица, вступающего в брак, составляют медицинскую тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия лица, прошедшего обследование.
3. Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, последнее вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным (статьи 27

Приложение 4. Статья 36 Семейного кодекса Российской Федерации "Имущество каждого из супругов"

1. Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью. 

2. Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался. 

3. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный одним из супругов, принадлежит автору такого результата.

Приложение 5. Семейный кодекс РФ

Статья 41 Семейного кодекса РФ "Заключение брачного договора"

1. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака. 

2. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

Статья 42 Семейного кодекса Российской Федерации "Содержание брачного договора"

1. Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов. Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов. 
Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов. 
3. Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав; регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривать положения, ограничивающие право етрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.

Статья 43 Семейного кодекса Российской Федерации "Изменение и расторжение брачного договора"

1. Брачный договор может быть изменен или расторгнут в любое время по соглашению супругов. Односторонний отказ от исполнения брачного договора не допускается. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Семейное право - система правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание Семейное право как отрасль права развивалась и совершенствовалась постепенно. До принятия христианства семейные отношения регулировались обычным правом. Существовали разные способы заключения брака: похищение невесты женихом без ее согласия или же покупка ее у родственников. Развод производился свободно.

С принятием христианства на Руси начинают действовать нормы византийского семейного права. Церковное венчание, введенное в ХIв, практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало брак традиционным обрядом у воды. Возраст вступлении в брак был установлен 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Запрещались браки близких родственников, между лицами, состоящими в духовном родстве, при наличии другого, не расторгнутого брака. Основой отношений между мужем и женой, и детьми являлась власть мужа и отца. Семья в этот период напоминала маленькое государство со своим главой и собственной публичной властью.

Имущественные отношения отличались от Западной Европы, в сторону признания за женой большей самостоятельности. Еще в дохристианский период жена имела свое имущество, дочь не наследовала после своих родителей, но они должны были дать ей приданное.

С петровских времен приданное жены рассматривалось как ее раздельное имущество, которым муж не мог даже пользоваться. Гражданский брак в Российской империи не допускался. Власть родителей над своими детьми была очень сильной и жесткой. За неповиновение родителям или развратную жизнь по требованию родителей разрешалось заключать детей в тюрьму на срок от 3-х до 4-х месяцев.

С 1845 г муж не вправе был подвергнуть жену физическому наказанию, насильственное пострижение в монахини также становится не возможным. Законодатель более активно пытался регулировать отношения супругов в браке. Муж обязан любить свою жену, как собственное тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостатки и облегчать ее немощи, - гласит статья 106 Законов гражданских. Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании.

После Октябрьской революции 1917 г были проведены две важнейшие реформы семейного законодательства:  декрет « О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состояния». Единственной формой брака для всех граждан России стало заключение гражданского брака  в государственных органах. Условия вступления в брак значительно упростились. Достаточно было согласия будущих супругов.

Декрет «О расторжении брака». На основании этого декрета бракоразводные дела были переданы в введение местных судов.

Согласно ныне действующему Семейному кодексу семья, материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства. Семейный кодекс РФ принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность ученикаПримечания

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность ученикаПримечания

Им даже день посвятили, Чтобы мы про них не забыли

Им даже день посвятили, Чтобы мы про них не забыли

Динамическая пауза (1 минута)Начнем мы с того, что послушаем сообщение о истории семейных правоотношений ,

Динамическая пауза (1 минута)Начнем мы с того, что послушаем сообщение о истории семейных правоотношений ,

Динамическая пауза (1 минута)Начнем мы с того, что послушаем сообщение о истории семейных правоотношений ,

Динамическая пауза (1 минута)Начнем мы с того, что послушаем сообщение о истории семейных правоотношений ,

Изучение нового материала (25 минут)

Изучение нового материала (25 минут)

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологии используемые на уроке: компьютерные технологии, развитие критического мышления, игровые технологии, информационно – коммуникационная технология

Технологии используемые на уроке: компьютерные технологии, развитие критического мышления, игровые технологии, информационно – коммуникационная технология

Приложение: Семейный кодекс

Приложение: Семейный кодекс

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный одним из супругов, принадлежит автору такого результата

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный одним из супругов, принадлежит автору такого результата

Приложение 2 Семейное право - система правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей в семью…

Приложение 2 Семейное право - система правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей в семью…

План-конспект урока по обществознанию "Семья и семейные отношения"

План-конспект урока по обществознанию "Семья и семейные отношения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2021