8 класс Тема урока: Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная.
Цель: раскрыть сущность образования химической связи между атомами неметаллов, сформировать понятие о ковалентной связи.
Планируемые результаты:
1. Предметные : конкретизировать понятие «химическая связь», ознакомить учащихся с понятием «ковалентная связь», научиться записывать схемы образования ковалентной химической связи;
2. Метапредметные:
- познавательные : давать определение понятиям, обобщать понятия; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы, обобщать информацию, представленную в рисунках, схемах и таблицах
-регулятивные : планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата
-коммуникативные : организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками, уметь слушать собеседника, осознанно использовать устную и письменную речь 3. Личностные: понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных знаний для решения практических задач в повседневной жизни, уметь управлять своей познавательной деятельностью, самоконтроль и самооценка.
Оборудование : периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, учебник «Химия 8»Г.Е Рудзитис; мультимедийная учебная презентация
Ход урока
. Организационный момент.
Приветствие, определение настроения для работы на уроке (слайд №1)
II. Актуализация опорных знаний
Случилось это вчера вечером. Было уже совсем поздно... На улице темно и неуютно.… Все дома заснули - а я всё готовлюсь к урокам. Нервничаю... Переживаю.… Устало опускаю голову и, о, боже засыпаю. … И в это короткий миг между сном и явью мне вдруг показалось, что слышу я чьи – то голоса.… Всё … Галлюцинации. … Не может быть. … Нет снова … Голоса все громче и громче ... Завтра узнаешь все!!!!!! Прислушиваюсь и не узнаю их. Что то говорят, спорят. Слушаю …. Удивляюсь. … Просыпаюсь.… Смотрю в окно. … Решаю – галлюцинации. Ложусь спать. Утро вечера мудренее. Прихожу в школу, открываю кабинет. И записки. Прочитаем?
Приложение №1
III . Изучение нового материала.
Записали строение атомов водорода, кислорода, азота. Что такое атом?
Атомы объединяются в …(молекулы)
Формулы молекул водорода, кислорода, азота?
В молекуле водорода сколько атомов? Эти атомы одинаковые или отличаются друг от друга? Атомы , частицы заряженные или нет? За счет чего же происходит соединение атомов в молекулу?
Что же представляет собой химическая связь? (слайд 3)
Химическая связь - это такое взаимодействие атомов, которое связывает их в молекулы, ионы, радикалы, кристаллы
Какова же причина образования химической связи? Почему атомы образуют химические связи? (Причина в стремлении атомов к стабильной электронной конфигурации).
Атомы каких химических элементов практически не образуют химических связей? (Инертные газы, так как они имеют стабильную электронную конфигурацию.) В образовании химической связи участвуют только валентные электроны.(слайд 4) У элементов главных подгрупп это электроны внешнего энергетического уровня. Они расположены дальше от ядра и менее прочно связаны с ним. В зависимости от способа образования завершённых электронных структур атомов различают несколько видов химической связи.
Работа по учебнику стр.194 ( обучающиеся знакомятся с материалом)
Различают три случая образования химической связи.
1. Между атомами элементов, электроотрицательность которых одинакова;
2. Между атомами элементов, электроотрицательность которых отличается, но не сильно.
3. Между атомами элементов, электроотрицательность которых резко отличается.
Химическая связь, возникающая в результате образования общих электронных пар, называют ковалентной связью. Н + Н Н : Н s-s – связь s-p – связь p-p - связь
КОВАЛЕНТНАЯ СВЯЗЬ - это связь, возникающая между атомами за счет образования общих электронных пар (Например: H2, HCl, H2O).
Составим схемы образования ковалентной связи.(слайд 6)
Если связь образуется между двумя одинаковыми атомами или между атомами с одинаковым значением ЭО, то смещения общей электронной пары нет и такая связь носит название неполярной.
КОВАЛЕНТНАЯ НЕПОЛЯРНАЯ СВЯЗЬ - образуют атомы одного и того же химического элемента - неметалла (Например: H2, O2, О3).
Механизм образования связи.(Составление электронных формул молекул простых веществ неметаллов) (слайд 8 - 10)
КОВАЛЕНТНАЯ ПОЛЯРНАЯ СВЯЗЬ - образуют атомы разных неметаллов, отличающихся по значениям электроотрицательности (Например: HCl, H2O).
Рассмотрим механизм образования молекулы хлороводорода: НF
Общая электронная пара смещена к хлору, как более электроотрицательному. Значит это ковалентная связь. Она образована атомами, электроотрицательности которых несильно отличаются, поэтому это ковалентная полярная связь.
Структурная формула молекулы НF: Н → F , σ (s – p)
- одинарная связь σ, смещение электронной плотности в сторону более электроотрицательного атома хлора (→)
Делаем выводы (слайд 13)
VI .Закрепление
Выполнение тестовых заданий
1. В каком ряду находятся вещества только с ковалентной связью – назвать выбранные вещества, указать полярная или неполярная связь:
А) K2O, Na2S, LiCl Б) MgO, H2O, H2S В) H2SO4, CO2, Cl2
2. Напишите схему образования химической связи в молекуле Н2S
V.Домашнее задание
П.56 изучить, выучить основные определения, выполнить письменно задание 4 б,в стр. 198
VI. Рефлексия
Сегодня на уроке мы рассмотрели………………
Я узнал….
У меня получилось…
Теперь я смогу…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.