«Растворы. Растворимость веществ в воде»
Цель: Довести до осознания и осмысления учащихся понятия растворы, растворение, как физико-химический процесс; ознакомить с растворами как физико-химическими системами, дать классификацию растворов.
Задачи:
1) Обучающие - сформировать понятие о растворах, рассмотреть классификации растворов, рассмотреть теории растворения;
2) Воспитательная - разъяснить роль растворов в природе и технике;
3) Развивающая – формирование умений учащихся работать с таблицей растворимости.
Методы обучения: словесный (беседа, рассказ), наглядный (таблица растворимости, таблица «Химический состав Мирового океана и крови человека»)
Оборудование: раздаточный материал- таблица «Химический состав Мирового океана и крови человека», таблица растворимости на заднем форзаце учебника, коллекция "Сплавы металлов", медный купорос, 3 стакана с водой, сахар.
Этапы урока и их содержание |
|||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент 1. Цель урока (оглашение учащимся) – ознакомить учащихся с растворением как физико-химическим процессом и растворами как физико-химическими системами. 3. Необходимый инструктаж, организация рабочих мест |
|||||||||||||||||||||||
II. Изучение нового материала Тема урока: «Растворы. Растворимость веществ в воде» С растворами вы встречаетесь в жизни неоднократно. Вопрос: А какие же вам известны растворы? Какова роль растворов в природе и технике? Ответ: В природе и технике растворы имеют огромное значение: 1) Растения усваивают вещества в виде растворов; 2) Усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор; 3) Все природные воды являются растворами; 4) Растворами являются важнейшие физиологические жидкости – кровь, лимфа и т.д. 5) Многие технологические процессы в химической и других отраслях промышленности, например получение соды, удобрений, кислот, металлов, бумаги, протекают в растворах. 6) На лабораторных занятиях вы тоже работали в основном с растворами. Таким образом, значение растворов велико. Особую роль на нашей планете играет вода. Океан занимает 71% поверхности Земли. Большие запасы воды на земле создают впечатление об её неисчерпаемости. Однако на воду в действительности во всех её состояниях приходится меньше 0,001 массы планеты, и только незначительная часть запасов воды оказывается доступной и пригодной для практического использования. Из всех жидкостей вода служит наилучшим растворителем, обладает наибольшей теплоёмкостью. Вода входит в состав клеток и тканей любого животного и растения. Например, тело человеческого трёхдневного зародыша на 97% состоит из воды, тело взрослого человека – на 60-80%. В огурцах, салате вода составляет 95% их массы, в помидорах, моркови – 90%. Физиологическую потребность живого организма в воде можно удовлетворить только водой и ничем иным. Процесс пищеварения у человека протекает при участии не менее 9-10 л воды в сутки. Потери 10-20% воды животным организмом ведет к его смерти. Согласно теории эволюции жизнь на земле зародилась в воде. В качестве доказательства этого сравнили химический состав некоторых растворенных солей морской воды и состав человеческой крови: Химический состав Мирового океана и крови человека
Посмотрите, в таблице видно, что состав Мирового океана и состав крови человека практически сходны, отличаются на доли %. Тем самым можно согласиться с теорией эволюции. Вода является единственным веществом, существующим в природе в 3 агрегатных состояниях. Запишем схему деления растворов на 3 группы. Понятие растворы связаны, не только с водой, с водными растворами. Существуют и многие другие растворители – спирты (различные лекарственные настойки, йод), органические растворители (ацетон). Это жидкие растворы. Существуют растворы и твердые (всевозможные сплавы), и газообразные (воздух – кислород в азоте, смеси газов).
Растворы
Любой раствор состоит из растворенного вещества (1 или несколько) и растворителя. Тот компонент, который количественно преобладает и находится в том же агрегатном состоянии, что и раствор, называют растворителем. Растворы отличаются от других смесей тем, что частицы растворенного вещества распределяются в растворителе равномерно. Рассматривать мы будем только водные растворы, т.к. они наиболее распространены. Итак, запишем, что же такое растворы. Растворы – это однородные смеси, состоящие из двух или более однородных частей и продуктов их взаимодействия. Это представление исходило из физической теории растворов. В противоположность этой теории существовала и химическая теория. Основные положения этих теорий можно изобразить в таблице «Теории растворов»:
О химическом взаимодействии говорят такие признаки, как выделение (H2SO4, NaOH,ZnSO4)или поглощение тепла (NaNO3, K2SO4), т.е.тепловые явления, изменение цвета (CuSO4 – белого цвета, при растворении в воде голубого, CuSO4 ∙ H2O - синего). Но и физическая, и химическая теория верны и поэтому их объединили в одну современную физико-химическую теорию растворов. В соответствии с современными взглядами, растворение – это физико-химический процесс, а растворы – это гомогенная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.
Запишем схему состава раствора: Состав раствора
Состав гидратов не постоянен в растворах и постоянен в кристаллогидратах (CuSO4 ∙ 5H2O; Na2CO3 ∙H2O) КРИСТАЛЛИЗАЦИОННАЯ ВОДА (входит в состав молекул кристаллогидратов) Кристаллогидраты – это кристаллические вещества, содержащие молекулы воды. Факторы, влияющие на растворимость. Растворимость веществ в воде зависит от температуры. Как правило, растворимость твердых веществ в воде увеличивается с повышением температуры (рис.123), а растворимость газов – уменьшается, поэтому воду можно почти полностью освободить от растворенных в ней газов кипячением. Итак, растворимость твёрдых веществ зависит от : 1) Природы растворенного вещества 2) Температуры 3) Природы растворителя Существует мнение, что растворимость веществ всегда увеличивается с повышением температуры. Поэтому обратите внимание, что растворимость некоторых веществ (NaCl) от температуры практически не зависит (см. рис. 123 на стр.189) Представьте себе, имеются 3 стакана: в первой чай не сладкий, во втором послащенный, в третьем сахар очень сладкий, даже на дне несколько кристалликов не растворилось. - Какой из этих растворов более насыщен? Ответ: конечно, в 3-ем стакане раствор более насыщен. Так вот, растворы ещё делятся по степени насыщаемости. Зарисуем схему: РАСТВОРЫ
Растворы (по растворимости веществ) (на 100г воды при 200С)
|
|||||||||||||||||||||||
III. Закрепление нового материала 1) Рассмотреть таблицу растворимости веществ. 2) Выписать по 3 примера хорошо растворимых, мало растворимых и практически нерастворимых веществ.
|
|||||||||||||||||||||||
IV. Подведение итогов урока и оценивание учащихся ВЫВОДЫ: 1. В природе и технике растворы имеют огромное значение. 2. Растворы – это гомогенная система, состоящие из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия. 3. Растворы делятся на жидкие, твердые и газообразные. 4. Растворы по насыщенности делятся на насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные. 5. Растворы по растворимости делятся на хорошо растворимые, мало растворимые, практически не растворимые. |
|||||||||||||||||||||||
V. Домашнее задание для учащихся: 1) Прочесть и изучить §34. 2) Ответить письменно на вопросы 2, 3, 4 после параграфа 34. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.