ПЛАН-КОНСПЕКТ
УРОКА
1. |
Предмет |
геометрия |
2. |
Класс |
9 |
3. |
УМК |
«Геометрия 7-9 классы» авт Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. М: Просвещение 2014 год |
4. |
Уровень обучения |
базовый |
Тема: Решение задач по теме «Уравнение окружности и прямой»
Цель: Создать условия для закрепления знаний учащихся в ходе решения задач и их практического применения.
Задачи:
Образовательные: Совершенствовать навыки решения задач методом координат, организовать деятельность обучающихся на применение уравнений окружности и прямой при решении задач;
Развивающие: Способствовать развитию математически грамотной речи, творческих способностей, культуры диалога;
Воспитательные: Воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству, воспитанию активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и решать нестандартные проблемы.
Планируемые результаты: Решать простейшие задачи в координатах и использовать их при решении более сложных задач. Записывать уравнения прямых и окружностей, использовать уравнения при решении задач, строить окружности и прямые, заданные уравнениями.
Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор.
Ход урока.
I. Организационный момент
(взаимное приветствие, проверка готовности к уроку)
У вас на столах лежат оценочные листы (приложение 1), в которые вы будете вписывать отметки, полученные за выполнение заданий. Отметка за урок выставляется как среднее арифметическое с применением правила округления чисел.
Оценочный лист
ФИО |
Домашнее задание |
Диктант |
Решение задач |
Самостоятельная работа |
Итоговая отметка |
1 |
|
|
|
|
|
II. Постановка цели
Сегодня мы продолжим работу по теме «Уравнение окружности и прямой». Мне бы хотелось взять эпиграфом к нашему уроку высказывание Л.Н. Толстого (слайд 1)
«Большинство жизненных задач
решаются как алгебраические уравнения:
приведём их к самому простому виду …»
Л.Н. Толстого
Алгебра и геометрия, которые сейчас большинство школьников воспринимают как совершенно разные науки, на самом деле очень близки. С помощью метода координат можно было бы изложить весь курс геометрии используя только числа и алгебраические операции. Задавая фигуры уравнением и выражая в координатах геометрические соотношения, мы применяем алгебру к геометрии. Так мы поступили, когда выразили через координаты основную геометрическую величину – расстояние между точками, а затем, когда вывели уравнение окружности и прямой. Графическое изображение функций – первый пример такого применения метода координат. Метод координат в соединении с алгеброй составляет раздел геометрии, называемый аналитической геометрией. О чем мы сегодня будем говорить? Слайд 2, 3
Сегодня мы поговорим об уравнении окружности и прямой, и проследим, как алгебра помогает в решении геометрических задач и наоборот. Слайд 4
Человек, который ставит перед собой цель, добивается большего.
Сформулируйте цели урока, исходя из темы.
Я желаю вам успешной работы.
III. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания. (взаимопроверка)
- Какие возникли у вас вопросы по домашнему заданию?
(учащиеся меняются тетрадями, верное решение домашнего задания на слайде, учащиеся проверяют и выставляют отметки в оценочные листы.)
2. Математический диктант.
1. Написать уравнение окружности с центром в точкеи с радиусом 3. (слайд 5)
2. Дано уравнение окружности . Чему равен радиус этой окружности и в какой точке находится её центр? (слайд 6)
3. Начертите окружность, заданную уравнением . (слайд 7)
4. Является ли уравнение уравнением прямой? (слайд 8)
5. Каково взаимное расположение прямой и окружности ? (слайд 9)
Проверка диктанта. (Слайд 10)
Ответы: 1. . 2. r=12; (-5;1). 3.
4. Да. 5. Пересекаются в одной точке (0;7)
IV . Решение задач.
№969(а) – у доски.
Решение: Так как MN – диаметр окружности, то
М(-3;5);
Уравнение окружности имеет вид:
V. Физкультминутка.
№ 1003(б) – у доски.
Решение:
1) А(-7; 5); ;
|
2)
|
3) ;
4) - уравнение прямой АВ.
VI. Самостоятельная работа. (приложение 2)
I уровень
1. Окружность проходит через точки и . Напишите уравнение этой окружности, если отрезок является её диаметром.
2. Напишите уравнение прямой, проходящей через точки и II уровень
3. Выясните взаимное расположение окружности, заданной уравнением , и прямой
Проверка самостоятельной работы по ответам слайд 11 – (самопроверка).
Ответы к задачам самостоятельной работы:
I уровень
1. , 2.,
II уровень 3. Пересекаются в точках (0;-1) и (6;-1).
VII. Подведение итогов урока.
Заполнение таблицы и выставление оценок за урок
VIII. Домашнее задание: вопросы с.249, №978, № 979, №969(б).
Написать уравнение прямой, проходящей через точки А(5;1) и В(1;-3)
Рефлексия:
Я предлагаю вам выбрать одну из фраз и продолжить её.
- Я понял, что …..
- Теперь я могу ….
- Я почувствовал, что ….
- Я научился ….
- Я смог ….
- Я попытался ….
- Меня удивило ….
Приложение1.
Оценочный лист
ФИО |
Домашнее задание |
Диктант |
Решение задач |
Самостоятельная работа |
Итоговая отметка |
1 |
|
|
|
|
|
(приложение 2)
Самостоятельная работа.
I уровень
1. Окружность проходит через точки и . Напишите уравнение этой окружности, если отрезок является её диаметром.
2. Напишите уравнение прямой, проходящей через точки и .
II уровень
3. Выясните взаимное расположение окружности, заданной уравнением , и прямой
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.