План-конспект урока русского языка во 2 классе Тема "Правописание слов с буквосочетаниями чк,чн,чт,щн,нч".,
Оценка 4.8

План-конспект урока русского языка во 2 классе Тема "Правописание слов с буквосочетаниями чк,чн,чт,щн,нч".,

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
12.02.2021
План-конспект урока русского языка во 2 классе Тема "Правописание слов с буквосочетаниями чк,чн,чт,щн,нч".,
ЦЕЛЬ урока: формирование умения распознавать в словах сочетания чк, чн, чт, щн, нч и правильно их писать
План-конспект урока русского языка во 2 классе.doc

План - конспект урока русского языка во 2 классе

Учитель: Платицына В.Н. МБОУ Сосновская СОШ №2

 

ПРЕДМЕТ: русский язык

ТЕМА: «Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч»

ЦЕЛЬ: формирование умения распознавать в словах сочетания чк, чн, чт, щн, нч и правильно их писать.

ЗАДАЧИ:

1.      Актуализировать знания о правописании слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн,нч.

2.      Развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письме, развивать орфографическую зоркость, внимание, память, речь обучающихся, творческие способности.

3.      Формировать навыки самостоятельности, умение работать в парах, группах.

4.      Воспитывать интерес к предмету, умение видеть красоту слова.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма проведения урока: Урок – открытие.

Основной дидактический метод: деятельностный метод обучения.

Частные методы и приемы: наглядно - иллюстративный, словесный, репродуктивный.

Учебные пособия: учебник, толковый словарь, атлас-определитель, карточки с заданиями, сигнальные карточки трёх цветов для самооценки и  оценивания  работы учащихся, картинки: синичка, мудрая бабушка Сова; мультимедийное оборудование.

Используемые технологии:  системно-деятельностный  (работа в  парах, группах), частично-поисковый метод (работа с информацией);  информационно-коммуникативные технологии (работа с учебным пособием на  компьютере).

Формируемые УУД:

личностные: самоопределение, смыслообразование;

познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций;

регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.

 

План урока.

I. Оргмомент.

II. Актуализация опорных знаний.

III. Сообщение темы и цели урока.

IV. "Открытие" новых знаний:

  1. Объяснение нового материала:

l  Постановка проблемной ситуации

l  Поиск решения

l  Решение проблемы(открытие нового)

       2.   Работа над правилом.

       3.    Создание опорной схемы.

V.      Физкультминутка.

VI.    Упражнения на закрепление.

VII.   Гимнастика для глаз.

VIII. Самостоятельная работа.

IX.    Творческая работа.

X.      Итог урока. Самооценка(Рефлексия).

XII.   Домашнее задание.

 

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

    Долгожданный дан звонок,

    Начинается урок.

II. Актуализация опорных знаний

- Сегодня на уроке нам предстоит сделать маленькое открытие.

Мягкий знак, мягкий знак,

Без него нельзя никак!

А действительно ли так? Посмотрите на доску. Прочитайте слова. Какая орфограмма встретилась в словах?

Ноч?ка, поч?ка, доч?ка, ноч?ной, печ?ной, улич?ный, мощ?ный, хищ?ный.

ЧЬК или ЧК?

ЧЬН или ЧН?

ЩЬН или ЩН?

III. Сообщение темы и цели урока.

- Сформулируйте тему урока. (Цель). Прочитайте её в учебнике на стр.124.

IV. "Открытие" новых знаний

1. Упр.182

 

-Прочитайте и отгадайте загадку.

(Очки)

- Какие слова помогли вам отгадать загадку? Объясните их значение? (Индивидуальная работа с толковым словарем)

Оглобли - в упряжи длинные жерди, укрепленные на передней оси и соединяющиеся другой.

Седёлка  (седло) - сиденье для всадника.

1 ученик написал отгадку так: очки, а 2-й- очьки. Кто прав? (Ответы детей). Докажем.

- Выполните фонетический разбор этого слова. (Работа у доски и в тетрадях).

Оч|ки [А  Ч,  К,  И] - 4 б., 4 зв.

- Какие буквы в слове обозначают мягкие согласные звуки?

- Почему К – обозначает мягкий звук?

- А что знаем про букву Ч? (Ч всегда обозначает мягкий согласный звук, поэтому его мягкость не нужно обозначать на письме и никакая буква не указывает на его мягкость).

ЧК пишем без Ь!

- Прочитайте слова:

Речка, хищный, мощный, печник, мачта.    

- Назовите буквы, обозначающие всегда мягкий согласный звук. Обозначьте зеленым кружком.(на доске)

- Попробуйте сформулировать правило. (Вывод фиксируем на доску: ЧК, ЧН, ЩН, ЧТ пишем без Ь)  

- Запишите слова в тетрадь. Подчеркните чк, чн, чт, щн

- Сравните наш вывод с правилом в учебнике.

     2. Чтение правила на стр. 125

- Какое буквосочетание пропущено в правиле? (Пропущено буквосочетание ЧТ. Оно тоже пишется без Ь). Придумайте ещё слова с этим буквосочетанием. (почта, чтение). Допишите эти слова в тетрадь.

     3. Уточняем тему урока: правописание слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН.

V. Продолжение работы по теме урока

4. Измени  слова так, чтобы в них появилось новое буквосочетание (по 1 чел. у доски)

Собака –  _______________________________________

Туча     –  _______________________________________

Птенец – _______________________________________

Лимон  - _______________________________________

-В каких словах написание буквосочетания вызвало затруднение? (птенчик, лимончик) Почему? (Появилось новое буквосочетание НЧ)

- Как его написали? Допиши слова в тетрадь.

5.Дополняем  тему урока: правописание слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ

Слайд 1.2

Придумайте ещё слова с этим буквосочетанием (одуванчик, карманчик)

VI. Физкультминутка

VII. Речевое развитие.

1.Работа над правильным произношением слов

-Очень часто слова КОНЕЧНО, НАРОЧНО, СКУЧНО люди произносят так, как пишут. Запишем слова в тетрадь и запомним их написание.

Слайд 3

- А как их правильно  произносить?

Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений.

Слайд 4

Я, конечно, не нарочно

Затолкал кота в буфет.

И конечно, не нарочно

Съел я килограмм конфет.

И, конечно, не нарочно

Вазу мамину разбил

И уж вовсе не нарочно

На ковер кисель пролил…

Просто было очень скучно…

Но теперь – то я послушный!

- Молодцы! Как можно озаглавить текст? (ПОМОЩНИК)

VIII.  Упражнения на закрепление

1. Работа со словом ПОМОЩНИК.

- А вы как помогаете маме?

- Сейчас мы узнаем, кто из вас настоящий помощник.

Задание «Свари обед».

Салат, винегрет, щи, суп, котлеты, каша, омлет, блины, чай, компот.

- Из данных слов выбери только те, в которых все согласные звуки твёрдые. Запиши их в столбик. Подчеркни буквы, обозначающие твёрдые согласные звуки.

Салат

Суп

Каша

Компот

- Из слов-помощников выбери те, которые назовут из чего приготовлены блюда. Изменяя слова по вопросу – какой? или – какая? напишите их рядом. Прочитайте названия.

(Слова-помощники: молоко, овощи, гречка, клубника)

Взаимопроверка в парах.

Проверка:  Слайд 5

Салат овощной.

Суп  молочный.

Каша гречневая.

Компот клубничный.

IX.. Гимнастика для глаз

«Бабочка»

X. Творческая работа в группах

1. Синквейн «Бабочка»

Слайд (Как составлять синквейн?)

Задание 1 группе

1. Бабочка

2. Яркая, _________________________________

3.Порхает,___________________________, ___________________________________

4.____________________________________________________________________

5.Адмирал

(см. другие задания в приложении)

Задание остальным (работа в парах) – исправить ошибки в тексте. Озаглавить.

Самопроверка. Оценивание.(цветные поля). Взаимопроверка (по шаблону).

2. Работа над правильным письмом.

- Работа над правописанием – очк и – ечк в словах. (Пишутся без ударения)

Потренируемся:

Коза – коз…ка                                      Семя – сем…ко

Роза – роз…ка                                      Сито – сит..ко

3. Самостоятельная работа

(Задание для девочек и задание для мальчиков см. в приложении)

 

Разноуровневые задания

Уровень  1.

Вариант  1.Спишите. Выделите орфограмму  ЧК,  ЧН. 

  На дачном крылечке сидит кошечка.  Она лижет шерсть язычком.  По участку бежит собачка.  Кошечка заканчивает мыть шерсть язычком и бежит в дом. Собачка не видит кошечку. 

Вариант  2.Спишите. Выделите орфограмму  ЧК,  ЧН.         Закончился ливень.  Солнечные лучи сушат землю.  На траве лежат веточки и палочки.  А из печной трубы идёт дым.  Там топят печку.  В доме тепло. 

Уровень  2.

Вариант  1.Спишите. Измените слова так  чтобы в них появилось сочетание  ЧК,  ЧК. 

    Крошка - …, …;  булка - …, …;  ночь - …, …;  цветы - …, …;  огурец - …, …;  дача - …, …;  лодка - …, …;  потолок - …, …;  чулок - …, …;  горчица - …, … . 

Вариант  2.Спишите. Измените слова так, чтобы в них появилось сочетание  ЧК,  ЧН.

     Тряпка - …, …;  сказка - …, …;  игрушка - …, …;  пушка - …, …;  ежевика - …, …;  желток - …, …;  теплица - …, …;  пряник - …, …;  кулаки - …, … .   

Уровень  3.

Вариант  1.Придумайте и запишите с этими словами небольшой рассказ (стихотворение). 

Синичка,   птичка,  водичка,  черничка

Вариант  2.Придумайте и запишите с этими словами небольшой рассказ (стихотворение). 

Бабочка ,  лавочка,  грибочки,  цветочки. 

XI. Итог урока. Самооценка

- Какое открытие мы сделали сегодня на уроке? (ответы детей: ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН,НЧ пишется без Ь) Слайд 6

- Приведите примеры слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН,НЧ. Зачем нам надо знать об их правильном написании? Когда потребуется применение новых знаний?

Вот и чудо совершилось,

           И открытие свершилось.

-  Оцените и вы свою работу на уроке:

Кружки  "зеленый"  - работал хорошо

               "желтый"    - работал с недочётами

               "красный"  - работа  не удалась.

XII. Домашнее задание.  Стр.125 упр.184. Оценки за урок.

 

 

Приложение

1. Задание «Свари обед».

Салат, винегрет, щи, суп, котлеты, каша, омлет, блины, чай, компот.

(Слова-помощники: молоко, овощи, гречка, клубника)

 

                                   1 вариант

1.Образуй слова по образцу:

Река – речка - речной

Рука - ____________________________________________________

Сердце -___________________________________________________

2. «Лови ошибку»

Девочька, ручка, удочька, жучка, бочка, анечка.

__________________________________________________________________

                                         

                                2 вариант

 1.Образуй слова по образцу:

Река – речка - речной

Ночь - __________________________________________________________

Облако - ________________________________________________________

 2. «Лови ошибку»  

Девочька, ручка, удочька, жучка, бочка, анечка.

 

 

 

Задание                                         1 группа

1. Бабочка

2. Яркая, ______________________________

3.Порхает,___________________________,______________________________

4._________________________________________________________

5.Адмирал

__________________________________________________________________

 

Задание                                      2 группа

1. Бабочка

2. Голубенькая, ______________________________

3.Порхает,___________________________,______________________________

4.___________________________________________________________

5.Мотылёк

__________________________________________________________________

 

Задание                                         3 группа

1. Бабочка

2. Жёлтая, ______________________________

3.Порхает,___________________________,______________________________

4.______________________________________________________

5.Капустница

 

 

Задание для девочек:

Напиши ласково имена мальчиков:                               

Дима  –_________________________              

Женя  – _________________________           

Ваня  – _________________________         

_________________________________________________________________

Задание для мальчиков:

Напиши ласково имена девочек:                               

Лена  –_________________________              

Лида  – _________________________           

Таня  – _________________________  

__________________________________________________________________      

 

Задание: исправь ошибки, допущенные в тексте. Озаглавьте его.

                  _________________________________________     

Бабочьки бывают ночьные и дневные. дневные бабочьки – яркие, красочьные. На коньчиках их усиков крошечьные шарики. ночьные Бабочьки выглядят проще. Их крылышки покрыты Ворсиночками.

__________________________________________________________________

Проверь:

Бабочки бывают ночные и дневные. Дневные бабочки – яркие, красочные. На кончиках их усиков крошечные шарики. Ночные бабочки выглядят проще. Их крылышки покрыты ворсиночками.

 

_______________________________________________________________

 


План - конспект урока русского языка во 2 классе

План - конспект урока русского языка во 2 классе

План урока. I. Оргмомент.

План урока. I. Оргмомент.

Прочитайте и отгадайте загадку

Прочитайте и отгадайте загадку

И конечно, не нарочно Съел я килограмм конфет

И конечно, не нарочно Съел я килограмм конфет

Разноуровневые задания Уровень 1

Разноуровневые задания Уровень 1

Образуй слова по образцу: Река – ре чк а - ре чн ой

Образуй слова по образцу: Река – ре чк а - ре чн ой

Задание : исправь ошибки, допущенные в тексте

Задание : исправь ошибки, допущенные в тексте
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2021