План-конспект урока с использованием ИКТ"Химические свойства спиртов"
Оценка 5

План-конспект урока с использованием ИКТ"Химические свойства спиртов"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
химия
9 кл—11 кл
04.01.2022
План-конспект урока с использованием ИКТ"Химические свойства спиртов"
Разработка урока химии в 10-ом классе по теме Спирты
химические свойства спиртов.doc

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Алыгджерская средняя общеобразовательная школа-интернат»

Нижнеудинского района, Иркутской области

 

 

 

 

 

 

Конспект урока химии

с использованием информационно - коммуникационных технологий (ИКТ)

 в 10классе по теме

 

 «Химические свойства спиртов»

 

 

 

 

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Составила:

                             учитель химии

                                                        Буракова Ирина Прокопьевна

Тема урока: «Химические свойства спиртов»

Цель урока: Изучить химические свойства предельных одноатомных  и многоатомных спиртов, их действие на организм.

Задачи:

1) обучающие:

- повторить особенности строения молекулы одноатомных и многоатомных спиртов;

- изучить химические свойства одноатомных и многоатомных спиртов;

- раскрыть взаимосвязь строения и свойств веществ на примере одноатомных и многоатомных спиртов;

 - продолжить формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий;

- продолжить формировать компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением;

- продолжить формировать навыки самоконтроля.
2) развивающие:

-

развивать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале; сравнивать;

 - развивать самостоятельность учащихся, используя для этого проблемные ситуации, устранение опеки при оказании помощи;

 - развивать эмоции и мотивы учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации;

 - способствовать формированию познавательной активности учащихся на уроке через применение медиапрезентаций;

3) воспитывающие:

- содействовать в ходе урока формированию причинно-следственных и  межпредметных связей;

- продолжить формирование научного мировоззрения;

- обеспечить нравственно-этическое воспитание (антиалкогольное воспитание);

- содействовать физическому воспитанию, через напоминание об осанке учащихся во время работы, соблюдения ТБ.

 

Тип  урока: изучение нового материала.

 

Форма урока: урок- презентация

 

Методы обучения: словесный, работа с учебником и справочником, наглядный, практический.

 

Место мультимедийной презентации в уроке: иллюстрация изучаемого материала, иллюстрация заданий материалов ЕГЭ по теме. Презентация составлена так, что ученик, пропустивший данный урок, или ученик, которому необходима дополнительная проработка материала, могут воспользоваться ею самостоятельно, работая в компьютерном классе или дома при наличии ПК. Данная презентация может быть использована учащимися 10-11 классов для обобщенного повторения и подготовке к ЕГЭ.

 

 

Оборудования и реактивы:

 компьютер, интерактивная доска с мультимедийным проектором; учебник О.С. Габриеляна Химия 10, химический справочник; на столах учащихся штатив с пробирками, в которых бесцветные растворы: 1- фенол, 2- этанол, 3- глицерин, чистые пробирки, р-р сульфата меди(II), р-р  гидроксида натрия.

Презентация учителя «Химические свойства спиртов», презентация ученика «Влияние алкоголя на организм человека».

 

 

Краткое содержание урока:

I этап: Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.

II этап: Целеполагание. Мотивация к деятельности.

III этап: Актуализация знаний.

IV этап: Изучение нового материала.

V этап: Обобщение пройденного материала.

VI этап: Подведение итогов.

VII этап:  Домашнее задание.

VIII этап: Рефлексия.

Ход урока:

 

I этап: Организационный момент. Урок начинается с проверки у учеников учебников, тетрадей, дневников ( визуально). Снятие эмоциональной нагрузки: живое слово учителя с призывом к сотрудничеству и просьбой протянуть руку «помощи».

 

II этап: Целеполагание. Мотивация к деятельности.

С помощью учащихся формулируются цели и задачи урока. Слайд 2                                                  

 

Мотивация: Из своего жизненного опыта вы знаете что человек использует спирты в быту, в медицине. Вы знаете как спирты влияют на организм человека, попадая внутрь.  Из СМИ вы слышите что алкоголизм стал нашей национальной бедой.

Проблемный вопрос: Употребляя алкоголь человек на следующее утро страдает «похмельем». В чем заключается химическая сущность этого явления?

 

III этап: Актуализация знаний.

Учитель сообщает учащимся, что оценка сегодня будет выставляться по накопительной системе в конце урока. За каждое правильное решение ученик себе должен поставить балл (самоконтроль).

Слайд 3

1.Из названных веществ:

этандиол, бутанон, этанол, пропаналь, пропантриол, 3-метилбутанол-1

выберите: девочки – многоатомные спирты, мальчики – одноатомные и составьте их структурные формулы.

 

Слайд 4

 

Проверка: одноатомные спирты:   этанол CH3-CH2-OH;

                                   3-метилбутанол -1   CH3-CH-CH2-CH2-OH

                                                                              

                                                                               CH3

 многоатомные спирты:   этандиол    CH2CH2,   пропантриол   CH2CHCH2       

                                                              

                                                               OH     OH                               OH    OH   OH

 

Слайд 5

 

2.Подумай! (устно, фронтально)                                                                                         

Что общего в строении молекул одноатомных и многоатомных спиртов?

 

Проверка:

-OH функциональная группа,

 

По схеме объясните механизм образования водородной связи                                                                                                                   

 

Какие физические свойства спиртов обуславливает водородная связь?

 

                                                

 

IV этап: Изучение нового материала.  

 

Мы уже знаем, что свойства веществ определяются их составом и строением. Молекулы спиртов включают в себя углеводородный радикал и гидроксильную группу. Следовательно, химические свойства спиртов определяются взаимным влиянием этих групп атомов друг на друга.

Слайд 6

1)      Химические свойства предельных одноатомных спиртов.

(Парная работа с учебником по схеме).          

СХЕМА

 

Скругленный прямоугольник: ВнутримолекулярнаяСкругленный прямоугольник: Реакции дегидратации(В соответствии со СХЕМОЙ в ходе  фронтальной беседы анализируем химические свойства одноатомных спиртов, учащиеся записывают уравнения реакций на доске)

 

 

 

 

 

 

 

I.    Кислотные свойства

Вопрос: Почему спирты могут проявлять кислотные свойства? Чем они обусловлены?

Обусловленные наличием водорода в гидроксильной группе –  слабые кислотные свойства (не действуют на индикаторы)

а) взаимодействие со щелочными и щелочноземельными металлами (образование алкоголятов). Демонстрация опыта: сравните кислотные свойства воды и спирта.

R-OH +Na R-ONa + H2

С2Н5-OH +Na → С2Н5-ONa + H2

                                            этилат натрия

б) реакции этерификации

СН3-СН2- СООН + НОСН3СН3-СН2СООСН3

                                                                           метиловый эфир уксусной кислоты

II. Основные свойства (реакции замещения)

 

                  t, H2SO4 конц

СН3-ОН  + НBr СН3-Br + H2O

  метанол     бромовоород        бромметан        вода

 

III. Окисление

 

1.      Горение

Спирты относятся к группе ЛВЖ. Такие вещества могут воспламеняться не только от огня, но и при контакте с сильными окислителями.

Демонстрация опыта: воспламенение спирта с помощью окислительной смеси.

С2Н5ОН + 3О2=2СО2+3Н2О

2. Окислительное дегидрирование

                       Cu

СН3-СН2-ОНСН3СОН + Н2

Присутствие окислителей (нагретый оксид меди (II), растворы дихромата калия и перманганата калия) облегчает протекание реакции, отщепляющийся водород при этом превращается в воду.

 

СН3-СН2-ОН + CuOCH3COH + Cu + H2O (качественная р-ция)

                        KMnO

СН3-СН2-ОН                СН3СОН + Н2O

     IV. Дегидратация

1. Внутримолекулярная

С2Н 5ОН → С2Н4 + Н2О

2.Межмолекулярная

С2Н5ОН + НОС2Н5→С2Н5-О-С2Н5

                                                        диэтиловый эфир

 

2)      Химические свойства многоатомных спиртов.

Задание уч-ся:

Зная  строение многоатомных спиртов, предположите их химические свойства. (Выслушиваются предположения учащихся)

Слайд 7

Вопрос учащимся:

Должно ли вызвать появление новых химических свойств увеличение числа гидроксогрупп в молекулах многоатомных спиртов?

(Ответ на него учащиеся получают при просмотре видеоролика – действия глицерина на гидроксид меди(II)).

Слайд 8

Записываем уравнение реакции глицерина с гидроксидом меди.           

Качественные реакции используют для распознавания веществ.

Слайд 9

Задание уч-ся:

Изучите схему на слайде, отметьте общие свойства и найти отличительное  свойство многоатомных спиртов.

Вывод:

По аналогии с одноатомными спиртами называются реакции горения, замещения водорода гидроксогруппы на щелочной металл, обмен всей гидроксогруппы на галоген и др. Делаем вывод об общности свойств глицерина с одноатомными спиртами, обусловленных функциональной группой - ОН.

 

Отмечается, что многоатомные спирты в отличие от одноатомных спиртов реагируют с нерастворимым основанием и легче окисляются. Взаимодействие глицерина с основанием говорит о том, что многоатомные спирты обладают слабыми кислотными свойствами.                                                                                                     

 

Слайд 10.

3)      Исследовательская работа

(Групповая работа по инструктивным карточкам. )

В качестве закрепления  решите экспериментальную задачу.

Каждой группе выданы  две пронумерованные пробирки с бесцветными растворами.

  

Задание для 1 группы:

G  Определите глицерин среди выданных

     растворов;

F Напишите уравнение реакции.

 

Задание для 2 группы:

G  Определите этанол среди выданных

     растворов;

F Напишите уравнение реакции.

 

При выполнении лабораторных и практических работ по химии не нарушаем правила ТБ.

 

4)      Физиологическое действие спиртов на организм человека.

Какое же действие оказывает этиловый спирт на организм человека?                  

Учащимся предлагается просмотреть и послушать сообщение-презентацию одного из учеников (презентация ученика включается по гиперссылке)

 

V этап: Обобщение пройденного материала.

Слайд 11

Выводы делаются совместно с учащимися, как повторение основополагающих моментов урока.

 

VI этап: Подведение итогов.  

    Как вы думаете,  мы выполнили поставленные задачи?                                                                         

VII этап:  Домашнее задание. Слайд 12                                                                    

(дифференцированно)

Учитель предлагает:

1.      Выучить § 9, с. 74 упр. № 13.

2.      Приготовить сообщение-презентацию «Применение одноатомных и многоатомных спиртов».

VIII этап: Рефлексия.

Оценивается эмоциональное состояние.

- На сколько активно работал каждый из вас?

 

Учащиеся выражают своё эмоциональное отношение к уроку и оценивают свою активность по пятибалльной системе (на столах имеются карточки).


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Алыгджерская средняя общеобразовательная школа-интернат»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Алыгджерская средняя общеобразовательная школа-интернат»

Тема урока: «Химические свойства спиртов»

Тема урока: «Химические свойства спиртов»

Краткое содержание урока: I этап:

Краткое содержание урока: I этап:

По схеме объясните механизм образования водородной связи

По схеме объясните механизм образования водородной связи

I. Кислотные свойства Вопрос:

I. Кислотные свойства Вопрос:

Должно ли вызвать появление новых химических свойств увеличение числа гидроксогрупп в молекулах многоатомных спиртов? (Ответ на него учащиеся получают при просмотре видеоролика – действия глицерина…

Должно ли вызвать появление новых химических свойств увеличение числа гидроксогрупп в молекулах многоатомных спиртов? (Ответ на него учащиеся получают при просмотре видеоролика – действия глицерина…

Групповая работа по инструктивным карточкам

Групповая работа по инструктивным карточкам

Выводы делаются совместно с учащимися, как повторение основополагающих моментов урока

Выводы делаются совместно с учащимися, как повторение основополагающих моментов урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2022