План-конспект урока в 8 классе
Скелет головы и туловища
Цели:
§ повторить строение скелета головного мозга и туловища;
§ развивать умение выступать перед аудиторией; развивать правильную речь, внимательность;
§ воспитывать интерес к предмету, трудолюбие, уважение по отношению к учителю и товарищам.
Оборудование: модель скелета человека; таблицы «Скелет и мышцы человека», «Скелет черепа», «Строение костей и типы их соединений».
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Работа над новым материалом
Учитель называет тему урока.
Учитель: Как вам известно, основой строения нашего организма считается скелет. Он, по сути, является «фундаментом» для закрепления и присоединения мышц, для размещения внутренних органов и кровеносных сосудов. Именно благодаря ему мы способны сохранять вертикальное положение и двигаться. Но подобными знаниями человечество обладало не всегда.
Выступления учащихся
Ученик 1: Кости изучали еще в Древней Греции. Мудрец Демокрит, стоявший у истоков атомарной системы мира, собирал материалы для обучения во время прогулок по кладбищам. Клавдий Гален, советовавший ученикам собирать кости павших врагов, совершил сложное путешествие в Александрию и обратно только затем, чтобы увидеть своими глазами единственный Цельный человеческий скелет.
Ученик 2: В средние века изучение скелета резко остановилось: церковь называла анатомию богопротивным делом, а также активно вмешивалась в процесс изучения анатомии. Так, в Казани в начале XIX в. состоялось массовое захоронение церковниками учебных препаратов, изъятых у студентов. «Похоронены» были важные и интересные науке образцы, в том числе и заказанные еще в XVIII в. Петром Великим в Европе.
Ученик 3: Для более сложных по своему строению животных появляется необходимость в защите внутренних органов твердой или прочной оболочкой. У насекомых роль такой оболочки играет хитин, у более сложных животных – скелет. Скелетом оказываются полностью прикрыты и защищены головной и спинной мозг, также под защитой скелета, а точнее ребер, оказываются сердце, легкие и органы, которые принято считать органами брюшной полости – желудок, печень и почки.
Учитель: Скелет человека является сложным соединением костной и хрящевой тканей, а также объединяющей их нервной ткани. Обычно скелет разделяют на 4 части – скелет головы, скелет туловища, скелеты верхних и нижних конечностей. Сегодня мы рассмотрим скелеты головы и туловища.
Скелет головы – череп
Учитель: С давних времен голова считалась особенным, самым главным отделом тела. Древние люди верили, что именно в голове располагается бессмертная человеческая душа. Разные народы относились к черепу с почтением и преклонением – их собирали, украшали и хранили.
Современная наука подразделяет череп на две основные части: мозговую, предназначенную для защиты головного мозга, и лицевую часть, являющуюся основой для построения лица. Рассмотрим и обсудим строение черепа человека (учитель демонстрирует соответствующие схемы, макеты или слайды).
Итак, мозговой отдел, составляющий большую часть черепа, состоит из плоских, смешанных и воздухоносных костей, сложенных в куполообразное округлое объединение, покрывающее тело головного мозга.
Лицевая часть имеет особенное, сложное строение и присоединяется к мозговой части. Также необходимо упомянуть о затылочных костях черепа, в нижней части соединяющихся с позвоночным столбом, и об очень тонких височных костях.
Черепные кости далеко не всегда имеют правильные геометрические формы. Многие кости имеют сквозные отверстия, особенно заметные снизу. Они предназначены для проведения крупных кровеносных сосудов и нервных окончаний от головного мозга к мышцам черепа и лица. Лицевая часть черепа, в состав которой входят 16 мелких костей, напрямую взаимосвязана с органами чувств, пищеварения и дыхания.
Ученик 4: Широкие промежутки на черепе новорожденного, еще не заросшие хрящевой тканью, получили название родничков. Считалось, что эти роднички наделены волшебными свойствами и способны выпускать из черепа душу. Однако отверстия имеют простое объяснение – в процессе внутриутробного развития пространства между костями черепа помогают головке без травм выйти наружу, а в младенческом возрасте зазоры дают гарантию гармоничного развития головы.
Скелет туловища
Учитель: Скелет туловища включает в себя позвоночник и грудную клетку (учитель демонстрирует соответствующие схемы, макеты или слайды). Основа скелета – конечно же, позвоночник, играющий роли пружины-амортизатора и проводника нервов спинного мозга. Структура позвоночного столба оригинальна и включает в себя сотни связок, костных изгибов и хрящевых прослоек. Благодаря упругости и гибкости позвоночника человек может делать различные движения. (Учитель демонстрирует положения позвоночника при различных формах деятельности.)
По строению позвоночник подразделяется на 5 основных отделов, отличающихся разным количеством составляющих их позвонков: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5) и копчиковый (4-5 позвонков). Позвоночный столб составляет около 40% от длины тела и меняется с течением времени.
Ученик 5: Известная поговорка про пожилых людей «он/она вниз растет» имеет под собой свои основания. Действительно, к старости рост человека начинает сокращаться. Это напрямую связано с уменьшением длины позвоночного столба, а точнее – со стачиванием и истиранием хрящевых прокладок между позвонками.
Учитель: В завершение урока необходимо сказать несколько слов по поводу грудной клетки. Она образована 12 парами ребер, подвижным способом соединенных с грудиной спереди и с грудным отделом позвоночника сзади. Основные функции грудной клетки – защита внутренних органов, а также основа для прикрепления некоторых типов мышц (в том числе и некоторых мышц верхних конечностей).
IV. Подведение итогов
Учитель просит учеников ответить на следующие вопросы:
1. Какие разделы включает в себя опорно-двигательный аппарат и какие функции выполняет?
2. Какие типы костей вы знаете? Из каких тканей состоят кости?
3. Расскажите о строении костей и о химическом составе костной ткани.
4. Расскажите о процессе роста костей как в ширину, так и в длину, а также перечислите способы соединения костей между собой.
5. Почему кости мозгового отдела соединены неподвижно?
V. Домашнее задание
В качестве домашнего задания учитель предлагает ученикам с помощью учебника и схем заполнить следующую таблицу.
Части тела |
Отделы скелета |
Кости |
Особенности строения |
Голова (скелетом является череп) |
Мозговой отдел |
Теменные и височные; лобная, затылочная, решетчатая, клиновидная |
Развит больше по сравнению с лицевым, имеет большой объем |
Лицевой отдел |
Верхняя челюсть, скуловые, носовые, слезные, нёбные; нижняя челюсть, сошник, подъязычная кость |
Подбородок клиновидной формы, обязательный для членораздельной речи |
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.