План-конспект урока "Скелет головы и туловища"
Оценка 4.7

План-конспект урока "Скелет головы и туловища"

Оценка 4.7
doc
27.12.2022
План-конспект урока "Скелет головы и туловища"
план-конспект 8 класс.doc

План-конспект урока в 8 классе

 

Скелет головы и туловища

 

Цели:

§  повторить строение скелета головного мозга и туловища;

§  развивать умение выступать перед аудиторией; развивать правильную речь, внимательность;

§  воспитывать интерес к предмету, трудолюбие, уважение по отношению к учителю и товарищам.

Оборудование: модель скелета человека; таблицы «Скелет и мышцы человека», «Скелет черепа», «Строение костей и типы их соединений».

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока

I.         Организационный момент.

II.        Проверка домашнего задания.

III.      Работа над новым материалом

Учитель называет тему урока.

Учитель: Как вам известно, основой строения нашего организма считается скелет. Он, по сути, является «фундаментом» для закрепления и присоединения мышц, для размещения внутренних органов и кровеносных сосудов. Именно благодаря ему мы способны сохранять вертикальное положение и двигаться. Но подобными знаниями человечество обладало не всегда.

Выступления учащихся

Ученик 1: Кости изучали еще в Древней Греции. Мудрец Демокрит, стоявший у истоков атомарной системы мира, собирал материалы для обучения во время прогулок по кладбищам. Клавдий Гален, советовавший ученикам собирать кости павших врагов, совершил сложное путешествие в Александрию и обратно только затем, чтобы увидеть своими глазами единственный Цельный человеческий скелет.

Ученик 2: В средние века изучение скелета резко остановилось: церковь называла анатомию богопротивным делом, а также активно вмешивалась в процесс изучения анатомии. Так, в Казани в начале XIX в. состоялось массовое захоронение церковниками учебных препаратов, изъятых у студентов. «Похоронены» были важные и интересные науке образцы, в том числе и заказанные еще в XVIII в. Петром Великим в Европе.

Ученик 3: Для более сложных по своему строению животных появляется необходимость в защите внутренних органов твердой или прочной оболочкой. У насекомых роль такой оболочки играет хитин, у более сложных животных – скелет. Скелетом оказываются полностью прикрыты и защищены головной и спинной мозг, также под защитой скелета, а точнее ребер, оказываются сердце, легкие и органы, которые при­нято считать органами брюшной полости – желудок, печень и почки.

Учитель: Скелет человека является сложным соединением костной и хрящевой тканей, а также объе­диняющей их нервной ткани. Обычно скелет разделяют на 4 части – скелет головы, скелет туловища, скелеты верхних и нижних конечностей. Сегодня мы рассмотрим скелеты головы и туловища.

 

Скелет головы – череп

Учитель: С давних времен голова считалась особенным, самым главным отделом тела. Древние люди ве­рили, что именно в голове располагается бессмертная человеческая душа. Разные народы относились к черепу с почтением и преклонением – их собирали, украшали и хранили.

Современная наука подразделяет череп на две основные части: мозговую, предназначенную для защиты головного мозга, и лицевую часть, являющуюся основой для построения лица. Рассмотрим и обсудим строение черепа человека (учитель демонстрирует соответствующие схемы, макеты или слайды).

Итак, мозговой отдел, составляющий большую часть черепа, состоит из плоских, смешанных и воздухоносных костей, сложенных в куполообразное округлое объединение, покрывающее тело головного мозга.

Лицевая часть имеет особенное, сложное строение и присоединяется к мозговой части. Также необходимо упомянуть о затылочных костях черепа, в нижней части соединяющихся с позвоночным столбом, и об очень тонких височных костях.

Черепные кости далеко не всегда имеют правильные геометрические формы. Многие кости имеют сквозные отверстия, особенно заметные снизу. Они предназначены для проведения крупных кровеносных со­судов и нервных окончаний от головного мозга к мышцам черепа и лица. Лицевая часть черепа, в состав которой входят 16 мелких костей, напрямую взаимосвязана с органами чувств, пищеварения и дыхания.

Ученик 4: Широкие промежутки на черепе новорожденного, еще не заросшие хрящевой тканью, получили название родничков. Считалось, что эти роднички наделены волшебными свойствами и способны выпускать из черепа душу. Однако отверстия имеют простое объяснение – в процессе внутриутробного развития пространства между костями черепа помогают головке без травм выйти наружу, а в младенческом возрасте зазоры дают гарантию гармоничного развития головы.

 

Скелет туловища

Учитель: Скелет туловища включает в себя позвоночник и грудную клетку (учитель демонстрирует соответствующие схемы, макеты или слайды). Основа скелета – конечно же, позвоночник, играющий роли пружины-амортизатора и проводника нервов спинного мозга. Структура позвоночного столба оригинальна и включает в себя сотни связок, костных изгибов и хрящевых прослоек. Благодаря упругости и гибкости позвоночника человек может делать различные движения. (Учитель демонстрирует положения позвоночника при различных формах деятельности.)

По строению позвоночник подразделяется на 5 основных отделов, отличающихся разным количеством составляющих их позвонков: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5) и копчиковый (4-5 позвонков). Позвоночный столб составляет около 40% от длины тела и меняется с течением времени.

Ученик 5: Известная поговорка про пожилых людей «он/она вниз растет» имеет под собой свои основания. Действительно, к старости рост человека начинает сокращаться. Это напрямую связано с уменьшением длины позвоночного столба, а точнее – со стачиванием и истиранием хрящевых прокладок между позвонками.

Учитель: В завершение урока необходимо сказать несколько слов по поводу грудной клетки. Она образована 12 парами ребер, подвижным способом соединенных с грудиной спереди и с грудным отделом позвоночника сзади. Основные функции грудной клетки – защита внутренних органов, а также основа для прикрепления некоторых типов мышц (в том числе и некоторых мышц верхних конечностей).

 

IV.      Подведение итогов

 

Учитель просит учеников ответить на следующие вопросы:

1.                  Какие разделы включает в себя опорно-двигательный аппарат и какие функции выполняет?

2.                  Какие типы костей вы знаете? Из каких тканей состоят кости?

3.                  Расскажите о строении костей и о химическом составе костной ткани.

4.                  Расскажите о процессе роста костей как в ширину, так и в длину, а также перечислите способы соединения костей между собой.

5.                  Почему кости мозгового отдела соединены неподвижно?

 

V.        Домашнее задание

В качестве домашнего задания учитель предлагает ученикам с помощью учебника и схем заполнить следующую таблицу.

 

 

 

Части тела

Отделы скелета

Кости

Особенности строения

Голова (скелетом является череп)

Мозговой отдел

Теменные и височные; лобная, затылочная, решетчатая, клиновидная

Развит больше по сравнению с лицевым, имеет большой объем

Лицевой

отдел

Верхняя челюсть, скуловые, носовые, слезные, нёбные; нижняя челюсть, сошник, подъязычная кость

Подбородок клиновидной формы, обязательный для членораздельной речи

 

 

 

 

 


План-конспект урока в 8 классе

План-конспект урока в 8 классе

Современная наука подразделяет череп на две основные части: мозговую, предназначенную для защиты головного мозга, и лицевую часть, являющуюся основой для построения лица

Современная наука подразделяет череп на две основные части: мозговую, предназначенную для защиты головного мозга, и лицевую часть, являющуюся основой для построения лица

Расскажите о процессе роста костей как в ширину, так и в длину, а также перечислите способы соединения костей между собой

Расскажите о процессе роста костей как в ширину, так и в длину, а также перечислите способы соединения костей между собой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.12.2022