Совершенствование системы подготовки обучающихся 9 класса к ОГЭ по географии как условие повышения качества образования
Оценка 5

Совершенствование системы подготовки обучающихся 9 класса к ОГЭ по географии как условие повышения качества образования

Оценка 5
doc
25.06.2023
Совершенствование системы подготовки обучающихся 9 класса к ОГЭ по географии как условие повышения качества образования
доклад по ОГЭ.doc

Совершенствование системы подготовки обучающихся 9 класса к ОГЭ по географии как условие повышения качества образования

 

Перехода Г. И..

 

Современными нормами нашей действительности становится жизнь в постоянно меняющихся условиях, требующих умения решать нестандартные проблемы и навыков новых видов взаимодействия и сотрудничества. Система образования как неотъемлемая часть общества не может не реагировать на изменения, происходящие в мире, но в тоже время она должна сохранять стабильность и обеспечивать преемственность образовательного процесса, чтобы наше общество не скатилось в хаос и разрушение. В последние несколько десятилетий в российской системе образования произошла значительные перемены, коснувшиеся подходов к обучению, целей и содержания образования, а также процедур оценки итогов обучения.

Одним из самых значительных изменений в системе образования России в 21 веке стало введение новой системы государственной итоговой аттестации. ОГЭ и ЕГЭ до сих пор являются объектом горячих споров среди педагогов, учащихся и родителей, а подготовка к ним часто вызывает трудности, как у учащихся, так и у учителей. Рассмотрим некоторые пути совершенствования системы подготовки учащихся к ОГЭ по географии.

Основной государственный экзамен (ОГЭ) представляет собой форму государственной итоговой аттестации, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ основного общего образования требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Для указанных целей используются контрольные измерительные материалы, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы. Государственная итоговая аттестация в любой форме является серьёзным испытанием для учащихся, не только их знаний и умений по предмету, но и их психологического состояния и стрессоустойчивости. А для учителей-предметников это вызов и испытание профессиональных компетенций, постоянный поиск новых методических приемов для повышения эффективности обучения. Но только при условии активного взаимодействия триады «учитель-ученик-родитель» можно получить достойный результат по итогам аттестации.

Для получения хороших результатов при сдаче ОГЭ начинать готовиться к экзамену нужно заблаговременно. Как это ни банально звучит, но каждый день, проведённый ребёнком в школе, является этапом подготовки в выпускным испытаниям. К сожалению, это редко понимают учащиеся и даже их родители. Поэтому главной задачей при подготовке к ОГЭ в 9 классе мы считаем системное повторение ранее изученного материала. Отличными помощниками в этой работе становятся справочники по географии и краткие словари для школьников, которые содержат основную информацию по различным темам. Краткое изложение позволяет быстро освежить в памяти уже изученное, выявить пробелы в знаниях, создать своего рода «каркас», который легко можно дополнить или расширить в течение учебного года.

Не менее важной задачей в совершенствовании подготовки к ОГЭ по географии мы считаем организацию самостоятельной работы учащихся. Учителю приходится мотивировать самостоятельную подготовку обучающихся к экзамену и осуществлять постоянный контроль их деятельности. Уже на первых уроках в 9 классе мы знакомим учеников с пособиями для подготовки к ГИА, различными источниками информации по предмету и доступными сервисами в интернете, которые они могут использовать для самостоятельного тренинга. В индивидуальном порядке мы составляем план подготовки к экзамену, позволяющий учащимся максимально эффективно построить маршрут своей работы. Таким образом, в процессе подготовки к ОГЭ, отмечая пройденные этапы, выявляя трудности и пробелы в знаниях, дети получают дополнительный стимул от ощущения продвижения вперёд к цели.

Важным моментом в подготовке к ОГЭ представляется знакомство учащихся с особенностями экзамена, его структурой, содержанием, критериями оценки и организацией проведения. На консультации обучающиеся знакомятся со спецификацией и кодификатором КИМ, мы анализируем их содержание, чтобы затем учесть полученную информацию при построении индивидуальных маршрутов подготовки. В течение учебного года мы стараемся осуществлять текущий и итоговый контроль, используя задания схожие с ОГЭ. Кроме того мы регулярно решаем тренировочные варианты ОГЭ, чтобы учащиеся быстрее научились трансформировать имеющиеся знания и применять их для решения конкретных учебных задач. Такой подход не только даёт возможность потренироваться в выполнении заданий ОГЭ, но и позволяет проводить диагностику знаний обучающихся и проследить динамику усвоения знаний, умений и навыков, выявить проблемные моменты и увидеть объективную картину всем заинтересованным сторонам.

Для успешного решения заданий ОГЭ очень важно совместно с учащимися выработать алгоритм их решения. Анализируя структуру и содержание экзаменационных материалов, обучающиеся могут прийти к выводу, что при всём многообразии вариантов ОГЭ, его задания типичны и значит решать их можно по выработанной схеме. Это позволяет более эффективно использовать время, отводимое на экзамен, и избегать лишних ошибок. Также мы формулируем общие правила для саморегуляции деятельности учащихся во время экзамена. Обычно они содержат следующие пункты:

1.                            Концентрация. Во время экзамена очень важно сохранять внимание при выполнении заданий, заполнении бланков и формулировании развёрнутых ответов.

2.                            Постоянное соотнесение и сравнение задания, решения и ответа друг с другом. Некоторые ошибки на экзамены связаны с невнимательным прочтением задания или данных. Учащимся важно научиться «читать, что написано», а не подгонять задание под своё решение.

3.                            Своевременное переключение. Учащимся нужно научиться следить за уровнем своей концентрации и вовремя переключаться или делать паузу. Также можно подобрать небольшие упражнения для краткосрочного отдыха.

4.                            Последовательное заполнение бланков. Обидно получить низкие баллы на экзамене только из-за того, что неправильно был заполнен бланк ответов. Поэтому нужно привыкнуть заполнять бланки по мере выполнения заданий.

5.                            Проверка полученных ответов перед заполнением бланка ответов.

Регуляция и саморегуляция деятельности снижает количество ошибок и повышает вероятность получения высоких баллов на выпускном экзамене. И этот навык, очевидно, будет весьма полезен в будущей жизни обучающихся.

Эффективности подготовки к экзамену способствует систематизация и анализ ошибок, допускаемых при выполнении заданий. Типичные ошибки можно разделить на четыре группы: 1) ошибки, сделанные из-за нехватки знаний; 2) неверный алгоритм решения: 3) ошибки в математических вычислениях или речевом оформлении; 4) ошибки, сделанные по невнимательности.

С сожалением приходится констатировать, что многие учащиеся приходит в 9 класс с большими пробелами в знаниях. Например, ряд типичных ошибок связан с неумением читать географические карты или выбрать карту, необходимую для выполнения задания. Также многие ошибки связаны с незнанием основной географической номенклатуры, как по географии России, так и мира.

В работе мы часто сталкиваемся с тем, что детям трудно производить вычисления без калькулятора и составлять уравнения в случае необходимости. Поэтому приходится постоянно контролировать, чтобы дети не пользовались вспомогательными средствами при решении географических задач.

Иногда у детей наблюдается недостаточный уровень сформированности метапредметных УУД. Обучающимся трудно соотносить информацию, предоставленную в разной форме, например: текст – карта, текст – таблица, текст – карта – таблица. Вообще, учащиеся часто допускают ошибки, связанные с работой с текстом. Они определяются как неправильной интерпретацией текстов в заданиях, так и географически неверным оформлением развернутых ответов. Удивительно наблюдать, что учащимся иногда бывает трудно переносить уже сформированные умения и навыки с одного предмета на другой. Постоянно приходится напоминать об универсальности многих умений, проводить аналогии.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что подготовка к ОГЭ это сложная и комплексная работа, которая должна быть постоянной и поступательной. В сферу рассмотрения современной географии входят естественные и общественные объекты и явления. Она вносит значительный вклад в развитие личности учащихся, так как деятельность является важнейшим фактором в системе взаимодействия человека и природы. Главная задача учителя географии научить ребёнка применять полученные знания и умения в различных жизненных ситуациях, понимать свою роль и роль своей страны в мире.

 

Список литературы

1.                            Демонстрационные материалы ОГЭ по географии-20230323 [электронный ресурс], − режим доступа: www.fipi.ru.

2.                            Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [электронный ресурс], − режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/

3.                            Федеральная рабочая программа основного общего образования. География (для 5–9 классов образовательных организаций) [электронный ресурс], − режим доступа: https://edsoo.ru/Predmet_Geografiya.htm.

4.                            ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» [электронный ресурс], − режим доступа: www.fipi.ru.

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Совершенствование системы подготовки обучающихся 9 класса к

Совершенствование системы подготовки обучающихся 9 класса к

А для учителей-предметников это вызов и испытание профессиональных компетенций, постоянный поиск новых методических приемов для повышения эффективности обучения

А для учителей-предметников это вызов и испытание профессиональных компетенций, постоянный поиск новых методических приемов для повышения эффективности обучения

На консультации обучающиеся знакомятся со спецификацией и кодификатором

На консультации обучающиеся знакомятся со спецификацией и кодификатором

Своевременное переключение. Учащимся нужно научиться следить за уровнем своей концентрации и вовремя переключаться или делать паузу

Своевременное переключение. Учащимся нужно научиться следить за уровнем своей концентрации и вовремя переключаться или делать паузу

Иногда у детей наблюдается недостаточный уровень сформированности метапредметных

Иногда у детей наблюдается недостаточный уровень сформированности метапредметных

ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» [электронный ресурс], − режим доступа: www

ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» [электронный ресурс], − режим доступа: www
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2023