Создание здоровьесберегающего пространства в условиях санаторной школы-интерната
Оценка 4.6

Создание здоровьесберегающего пространства в условиях санаторной школы-интерната

Оценка 4.6
doc
27.12.2022
Создание здоровьесберегающего пространства в условиях санаторной школы-интерната
по здоровьесбережению.doc

Создание здоровьесберегающего пространства в условиях санаторной школы-интерната

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

 

Каждый человек давно привык к фразам: беречь здоровье, укреплять здоровье, не вредить здоровью. Эти слова часто звучат на школьном уроке, они сопровождают с первых шагов нашей жизни, часто оставаясь только призывами или благими пожеланиями. Но, чтобы слова воплотились в жизнь, их нужно довести до сознания каждого ученика. Здоровью и здоровому образу жизни нужно учить. Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «ЗДОРОВЬЕ – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

В это же время сложившаяся система школьного обучения не формирует должной мотивации к здоровью, здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые подвержены этим вредным привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями.

На сегодняшний день средняя продолжительность жизни в России меньше, чем в развитых странах, давно уже преодолевших 70-летний рубеж. Так, в США и Франции она составляет 75 лет, в Японии – 77 лет. В России в 60-х г.г. XX в. отставание от наиболее передовых в этом отношении стран было практически преодолено, и средняя продолжительность жизни в этот период равнялась 70 годам. Однако после 1992 г. средняя продолжительность жизни в России снизилась в среднем до 59,5 лет. Как и за рубежом, заболеваемость населения России определяют в основном 5 классов болезней, составляющих 2/3 всех заболеваний:

1)            Сердечно-сосудистой системы;

2)            Органов дыхания (1/3 всех заболеваний);

3)            Травмы и несчастные случаи;

4)            Нервной системы и органов чувств;

5)            Органов пищеварения.

Выраженную тенденцию к росту имеют такие заболевания, как злокачественные новообразования, сахарный диабет, вирусные заболевания (в т.ч. СПИД). У женщин чаще возникает гипертоническая болезнь, холецистит, неврозы; у мужчин – язвенная болезнь, травмы, инфаркт миокарда. Около 80% населения расстается с жизнью по одной из этих причин.

Не менее тревожно обстоят дела со здоровьем детей России дошкольного и школьного возраста. Особенности современных условий жизни предъявляют организму детей и подростков более высокие требования. За последние годы у 70-80% детей, поступающих в 1-ый класс, отмечаются различные отклонения в состоянии органов, в том числе хронические заболевания. До 30% детей имеют речевые нарушения, до 40% - хронические заболевания дыхательных путей.

В связи с приведёнными данными, можно говорить о той важной роли, которую играет наша школа в борьбе с детскими заболеваниями. Учениками школы в основном являются дети с ослабленным здоровьем и предрасположенные к туберкулёзу, что делает главной задачей работы педагогов поиск путей для поддержания, укрепления и защиты здоровья детей во время учебного процесса.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией обучения, на мой взгляд, следует понимать модель педагогической деятельности, в которой раскрываются способы реализации учебных программ, взаимодействие педагога с учениками при использовании разнообразных форм, методов и средств обучения. Главной целью своей работы я вижу в достижении учащимися государственного образовательного стандарта и при этом сохранении и укреплении здоровья. Я считаю, что никакой другой предмет как биология ни ориентирован на сохранение здоровья учащихся во время учебно-воспитательного процесса. Курс этой образовательной области выстроен так, что практически каждый урок несет элементы здоровьясбережения. В первую очередь это касается курса биологии 8 класса. Ребята, изучая курс анатомии, физиологии, психологии и гигиены, сами активно включаются в процесс: находят информацию в Интернете создают презентации, готовят сообщения на предмет здоровья.

Я стараюсь организовать режим обучения так, чтобы он обеспечил высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволил отодвинуть утомление и избежать переутомления. Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает правильная регламентация продолжительности и чередования различных видов деятельности, переключение с одного вида деятельности на другой.

Ни для кого не является секретом, что число здоровых детей с каждым годом уменьшается. За париод обучения в школе ребята приобретают массу хронических заболеваний. По официальным данным, к концу 20-го столетия лишь 5% выпускников школ практически здоровы, 80% школьников хронически больны, свыше 70% страдают нервно-психическими расстройствами. Из каждой тысячи рождающихся младенцев 900 имеют врожденные пороки развития. Я как учитель стараюсь дать школьнику возможность сохраненить здоровья, формирую у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, учу использовать полученные знания в повседневной жизни, использую на уроках такие элементы здоровьясбережения как:

1) оптимальная плотность урока;

2) рациональное чередование видов учебной деятельности;

3) уважительный стиль общения;

4) эмоциональная разрядка;

5) физкультурная пауза;

6) правильная рабочая поза;

7) положительные эмоции.

Положительные стороны данной технологии я вижу в следующем: во-первых, не требуется излишнего учебно-методического обеспечения, во-вторых дети с удовольствием воспринимают элементы урока, направленные на формирование умений, навыков здоровьясбережения: (физкультминутки, соматометрические измерения и т.д).

В некоторых источниках методической литературы я сталкиваюсь с тем, что авторы не признают существования понятия «здоровьесберегающие технологии обучения», а есть образовательные технологии, в которых непременно должен быть компонент здоровьесбережения. Я согласен с тем, что любая технология обучения должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, на формирование у них здорового образа жизни, а иначе кому нужны технологии, подрывающие здоровье.


Создание здоровьесберегающего пространства в условиях санаторной школы-интерната

Создание здоровьесберегающего пространства в условиях санаторной школы-интерната

До 30% детей имеют речевые нарушения, до 40% - хронические заболевания дыхательных путей

До 30% детей имеют речевые нарушения, до 40% - хронические заболевания дыхательных путей

Положительные стороны данной технологии я вижу в следующем: во-первых, не требуется излишнего учебно-методического обеспечения, во-вторых дети с удовольствием воспринимают элементы урока, направленные на формирование умений,…

Положительные стороны данной технологии я вижу в следующем: во-первых, не требуется излишнего учебно-методического обеспечения, во-вторых дети с удовольствием воспринимают элементы урока, направленные на формирование умений,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.12.2022