План-конспект
воспитательного мероприятия
Тема: «Герои Первой и Второй чеченской кампании»
Форма проведения: беседа
Цель: познакомить кадет с героическими и трагическими страницами истории Отечества, связанными с войной в Чеченской Республике
Задачи:
· продолжать способствовать укреплению у воспитанников чувства любви и гордости к Родине, к людям, защищавшим её, чувства долга и готовности к защите своей страны.
· продолжать развивать у кадет умение составлять портрет героя, отбирать качества его характера, анализировать информацию и высказывать собственное мнение.
· продолжить воспитывать у кадет уважительное отношение к участникам Чеченской войны, к их подвигам, к памяти погибших в горячих точках, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;
Использование современных образовательных технологий:
1. Ситуативные технологии.
2. ИКТ - технология.
Методическое оснащение:
1. План-конспект.
2. Презентация.
3. Видеоролик
Ход мероприятия:
I. Вступление. (5 мин.)
Командир класса докладывает, о наличии личного состава.
Воспитатель. Проверяет наличие кадет. Сегодня мы с вами вспомним героическую и трагическую станицу истории Российского государства.
Посвящается двадцатилетним,
Прожившим так мало,
Повидавшим так много.
Слайд №1
Великие люди о мужестве сказали так: «Мужество воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям». (Н. А. Островский), «Дерзайте отчизну мужеством прославить!» (М.В.Ломоносов), «... герой — это человек, который в решительный момент делает то, что необходимо делать в интересах человеческого общества» (Ю. Фучик). Мужество – качество, необходимое каждому человеку, но особенно оно проявляется в критических ситуациях, в трудное время, когда нужно сделать правильный выбор. Перед таким выбором стояли люди в минуты страшных для страны испытаний. Слайд №2
II. Основная этап. (35 мин.)
Воспитатель. Ребята, мы с вами родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных домов. Поэтому нам трудно поверить, что человеческую жизнь можно оборвать так же легко, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да по рассказам фронтовиков, прошедших трудными военными дорогами сотни тысяч километров, повидавших на этом пути столько, что порой не выразить словами.
В соответствии с приказом начальника Краснодарского ПКУ установлен распорядок дня, элементы которого мы сегодня еще рассмотрим.
Воспитатель. Товарищи кадеты, кто может сказать какие военные конфликты произошли уже в новой истории нашего государства?
Кадеты. Обсуждают и отвечают на вопрос. (Чеченская кампания, война Грузии и Южной Абхазии) Слайд №3
Воспитатель. Северный Кавказ – это место, где мы с вами живём. Этот регион включает в себя республики: Адыгею, Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Карачаево - Черкесию, Северную Осетию, Чечню, Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовскую область.
Отношения Северного Кавказа и России складывались непросто. Они уходят своими корнями еще во времена Киевской Руси. Но особенно эти отношения обострились после распада СССР в 1991 году. Республика Ичкерия (Чечня) заявила о своем выходе из состава РФ. В 1992 году был учрежден пост президента. Все эти акты не были признаны Российской Федерацией. Политика режима Д.Дудаева привела к острому кризису в Чечне. Слайд №4 Кадет:
Еще не стихла боль Афганистана.
Еще в плену томятся сыновья,
А у России вновь открылась рана
С названием пронзительным – Чечня.
Туда, как в бездну, гонят эшелоны,
Вновь погибать мужчинам на Руси,
А вслед летят родительские стоны:
«Прости их, Господи, помилуй и спаси!»
Слайд №5
Воспитатель. 10 декабря 1994 года с целью восстановления конституционного порядка в Чечню были введены вооруженные силы Российской Федерации. Военная авиация подвергла бомбардировке город Грозный, столицу Чечни. Сопротивление чеченских вооруженных формирований привело к полномасштабным военным действиям. В конце декабря начался штурм чеченской республики, принесший огромные жертвы обеим сторонам. Лишь к концу января 1995 года федеральные войска смогли занять значительную часть города, превращенного в руины. К лету того же года повстанческие войска оказались блокированы в горных районах Чечни.
В поле боя превратилась практически вся территория республики. Регулярно армия несла большие потери, а применение тяжелых видов оружия приводило к многочисленным жертвам среди местного населения. Все это сопровождалось массовым захватом заложников группами чеченских террористов. Слайд 6.
Затянувшаяся на долгие годы и бесперспективная война поглощала огромные средства. Эту войну можно разделить на 2 периода: Первая Чеченская война-1994-1996 годы и Вторая Чеченская война 1999-2001 годы.
Слайд 7.
Война в Чечне унесла жизни более 120 тысяч человек с обеих сторон и обошлась россиянам в несколько миллиардов долларов. В двух Чеченских войнах приняли участие более 600 тысяч российских солдат.
Кадет.
Получают мальчики повестки,
И уходят мальчики служить.
Есть обязанность у них такая;
От врага отчизну защитить…
Юноши России присягают,
Клятву перед знаменем дают.
Юноши пока ещё не знают,
Что домой они не все придут.
Поседевших мам и пап всё меньше.
Все они уходят в мир иной…
А сынок в граните остаётся,
Остаётся вечно молодой. Слайд 8.
Воспитатель. Имена парней, отдавших свою жизнь в чеченском конфликте, во многих городах увековечены на камне рядом с гранитными списками погибших в годы ВОВ. Смерть этих ребят – это горе не только родных, это касается всех нас. Мужественно и стойко выполнили они свой воинский долг. Всего несколько лет назад вот такие же мальчишки сидели за партами в школе. Со смехом и шутками бегали по улице, весело плескались в реке, ловили рыбу, провожали до дома девчат, шутя ходили на призыв в военкомат. Многие из них уже никогда не смогут смеяться так же искренне и беззаботно, как раньше. Они видели смерть своими глазами, они хоронили своих друзей, они погибали сами. Прожив такую, до обидного короткую жизнь, эти вчерашние мальчишки заслужили своими поступками того, чтобы остаться в нашей памяти. Среди них есть и наши земляки. Слайд 9.
Воспитатель. На земле, пропахшей кровью и порохом, мальчишки с Краснодарского края ценой собственной жизни обеспечивали порядок, мир и стабильность жителям Чечни и Северной Осетии, выявляли и задерживали незаконные вооружённые бандформирования.
26 из них сложили головы на полях той жестокой войны. 22 -награждены орденом Мужества (ПОСМЕРТНО), 2 - присвоено звание Герой России (ПОСМЕРТНО). Слайд 10.
Кадеты доводят до класса биографию и подвиги героев. Слайд11-17. Воспитатель. Подвиги героев, наших земляков, не забыты. Школы, где они учились, носят их имена. Улицы нашего города названы в их честь. По сложившейся традиции ежегодно 11 декабря в России отмечается День памяти погибших в Чечне. Это горестная страница в истории российского народа. Это не праздник, это день скорби по всем тем, кто исполнял свой долг в горячих точках. С ужасом понимаем, сколько наших парней, выполняя конституционный долг, сложили головы на полях чеченских сражений!
Кадет.
Война, война… Кому-то очень больно,
А кто-то ищет новых благ и чин…
Друзья мои, всех убиенных в войнах
Припомним и минуту помолчим.
Минута молчания.
Воспитатель. И еще об одном герое, который стал символом мужества, воинской чести и верности данной присяге, стал святым.
Кадет. Рассказывает о подвиге пограничника Евгения Родионова. Слайд 18.
Воспитатель. Пройдут годы. Многое со временем забудется. Затянутся раны. Но война в Чечне, как и все другие войны, останется в памяти народа неизгладимой, трагической меткой. Наш долг - не забывать этих мужественных парней, жизнь которых - подвиг, не забывать тех, кто в тяжёлые для страны годы принял огонь на себя, кто не вернулся с поля боя. Наш долг - чтить и тех, кому удалось выжить, вернуться с той злополучной войны, показав пример истинного мужества, величайшей силы духа и боевого мастерства.
III. Заключение. Рефлексия (5 мин.).
Воспитатель. Кто из вас может назвать улицы города Краснодара или ваших городов, памятники и где они установлены в честь воинов и героев Чеченской войны? Слайд 19.
Кадеты. Отвечают на вопрос.
Воспитатель.
- Что нового вы узнали? (ответы кадет)
- Что вам запомнилось? (ответы кадет)
Воспитатель. Спасибо всем за работу. И помните, что спасти чужую жизнь, не боясь за собственную - это конечно подвиг. Но не забывайте одну простую истину, выраженную словами Гёте: «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком». Уважайте людей, которые рядом с вами, цените добрые поступки, совершайте их, и тогда и вас будут ценить, любить и уважать. Слайд 20.
За всю свою жизнь можно не совершить большого и бросающегося в глаза подвига, но можно и нужно продолжать делать добрые дела. Делайте добрые дела как можно чаще и не задумывайтесь о том, большие они или маленькие, ведь важна не их величина, а важен сам факт совершённого доброго дела!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.