Конспект занятия по актерскому мастерству,
направленное на развитие творческих способностей у детей №5
Цель: Развитие
способности учеников находить новые нестандартные способы решения задач.
Ход занятия:
Педагог: Добрый день, ребята!!! Как ваши дела? Мне очень
интересно, какое у вас сегодня настроение, предлагаю сыграть в игру, а
называется она « Я сегодня вот такой».
Цель игры: выявить настроение каждого ребёнка.
Ход
игры:
Дети стоят в кругу. Ведущий первым выходит в
круг и произносит фразу: «А я сегодня вот такой (ая)!».
Сопровождает ее каким – либо действием и
мимикой, «отражающими» его настроение (например, ведущая улыбнулась и развела
руки в стороны). Все дети повторяют это движение и мимику, произнося: «Дарья
Александровна сегодня ВОТ ТАКАЯ!» Затем в круг выходит следующий ребенок и
показывает, какой он сегодня.
Игра продолжается до тех пор, пока каждый
ребенок не побывает в кругу.
«Круг
и я»
Педагог: Для этого упражнения мне потребуется один смельчак.
Аплодисментами встречаем первого физически и морально закаленного игрока!
Группа образует тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в
него нашего доблестного добровольца. И ему придется использовать все свои
умственные и физические силы, чтобы прорвать эту дружескую блокаду.
На вхождение в круг дается всего лишь три
минуты. Нашему герою, предстоит силой убеждения (уговорами, угрозами,
обещаниями…), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться), в конце
концов, хитростью ( обещания, комплименты…), искренностью убедить «Круг» и
отдельных его представителей впустить Игрока в центр.
Итак, наш герой отходит от Круга на два-три
метра. Все участники стоят к нему спинами, сжавшись в тесное и сплоченное
кольцо, взявшись за руки… Начали!
Спасибо за смелость. Кто следующий готов
помериться с Кругом интеллектуальными и физическими силами? На старт.
Начали!
В конце упражнения обязательно обсуждаем
стратегию поведения наших игроков. Как они вели себя здесь, а как — в обычных
житейских условиях? Есть ли разница между смоделированным и реальным
поведением? Если есть (нет), то почему?
«Групповой
узор»
Педагог: Начинаем быстрое спонтанное движение по комнате. Не
сталкиваемся! Уступаем друг другу дорогу. Избегаем даже касания с партнерами!
Время от времени я буду называть цифру. После
того как цифра прозвучала, ваша задача — в кратчайший срок разбиться на группы,
равные по числу участников названной цифре. Прозвучала цифра «пять» — с
максимальной быстротой все разбиваются на пятерки, «семь» — разбились на группы
по семь участников в каждой. Те, кто остался в неполной группе, тоже
объединяются вместе.
Следующее Задание: «образовать» геометрическую
фигуру (квадрат, треугольник, круг, прямую линию).
"Найди
применение"
Педагог пишет на доске слово. Учащимся Нужно
придумать 5 нетрадиционных способов использования данного предмета.
«Рассказ-зигзаг»
Делим группу на две шеренги, стоящие друг
напротив друга.
Первый номер одной из шеренг начинает первое предложение
некой истории, которая будет создаваться здесь же, «на глазах изумленной
публики»! Следующее предложение придумывается и произносится первым номером
второй шеренги. Эстафету подхватывает второй номер первой шеренги, затем —
второй номер второй, и так далее. Последний участник второй шеренги обязан
завершить историю.
Упражнение требует находчивости, умения работать
с партнером, выстроить композицию.
У рассказа-зигзага есть несколько модификаций.
Провести его можно как игру с мячиком. Начнем с составления простых
предложений. Один участник говорит слово, бросает мяч следующему, тот добавляет
свое слово и перебрасывает мяч дальше. Так выстраиваются трехсловные
предложения.
Когда эта часть упражнения уже не вызывает
сложности, можем ввести новый элемент. Группа рассредоточивается по комнате.
Мяч у ведущего. Он произносит первое предложение рассказа и бросает мяч любому
из участников. Тот ловит мяч, продолжает рассказ и передает эстафету следующему
игроку…
Упражнение продолжается до логического завершения
текста.
«Скульптура
чувств»
В принципе, уже само, название упражнения
объясняет его смысл. Делим группу на подгруппы по 3—5 человек в каждой. Каждой
подгруппе дается задание: выбрать определенную эмоцию и представить ее в виде
многофигурной статической композиции.
После подготовки скульптуры представляются всему
форуму, и зрители пытаются точно назвать изображенное чувство. Иногда
затруднения возникают из-за смысловой близости определений. Скажем, гнев
несложно спутать с раздражением, досадой, злостью…
Тренировка идет в двух направлениях —
пластическое выражение эмоций и вербальная точность в определении эмоциональных
состояний.
«Образ
цвета»
Один из участников группы выходит за дверь,
остальные участники в это время загадывают какой-нибудь цвет.
Вернувшись в комнату, игрок обращается к
участникам группы с просьбой образно передать их видение загаданного цвета.
Важно в ответах-показах избегать прямой подсказки: не показывать на белую
стену, не изображать рукой волны моря, не дотрагиваться до черного цвета волос…
Образ может быть только пластичным, а может сопровождаться каким-то звуком,
который ассоциируется с определенным цветом.
«Рекламный
ролик».
Цель: развитие фантазии.
Педагог: Представим себе, что здесь мы собрались для того,
чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача –
представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны,
заинтересовать им.
Но один маленький нюанс – объектом нашей рекламы
будут являться предметы уже бывавшие в использовании и давно потерявшие
«товарный вид». Время на подготовку – 5 минут. Дети делятся по группам.
Предметы: старый носок, пустая консервная банка,
лопнувший шарик, перегоревшая лампочка.
"Аплодисменты
по кругу"
Педагог: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить
вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат совсем тихо, а потом
станут все сильнее и сильнее. Педагог начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя
на одного из участников и постепенно подходя к нему. Далее уже этот участник
выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем с педагогом. Третий
выбирает четвертого и так далее. Последнему участнику аплодирует уже вся
группа.
Конспект занятия по актерскому мастерству № 6
Тема: «Сценический образ
театра кукол».
Цель:
Формирование умения перевоплощаться в художественный образ через знакомство с
элементами актерского мастерств
Задачи:
1.Познакомить с элементами актерского
мастерства: мимика, жест, пластика.
2.Развитие двигательной сферы через умение
управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку,
связанных с воображением, образным мышлением, фантазией в создании актерских
этюдов.
3.Воспитание личностных качеств, обеспечивающих
успешность творческой деятельности (увлеченности, целеустремленности, наблюдательности,
самостоятельности);
Технические средства:
1.Музыкальный центр.
2. Экран.
3.Мультимедиа проектор.
Ход занятия.
1.Организационный момент.(10 минут).
1)Театральный поклон.
2. Актуализация знаний
3) Актерский тренинг для разогрева речевой и
двигательной
координации:
• Упражнение «Снежки»
• Упражнение «Насос»
• Упражнение «Дровосек»
• Упражнение «Поезд»
Повторение материала, как метод формирующий
самопознание.
3.Знакомство с новым материалом. (5 минут).
Вопросы студийцам:
• «Как вы считаете, кто занимается в театральном
коллективе – созданием сценического образа?»
• «С помощью, каких средств можно создать
интересную и выразительную роль?»
• «А достаточно ли тех элементов, которые вы
назвали, для создания полноценного сценического образа?»
Слайд (1) Тема урока.
Знакомство с новым материалом.
1. ПОКАЗ слайдов с разными вариантами МИМИКИ
людей.
Как называется данный элемент сценического
образа?
Слайд ( 2, 3,4,5,6)
• МИМИКА – (греч. Подражатель) — выразительные
движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств
человека — радости, грусти, разочарования, удовлетворения и т. П.
Слайд (7,8)
Типы мимики:
• непроизвольная (рефлекторная) бытовая мимика;
• произвольная (сознательная) мимика, как
элемент актерского искусства, состоящая передавать душевное состояние персонажа
выразительными движениями мышц лица. Она помогает актёру в создании
сценического образа, в определении психологической характеристики, физического
и душевного состояния персонажа.
Практическая работа.
1 Задание.
Мимика: Боль ноющая, непрерывная. Лицо старого
человека (характерные черты – морщины, глаза прищурены, искаженный рот).
2 задание.
Мимика: Показать маску «Ужасающий страх»
(характерные черты – глаза и рот предельно широко раскрыты).
Самые удачные мимические зарисовки получают
звездочку.
Метод стимулирования.
2.ПОКАЗ слайдов с разными вариантами ЖЕСТОВ и
ПЛАСТИКИ людей.
Слайд (9,10, 11, 12,13,14, 15)
Знакомство с определениями
ЖЕСТЫ и ПЛАСТИКА – это язык тела — знаковые
элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых, как и при
помощи слов, структурно оформляются и кодируются мысли и чувства, передаются
идеи и движения:
Слайд (16,17,18,19)
• как мимические жесты
• жесты головы, рук и ног
• походка
• различный поворот корпуса тела.
Практическая работа.
1 Задание.
Жесты: Пальцы максимально напряжены, при этом
трясутся и постоянно ищут опору. Руки старого человека – корявые и некрасивые.
Пластика: Голова трясется, сгорбленная спина,
согнутые в коленях ноги, корпус постоянно наклонен вперед, руки широко
расставлены в стороны.
ВЫВОД: Все эти элементы характерны для образа –
старого человека.
Метод сравнения
2 задание.
Жест: Руки в позиции – «Опасность» (руки
напряжены, но гибкие, готовые к атаке).
Пластика: Корпус в позиции «Ожидание» (шея
вытянута вперед, плечи приподняты, корпус напряжен и поддался вперед, ноги
расставлены широко, готовые к прыжку).
ВЫВОД: Все эти элементы характерны для образа –
хищное животное.
Самые удачные пластические зарисовки получают
звездочки. Метод стимулирования
4. Практическая работа (Индивидуальные этюды).
(10 минут)
1)Вопросы для студийцев:
• «Чем отличается пластический этюд от
зарисовки?»
• «Создав сценический образ, что должен сделать
актер, прежде чем выйдет на сцену?»
2) Показ актерских этюдов «Снежные персонажи» с
применением мимики, жестов и пластики: «Снежинки», « Снеговики», «Снежные
животные».
Метод моделирования. Работа с группами.
5.Подведение итогов. (5 минут)
Вопросы студийцам:
• «Помогло ли вам сегодняшнее занятие освоить
некоторые актерские хитрости?»
• «Какие этюды сегодня не получились и почему?»
• «Как вы считаете, какие этюды удались и
почему?»
Метод сравнения
6.Рефлексия:
• Удовлетворительно (рука на уровне пояса)
• Хорошо (рука на уровне головы)
• Отлично (рука выше головы) рефлексия
7.Домашнее задание – доработать пластические
этюды на тему «Снежные персонажи».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.