План-конспект занятия "Дикция и артикуляция"
Оценка 5

План-конспект занятия "Дикция и артикуляция"

Оценка 5
doc
11.02.2020
План-конспект занятия "Дикция и артикуляция"
Занятие Дикция и артикуляция.doc

helpМуниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр детского творчества Кировского района г. Донецка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Дикция и артикуляция»

 

Конспект открытого занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Карнаух О.А.,

руководитель студии

эстрадного вокала «Элегия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Донецк - 2019

Тема занятия: «Дикция и артикуляция. Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением».

Цель: развитие основ певческой дикции и артикуляции, способствующих повышению уровня вокального исполнительства.

Задачи:

Образовательные:

·        обучение правильному певческому дыханию;

·        обучение правильному произношению скороговорок;

·        обучение выразительному исполнению музыкально - тренировочного материала и вокального произведения через певческую артикуляцию, дикцию.

Развивающие:

·        развитие музыкальных и творческих способностей учащегося;

·        развитие эстетической культуры сценического вокального исполнения, вокальной индивидуальности, умения донести слово до слушателя;

·        развитие и раскрепощение артикуляционного аппарата.

Воспитательные:

·        раскрытие смыслового содержания исполняемого произведения воплощение в песне волнующих чувств и мыслей;

·        формированию творческого самовыражения, интереса к индивидуальным формам вокального исполнения, сольному пению, концертным выступлениям.

Тип занятия: комбинированное.

Форма занятия: учебно-практическое

Методы обучения: словесный, наглядный, поисково-исследовательский, практический.

Оборудование: компьютер, фортепиано,микрофоны, акустические колонки, плакаты, песни и фонограмма.

 

План занятия.

І. Организационный момент                          

·        приветствие;

·        проверка присутствующих;

·        создание благоприятной, позитивной атмосферы в группе;

·        настрой на работу.

ІІ. Основная часть

·        введение в тему занятия;

·        теория;

·        практика;

·        учебно-тренировочные упражнения.

ІІІ. Заключительная часть. Подведение итогов занятия, анализ полученных знаний, умений и навыков.

ІV. Рефлексия.

V. Домашнее задание.

Ход занятия.

 

І. Организационный момент                          

Приветствие.

Педагог: - Здравствуй, ребята! Я рада видеть вас сегодня на нашем занятии по вокалу.

Краткая беседа с обучающимися об эмоциональном состоянии, создание атмосферы радости и уверенности.

Введение в тему.

Педагог: - На каждом занятии  мы учимся правильно и красиво петь, работаем над голосом, пытаемся научиться им владеть. А что такое голос?

Предполагаемый ответ ученика: голос – это наш инструмент.

Педагог: -  А чтобы наш инструмент красиво звучал, что нужно сделать?

Обучающиеся: Настроить его, разогреть голосовой аппарат, распеться.

Педагог: -   Правильно. Голос – это музыкальный инструмент. Правильно его настроить – значит правильно петь. А как вы думаете, что является наиболее важным в пении?

Обучающиеся: -  Правильное дыхание, чистая интонация, правильное звукообразование.

Педагог: -    Верно, это всё очень важно в пении. А без чего смысл и содержание вокального произведения мы не сможем донести до зрителей? Без чего наше пение окажется бессмысленным?

Обучающиеся: -  Без чёткой дикции и слов.

Педагог: - Совершенно верно! Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала. Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение, (пропевание) всех звуков и слов текста.

ІІ. Основная часть.

Объяснение темы.

Педагог: -  Сегодня на занятии мы будем работать над четким и правильным произношением слов при исполнении песни, над дикцией.

Тема нашего сегодняшнего занятия. «Дикция и артикуляция».

Итак, начнем. Что мы делаем вначале каждого урока?

Обучающиеся: -   дыхательную гимнастику.

Выполняем элементы дыхательной гимнастики Ирины Цукановой. 

 Педагог: -  А теперь приступим к теме нашего занятия. Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Человек с хорошей дикцией экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки. - А от чего она зависит?

 (Ответы учеников)

Педагог: -   Зависит она от активности речевого аппарата, губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Как осуществляется формирование звуков, речи? Какие органы участвуют в формировании звуков?

 Ответы учеников: щёки, губы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка,  гортань.
 Педагог: -   Верно, всё это называется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы.

(Показ на А4 листе: строение голосового аппарата).

- Работа органов артикуляционного аппарата направлена на создание гласных и согласных звуков. Попробуйте без участия губ или языка произнести «У лукоморья дуб зеленый». (ученики пробуют). Видите, ничего не получается. Какой же вывод мы можем сделать? - Все органы артикуляционного аппарата должны работать активно.

Работа артикуляционного аппарата (АА) для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа АА позволяет сделать звучание голоса красивым.

Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Можно представить, что во рту лежит горячая картошка, либо маленькая слива. Технические возможности артикуляционного аппарата надо постоянно разрабатывать. Для этого необходимо делать артикуляционную гимнастику.

Упражнения на артикуляцию:

1. Поднимаем вверх верхнюю губку – 5 раз

Опускаем вниз нижнюю губку – 5 раз

2. Для активизации языка. Пошевелим языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высунем кончик языка и быстро-быстро переместим его из угла в угол рта.  («Футбол» - «Расчёска» - «Киска»), «Маятник», «Поцелуйчики», «Дразнилка».

3. Чтобы активизировать мышцы губ, надуем щеки, сбросим воздух резким "хлопком" через сжатые (собранные в "пучок") губы. («Надулись - улыбнулись»).

4. Энергично произнесём следующие звуки, тренируя:

мышцы губ на согласных П - Б, мышцы языка Т - Д, мышцы гортани К-Г,

нижнюю челюсть на слоги До, Да. Ду.

5. Упражнение «Птичий двор», которое тренирует «опору дыхания», губы, язык, направленность звука. Без остановки призываем всех животных: Уть-уть-уть, Цып-цып-цып, Гуль-гуль-гуль, Кис-кис-кис.

Очень хороши для тренировки скороговорки.

Скороговорки применяются для разогрева артикуляционного аппарата и активизации певческой дикцииЧитать скороговорки будем сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следим за ритмичностью произношения. Не забываем темп, дикцию (каждая скороговорка повторяется по 4 раза).

Рекомендации: в скороговорке отрабатывается правильное произношение согласных, также происходит работа над раскрепощением речевого аппарата. Если текст скороговорки звучит чётко, то можно сдвинуть темп произношения.

Для более активной работы нашего речевого аппарата мы воспользуемся при произношении данной скороговорки нашим помощником – пробкой. Зажимаем её между передними зубами и произносим скороговорку ещё раз. ( Все органы речевого аппарата начинают работать более активно):

Водовоз вез воду

Из - под водопровода.

Мама мыла Милу мылом,

Мила мыло не любила.

 

От топота копыт пыль по полю летит

Три сороки тараторки тараторили на горке

Шла Саша по шоссе и сосала сушку

Педагог: - Молодцы, ребята! Вы хорошо  справились с артикуляционной гимнастикой. Теперь приступим к вокальным упражнениям.

-  А как вы думаете, для чего нужны вокальные упражнения, может и без них можно обойтись?

Обучающиеся: -    Нельзя… мы должны разогреть наши связки…

Педагог: -  Разогреваться и распеваться нужно обязательно, ведь голос надо настроить. Упражнения помогают голосовым связкам крепнуть. Обращаю внимание на правильное произношение и пропевание звуков, точное воспроизведение интонационного и ритмического рисунка.

Вокальные упражнения

 1.Звук «М» (мычание) - тянем, словно «резиновый», направляем не «в себя», а к передним стенкам зубов. Губы мягко сомкнуты. Это упражнение помогает ощутить «опору дыхания»

2. «Кошечка» - при исполнении этого упражнения необходимо помнить о плавном переходе из нижнего регистра в верхний. Также необходимо следить за голосоведением, не забывать о том.

3. Поем гласные И, Е, А, О, У. Следим за ровностью звука (соединять «вливать» одну гласную в другую, не толкая звук), чистой интонацией, правильно формируя (округляя) гласные (закрепляем навыки вдоха и выдоха, выравнивая гласные на одной ноте). что мелодию нужно пропевать. Работают диафрагма и губы. Кантиленное пение. Кантилена - непрерывно льющийся звук, когда последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него).

4. На одном звуке - «Ма-мэ-ми-мо–му, да-дэ-ди-до-ду, ра-ре-ри-ро-ру». Задействованы мышцы губ и языка . При пении необходимо следить за чётким произнесением согласных звуков, но при этом чтобы гласные звуки не укорачивались. Также следует обращать внимание на использование дыхания – выдох не должен быть сильным.

5. Вверх по звукам трезвучия на слоги «ля-лё-лю», вниз - поступенное движение от 5 ступени к 1 на слоги «ля-ли-лё-ли-лю» - упражнение на работу кончика языка.

6. В пределах терции – «бра-брэ-бри-бро-бру». Необходимо следить за активным и чётким произношением согласных , но при этом не укорачивать гласные звуки. Внимание на дыхание – не выталкивать воздух вместе со звуком.

7. По звукам трезвучия – «мэй-мэй-мэй.
Педагог: -  молодцы!  После того как мы подготовили наш голосовой аппарат к работе, приступим к работе над нашей песней. Какая должна быть дикция в пении?

Д. Разборчивая, понятная.

Педагог: - Как нужно произносить слова в пении?

Обучающиеся: -     Четко, ясно.
Педагог: - От чего зависит четкое, ясное произношение?

 Обучающиеся: - От активной работы артикуляционных органов (губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти, глотки

 

Работа над дикцией в вокальном произведении. 

 Педагог: - Ребята, на предыдущих занятиях мы работали над песней «Замела метелица» и вашим домашним заданием было – проговаривание текста перед зеркалом в темпе, хорошо артикулируя.

Рекомендациипесня подвижная. Исходя из этого, ребёнок не должен петь вяло. Но увлекаться жёсткой атакой звука нельзя, иначе пение превратится в разговор. Мелодия в пении главное, поэтому необходимо соединять слог за слогом.

Работа над песней:

- Проговаривание текста песни пред зеркалом в темпе с хорошей артикуляцией.

- Исполнение произведения: 1 куплет и припев. Работаем по фразам, соблюдая правильное произношение согласных и гласных, звуковедение, дыхание.  Согласные произносим чётко, коротко, но без утрирования. Гласные должны быть оформлены одинаково. Звуковую позицию не терять. Внимание ученика должно быть направлено на сцепление гласных между собой, тогда будет правильно организован и поток согласных, которые надо произносить быстро и чётко.

- Далее ведется работа над произведением как над единым целым. Попробовать исполнить полностью (1 куплет и припев).

ІІІ. Заключительная часть. Подведение итогов занятия, анализ полученных знаний, умений и навыков.

ІV. Рефлексия.

Педагог: - Ребята, как вы думаете, удалось ли вам справиться с заданиями на сегодняшнем занятии? Ответы обучающихся.

- Сегодня мы большое внимание уделили развитию речевого аппарата, артикуляции, дикции. Работали над согласными и гласными звуками в упражнениях, скороговорках, работали над дыханием, звуковедением.

Что же такое дикция в целом?

Дети: - Отчётливое и грамотное произношение звуков и слов.

Педагог: -   Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста, которая зависит от хорошей артикуляции и правильного дыхания.

V. Домашнее задание.

1. Чтение скороговорок.

2. Выполнение упражнений на дыхание.

3.Перед зеркалом выразительно проговаривать текст песни с хорошей дикцией.

Педагог: -   Спасибо за урок. Вы  сегодня большие молодцы. До встречи!

 

 

Литература:

1.     Бархатова И. Б. « Постановка голоса эстрадного вокалиста». Метод диагностики проблем. Тюмень, РИЦ ТГАКИСТ. 2013 г.

2.     Уникальная система постановки дыхания и голоса. О.Ю. Ермолаев-Томин, ЗАО»Центрполиграф», Курск 2008г.

3.     Белоброва Е. Ю. « Техника эстрадного вокала» методическое пособие; 2004 г.

4.     Дмитриев Л. Б. « Основы вокальной методики» - Москва, Музыка.1968 г.

5.     Егорычева М. И. «Упражнения для развития вокальной техники». Киев. 1980 г.

6.     Емельянов В. В. «Развитие голоса. Координация и тренинг».Спб.1996 г.

7.     Зебряк Т. « Музыкальные скороговорки» - Кифара. 2006 г.

8.     Стулова Г. Н. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». «Прометей».1992г.

Сайты в интернете:

1.http://www.startvocal.ru 
2. http://www.musicforums.ru/vocal 
3. http://www.100 vocalistov. ru


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества

Тема занятия: «Дикция и артикуляция

Тема занятия: «Дикция и артикуляция

Ход занятия. І. Организационный момент

Ход занятия. І. Организационный момент

Ответы учеников: щёки, губы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка, гортань

Ответы учеников: щёки, губы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка, гортань

Если текст скороговорки звучит чётко, то можно сдвинуть темп произношения

Если текст скороговорки звучит чётко, то можно сдвинуть темп произношения

Вверх по звукам трезвучия на слоги «ля-лё-лю», вниз - поступенное движение от 5 ступени к 1 на слоги «ля-ли-лё-ли-лю» - упражнение на работу кончика языка

Вверх по звукам трезвучия на слоги «ля-лё-лю», вниз - поступенное движение от 5 ступени к 1 на слоги «ля-ли-лё-ли-лю» - упражнение на работу кончика языка

Сегодня мы большое внимание уделили развитию речевого аппарата, артикуляции, дикции

Сегодня мы большое внимание уделили развитию речевого аппарата, артикуляции, дикции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2020