План-конспект занятияпо теме «Природа окружающая нас»
Введение в общеобразовательную программу
“Юные экологи”.
Автор: Микаилова Мариям Сулеймановна, педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества.
Цель: создать условия для формирования у обучающихся интереса к занятиям по экологическому направлению.
Задачи:
1. Обучающие:
- познакомить обучающихся с причинами пересыхания и исчезновения рек;
- познакомить обучающихся с некоторыми представителями животных занесенных в красную книгу;
2. Развивающие:
- содействовать развитию у обучающихся внимания, воображения и познавательной активности, образного и логического мышления.
3. Воспитывающие:
- воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность, умение работать в коллективе.
Продолжительность занятия: 30 мин.
Участники: педагог дополнительного образования, группа обучающихся в количестве 8-10 человек. Возраст обучающихся – 11-12лет.
Оборудование и материалы: компьютер, экран, презентация к занятию, 3 стола, стулья по количеству обучающихся, настенные часы, листья вырезанные из цветной бумаги,бейджи, инструктивная карточка, микроскоп, пробирки, пипетка, предметное и покровное стекла, ватман,карандаши, фломастеры, карточки с фотографиями рака-отщельника, беззубки, леща, толстолобика.
Дидактический материал:
презентация, технологическая карта, инструкция по ТБ.
Подготовка к занятию: в кабинете – 3 стола, стулья - по количеству обучающихся,настенные часы, на столах –листья вырезанные из цветной бумаги,бейджи, инструктивная карточка, ватман, карандаши, фломастеры, линейка, карточки с фотографиями рака-отшельника, беззубки, толстолобика.
План занятия:
Формы, методы, приемы |
Содержание деятельности на занятии |
Результат детей |
Результат педагога |
I .Организационный этап. Знакомство (3 минуты) |
|||
Диалог.
|
Создание эмоционально – радостного настроя на занятии. |
Снятие напряжения и барьеров общения. |
Знакомство. Снятие напряжения и настрой детей на занятие. |
II. Основной этап. Введение в предмет. Постановка проблемы. Поиск решения проблемы. Практическая работа (26 минут). |
|||
Проблемная ситуация: «Нужно ли охранять природу?» |
Введение в общеобразовательную программу. Решение проблемной ситуации. |
Активизация познавательной деятельности. Обеспечение мотивации предстоящей деятельности на занятии. |
Создание комфортной обстановки на занятии. Первичная проверка понимания. Введение в общеобразовательную программу. |
Создание проблемной ситуации. Побуждение к поиску решений проблемы. |
Постановка проблемы:Что мы можем сделать для природы? |
Поиск решений проблемы. |
Постановка целей. Создание проблемной ситуации. Поиск решений. |
Практическая часть. Самостоятельная работа под руководством педагога.
Защита проектной работы |
Практическая самостоятельная работа: 1группа изготовление плаката. на тему: «Защитим нашу природу!» 2 группа- провести исследование состояния воды на следующие параметры «Определение мутности и цветности». 3 группа - используя предложенный справочный материал найти виды животных и растений занесенных в красную книгу нашей области обитающих на территории нашего района. Демонстрация работы. |
Выполнение практической работы.
Получение удовлетворения от выполненной работы. |
Постановка целей и их достижение. |
III. Завершающий этап. Подведение итогов занятия (3 минуты) |
|||
Обобщение. Рефлексия.
|
Подведение итогов. Обобщение полученных знаний.
|
Дают обратную связь через самооценку. |
Выявление степени удовлетворенности и заинтересованности детей занятием. |
Ход занятия.
I. Организационный этап. Знакомство.(3мин.)
Дети заходят в кабинет
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я хочу вас пригласить на увлекательное занятие, присаживайтесь пожалуйста.
Меня зовут Мариям Сулеймановна. Я живу в слободе Верхнесеребряковка и работаю педагогом дополнительного образования в Доме детского творчества. А с вами мы познакомимся в ходе занятия.
1 Вступительное слово
(Слайд 1)
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природный- храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь-
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскорби ее святынь (Александр Кардаков)
II. Основной этап. Введение в предмет. Постановка проблемы. Поиск решения проблемы. Практическая работа.
Педагог:Ребята, а как вы думаете - Что это за храм, и почему туда можно попасть в любое время ? (ответы обучающихся)
Педагог:Вот мы вошли в этот храм, мы можем созерцать его, - Будь сердцем чуток, не оскорби ее святынь? Почему автор так говорит???(ответы обучающихся - мы можем навредить природе)
В этом храме есть много интересного, неизведанного с чем мы постепенно будем знакомиться в ходе занятия.
Ребята, а вы знаете, какие реки протекают на территории нашего района?
(ответы обучающихся- Куберле,Мазанка, Гашун,Сал) (2мин.)
Хотите узнать больше о реке Сал?
Мы сейчас попробуем поплыть на корабле истории и узнать что же произошло с этой рекой.(6мин.)
Обучающиеся моего объединения «Юные экологи»живут возле реки Сал, за которым мы наблюдаем и исследуем в течении длительного периода.(Слайд 2-3)
Река Сал является левым притоком Дона, отсюда и ее тюркское название, то есть "приток", "рукав", "ветвь". По ныне мелководной реке, раньше проходил торговый путь. Е.П. Савельев в очерке "О торговле на Дону в древнейшие времена" в 1904 году дает подробное описание городища:«Торговый путь по р. Сал, приводил караваны к Усть-Сальскому городищу».(Слайд 4-5)
Интересная информация: Когда-то, во времена гражданской войны на берегах Сала голландский инженер Лефебр нашел дикие тюльпаны – «лазоревики», он вывез луковицы в Нидерланды. Теперь они известны всему миру как «королевские тюльпаны». (Слайд 6)
Длина реки Сал: 798 км.(Слайд 7-8)
Площадь бассейна: 21 300 км².
Исток: слияние рек Кара-Сал и Джурак-Сал.
Устье: река Дон
Из энциклопедии ребята объединения
узнали, что в реке обитало много рыбы и моллюсок, которые очищают воду. Например-
беззубка.(Слайд 9-10)
Педагог: Ребята, а вы знакомы с моллюсками?
А как моллюски очищают воду мы посмотрим небольшой видеофильм.
(демонстрация видеофильма)
Дело в том, что через тело моллюска непрерывно проходит вода, он её фильтрует. Это его пища. Не растворившиеся частицы оседают на слизь и превращаются в комочек. Незаметным глазу движением слизь скользит к краю раковины и выбрасывается моллюском в воду. На этот комочек набрасываются микроорганизмы. Глазом их не увидишь. Комочек – это их пища. Они его съели, а вода при этом очистилась.
Но сейчас наша вода так загрязнена, что моллюски уже не справляются с этой важной работой.
В нашей реке водится рыба толстолобик, которая питается водорослями и илом. Его как беззубку можно использовать для очистки реки.
Мы исследовали бассейн реки Сал протяженностью около 15 километров. Представьте себе какое большое это расстояние. При прохождении маршрута ребята делали зарисовки и фотографии изгибов реки;(Слайд 11) брали пробы воды и образцы почвы для исследования; Мы очистили от бытового мусора территории возле моста и возле родника, установили табличку: «Берегите родник». (Слайд 12-13)
У родников мы обнаружили множество раковин моллюсков.
А ка вы думаете почему они собираются здесь? (Слайд 14-15) (ответы обучающихся -так как они любят чистую воду)
Мы увидели, что на протяжении всего маршрута, берега реки Сал очень сильно заросли камышом.
Педагог: Ребята,скажите а какой вывод можно сделать из этого?
(ответы обучающихся - что камыш сильно замедляет течение реки)
От старого основания левого берега реки до воды расстояние составило 32м.(Слайд 16-18)
Педагог: А какой вывод следует из этого?
(ответ
обучающихся- о том, что река мельчает)
Педагог: Как вы думаете какие причины привели к таким
отрицательным последствиям?
(ответы обучающихся)
(Возможно, всё это произошло из-за сельскохозяйственной деятельности человека. Перекрывая ход реки, строя запруды, рекам наносился вред. Они обмелели, засорялись родники. Весной при таянии снега в реки попадают сельскохозяйственные отходы, мусор. Реки засоряются, исчезает рыба, раки.
Браконьеры, вылавливая раков, уничтожают не только их, но и случайно попавших в сети моллюсков. Они выбрасывают моллюсков на берегу, оставляя их погибать. С каждым годом численность раков, моллюсков и рыб уменьшается, а ведь они находятся под охраной и занесены в Красную книгу нашей области)
Педагог:
А теперь я вам предлагаю побыть исследователями и хранителями природы.
А для этого вам необходимо разделиться на группы:
У ребят с желтыми листочками будет творческая группа которой я предлагаю - сделать плакат на тему: «Защитим нашу природу!»
У ребята с красными листочками будет исследовательская группа - она проведет, исследование состояния воды на следующие параметры «Определение запаха, мутности и цветности» и содержание микроорганизмов.
У ребят с зелеными листочками будет аналитическая группа -которой используя предложенный справочный материал нужно найти виды животных и растений занесенных в красную книгу нашей области обитающих на территории нашего района.
Ребята, на столе лежат листья разных цветов, выберите пожалуйста, тот цвет который вам нравится.
Педагог: присаживайтесь на свои места, мы начинаем работу.
Педагог: Перед вами имеются инструкции и план работы, прочитайте, задавайте вопросы если что-то не понятно.
На проведение практической работы вам дается 10 минут, выполняя работу полагайтесь не только на знания, но и на воображение, выполняйте работу согласно инструкции соблюдая технику безопасности при работе с микроскопом и стеклянной посудой, если кому-то нужна моя помощь я подойду.
Начало работы -14.10 заканчиваем в 14.20
Педагог обращается к обучающимся.
Итак, время истекло посмотрим что у нас получилось. Защита и обсуждение проектов. Что вы узнали нового ?
III. Завершающий этап. Подведение итогов занятия (3 минуты).
Педагог: - Понравилось ли вам наше занятие?
(высказывания обучающихся)
А что больше всего вам понравилось?
Может быть, в чем-то вы испытывали затруднения?
Что вы расскажете о нашем занятии родителям и друзьям?
Может быть у кого-то, после сегодняшнего занятия появилось желание заниматься изучением экологии и экологическими проблемами нашего региона? (высказывания обучающихся)
Педагог:
Есть просто храм,Есть храм науки,
А есть еще природный- храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь-
Входи сюда,Будь сердцем чуток,
Не оскорби ее святынь
Какие выводы вы сделали из этого занятия? Как нужно относиться к природному храму, в котором мы живем? Чем мы можем помочь?
(высказывания обучающихся)
В завершении я хочу поблагодарить вас за работу и подарить на память блокноты. Вы молодцы ребята!Всего вам хорошего! До свидания!
Приложение
Инструктивная карточка.
Проведение исследования. Принесенную для исследования пробы воды из природных водоёмов наливают в чистую пробирку в количестве 5-6 мл и рассматривают воду сверху на темном фоне при достаточном боковом естественном или искусственном освещении.
Мутность воды |
Оценка в баллах |
Мутность не заметна |
0 |
Слабо опалесцирующая |
1 |
Опалесцирующая |
2 |
Слабо мутная |
3 |
Мутная |
4 |
Очень мутная |
5 |
Определение цветности воды. Проведение исследования. Принесенную для исследования пробы воды из природных водоёмов наливают в чистую пробирку в количестве 5-6 мл и определяют её цветность, руководствуясь ниже приведённой шкалой, отмечая наиболее подходящий оттенок.
№ пробирки |
Цветность воды |
1 |
Слабо желтоватая |
2 |
Светло жёлтая |
3 |
Желтая |
4 |
Интенсивно жёлтая |
5 |
Коричневая |
6 |
Другая (указать какая) |
Результаты исследования воды.
№ пробы |
Место взятия пробы |
Запах воды |
Цветность воды |
Мутность воды |
1 |
Река Сал |
|
|
|
2 |
Река Куберле |
|
|
|
Результаты исследования воды.
№ пробы |
Место взятия пробы |
Запах воды |
Цветность воды |
Мутность воды |
1 |
Река Сал |
Ощущается слабо |
Слабо желтая |
Слабо мутная |
2 |
Река Куберле |
Без запаха |
Слабо желтая |
Прозрачная |
2. Определение наличия микроорганизмов. Проведение исследования. Каплю принесенной для исследования пробы воды из природных водоёмов, наливают на предметное стекло, прикрывают покровным стеклом и рассматривают под микроскопом. Делают выводы.
Инструкция:
Сегодня вы будете работать в группах и изучите новый материал, используя справочный материал. Сейчас, в течение 1 минуты распределите свои обязанности внутри группы: хранитель времени, докладчик,редактор-оформитель. В ходе изучения вам будет нужно заполнить таблицу в ваших тетрадях (шаблоны таблиц выданы всем обучающимся). Работаем следующим образом, каждая группа получает задание, на его выполнение дается 15 минут. После этого докладчик каждой группы рассказывает ваше выполненное задание. Остальные группы слушают и заполняют таблицу. Будьте внимательны при изучении нового материала.
Т.б
Животные занесенные в красную книгу |
Растения занесенные в красную книгу |
|
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
7 |
|
|
8 |
|
|
9 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.