План-конспект занятия "Умение использовать головной и грудной регистры"
Оценка 4.7

План-конспект занятия "Умение использовать головной и грудной регистры"

Оценка 4.7
doc
11.02.2020
План-конспект занятия "Умение использовать головной и грудной регистры"
конспект занятия Умение использовать головной и грудной регистры.doc

helpМуниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр детского творчества Кировского района города Донецка»

 

 

 

 

«Умение использовать головной и грудной регистры»

 

Конспект занятия

 

 

 

 

 

Автор: Карнаух О.А.,

руководитель студии

эстрадного вокала «Элегия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Донецк - 2020

 

Цель занятия: Углубление знаний обучающихся по основам вокального искусства.

Задачи:

Образовательные:

·        ознакомление обучающихся с регистрами певческого голоса;

·        дать понятие о вокальных упражнениях на развитие и выравнивание голосовых регистров;

·        сформировать у детей представления о регистрах певческого голоса на примерах вокального творчества современных эстрадных исполнителей.

Развивающие:

·          развивать творческий потенциал воспитанников, музыкальное восприятие;

·          развивать голосовые данные детей, мелодический и гармонический слух, исполнительские навыки двухголосного пения;

·          развивать коммуникативные навыки и психические процессы воспитанников: память, воображение, внимание.

Воспитательные:

·        воспитывать у детей интерес и любовь к вокальному творчеству;

·        воспитывать любовь в Родине посредством изучения вокального репертуара;

·        способствовать формированию у обучающихся чувства коллективизма, трудолюбия, навыков усидчивости и самоорганизованности.

Методы обучения:

·        словесные: беседа, объяснение, обсуждение;

·        наглядные: применение ИКТ, показ, исполнение изучаемого материала педагогом, наблюдение;

·        практические: вокально-тренировочные упражнения, восприятие музыки, работа над исполнительским образом произведения, игровой;

Тип занятия: комбинированное

Форма занятия: учебно-практическое

Оборудование: компьютер, акустические колонки, плакаты, песни и фонограмма.

План занятия

І. Организационный момент                          

·        приветствие;

·        проверка присутствующих;

·        создание благоприятной, позитивной атмосферы в группе;

·        настрой на работу.

ІІ. Основная часть

·        введение в тему занятия;

·        вступительное слово педагога, диалог педагога с детьми;

·        ответы детей на вопросы педагога;

·        повторение изученного материала, определение темы занятия;

·        объяснение педагогом новой темы;

·        восприятие музыки, слуховой анализ вокального исполнения произведения.

·        физкультминутка, игра «Что изменилось»;

·        дыхательная и  артикуляционная гимнастика, вокально-тренировочные упражнения на развитие и выравнивание голосовых регистров;

·        работа над песней «Родина моя», сл. Т. Гунбина, муз. С. Ранда.

·        выполнение дыхательной и артикуляционной гимнастики, освоение новых вокальных упражнений;

·        работа над мелодическим и гармоническим строем (двухголосием), ровностью регистров при исполнении песни.

ІІІ. Заключительная часть. Подведение итогов занятия, анализ полученных знаний, умений и навыков.

ІV. Рефлексия.

V. Домашнее задание.

 

Ход занятия

І. Организационный момент

Звучит фонограмма песни «Друзья» в исполнении ансамбля «Барбарики». Дети входят в класс.

Педагог: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня на занятии. У нас за окном осень, становится прохладнее, и как вы думаете, что это значит? (приближается зима). Но,  все же, у нас отличное настроение.

- Давайте начнем наше занятие.

II. Основная часть

Педагог: Уже не первое занятие мы знакомимся с «Основами вокального искусства» и многому уже научились. Это большой и очень важный раздел в нашем учебном курсе по вокалу.

- Скажите, пожалуйста, что мы изучали на предыдущих  занятиях?

Дети: - Мы знакомимся с вокальными понятиями и терминами, с особенностями певческого дыхания, с правилами дыхания во время пения, с правильным произношением гласных и согласных звуков, как правильно выражать свои эмоции при пении, с правилами поведения во время пения, правилами поведения на сцене.

Педагог: - Молодцы! А сейчас ответьте на вопрос своими словами: «Что является основой пения, источником энергии для возникновения звука?»

Дети: - Дыхание.

Педагог: - Да, дыхание – это основа пения. Какие виды дыхания вы знаете, и какой вид самый важный при пении?

Дети: - Грудное, диафрагменное и смешанное. Самым важным и правильным видом дыхания при пении считается диафрагменное дыхание.

Педагог: - И сегодня мы будем знакомиться с регистрами певческого голоса, и  именно так звучит тема нашего занятия: «Регистры певческого голоса». Что же это такое?

- Регистр – это часть диапазона голоса, содержащая звуки, похожие по тембру. Запомните это определение. В конце занятия вы получите памятки с основными понятиями  по данной теме, и  сможете дома их выучить.

Педагог:Любой человек, независимо от пола и возраста может воспроизводить звуки в 2-х основных и 2-х неосновных регистрах.

Два основных регистра: грудной и головной. Грудной регистр - нижний регистр. При пении в этом регистре происходят явственные вибрационные ощущения у певцов в области груди (откуда и название).

Педагог: - Попробуйте сделать упражнение: закрытым звуком «промычите» на нижних нотах. Что вы ощущаете? В какой области тела чувствуете вибрации?

Дети: - В области груди.

Педагог: - Это самый привычный голосовой регистр для любого человека. На нём мы всегда разговариваем. Большинство певцов, как профессиональных, так и нет, в пении используют только этот регистр, поскольку другими пользоваться не умеют.

- Послушайте музыкальный фрагмент из песни «Порушка» в исполнении певицы Пелагеи. Пелагея при пении использует грудной голосовой регистр.

Педагог: - Головной или фальцетный - верхний регистр. При его использовании у певцов возникают вибрационные ощущения в основном только в области головы (лица, носа), отсюда и название этого регистра - «фальцет» (что в переводе означает "ложный голос"). Это обусловило редкость его применения.

- Попробуйте сделать то же упражнение, только на верхних нотах. Что вы ощущаете? В какой области тела чувствуете вибрации? (Дети выполняют упражнение).

Дети: - В области головы (лица, носа).

Педагог: - Звуки этого регистра явственно отличаются по тембру от звуков нижнего регистра. Они высокие, лишённые нижних обертонов (призвуков) и более слабые. Однако многие профессиональные певцы развивают этот регистр голоса так, что он становится достаточно сильным, чтобы широко использовать его в сценической деятельности. Например, Владимир Пресняков - младший, который широко используют верхний регистр в своём пении. А оперные певцы добиваются того, что между звуками нижнего и верхнего регистров на слух не ощущается никакой разницы: ни по громкости, ни по тембру.

- Послушайте музыкальный фрагмент из песни «Замок из дождя»(слова К. Кавалерян, музыка В. Преснякова), в исполнении В. Преснякова. Он при пении использует фальцетный регистр. Чтобы головной регистр хорошо, красиво звучал нужно добавить «опору», то есть петь на дыхании, на опоре, и заставить работать голосовые связки.

Педагог: - Мы познакомились с двумя основными регистрами певческого голоса. Продолжаем наше знакомство – неосновные регистры.

- Шумовой неосновной регистр, именуемый «штро-бас», что в переводе с немецкого означает «соломенный (шуршащий)» бас. На такой регистр голос человека может перейти при сильном утомлении. Образуется такой характер звука за счёт пересмыкания голосовых связок. Подмешивая данный регистр голоса при пении к основному регистру, певцы получают рычащий, хрипящий голос. Использование этого регистра при пении можно услышать у В. Высоцкого, М. Шуфутинского, Г. Лепса, А. Маршала. Особо яркий пример – это исполнение Профессора Лебединского. (Песня «Я спросил у ясеня», слова В. Киршон, музыка М. Таривердиева, в исполнении Профессора Лебединского).

Педагог: - Значительно реже используется ещё один неосновной регистр голоса, называемый «свистковый» или «флейтовый», который располагается выше фальцетного регистра. Этот регистр знаком нам как пронзительный визг маленьких детей. По тембру он, действительно, похож на громкий свист, от чего и получил своё название. Развит чаще всего у женщин, в мужских голосах этот регистр встречается довольно редко. Ярким примером исполнения в «свистковом» регистре является певец Витас. (Песня «Опера» в исполнении Витаса).

Педагог: - Вот мы с вами и познакомились с регистрами певческого голоса. Основными, более применяемыми певцами регистрами считаются – грудной и головной – «фальцетный». Существует такое понятие – «переходные» ноты. Эти ноты находятся на переходе от одного регистра к другому. У профессиональных певцов при пении эти ноты совсем незаметны, и регистры называют «сглаженными». Таким образом, их голос звучит ровно, красиво, насыщено на разном диапазоне. Переход из регистра в регистр совсем незаметен. Это вырабатывается постоянной тренировкой.

Педагог: - Сейчас познакомимся с упражнениями, которые помогут развивать, выравнивать ваши голосовые регистры, и соответственно развивать голос. Для этого вы должны воспитывать в себе усидчивость, трудолюбие и наблюдательность, развивая свою память, воображение и внимание. -  Я предлагаю вам первое упражнение, которое развивает внимательность, наблюдательность и память.

Физкультминутка. Игра «Что изменилось».

Один ребенок осматривает класс и запоминает окружение, затем выходит за дверь. Дети договариваются, что они изменят в классе. Заходит ребенок в класс и говорит, что изменилось в его отсутствии.

Педагог: - Молодцы! А сейчас мы приступаем к вокальным упражнениям. Я прошу вас встать в одну линеечку передо мной и принять певческую позицию.

Дети встают для распевки.

Педагог: - Сначала мы выполним дыхательную разминку.

1.  Сделали вдох через нос, и медленный выдох через рот. Повторили 5 раз.

2.  Сделали вдох через нос, и выдох через рот со звуком «ш». Повторили 5 раз.

3.  Сделали вдох через нос, и на выдохе проговариваем буквы «б-п». Повторили 5 раз.

4.  Сделали вдох через нос, и на выдохе проговариваем буквы «т-д». Повторили 5 раз.

Педагог: - Теперь работаем над дикцией и артикуляцией. Проговариваем скороговорку «От топота копыт пыль по полу летит». Начинаем медленно, постепенно убыстряя темп.

- Вот мы и подошли к упражнениям по развитию регистров и голоса.

1.  Закрытым звуком («мычим») делаем глиссандо вверх, вниз. Повторили 3 раза.

2.  На звук «тпру» делаем глиссандо вверх, вниз. Повторили 3 раза.

Педагог: - Молодцы, ребята! Вы успешно выполнили все упражнения. Голосовой аппарат готов к работе, и мы приступаем к исполнению песни «Родина моя». Эта песня вам уже знакома. Песня в вокальном исполнении сложная, в ней встречаются элементы двухголосия. Мелодия требует исполнения как в грудном, так и в головном регистрах. При исполнении не забывайте об «опоре» звука, особенно при исполнении высоких нот. Так же помните, что мы - ансамбль, и звучание песни должно быть ровным, поэтому слушайте себя и друг друга. Сначала мы пропоем мелодию, затем под минусовую фонограмму.

Работа над мелодическим и гармоническим строем (двухголосием), ровностью регистров, ансамблем при исполнении песни «Родина моя», сл. Т. Гунбина, муз. С. Ранда.

Педагог: Молодцы! Вы хорошо сегодня поработали. Садитесь на свои места.

 

3. Заключительная часть. Подведение итогов занятия, анализ полученных знаний, умений и навыков.

Педагог: - Посмотрите, у меня в руках солнышко. Что ему нужно, чтобы оно засветило ярче?

Дети: - Лучи.

Педагог: - Совершенно верно! Я предлагаю  подарить нашему солнышку лучики, но чтобы получить эти лучики, вам нужно вспомнить, чем мы сегодня занимались, что узнали нового, интересного и полезного. За правильный ответ вы получаете один луч.

Дети отвечают. За каждый ответ получают лучик, таким образом, видно как ребенок усвоил материал.

Педагог: - Посмотрите на экран. На нем вы видите основные понятия по теме занятия. Подумайте, все ли мы вспомнили?

Дети отвечают.

 

 

 

 

 

ІV. Рефлексия.

Педагог:- А сейчас подойдите ко мне, и мы вместе подарим солнышку лучики. (Дети совместно с педагогом прикрепляют лучи к солнцу).

Я держу в ладошках Солнце!

Я дарю его Друзьям!

Улыбнитесь – это Просто!

Лучик Солнца – это ВАМ!!!

V. Домашнее задание.

Педагог: - Посмотрите, ребята, это не простые лучики.… Они дадут вам знания по основным понятиям нашего занятия. Дома хорошо изучите их и запомните. Договорились?

Дети: -Договорились.

Педагог: - Спасибо вам за работу! До свидания!

Звучит фонограмма песни «Друзья» в исполнении ансамбля «Барбарики».


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества

Цель занятия : Углубление знаний обучающихся по основам вокального искусства

Цель занятия : Углубление знаний обучающихся по основам вокального искусства

Что изменилось»; · дыхательная и артикуляционная гимнастика, вокально-тренировочные упражнения на развитие и выравнивание голосовых регистров; · работа над песней «Родина моя», сл

Что изменилось»; · дыхательная и артикуляционная гимнастика, вокально-тренировочные упражнения на развитие и выравнивание голосовых регистров; · работа над песней «Родина моя», сл

Педагог: - И сегодня мы будем знакомиться с регистрами певческого голоса, и именно так звучит тема нашего занятия: «Регистры певческого голоса»

Педагог: - И сегодня мы будем знакомиться с регистрами певческого голоса, и именно так звучит тема нашего занятия: «Регистры певческого голоса»

Чтобы головной регистр хорошо, красиво звучал нужно добавить «опору», то есть петь на дыхании, на опоре, и заставить работать голосовые связки

Чтобы головной регистр хорошо, красиво звучал нужно добавить «опору», то есть петь на дыхании, на опоре, и заставить работать голосовые связки

Педагог: - Сначала мы выполним дыхательную разминку

Педагог: - Сначала мы выполним дыхательную разминку

V. Рефлексия . Педагог: - А сейчас подойдите ко мне, и мы вместе подарим солнышку лучики

V. Рефлексия . Педагог: - А сейчас подойдите ко мне, и мы вместе подарим солнышку лучики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2020