План мероприятий для проведения
предметной недели по истории
I.Этап путешествия. (Понедельник)
1. Заочное путешествие «По семи чудесам света»
Задание: каждый класс с 5 по 9 представляет по 2 чуда света, (названия получат по жребию) материал должен быть оформлен в виде газеты, стенда или альбома, выполненные работы помещаем на общий стенд .
II.Этап «Правильно ответь на вопрос» и «Отгадай ребус» (Вторник)
1. Каждый класс получит вопрос, на который нужно дать правильный ответ.
2. Отгадать историческое слово в ребусе.
III. Этап путешествия и Конкурс «Крылатые выражения»(среда)
1. Исторические сочинения
Учащиеся должны показать знание эпох, ее характера черт, высказать личное отношение к описываемым событиям. Сочинение должно быть написано грамотно, логично, эмоционально. Тему выбирают по желанию
Темы сочинений:
1. «С Айвенго на рыцарский турнир» (подготовка к состязанию, сам ход турнира, обстановка на нем, вооружение рыцарей).
2. «Один день в средневековом городе» (описать внешний вид города, его жизнь, с момента открытия ворот и до их закрытия, отразить быт граждан).
3. «Экскурсия в древний или средневековый храм» (описать внешнее и внутреннее убранство, отметить архитектурные детали, характерные черты).
2. «Крылатые выражения»
Нужно объяснить смысл выражения и рассказать об истории его возникновения.
IV.Этап «Турнир смекалистых» и конкурс исторических рисунков (Четверг)
1. «Турнир смекалистых»
1. Разгадывание кроссвордов, головоломок.
2. Ты мне, я- тебе». Участники задают друг другу заготовленные вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.
2. « Конкурс исторических рисунков»
Темы: «Женщины в истории», «Исторические события»,
« Культура и искусство», « Князья, цари и императоры»
V.Заключительный этап (Пятница) :
1.конкурс «На привале»
Команда по очереди исполняет по одному куплету песни военных лет
(песни команда готовит заранее, в качестве домашнего задания).
2. конкурс капитанов
Капитан команды должен составить как можно больше слов из предложенного. Слово «Капитуляция»
3. конкурс «Театральный»
1.Команда получает задание прочитать по ролям отрывок из произведений о войне .
2.Приготовить сценку из произведений о войне
Задание для 2 этапа 1 вопрос.
Предположите, что имели в виду египтяне, говоря о пирамиде Джосера «большая скамья» |
Предположите, что было сделано для того, чтобы вода не просачивалась на нижние ярусы во время полива (о «висячих садах»). Как подавалась вода на верхний ярус? |
Предположите, для чего нужен был бассейн перед пьедесталом статуи Зевса. |
В чём заключалась находчивость архитектора, построившего маяк на острове Фарос? Предположите, каким образом достигалась удивительная яркость и дальность свечения маяка. |
Предположите, чем объяснялась необычность выбора места строительства храма – на болоте. |
Предположите, для чего предназначался второй этаж мавзолея. |
Сооружение Колосса Родосского – довольно дорогостоящее дело. Предположите, откуда могли взять деньги « родосцы» – жители острова. |
Исторические задачи (Вторник)
Задача №1.
Характерный след в истории обуви оставила Бургундия в 14-15 веках, родина «носатой» обуви. Принцам разрешалось носить обувь с носами в две с половиной ступни (до 70 см), родовитым дворянам – в виде ступни (60 см), рыцарям – полторы ступни (45 см), горожанам – в одну ступню (до 30 см). Простолюдины должны были ограничиваться половиной ступни – 15 см. Длинные носы мешали ходить; иногда цепочками их пристёгивали к браслету у колена. А чтобы выглядеть импозантнее, носы обуви украшали фигурками зверей, колокольчиками и даже миниатюрными зеркальцами.
Вопрос: Предположите, для чего ещё в данном случае использовали зеркало.
Задача № 2
Средневековые писцы по заказу своих хозяев нередко изготовляли фальшивые документы – грамоты, которые должны были служить обоснованием прав монастыря или барона на ту или иную деревню. Чтобы избежать подобных подделок, в некоторых странах в середине века документ о передаче земли переписывали два раза в виде двух столбцов на одном листе пергамента.
Вопрос: Предположите, что нужно сделать, чтобы в случае спора доказать подлинность документа.
Задача № 3
Сколько лет во главе русского государства находилась династия Рюриковичей, если известно, что последний из этой династии был сын Ивана Грозного – Фёдор Иванович?
.
Задача № 4
Между двумя этими событиями 100 лет. Оба они связаны с освобождением Руси от одного и того же завоевателя. Первое событие послужило началом освобождения Руси, а второе ее полным освобождением.
Вопрос: О каких событиях идёт речь
Задача № 5
Спустя год после принятия Русью христианства в Киеве заложили так называемую Десятинную церковь, посвящённую Успению Богородицы.
Вопрос: Когда она была заложена. В правлении, какого князя? Откуда пошло название Десятинная церковь?
Задача № 6
Перелом в Северной войне произошёл после Полтавской битвы. Известно, что обе армии в сумме насчитывали 72000 человек. Также известно, что численность русской армии превышала шведскую на 12000 человек. Потери русских составили 1300 человек, а шведов 9000 убитых и 3000 было взято в плен.
Вопрос: Какова была численность русской и шведской армий перед сражением и после?
Задача № 7
Дворянин имел 600 десятин земли. И было у него три сына: старшему было 16 лет, среднему 14 лет и младшему – 10 лет.
Вопрос: Какая повинность его ожидает согласно «Уложения о службе» 1556 года?
Ответ: С каждых 150 десятин земли он обязан был предоставить в царское войско воина на коне и в полном вооружении. В данном случае 4 воинов; 600: 150 = 4. Сам он, старший сын должны вступить в дворянское ополчение, так как для дворян служба согласно «Уложения» начиналась с 15 летнего возраста.
100 «занимательных» вопросов
по истории.
Условия: команда отвечает на вопросы ведущего быстро, не задумываясь. По 7 вопросов для каждой команды. За каждый верно угаданный вопрос 1 балл. Вопросы лежат в конвертах разного цвета. Команды сами выбирают конверт и отвечают на вопросы из этого конверта.
Вопросы из конверта №1.
Вопросы из конверта №2.
Вопрос из конверта №3. «Правители земли русской».
Условия: ведущий зачитывает вопрос для обеих команд одновременно. Та команда, которая быстрее подняла руку и отвечает первой. Если ответ не верный, соперники могут заработать дополнительный балл. Верный ответ – 1 балл.
Вопросы:
Вопрос из конверта №4.
Условия:. Ваша задача – закончить предложение, вставив подходящие по смыслу понятия, даты, имена. За каждое правильное слово (понятие, дату) вы получаете 1 балл. На задание 3 минуты.
Зад.3
Ответ:1598-862=736, где 1598 – смерть Фёдора Ивановича; 862 – призвание Рюрика в Новгородскую землю.
3ад.4.
Ответ:
1480- 1380 = 100, где 1480 – «Состояние на реке Угре». Полное освобождение Руси от ордынского владычества; 1380 – Куликовская битва начало освобождения Руси от ордынского владычества
Зад.5
Ответ:
988+1 = 989, где 989 – принятие Русью христианства; 989 – начало строительства Десятинной церкви. Церковь построена в правлении князя Владимира (980 - 1015). Название пошло из-за того, что князь Владимир на строительство храма отдавал десятую часть княжеских доходов
Зад.6
Ответ:
(Х+12 000)+Х=72 000
2Х=72 000 – 12 000
2Х = 60 000
Х = 60 000: 2
Х = 30 000
(30 000 + 12 000) + 30 000 = 72 000
42 000 + 30 000 = 72 000
42 000 – численность русской армии до сражения
30 000 – численность шведской армии до сражения
42 000 – 1 300 = 40 700 – численность русской армии после сражения
30 000 – (9 000 + 3 000) = 18 000 – численность шведской армии после сражения
Зад. 7
Ответ: С каждых 150 десятин земли он обязан был предоставить в царское войско воина на коне и в полном вооружении. В данном случае 4 воинов; 600: 150 = 4. Сам он, старший сын должны вступить в дворянское ополчение, так как для дворян служба согласно «Уложения» начиналась с 15 летнего возраста.
Кроссворд «Русская изба»
По горизонтали:
5. Ограда для двора в
старину. (Плетень.)
7. Тонкая длинная щепка из сухого дерева, зажигаемая для освещения дома. (Лучина.)
8. Предмет в каждом доме, служащий для отопления и приготовления пищи. (Печь.)
11. Керамическая плитка для облицовки стен и печей. (Изразец.)
12. Большой ящик для хранения вещей с крышкой и с замком. (Сундук.)
13. Предмет обстановки, на котором и сидели, и спали. (Лавка.)
По вертикали:
1. Помещение в избе –
комната. (Клеть.)
2. Название скатерти в старину. (Столешница.)
3. Настил из досок для сна в избе под потолком между печкой и противоположной
ей стеной. (Полати.)
4. Подставка для лучины. (Светец.)
6. Как в старину называлась кухня. (Поварня.)
9. Деревянный крестьянский дом. (Изба.)
10. Предмет, который висел в каждом доме в красном углу. (Икона.
Кроссворд «По одежке встречают»
По горизонтали:
3. Мужская
остроконечная шапка. (Колпак.)
5. Как раньше назывались брюки. (Порты.)
7. Доходившая до пят одежда с длинными, очень широкими рукавами (в названии
есть созвучие с одним из времен года). (Летник.)
8. Портянки – обмотки под сапоги и лапти. (Онучи.)
9. Женская одежда без рукавов. (Сарафан.)
11. Обувь, плетенная из лыка липы. (Лапти.)
14. Короткая, чуть ниже талии, и очень широкая сборчатая женская одежда на
лямках. (Душегрея.)
15. Головной убор бояр. (Столбунец.)
17. Мужская верхняя парадная одежда, которую носили внакидку, на «опаш»,
застегивавшаяся сверху донизу на пуговицы. (Опашень.)
18. Кожаная обувь. (Сапоги.)
По вертикали:
1. Женская юбка
в старину. (Понева.)
2. Традиционное украшение на одежде. (Вышивка.)
3. Женский головной убор. (Кокошник.)
4. Мужское нарядное пальто. (Кафтан.)
6. Зимняя верхняя одежда, которую носили и мужчины, и женщины. (Шуба.)
10. Обувь из кожи, наподобие тапочек. (Поршни.)
12. Деталь одежды, оберег, обязательный для всех – от новорожденного до
старика. (Пояс.)
13. Основной вид одежды мужчин, женщин и детей в древности. (Рубаха.)
16. Женская одежда, которая грела не только душу. (Телогрея.)
Кроссворд «Делу – время, потехе - час»
По вертикали:
1. Предмет для
прядения нити. (Веретено.)
2. Растение, из которого делали ткань на Руси. (Лен.)
4. Основное орудие труда плотника. (Топор.)
5. Как называли человека, умеющего делать ткань. (Ткач.)
6. Мастер – древодел. (Плотник.)
9. Орудие труда кузнеца. (Кувалда.)
10. Орудие, которым пахали. (Рало.)
12. Трезубец, с помощью которого ловили рыбу с лодок. (Острога.)
13. Человек, который изготавливает глиняную посуду. (Гончар.)
17. Орудие труда охотника. (Лук.)
По горизонтали:
3. Длинная веревка
для ловли рыбы, к которой прикреплялись короткие веревки с
крючками. (Перемет.)
7. Основное приспособление для прядения нити. (Прялка.)
8. Человек, который собирал мед. (Бортник.)
10. Острый наконечник рогатины – копья, с которым ходили на медведя. (Рожон.)
11. Сетевидная ловушка, состоящая из большого мешка и крыльев по бокам. (Невод.)
14. Орудие труда земледельца. (Соха.)
15. Сеть, которую два человека тянут по дну озера или реки. (Бредень.)
16. Орудие труда, которым пахали землю. (Плуг.)
Фоном звучит романс "Жди меня и я
вернусь"
На сцене в разных местах сидят девчата, занимаются каждая свои делом: пишет
письмо, читает книгу, зашивает гимнастерку, играет а гитаре, делает
прическу....
Тут раздается стук подошв, все поворачиваются .
Вероника:
"Это наша Соня
топает!"
На
сцену выходит Соня, читая на ходу томик Блока, девчата хихикают.
СоняГурвич:
А топали сапоги потому, что я никогда их не
носила и получила в каптерке на два номера больше. Но наша семья была штатской,
сапог там вообще не водилось, и даже папа не знал, за какие уши их надо
тянуть…
На дверях нашего маленького домика висела медная
дощечка: «ДОКТОР МЕДИЦИНЫ СОЛОМОН АРОНОВИЧ ГУРВИЧ». И хотя папа был простым
участковым врачом, дощечку не снимали, так как ее подарил дедушка и сам
привинтил к дверям.
У нас была очень дружная и очень большая семья:
дети, племянники, бабушка, незамужняя мамина сестра, еще какая-то дальняя
родственница, и в доме не было кровати, на которой спал бы один человек, а
кровать, на которой спали трое, была.
Еще в университете я носила платья, перешитые из
платьев сестер. Длинные и тяжелые, как кольчуги… Недолго, правда, носила: всего
год. А потом надела форму. И сапоги — на два номера больше.
Я и в зенитчицы попала случайно. Фронт сидел в
глухой обороне, переводчиков хватало, а зенитчиц нет.
ГаляЧетвертак:
Да, я из детдома, и фамилию мне дали там же,
потому что в четверть меньше всех ростом была. В десять лет я стала знаменитой:
устроила скандал, которого монастырь не знал со дня основания. Конечно,
нападение бородатого дядьки - все это выдумка. А потом слава прошла, но потом
по детдому поползли слухи о зарытых монахами сокровищах. А не врать я просто не
могла. Собственно, это была не ложь, а желания, выдаваемые за действительность.
Повзрослев, я стала спокойнее, даже согласилась петь в хоре, хотя в душе
мечтала о сольной партии, красивых платьях и популярности. Война застала меня
на третьем курсе, и в первый же понедельник наша группа в полном составе явилась
в военкомат. Группу взяли, а меня не хотели брать воевать, потому что не
подходила под армейские стандарты ни ростом , ни возрастом. Но, главное, не
сдаваться! Я упорно штурмовала военкома и так беззастенчиво врала, что
ошалевший от бессонницы подполковник окончательно запутался и в порядке
исключения направил в зенитчицы. Осуществленная мечта всегда лишена романтики.
Лиза Бричкина:
А я все свои 19 лет провела в ощущении счастья.
Жила на кордоне, с отцом. Он у меня лесником был. Мама умерла перед войной.
Сильно болела, задыхалась от кашля. Дело мое было обычное: прибиралась в доме,
готовила обед, обходила отцовские кварталы... Подруги мои, окончив школу... кто
уехал учится, кто вышел замуж... А я ждала завтрашнего дня. Каждое утро
просыпалась в ожидании какого-то чуда. А тут война. А потом я влюбилась...
Вероника:
Влюбилась наша Бричкина! В старшину влюбилась!
Рита Осянина:
Девчонки, а я ярче всего помню школьный вечер,
встречу с героями пограничниками. Я случайно оказалась рядом с лейтенантом
Осяниным и сидела, боясь шевельнутся. А потом...Потом он пошел меня провожать,
и я схитрила. Я повела его самой дальней дорогой. Я была первой из нашего
класса, кто вышел замуж. Причем не за кого-нибудь, а за красного командира
пограничника. Через год я родила мальчика. Я была самой счастливой женщиной на
свете...Эта проклятая война! Я не жалела себя, своей жизни и молодости, потому
что все время думала о том, что куда важнее чем я, мой муж, который геройски
погиб во второй день войны... А если мои сын останется сиротой, мой маленький
сын, в этом огромном и страшном мире..... Я все время думаю о нем: " Как
переживет он войну? И как потом сложится его жизнь?"
Женя Комелькова:
Как тяжело любимых потерять,
Увидеть, как пронзают пули их тела.
Как страшно видеть смерть и промолчать
И знать, что ничего вернуть назад нельзя.
Увидеть, как сестренку добивают,
Но не увидеть жалости в глазах убийц,
Как тяжело в войну бывает,
Уж я то знаю. Я - боец!
Шутила и смеялась всю дорогу,
Ни страха, ни усталости в глазах.
И одному лишь было видно Богу,
Как всё болит внутри, там, глубоко впотьмах...
Так что к этим сволочам немецким у меня свой
личный счет имеется! Маму, сестренку, братишку... всех из пулемета уложили. И я
совсем одна осталась.... И сказала я себе тогда: патроны кончатся - прикладом
добью, мертвой буду - а зубами загрызу....
Монолог
Женьки обрывает звук автоматной очереди, все девушки встревожено оглядываются,
встают со своих мест и выстраиваются в одну линию и пятеро из них делают шаг
вперед
6. Перед выступлением мы еще раз проговорили
задачу каждой героини повести и кратко попытались обозначить ее:
* У Сони: чудесное теплое защищенное детство,
воспоминания о котором спасали от ужасов войны.
* У Гали: мечты и планы с ноткой авантюризма и
реальность, которая не соответствует ее представлениям.
*У Лизы: романтичность и очень добрая душа,
которая и среди войны сумела найти влюбленность.
*У Риты: резко оборвавшаяся любовь и
материнство, и страх за сына.
*У Женьки ..... вот тут мы поспорили.
У всех после прочтения повести отложилось в
понимании этакая "боевая девчонка, фронтовая подруга...". А мне
виделась полнейшая незащищенность. Девчонка, генеральская дочка, у которой на
ее глазах расстреляли всю семью, которая осталась одна одинешенька посреди
войны и пыталась выжить, как сумела. И я попросила Настю рассказать об этом. У
нее получилось очень хорошо.
Среди зрителей было много детей начальной школы
(2-3 класс), но плакали все: и взрослые , и дети. И сами девчонки уходили со
сцены в слезах.
И САМОЕ ГЛАВНОЕ.
Мы решили не говорить о смерти, мы захотели,
чтобы в памяти зрителя девчата остались живыми.
P.S. Сами монологи получились недлинные, т.к. мы
ориентировались на возраст зрительской аудитории. Наверное, это было самым
сложным: сократить текст и втиснуть его в заданные временные рамки, но не
потерять одновременно главную мысль каждого отрывка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.