План по профориентации
Оценка 4.8

План по профориентации

Оценка 4.8
doc
20.02.2023
План по профориентации
программа по профорентации с изменениями (1).doc

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Ульяновска

«Средняя общеобразовательная школа №53»

Имени заслуженного учителя Российской Федерации И.В.Исакова.

 

 

 

 

Принято

на заседании педагогического Совета

Протокол № 1

от «28» августа 2022г.

Председатель педагогического Совета

 ____________ С.В.Тимоненкова

 

 

 

 

 

 

 

 

Целевая программа МБОУ СОШ № 53

по профориентационной работе

«Выбери свое будущее»

на 2022-2025 годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск 2022г

 

 

 

 

Введение

                  Сегодня в мире существует около 7000 профессий, но среди выпускников школ из года в год популярностью пользуются только несколько десятков из них (экономист, юрист, программист). В большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не потому, что его привлекает содержание деятельности, а скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия лишь средство для определенного престижа и популярности в обществе.
                   Выбор профиля обучения и выбор профессии взаимообусловлены, поэтому допрофильная подготовка и должна иметь профориентационный характер, чтобы помочь каждому ученику осознанно построить свою индивидуальную траекторию развития в условиях самостоятельного выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Профориентация существует не для того, чтобы увеличить конкурс в высшее учебное заведение, а для того, чтобы в последующем «не потерять» студента, который поступил в вуз. Мы «теряем» по некоторым специальностям более 10 процентов студентов в год, которые либо отчисляются за неуспеваемость, либо сами уходят или же, окончив учебное заведение, приступив к работе по специальности, приходят в ужас – «не о том мечтали». Ежегодно из-за неправильного выбора профессии отчисляются по собственному желанию 2,8 процента студентов, более 5 процентов молодых специалистов после  двух-трех лет работы меняют род своих занятий, приобретают другую профессию.

Экономические потери государства в результате смены профессий и длительного периода адаптации составляют ежегодно около 50 млрд. рублей. На современном этапе развития система профориентации призвана обеспечить координацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении, непрерывное и своевременное решение организационно-управленческих вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально-экономического прогноза. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, профориентация является важным компонентом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

         Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении. Увеличивается число неработающей и неучащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь с осторожностью, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.
                 Проведенные социологические исследования в школах выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и средне-специального образования старшеклассники, в большей степени ориентированы, на работу в коммерческих структурах и предпринимательство. Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность молодым людям  состояться в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полная нивелировка значимости рабочих специальностей.
                 Состояние проблем и перспектив занятости молодежи города на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школ не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в города и региона.
                В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям. Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.
Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации «Выбери свое будущее».

 


Паспорт Программы

 

 

Наименование Программы: 

 

Целевая  Программа по профориентационной работе  на 2022-2025 годы

«Выбери свое будущее»

Основания разработки Программы:

ü Концепция Модернизации российского образования

ü Трудовой кодекс

ü Конвенция о правах ребенка

ü Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования

ü Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

ü Стратегия развития образования в РФ  на 2010-2015 годы

ü Федеральная программа введения профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего обучения

ü Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации»

 

 



Цели и задачи Программы:

Цель:

ü создать систему действенной профориентации учащихся, способствующую формированию у  младших школьников, подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе, регионе.

 Задачи:

ü Развитие нормативно-правовой базы.

ü Совершенствование научно-методического, информационного и технического обеспечения системы профориентации учащихся ОУ.

ü Создание профориентационной службы в ОУ, помогающей учащимся  в профессиональном самоопределении.

ü Объединение усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.

ü Разработка форм и методов социального партнерства учреждений профессионального образования, предприятий города  и ОУ по вопросам профессионального самоопределения обучающихся.

ü Формирование единого информационного пространства по профориентации.

 

Основные понятия и термины:
          Профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер воздействия на человека с целью  профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости,  с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

Профессиональная информация – ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования.

         Профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия им осознанного решения в выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также, потребностей общества.

          Профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.

Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.

         Профессиональная производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника. Формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

                 

 Цели и задачи реализации Программы

 

Цель: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями  каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе.

 

Задачи:

1.Развитие нормативно-правовой базы.

2.Совершенствование научно-методического, информационного и технического обеспечения системы профориентации учащихся ОУ.

3.Создание профориентационной службы, помогающей учащимся ОУ в профессиональном самоопределении.

4.Объединение усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.

5.Разработка форм и методов социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.

6.Разработка механизма содействия трудоустройству выпускников ОУ.

7.Формирование единого информационного пространства по профориентации.

 

 

 

 

 

 

 Сроки реализации Программы

Программа рассчитана на 2022-2025 годы.

 

Основные пути решения проблемы

 

Для повышения эффективности системы профориентации учащихся ОУ в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:

1.            Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.

2.            Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.

3.            Взаимодействие с предприятиями и учебными заведениями города, осуществляющими профессиональную подготовку  – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.

4.            Профадаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.

 

Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.

 

Этап

Возрастные

 особенности

Формы профориентационной работы

Пропедевтический

1-4 классы

Повышенная чувствительность к внешним воздействиям.

Ведущая деятельность- учебная.

В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.

Недостаточно развита волевая сфера,

мышление носит наглядно-действенный характер

Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых.

Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда.

1.Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей.

2.Проигрывание профессий в  сюжетно-ролевых играх.

3.Методика «Кем быть».

Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись.

4.Профпросвещение

- встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки, мамы, папы)

- показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок

- костюмированные карнавалы профессий,

- сочинения на тему «Пусть меня научат»,

- игра «Чей это инструмент?»,

- трудовые поручения,

- какие профессии живут в нашем доме (экскурсии),

5. Темы классных часов:

- кто работает в нашей школе? (экскурсия)

- как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка)

- беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома
- экскурсия в школьные мастерские

- беседа: мое любимое занятие в свободное время

Поисково-зондирующий

5-7 классы

Формируется чувство взрослости.

Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе.

Формируется нравственная основа общения.

Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста.

Это сенситивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН

1.Встречи с интересными людьми (профессионалами)

2.Экскурсии

3.Ролевые игры

4.Конкурсы и т.д.

5.Практическая, трудовая, общественно-значимая работа

Темы классных часов

1.Предприятия нашего района, города, региона (походы, экскурсии)

2.Всякий труд надо уважать

Период развития профессионального самоопределения

8-9 классы

Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии.
Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка

- элективные курсы, уроки технологии, работа школьных психологов,

- информация о профессиях народного хозяйства,

 -перспективы профессионального роста и мастерства,

- знакомство с правилами выбора профессии,

- формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией

Учащиеся

10-11 классов

Период уточнения социально-профессионального статуса.
Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсах.
Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения
Для юношей актуальна служба в армии

Дискуссии:

«День допризывника», «Встреча с военными»,

Отработка навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написать резюме, собеседование, как проводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях и т.п.).
Профильное обучение.

 

 

Механизм реализации Программы

 

Соцпедагог школы принимает меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждое полугодие.

 

Оценка эффективности Программы

 

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

-        повысить мотивацию молодежи к труду,
-        оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии,
-        обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда,
-        сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

 

Мероприятия по реализации Программы «Выбери свое будущее»

 

п/п

Содержание

Сроки

Ответственный

I. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


1.

Анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников 9 и 11 классов

Ежегодно,

Август-сентябрь

 Зам. дир по социальным вопросам

2.

Совершенствование нормативно-правовой базы

постоянно

соцпедагог


3.

Проведение социологического опроса выпускников учреждений образования с целью выявления профессиональных намерений и их реализации

2 раза в год

Сентябрь,

март

Психолог, соцпедагог


4.

Выявление учащихся, неопределившихся с выбором профессии

ежегодно

Психолог, соцпедагог


5.

Внедрение в практику работы школы «Профориентационной карты учащегося»

С 1 ноября 2022 года

Заместители директора по воспитательной и соцпедагоги


6.

Анализ выполнения конвенции «О правах ребенка», Закона РФ «Об образовании РФ», законодательства РТ о труде

В течение года

Администрация  школы


7.

Анализ работы по профориентации с учащимися и их родителями

 

 

ежегодно март-апрель

Администрация школы

8

Создание банка данных по учебным заведениям города

сентябрь

Соцпедагог

II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА


1.

Подготовка планов работы по профориентации на учебный год

Ежегодно Май

соцпедагог


2.

Подготовка планов совместной работы школы с заинтересованными организациями (Центром занятости населения, внешкольными учреждениями, профессиональными учебными заведениями)

Май-сентябрь

Заместитель директора по воспитательной


3.

Создание в школах информационного стенда с информацией:

·    потребности рынка труда;

·    профессиограммы

(описание профессий);

·     справочники об учебных заведениях (ПУ, ССУЗы, ВУЗы);

·    методические материалы по вопросам профориентации для педагогических работников

·    материалы по теме “В мире профессий”
“Слагаемые выбора профессии”

В течение года

Администрация школы


4.

Оборудование в школе уголка профориентации

Сентябрь-октябрь

Администрация школы

5.

Проведение дней и недель профориентации

В течение года

Заместители директора по воспитательной и соцпедагог, классные руководители


6.

Обзор новинок  методической литературы по профориентации, проведение в библиотеках  общеобразовательных  учреждений выставки книг «Человек и профессия»

Ежегодно

Библиотекарь


7.

Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими  школьниками

С сентября ежегодно

Библиотекарь


8.

Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами

регулярно

классные руководители


9.

Создание на сайте страницы «Мой выбор»

С сентября 2022 года

Учитель информатики


10.

Выпуск школьной газеты, посвященной профориентации «Кем быть?»

4 раз в год

 соцпедагог

 III. РАБОТА С  ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ    КАДРАМИ


1.

Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной  работы с учащимися различных возрастных групп

ежегодно

соцпедагог


2.

Предусмотреть в планах работы методических объединений педагогов рассмотрение вопросов методики профориентационной работы, обмен опытом ее проведения

ежегодно

Руководители ШМО


3.

«Круглые столы» классных руководителей по обмену опытом профориентационной работы

1 раз в четверть

Заместители директора по воспитательной и соцпедагог


4.

Открытые классные часы с приглашением родителей по профориентационной тематике

постоянно

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители

IV. РАБОТА С  РОДИТЕЛЯМИ


1.

Проведение родительских собраний профориентационной тематики

2-3 раз в год

Администрация школы


2.

Индивидуальные консультации родителей по вопросам профориентации и профильного обучения в ОУ

Постоянно

Педагог-психолог школы


3.

Организация тематических групповых  бесед с родителями по основным вопросам подготовки детей к осознанному выбору профиля обучения и профессии

 

2-3 раз в течение  2-го полугодия

Классные руководители


4.

Проведение анкетирования родителей с целью выявления их отношения к выбору профиля  их детьми и профориентационной работы в  школе

Ежегодно

Администрация школы


5.

Привлечение родителей к участию в профориентационной работе  в школе (проведение экскурсий, встреч  с представителями различных профессий)

Постоянно

Заместитель директора по воспитательной и социальный  педагог,

классные руководители.

 


6.

Организация для родителей учащихся 9-11 классов встреч с представителями профессиональных  учебных заведений

2-3 раз в год

администрация школы

 V. РАБОТА  С  УЧАЩИМИСЯ


1.

Проведение групповых информационно-справочных консультаций профориентационной тематики

По графику в течение года

Педагог-психолог школы,  классные руководители


2.

Проведение индивидуальных профконсультаций с «неопределившимися» в профессии  учащимися, в первую очередь,  с учащимися «группы риска»

Постоянно

Педагог-психолог школы, социальный  педагог, классные руководители

 

 


3.

Организация посещения учащимися 8-11 классов профессиональных учебных заведений, учреждений и предприятий города.

Постоянно

Классные руководители


4.

Проведение серий классных часов по выбору профессии, дальнейшего жизнеопределения  (по возрастам)

Постоянно

Классные руководители


5.

Участие школьников во внутришкольных ,  городских и  вузовских профориентационных мероприятиях

Постоянно

Заместители  директора по воспитательной работе и соцпедагог


6.

Проведение профориентационных игр и тренингов

По графику

Педагог-психолог школы


7.

Профориентационные встречи с представителями Центра занятости населения, учебных заведений, предприятий и организаций

В течение года

Заместители директора  школы по воспитательной и социальной работе, классные руководители


8.

Участие учащихся ОУ  в Днях  открытых дверей  ВУЗов  и ССУЗов  города

Ежегодно, октябрь -май

Классные руководители


9.

Создание портфолио ученика

В течение всего периода обучения

Классные руководители


10.

Привлечение учащихся к занятиям в кружках и спортивных секциях в ОУ и учреждениях дополнительного образования

постоянно

Классные руководители


11.

Организация встреч с бывшими выпускниками с целью профориентационной подготовки

Ежегодно февраль

Администрация школы

12.

Участие в турах Всероссийской  предметной олимпиады школьников

ежегодно

Администрация школы


13.

Организация пятой трудовой четверти. Обеспечение участия учащихся в работе ученических трудовых бригад, в лагере труда и отдыха Работа на пришкольном участке

ежегодно

Администрация  школы

14

Профориентационная работа с опекаемыми детьми и детьми

«группы риска». Оказание помощи в выборе профессии и трудоустройстве

В течение года

Администрация  школы,

Социальный педагог, классные руководители

Профпросвещение.

Реализация городской программы по профориентации:

1.

Экскурсии на предприятия города.

Ежегодно по плану гимназии

Зам. директора по соц. вопросам, классные

руководители 9-11 классов.

2.

Экскурсии в, ВУЗы, колледжи:

Ежегодно по плану гимназии

Классные

руководители 9-11 классов

3.

Дни открытых дверей в ВУЗах, колледжах

Ежегодно

Зам. директора по соц. вопросам, классные

руководители 9-11 классов.

4

Профориентация учащихся на уроках.

Ежегодно

Учителя предметники

5

Проведение тематических классных часов:

·        Мастерим мы мастерят родители (1 классы).

·        Профессии моего города (2 классы).

·        Трудовая родословная моей семьи (3 классы).

·        Известные люди нашего города (4 классы).

·                  Мир профессий (5 классы).

·        Как изучить свои способности (6 класс).

·        Я и моя будущая профессия (7 классы)

·        Внутренняя культура гарант удачного бизнеса (8 классы).

·        Формула успеха - труд по призванию. Проблемы профессионального самоопределения учащихся (9 классы).

·        Как вести себя в конфликтных ситуациях (10 классы).

·        Дороги, которые мы выбираем.

Профессиональное

самоопределение, подготовка к сдаче государственных экзаменов (11 классы).

 

В течение года

 

Классные руководители, библиотекарь,

педагог - психолог школы

6

Родительские собрания

·                Взрослые и дети:

Изучение склонностей и способностей ребенка.

·               Организация летнего отдыха и трудоустройство учащихся.

·               Шпаргалка для родителей. Помощь в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов.

·               Родительское собрание для будущих 10 классников.

Знакомство с профилями

Октябрь

 

 

 

Декабрь

 

 

 

 

Апрель

 

 

 

 

Апрель

Май

 

Взаимодействие с ВУЗами

 

 

П/П

НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМА

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

КЛАССЫ

1.

УлГУ

Экскурсии, тестирование, олимпиады,    предметные

недели,     дни     открытых дверей.

9;11классы

2.

УлГТУ

Экскурсии,            круглые столы, тестирование, дни открытых дверей.

9;11 классы

3

УлГПУ

Экскурсии, тестирование, олимпиады,    предметные недели,     дни     открытых дверей.

8-11 классы

4

УлГСХА

Экскурсии, тестирование, олимпиады,    предметные недели,     дни     открытых дверей.

9; 11 классы

Специалисты, занимающиеся вопросами профессиональной ориентации

 

 

П/П

ДОЛЖНОСТЬ

НАПРАВЛЕНИЕ                 ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.

Зам. директора по УВР и СР

(курируют профильную и предпрофильную подготовку учащихся)

Координируют профориентационную работу в школе реализуют следующие направления: - поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;

-         планируют работу педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;

-         осуществляют анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно- воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся).

2.

Классный руководитель

-организует           индивидуальные           и           групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

- ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся;


 

 

-   организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;

-        организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

-     оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

-           проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;

-    организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов, средних профессиональных учебных заведени

3.

Учителя- предметники

-         способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:

-         обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

-    способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

-проводят   наблюдения   по   выявлению   склонностей   и способностей учащихся;

-       адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

4.

Библиотекарь ИБЦ

-   регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

-    изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

-     обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

-   регулярно устраивает выставки литературы о профессиях


 

 

по    сферам    и    отраслям    (машиностроение,    транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).

5.

Зам. директора по социальной работе

-   способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;

-       оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

-      осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;

-    оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

6.

Педагог-психолог

-   проводит психолого-педагогическое консультирование;

-   изучает профессиональный интерес и склонностей учащихся;

-   осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

-   проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;

-   осуществляет психологические консультации с учѐтом возрастных особенностей учащихся;

-   способствует формированию у школьников адекватной самооценки;

-   оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.

7.

Медсестра и врач школы.

-   способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства;

-   проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;

-   организует консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;

-    оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

8.

Зам. директора по ВР

- проводят организованное знакомство учащихся 8-9 классов с местными   образовательными   учреждениями и предприятиями города через экскурсии;



 

Контроль реализации программы

Администрация школы

 

Сроки  реализации программы

 

2022-2025

 

Промежуточный анализ выполнения

 

Июнь-август 2023, 2024

 

Ожидаемые результаты:

 

 

Реализация данной Программы позволит:

ü повысить мотивацию молодежи к труду

ü оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии

ü обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда

ü сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях

ü осуществить осознанный профессиональный выбор

ü ставить цели, искать формы и способы их достижения.

Нормативно-правовая база

Международные обязательства России

 

В настоящее время нашей страной подписан, а в ряде случаев и ратифицирован ряд международных правовых актов, в которых определяются вопросы профессиональной ориентации. К их числу относятся:

 

·         Европейская социальная хартия (подписана РФ 14. 09. 2000, но не ратифицирована)

 

·        Конвенция Международной Организации Труда 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (Женева 23.06.1975 г.) Рекомендация Международной Организации Труда № 150 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских                                    ресурсов                     (Женева                     23.06.1975                     г.)

 

Федеральные законы Российской Федерации

 

·         Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 1032-1

 

·         Определяет профориентацию как часть государственной политики содействия

занятости в части касающейся обеспечения гарантий в реализации права на труд, но не как часть социальной политики государства.

·        Определяет, что центральным звеном политики в области профориентации является служба занятости.

·        Определяет место получения профориентационных услуг гражданами, а именно «в органах службы занятости».

·        Не определяет межведомственный характер профориентационных услуг и не указывает на необходимость координации и тесного взаимодействия с системой общего и профессионального образования.

 

·        Закон РФ «Об образовании» от 29.13.1992 273 редакции Федерального закона от 13.01.1996 12-ФЗ с изменениями 27.10. 2008 180-ФЗ) согласно которому:

 

В статье 75 указано сказано, что дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Закон изменил систему подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. Профессиональное обучение может осуществляться учебными центрами профессиональных квалификаций. Регламентирована сдача квалифицированного экзамена.

 


Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации

 

·        «Концепция действий на рынке труда на 2008 - 2010 годы.» (Распоряжение Правительства РФ от 15 августа 2008 г. N 1193-р) которая указывает:

 

·        Профессиональная ориентация актуальна и является частью государственной политики.

·        Профориентация является частью государственной политики в области регулирования рынка труда. Система профессионального образования является получателем правильно профориентированного молодого человека, но не участвует в оказании профориентационных услуг.

·        Профориентационная работа с молодежью проводится на основе целевых программ профессиональной ориентации разрабатываемых субъектами Российской Федерации.

·        Федеральные органы исполнительной власти (Минздравсоцразвития РФ и Роструд) не вовлечены в планирование и осуществление мероприятий по реализации

государственной политики в области профессиональной ориентации населения. Их функции ограничиваются предоставлением субвенций, а также функциями по контролю и надзору.

·        Концепция определяет ключевые методы профориентационной работы, к числу которых относятся:

 

o   организация в 2008 2010 годах информационно-пропагандистских кампаний по повышению престижа рабочих профессий с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий;

o   взаимовыгодное сотрудничеств государства и бизнеса по привлечению молодежи в учреждения начального профессионального образования;

o   разработка и реализация программ по информированию населения о ситуации на рынке труда и профессиональной ориентации молодежи.

 

·        «Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы» (Постановление Правительства РФ от 5 мая 2007 г. 270) согласно которой понятие

«профессиональная ориентация» не используется, а вопросы координации с органами содействия занятости не упоминаются. Проблему усиливающегося рассогласования между профессионально-квалификационной структурой кадров подготавливаемых системой профессионального образования и потребностями экономики

предполагается решать путем совершенствования содержания образования и управленческими мерами.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города

Введение

Введение

Наряду с этим происходит полная нивелировка значимости рабочих специальностей

Наряду с этим происходит полная нивелировка значимости рабочих специальностей

Задачи: ü Развитие нормативно-правовой базы

Задачи: ü Развитие нормативно-правовой базы

Профессиональная производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника

Профессиональная производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника

Взаимодействие с предприятиями и учебными заведениями города, осуществляющими профессиональную подготовку – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в

Взаимодействие с предприятиями и учебными заведениями города, осуществляющими профессиональную подготовку – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в

Поисково-зондирующий 5-7 классыФормируется чувство взрослости

Поисково-зондирующий 5-7 классыФормируется чувство взрослости

Период уточнения социально-профессионального статуса

Период уточнения социально-профессионального статуса

Совершенствование нормативно-правовой базыпостоянносоцпедагог

Совершенствование нормативно-правовой базыпостоянносоцпедагог

ПУ, ССУЗы, ВУЗы); · методические материалы по вопросам профориентации для педагогических работников · материалы по теме “В мире профессий” “Слагаемые выбора профессии”

ПУ, ССУЗы, ВУЗы); · методические материалы по вопросам профориентации для педагогических работников · материалы по теме “В мире профессий” “Слагаемые выбора профессии”

Выпуск школьной газеты, посвященной профориентации «Кем быть?»4 раз в год соцпедагог

Выпуск школьной газеты, посвященной профориентации «Кем быть?»4 раз в год соцпедагог

Проведение анкетирования родителей с целью выявления их отношения к выбору профиля их детьми и профориентационной работы в школе

Проведение анкетирования родителей с целью выявления их отношения к выбору профиля их детьми и профориентационной работы в школе

Проведение профориентационных игр и тренинговПо графикуПедагог-психолог школы

Проведение профориентационных игр и тренинговПо графикуПедагог-психолог школы

Реализация городской программы по профориентации:

Реализация городской программы по профориентации:

Проблемы профессионального самоопределения учащихся (9 классы)

Проблемы профессионального самоопределения учащихся (9 классы)

УлГУ Экскурсии, тестирование, олимпиады, предметные недели, дни открытых дверей

УлГУ Экскурсии, тестирование, олимпиады, предметные недели, дни открытых дверей

Учителя- предметники - способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные…

Учителя- предметники - способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные…

Зам. директора по социальной работе - способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена; - оказывает педагогическую…

Зам. директора по социальной работе - способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена; - оказывает педагогическую…

План по профориентации

План по профориентации

Контроль реализации программы

Контроль реализации программы

Определяет профориентацию как часть государственной политики содействия занятости в части касающейся обеспечения гарантий в реализации права на труд, но не как часть социальной политики государства

Определяет профориентацию как часть государственной политики содействия занятости в части касающейся обеспечения гарантий в реализации права на труд, но не как часть социальной политики государства

Постановления и распоряжения

Постановления и распоряжения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2023