План по профориентации

  • doc
  • 20.02.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала программа по профорентации с изменениями (1).doc

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Ульяновска

«Средняя общеобразовательная школа №53»

Имени заслуженного учителя Российской Федерации И.В.Исакова.

 

 

 

 

Принято

на заседании педагогического Совета

Протокол № 1

от «28» августа 2022г.

Председатель педагогического Совета

 ____________ С.В.Тимоненкова

 

 

 

 

 

 

 

 

Целевая программа МБОУ СОШ № 53

по профориентационной работе

«Выбери свое будущее»

на 2022-2025 годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск 2022г

 

 

 

 

Введение

                  Сегодня в мире существует около 7000 профессий, но среди выпускников школ из года в год популярностью пользуются только несколько десятков из них (экономист, юрист, программист). В большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не потому, что его привлекает содержание деятельности, а скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия лишь средство для определенного престижа и популярности в обществе.
                   Выбор профиля обучения и выбор профессии взаимообусловлены, поэтому допрофильная подготовка и должна иметь профориентационный характер, чтобы помочь каждому ученику осознанно построить свою индивидуальную траекторию развития в условиях самостоятельного выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Профориентация существует не для того, чтобы увеличить конкурс в высшее учебное заведение, а для того, чтобы в последующем «не потерять» студента, который поступил в вуз. Мы «теряем» по некоторым специальностям более 10 процентов студентов в год, которые либо отчисляются за неуспеваемость, либо сами уходят или же, окончив учебное заведение, приступив к работе по специальности, приходят в ужас – «не о том мечтали». Ежегодно из-за неправильного выбора профессии отчисляются по собственному желанию 2,8 процента студентов, более 5 процентов молодых специалистов после  двух-трех лет работы меняют род своих занятий, приобретают другую профессию.

Экономические потери государства в результате смены профессий и длительного периода адаптации составляют ежегодно около 50 млрд. рублей. На современном этапе развития система профориентации призвана обеспечить координацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении, непрерывное и своевременное решение организационно-управленческих вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально-экономического прогноза. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, профориентация является важным компонентом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

         Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении. Увеличивается число неработающей и неучащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь с осторожностью, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.
                 Проведенные социологические исследования в школах выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и средне-специального образования старшеклассники, в большей степени ориентированы, на работу в коммерческих структурах и предпринимательство. Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность молодым людям  состояться в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полная нивелировка значимости рабочих специальностей.
                 Состояние проблем и перспектив занятости молодежи города на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школ не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в города и региона.
                В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям. Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.
Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации «Выбери свое будущее».

 


Паспорт Программы

 

 

Наименование Программы: 

 

Целевая  Программа по профориентационной работе  на 2022-2025 годы

«Выбери свое будущее»

Основания разработки Программы:

ü Концепция Модернизации российского образования

ü Трудовой кодекс

ü Конвенция о правах ребенка

ü Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования

ü Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

ü Стратегия развития образования в РФ  на 2010-2015 годы

ü Федеральная программа введения профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего обучения

ü Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации»

 

 



Цели и задачи Программы:

Цель:

ü создать систему действенной профориентации учащихся, способствующую формированию у  младших школьников, подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе, регионе.

 Задачи:

ü Развитие нормативно-правовой базы.

ü Совершенствование научно-методического, информационного и технического обеспечения системы профориентации учащихся ОУ.

ü Создание профориентационной службы в ОУ, помогающей учащимся  в профессиональном самоопределении.

ü Объединение усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.

ü Разработка форм и методов социального партнерства учреждений профессионального образования, предприятий города  и ОУ по вопросам профессионального самоопределения обучающихся.

ü Формирование единого информационного пространства по профориентации.

 

Основные понятия и термины:
          Профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер воздействия на человека с целью  профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости,  с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

Профессиональная информация – ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования.

         Профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия им осознанного решения в выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также, потребностей общества.

          Профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.

Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.

         Профессиональная производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника. Формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

                 

 Цели и задачи реализации Программы

 

Цель: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями  каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе.

 

Задачи:

1.Развитие нормативно-правовой базы.

2.Совершенствование научно-методического, информационного и технического обеспечения системы профориентации учащихся ОУ.

3.Создание профориентационной службы, помогающей учащимся ОУ в профессиональном самоопределении.

4.Объединение усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.

5.Разработка форм и методов социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.

6.Разработка механизма содействия трудоустройству выпускников ОУ.

7.Формирование единого информационного пространства по профориентации.

 

 

 

 

 

 

 Сроки реализации Программы

Программа рассчитана на 2022-2025 годы.

 

Основные пути решения проблемы

 

Для повышения эффективности системы профориентации учащихся ОУ в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:

1.            Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.

2.            Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.

3.            Взаимодействие с предприятиями и учебными заведениями города, осуществляющими профессиональную подготовку  – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.

4.            Профадаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.

 

Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.

 

Этап

Возрастные

 особенности

Формы профориентационной работы

Пропедевтический

1-4 классы

Повышенная чувствительность к внешним воздействиям.

Ведущая деятельность- учебная.

В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.

Недостаточно развита волевая сфера,

мышление носит наглядно-действенный характер

Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых.

Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда.

1.Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей.

2.Проигрывание профессий в  сюжетно-ролевых играх.

3.Методика «Кем быть».

Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись.

4.Профпросвещение

- встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки, мамы, папы)

- показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок

- костюмированные карнавалы профессий,

- сочинения на тему «Пусть меня научат»,

- игра «Чей это инструмент?»,

- трудовые поручения,

- какие профессии живут в нашем доме (экскурсии),

5. Темы классных часов:

- кто работает в нашей школе? (экскурсия)

- как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка)

- беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома
- экскурсия в школьные мастерские

- беседа: мое любимое занятие в свободное время

Поисково-зондирующий

5-7 классы

Формируется чувство взрослости.

Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе.

Формируется нравственная основа общения.

Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста.

Это сенситивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН

1.Встречи с интересными людьми (профессионалами)

2.Экскурсии

3.Ролевые игры

4.Конкурсы и т.д.

5.Практическая, трудовая, общественно-значимая работа

Темы классных часов

1.Предприятия нашего района, города, региона (походы, экскурсии)

2.Всякий труд надо уважать

Период развития профессионального самоопределения

8-9 классы

Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии.
Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка

- элективные курсы, уроки технологии, работа школьных психологов,

- информация о профессиях народного хозяйства,

 -перспективы профессионального роста и мастерства,

- знакомство с правилами выбора профессии,

- формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией

Учащиеся

10-11 классов

Период уточнения социально-профессионального статуса.
Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсах.
Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения
Для юношей актуальна служба в армии

Дискуссии:

«День допризывника», «Встреча с военными»,

Отработка навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написать резюме, собеседование, как проводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях и т.п.).
Профильное обучение.

 

 

Механизм реализации Программы

 

Соцпедагог школы принимает меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждое полугодие.

 

Оценка эффективности Программы

 

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

-        повысить мотивацию молодежи к труду,
-        оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии,
-        обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда,
-        сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

 

Мероприятия по реализации Программы «Выбери свое будущее»

 

п/п

Содержание

Сроки

Ответственный

I. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


1.

Анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников 9 и 11 классов

Ежегодно,

Август-сентябрь

 Зам. дир по социальным вопросам

2.

Совершенствование нормативно-правовой базы

постоянно

соцпедагог


3.

Проведение социологического опроса выпускников учреждений образования с целью выявления профессиональных намерений и их реализации

2 раза в год

Сентябрь,

март

Психолог, соцпедагог


4.

Выявление учащихся, неопределившихся с выбором профессии

ежегодно

Психолог, соцпедагог


5.

Внедрение в практику работы школы «Профориентационной карты учащегося»

С 1 ноября 2022 года

Заместители директора по воспитательной и соцпедагоги


6.

Анализ выполнения конвенции «О правах ребенка», Закона РФ «Об образовании РФ», законодательства РТ о труде

В течение года

Администрация  школы


7.

Анализ работы по профориентации с учащимися и их родителями

 

 

ежегодно март-апрель

Администрация школы

8

Создание банка данных по учебным заведениям города

сентябрь

Соцпедагог

II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА


1.

Подготовка планов работы по профориентации на учебный год

Ежегодно Май

соцпедагог


2.

Подготовка планов совместной работы школы с заинтересованными организациями (Центром занятости населения, внешкольными учреждениями, профессиональными учебными заведениями)

Май-сентябрь

Заместитель директора по воспитательной


3.

Создание в школах информационного стенда с информацией:

·    потребности рынка труда;

·    профессиограммы

(описание профессий);

·     справочники об учебных заведениях (ПУ, ССУЗы, ВУЗы);

·    методические материалы по вопросам профориентации для педагогических работников

·    материалы по теме “В мире профессий”
“Слагаемые выбора профессии”

В течение года

Администрация школы


4.

Оборудование в школе уголка профориентации

Сентябрь-октябрь

Администрация школы

5.

Проведение дней и недель профориентации

В течение года

Заместители директора по воспитательной и соцпедагог, классные руководители


6.

Обзор новинок  методической литературы по профориентации, проведение в библиотеках  общеобразовательных  учреждений выставки книг «Человек и профессия»

Ежегодно

Библиотекарь


7.

Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими  школьниками

С сентября ежегодно

Библиотекарь


8.

Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами

регулярно

классные руководители


9.

Создание на сайте страницы «Мой выбор»

С сентября 2022 года

Учитель информатики


10.

Выпуск школьной газеты, посвященной профориентации «Кем быть?»

4 раз в год

 соцпедагог

 III. РАБОТА С  ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ    КАДРАМИ


1.

Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной  работы с учащимися различных возрастных групп

ежегодно

соцпедагог


2.

Предусмотреть в планах работы методических объединений педагогов рассмотрение вопросов методики профориентационной работы, обмен опытом ее проведения

ежегодно

Руководители ШМО


3.

«Круглые столы» классных руководителей по обмену опытом профориентационной работы

1 раз в четверть

Заместители директора по воспитательной и соцпедагог


4.

Открытые классные часы с приглашением родителей по профориентационной тематике

постоянно

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители

IV. РАБОТА С  РОДИТЕЛЯМИ


1.

Проведение родительских собраний профориентационной тематики

2-3 раз в год

Администрация школы


2.

Индивидуальные консультации родителей по вопросам профориентации и профильного обучения в ОУ

Постоянно

Педагог-психолог школы


3.

Организация тематических групповых  бесед с родителями по основным вопросам подготовки детей к осознанному выбору профиля обучения и профессии

 

2-3 раз в течение  2-го полугодия

Классные руководители


4.

Проведение анкетирования родителей с целью выявления их отношения к выбору профиля  их детьми и профориентационной работы в  школе

Ежегодно

Администрация школы


5.

Привлечение родителей к участию в профориентационной работе  в школе (проведение экскурсий, встреч  с представителями различных профессий)

Постоянно

Заместитель директора по воспитательной и социальный  педагог,

классные руководители.

 


6.

Организация для родителей учащихся 9-11 классов встреч с представителями профессиональных  учебных заведений

2-3 раз в год

администрация школы

 V. РАБОТА  С  УЧАЩИМИСЯ


1.

Проведение групповых информационно-справочных консультаций профориентационной тематики

По графику в течение года

Педагог-психолог школы,  классные руководители


2.

Проведение индивидуальных профконсультаций с «неопределившимися» в профессии  учащимися, в первую очередь,  с учащимися «группы риска»

Постоянно

Педагог-психолог школы, социальный  педагог, классные руководители

 

 


3.

Организация посещения учащимися 8-11 классов профессиональных учебных заведений, учреждений и предприятий города.

Постоянно

Классные руководители


4.

Проведение серий классных часов по выбору профессии, дальнейшего жизнеопределения  (по возрастам)

Постоянно

Классные руководители


5.

Участие школьников во внутришкольных ,  городских и  вузовских профориентационных мероприятиях

Постоянно

Заместители  директора по воспитательной работе и соцпедагог


6.

Проведение профориентационных игр и тренингов

По графику

Педагог-психолог школы


7.

Профориентационные встречи с представителями Центра занятости населения, учебных заведений, предприятий и организаций

В течение года

Заместители директора  школы по воспитательной и социальной работе, классные руководители


8.

Участие учащихся ОУ  в Днях  открытых дверей  ВУЗов  и ССУЗов  города

Ежегодно, октябрь -май

Классные руководители


9.

Создание портфолио ученика

В течение всего периода обучения

Классные руководители


10.

Привлечение учащихся к занятиям в кружках и спортивных секциях в ОУ и учреждениях дополнительного образования

постоянно

Классные руководители


11.

Организация встреч с бывшими выпускниками с целью профориентационной подготовки

Ежегодно февраль

Администрация школы

12.

Участие в турах Всероссийской  предметной олимпиады школьников

ежегодно

Администрация школы


13.

Организация пятой трудовой четверти. Обеспечение участия учащихся в работе ученических трудовых бригад, в лагере труда и отдыха Работа на пришкольном участке

ежегодно

Администрация  школы

14

Профориентационная работа с опекаемыми детьми и детьми

«группы риска». Оказание помощи в выборе профессии и трудоустройстве

В течение года

Администрация  школы,

Социальный педагог, классные руководители

Профпросвещение.

Реализация городской программы по профориентации:

1.

Экскурсии на предприятия города.

Ежегодно по плану гимназии

Зам. директора по соц. вопросам, классные

руководители 9-11 классов.

2.

Экскурсии в, ВУЗы, колледжи:

Ежегодно по плану гимназии

Классные

руководители 9-11 классов

3.

Дни открытых дверей в ВУЗах, колледжах

Ежегодно

Зам. директора по соц. вопросам, классные

руководители 9-11 классов.

4

Профориентация учащихся на уроках.

Ежегодно

Учителя предметники

5

Проведение тематических классных часов:

·        Мастерим мы мастерят родители (1 классы).

·        Профессии моего города (2 классы).

·        Трудовая родословная моей семьи (3 классы).

·        Известные люди нашего города (4 классы).

·                  Мир профессий (5 классы).

·        Как изучить свои способности (6 класс).

·        Я и моя будущая профессия (7 классы)

·        Внутренняя культура гарант удачного бизнеса (8 классы).

·        Формула успеха - труд по призванию. Проблемы профессионального самоопределения учащихся (9 классы).

·        Как вести себя в конфликтных ситуациях (10 классы).

·        Дороги, которые мы выбираем.

Профессиональное

самоопределение, подготовка к сдаче государственных экзаменов (11 классы).

 

В течение года

 

Классные руководители, библиотекарь,

педагог - психолог школы

6

Родительские собрания

·                Взрослые и дети:

Изучение склонностей и способностей ребенка.

·               Организация летнего отдыха и трудоустройство учащихся.

·               Шпаргалка для родителей. Помощь в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов.

·               Родительское собрание для будущих 10 классников.

Знакомство с профилями

Октябрь

 

 

 

Декабрь

 

 

 

 

Апрель

 

 

 

 

Апрель

Май

 

Взаимодействие с ВУЗами

 

 

П/П

НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМА

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

КЛАССЫ

1.

УлГУ

Экскурсии, тестирование, олимпиады,    предметные

недели,     дни     открытых дверей.

9;11классы

2.

УлГТУ

Экскурсии,            круглые столы, тестирование, дни открытых дверей.

9;11 классы

3

УлГПУ

Экскурсии, тестирование, олимпиады,    предметные недели,     дни     открытых дверей.

8-11 классы

4

УлГСХА

Экскурсии, тестирование, олимпиады,    предметные недели,     дни     открытых дверей.

9; 11 классы

Специалисты, занимающиеся вопросами профессиональной ориентации

 

 

П/П

ДОЛЖНОСТЬ

НАПРАВЛЕНИЕ                 ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.

Зам. директора по УВР и СР

(курируют профильную и предпрофильную подготовку учащихся)

Координируют профориентационную работу в школе реализуют следующие направления: - поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;

-         планируют работу педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;

-         осуществляют анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно- воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся).

2.

Классный руководитель

-организует           индивидуальные           и           групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

- ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся;


 

 

-   организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;

-        организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

-     оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

-           проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;

-    организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов, средних профессиональных учебных заведени

3.

Учителя- предметники

-         способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:

-         обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

-    способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

-проводят   наблюдения   по   выявлению   склонностей   и способностей учащихся;

-       адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

4.

Библиотекарь ИБЦ

-   регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

-    изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

-     обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

-   регулярно устраивает выставки литературы о профессиях


 

 

по    сферам    и    отраслям    (машиностроение,    транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).

5.

Зам. директора по социальной работе

-   способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;

-       оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

-      осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;

-    оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

6.

Педагог-психолог

-   проводит психолого-педагогическое консультирование;

-   изучает профессиональный интерес и склонностей учащихся;

-   осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

-   проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;

-   осуществляет психологические консультации с учѐтом возрастных особенностей учащихся;

-   способствует формированию у школьников адекватной самооценки;

-   оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.

7.

Медсестра и врач школы.

-   способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства;

-   проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;

-   организует консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;

-    оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

8.

Зам. директора по ВР

- проводят организованное знакомство учащихся 8-9 классов с местными   образовательными   учреждениями и предприятиями города через экскурсии;



 

Контроль реализации программы

Администрация школы

 

Сроки  реализации программы

 

2022-2025

 

Промежуточный анализ выполнения

 

Июнь-август 2023, 2024

 

Ожидаемые результаты:

 

 

Реализация данной Программы позволит:

ü повысить мотивацию молодежи к труду

ü оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии

ü обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда

ü сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях

ü осуществить осознанный профессиональный выбор

ü ставить цели, искать формы и способы их достижения.

Нормативно-правовая база

Международные обязательства России

 

В настоящее время нашей страной подписан, а в ряде случаев и ратифицирован ряд международных правовых актов, в которых определяются вопросы профессиональной ориентации. К их числу относятся:

 

·         Европейская социальная хартия (подписана РФ 14. 09. 2000, но не ратифицирована)

 

·        Конвенция Международной Организации Труда 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (Женева 23.06.1975 г.) Рекомендация Международной Организации Труда № 150 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских                                    ресурсов                     (Женева                     23.06.1975                     г.)

 

Федеральные законы Российской Федерации

 

·         Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 1032-1

 

·         Определяет профориентацию как часть государственной политики содействия

занятости в части касающейся обеспечения гарантий в реализации права на труд, но не как часть социальной политики государства.

·        Определяет, что центральным звеном политики в области профориентации является служба занятости.

·        Определяет место получения профориентационных услуг гражданами, а именно «в органах службы занятости».

·        Не определяет межведомственный характер профориентационных услуг и не указывает на необходимость координации и тесного взаимодействия с системой общего и профессионального образования.

 

·        Закон РФ «Об образовании» от 29.13.1992 273 редакции Федерального закона от 13.01.1996 12-ФЗ с изменениями 27.10. 2008 180-ФЗ) согласно которому:

 

В статье 75 указано сказано, что дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Закон изменил систему подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. Профессиональное обучение может осуществляться учебными центрами профессиональных квалификаций. Регламентирована сдача квалифицированного экзамена.

 


Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации

 

·        «Концепция действий на рынке труда на 2008 - 2010 годы.» (Распоряжение Правительства РФ от 15 августа 2008 г. N 1193-р) которая указывает:

 

·        Профессиональная ориентация актуальна и является частью государственной политики.

·        Профориентация является частью государственной политики в области регулирования рынка труда. Система профессионального образования является получателем правильно профориентированного молодого человека, но не участвует в оказании профориентационных услуг.

·        Профориентационная работа с молодежью проводится на основе целевых программ профессиональной ориентации разрабатываемых субъектами Российской Федерации.

·        Федеральные органы исполнительной власти (Минздравсоцразвития РФ и Роструд) не вовлечены в планирование и осуществление мероприятий по реализации

государственной политики в области профессиональной ориентации населения. Их функции ограничиваются предоставлением субвенций, а также функциями по контролю и надзору.

·        Концепция определяет ключевые методы профориентационной работы, к числу которых относятся:

 

o   организация в 2008 2010 годах информационно-пропагандистских кампаний по повышению престижа рабочих профессий с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий;

o   взаимовыгодное сотрудничеств государства и бизнеса по привлечению молодежи в учреждения начального профессионального образования;

o   разработка и реализация программ по информированию населения о ситуации на рынке труда и профессиональной ориентации молодежи.

 

·        «Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы» (Постановление Правительства РФ от 5 мая 2007 г. 270) согласно которой понятие

«профессиональная ориентация» не используется, а вопросы координации с органами содействия занятости не упоминаются. Проблему усиливающегося рассогласования между профессионально-квалификационной структурой кадров подготавливаемых системой профессионального образования и потребностями экономики

предполагается решать путем совершенствования содержания образования и управленческими мерами.