Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Ульяновска
«Средняя общеобразовательная школа №53»
Имени заслуженного учителя Российской Федерации И.В.Исакова.
|
|
Принято на заседании педагогического Совета Протокол № 1 от «28» августа 2022г. Председатель педагогического Совета ____________ С.В.Тимоненкова |
Целевая программа МБОУ СОШ № 53
по профориентационной работе
«Выбери свое будущее»
на 2022-2025 годы
Ульяновск 2022г
Введение
Сегодня в
мире существует около 7000 профессий, но среди выпускников школ из года в год
популярностью пользуются только несколько десятков из них (экономист, юрист,
программист). В большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не
потому, что его привлекает содержание деятельности, а скорее выбирает
определенный образ жизни, где профессия лишь средство для определенного
престижа и популярности в обществе.
Выбор профиля обучения и выбор профессии взаимообусловлены,
поэтому допрофильная подготовка и должна иметь профориентационный
характер, чтобы помочь каждому ученику осознанно построить свою
индивидуальную траекторию развития в условиях самостоятельного выбора профиля
обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Профориентация
существует не для того, чтобы увеличить конкурс в высшее учебное заведение, а
для того, чтобы в последующем «не потерять» студента, который поступил в вуз.
Мы «теряем» по некоторым специальностям более 10 процентов студентов в год,
которые либо отчисляются за неуспеваемость, либо сами уходят или же, окончив
учебное заведение, приступив к работе по специальности, приходят в ужас – «не о
том мечтали». Ежегодно из-за неправильного выбора профессии отчисляются по
собственному желанию 2,8 процента студентов, более 5 процентов молодых
специалистов после двух-трех лет работы меняют род своих занятий, приобретают
другую профессию.
Экономические потери государства в результате смены профессий и длительного периода адаптации составляют ежегодно около 50 млрд. рублей. На современном этапе развития система профориентации призвана обеспечить координацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении, непрерывное и своевременное решение организационно-управленческих вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально-экономического прогноза. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, профориентация является важным компонентом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.
Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в
сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее
профессиональном самоопределении. Увеличивается число неработающей и неучащейся
молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь с осторожностью, и часто молодые
люди оказываются невостребованными на рынке труда.
Проведенные социологические исследования в школах выявили тот
факт, что при сохранении престижа высшего и средне-специального образования
старшеклассники, в большей степени ориентированы, на работу в коммерческих
структурах и предпринимательство. Происходит замена профессиональной карьеры –
коммерческой, что блокирует возможность молодым людям состояться в
профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полная нивелировка
значимости рабочих специальностей.
Состояние проблем и перспектив занятости молодежи города на
сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школ
не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в города и региона.
В современных условиях профессиональное самоопределение
предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных
возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к
социокультурным и профессионально-производственным условиям. Поэтому необходимо
совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в
соответствие с требованиями времени.
Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации «Выбери
свое будущее».
Паспорт Программы
Наименование Программы:
Целевая Программа по профориентационной работе на 2022-2025 годы
«Выбери свое будущее»
Основания разработки Программы:
ü Концепция Модернизации российского образования
ü Трудовой кодекс
ü Конвенция о правах ребенка
ü Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования
ü Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
ü Стратегия развития образования в РФ на 2010-2015 годы
ü Федеральная программа введения профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего обучения
ü Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации»
Цели и задачи Программы:
Цель:
ü создать систему действенной профориентации учащихся, способствующую формированию у младших школьников, подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе, регионе.
Задачи:
ü Развитие нормативно-правовой базы.
ü Совершенствование научно-методического, информационного и технического обеспечения системы профориентации учащихся ОУ.
ü Создание профориентационной службы в ОУ, помогающей учащимся в профессиональном самоопределении.
ü Объединение усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.
ü Разработка форм и методов социального партнерства учреждений профессионального образования, предприятий города и ОУ по вопросам профессионального самоопределения обучающихся.
ü Формирование единого информационного пространства по профориентации.
Основные понятия и термины:
Профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из
компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о
профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития
природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер воздействия на
человека с целью профессионального самоопределения и выбора оптимального вида
занятости, с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической
ситуации на рынке труда.
Профессиональная информация – ознакомление
различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка
труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах,
содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их
освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями
профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования.
Профессиональная консультация – оказание помощи человеку в
профессиональном самоопределении с целью принятия им осознанного решения в
выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и
возможностей, а также, потребностей общества.
Профессиональный подбор –
предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной
деятельности, наиболее соответствующих его психологическим,
психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической,
психофизиологической и медицинской диагностики.
Профессиональный отбор – определение
степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему
месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.
Профессиональная производственная и социальная адаптация –
система мер, способствующих профессиональному становлению работника.
Формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств,
установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего
уровня профессионализма.
Цели и задачи реализации Программы
Цель: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе.
Задачи:
1.Развитие нормативно-правовой базы.
2.Совершенствование научно-методического, информационного и технического обеспечения системы профориентации учащихся ОУ.
3.Создание профориентационной службы, помогающей учащимся ОУ в профессиональном самоопределении.
4.Объединение усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.
5.Разработка форм и методов социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.
6.Разработка механизма содействия трудоустройству выпускников ОУ.
7.Формирование единого информационного пространства по профориентации.
Сроки реализации Программы
Программа рассчитана на 2022-2025 годы.
Основные пути решения проблемы
Для повышения эффективности системы профориентации учащихся ОУ в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:
1. Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
2. Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.
3. Взаимодействие с предприятиями и учебными заведениями города, осуществляющими профессиональную подготовку – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.
4. Профадаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.
Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.
Этап |
Возрастные особенности |
Формы профориентационной работы |
Пропедевтический |
Повышенная чувствительность к внешним воздействиям. Ведущая деятельность- учебная. В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых. Недостаточно развита волевая сфера, мышление носит наглядно-действенный характер Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых. Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда. |
1.Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей. 2.Проигрывание профессий в сюжетно-ролевых играх. 3.Методика «Кем быть». Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись. 4.Профпросвещение - встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки, мамы, папы) - показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок - костюмированные карнавалы профессий, - сочинения на тему «Пусть меня научат», - игра «Чей это инструмент?», - трудовые поручения, - какие профессии живут в нашем доме (экскурсии), 5. Темы классных часов: - кто работает в нашей школе? (экскурсия) - как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка) -
беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома - беседа: мое любимое занятие в свободное время |
Поисково-зондирующий |
Формируется чувство взрослости. Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе. Формируется нравственная основа общения. Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста. Это сенситивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН |
1.Встречи с интересными людьми (профессионалами) 2.Экскурсии 3.Ролевые игры 4.Конкурсы и т.д. 5.Практическая, трудовая, общественно-значимая работа Темы классных часов 1.Предприятия нашего района, города, региона (походы, экскурсии) 2.Всякий труд надо уважать |
Период развития профессионального самоопределения 8-9 классы |
Период
развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла
выбора профессии. |
- элективные курсы, уроки технологии, работа школьных психологов, - информация о профессиях народного хозяйства, -перспективы профессионального роста и мастерства, - знакомство с правилами выбора профессии, - формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией |
Учащиеся 10-11 классов |
Период
уточнения социально-профессионального статуса. |
Дискуссии: «День допризывника», «Встреча с военными», Отработка
навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написать резюме,
собеседование, как проводить поиск работы, где получить информацию о
вакансиях и т.п.). |
Механизм реализации Программы
Соцпедагог школы принимает меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждое полугодие.
Оценка эффективности Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- повысить
мотивацию молодежи к труду,
- оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе
будущей профессии,
- обучить подростков основным принципам построения профессиональной
карьеры и навыкам поведения на рынке труда,
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных
социальных условиях.
Мероприятия по реализации Программы «Выбери свое будущее»
№ п/п |
Содержание |
Сроки |
Ответственный |
|||
I. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
||||||
|
Анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников 9 и 11 классов |
Ежегодно, Август-сентябрь |
Зам. дир по социальным вопросам |
|||
2. |
Совершенствование нормативно-правовой базы |
постоянно |
соцпедагог |
|||
|
Проведение социологического опроса выпускников учреждений образования с целью выявления профессиональных намерений и их реализации |
2 раза в год Сентябрь, март |
Психолог, соцпедагог |
|||
|
Выявление учащихся, неопределившихся с выбором профессии |
ежегодно |
Психолог, соцпедагог |
|||
|
Внедрение в практику работы школы «Профориентационной карты учащегося» |
С 1 ноября 2022 года |
Заместители директора по воспитательной и соцпедагоги |
|||
|
Анализ выполнения конвенции «О правах ребенка», Закона РФ «Об образовании РФ», законодательства РТ о труде |
В течение года |
Администрация школы |
|||
|
Анализ работы по профориентации с учащимися и их родителями
|
ежегодно март-апрель |
Администрация школы |
|||
8 |
Создание банка данных по учебным заведениям города |
сентябрь |
Соцпедагог |
|||
II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА |
||||||
|
Подготовка планов работы по профориентации на учебный год |
Ежегодно Май |
соцпедагог |
|||
|
Подготовка планов совместной работы школы с заинтересованными организациями (Центром занятости населения, внешкольными учреждениями, профессиональными учебными заведениями) |
Май-сентябрь |
Заместитель директора по воспитательной |
|||
|
Создание в школах информационного стенда с информацией: · потребности рынка труда; · профессиограммы (описание профессий); · справочники об учебных заведениях (ПУ, ССУЗы, ВУЗы); · методические материалы по вопросам профориентации для педагогических работников · материалы
по теме “В мире профессий” |
В течение года |
Администрация школы |
|||
|
Оборудование в школе уголка профориентации |
Сентябрь-октябрь |
Администрация школы |
|||
5. |
Проведение дней и недель профориентации |
В течение года |
Заместители директора по воспитательной и соцпедагог, классные руководители |
|||
|
Обзор новинок методической литературы по профориентации, проведение в библиотеках общеобразовательных учреждений выставки книг «Человек и профессия» |
Ежегодно |
Библиотекарь |
|||
|
Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками |
С сентября ежегодно |
Библиотекарь |
|||
|
Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами |
регулярно |
классные руководители |
|||
|
Создание на сайте страницы «Мой выбор» |
С сентября 2022 года |
Учитель информатики |
|||
|
Выпуск школьной газеты, посвященной профориентации «Кем быть?» |
4 раз в год |
соцпедагог |
|||
III. РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ |
||||||
|
Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп |
ежегодно |
соцпедагог |
|||
|
Предусмотреть в планах работы методических объединений педагогов рассмотрение вопросов методики профориентационной работы, обмен опытом ее проведения |
ежегодно |
Руководители ШМО |
|||
|
«Круглые столы» классных руководителей по обмену опытом профориентационной работы |
1 раз в четверть |
Заместители директора по воспитательной и соцпедагог |
|||
|
Открытые классные часы с приглашением родителей по профориентационной тематике |
постоянно |
Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители |
|||
IV. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ |
||||||
|
Проведение родительских собраний профориентационной тематики |
2-3 раз в год |
Администрация школы |
|||
|
Индивидуальные консультации родителей по вопросам профориентации и профильного обучения в ОУ |
Постоянно |
Педагог-психолог школы |
|||
|
Организация тематических групповых бесед с родителями по основным вопросам подготовки детей к осознанному выбору профиля обучения и профессии
|
2-3 раз в течение 2-го полугодия |
Классные руководители |
|||
|
Проведение анкетирования родителей с целью выявления их отношения к выбору профиля их детьми и профориентационной работы в школе |
Ежегодно |
Администрация школы |
|||
|
Привлечение родителей к участию в профориентационной работе в школе (проведение экскурсий, встреч с представителями различных профессий) |
Постоянно |
Заместитель директора по воспитательной и социальный педагог, классные руководители.
|
|||
|
Организация для родителей учащихся 9-11 классов встреч с представителями профессиональных учебных заведений |
2-3 раз в год |
администрация школы |
|||
V. РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ |
||||||
|
Проведение групповых информационно-справочных консультаций профориентационной тематики |
По графику в течение года |
Педагог-психолог школы, классные руководители |
|||
|
Проведение индивидуальных профконсультаций с «неопределившимися» в профессии учащимися, в первую очередь, с учащимися «группы риска» |
Постоянно |
Педагог-психолог школы, социальный педагог, классные руководители
|
|||
|
Организация посещения учащимися 8-11 классов профессиональных учебных заведений, учреждений и предприятий города. |
Постоянно |
Классные руководители |
|||
|
Проведение серий классных часов по выбору профессии, дальнейшего жизнеопределения (по возрастам) |
Постоянно |
Классные руководители |
|||
|
Участие школьников во внутришкольных , городских и вузовских профориентационных мероприятиях |
Постоянно |
Заместители директора по воспитательной работе и соцпедагог |
|||
|
Проведение профориентационных игр и тренингов |
По графику |
Педагог-психолог школы |
|||
|
Профориентационные встречи с представителями Центра занятости населения, учебных заведений, предприятий и организаций |
В течение года |
Заместители директора школы по воспитательной и социальной работе, классные руководители |
|||
|
Участие учащихся ОУ в Днях открытых дверей ВУЗов и ССУЗов города |
Ежегодно, октябрь -май |
Классные руководители |
|||
|
Создание портфолио ученика |
В течение всего периода обучения |
Классные руководители |
|||
|
Привлечение учащихся к занятиям в кружках и спортивных секциях в ОУ и учреждениях дополнительного образования |
постоянно |
Классные руководители |
|||
|
Организация встреч с бывшими выпускниками с целью профориентационной подготовки |
Ежегодно февраль |
Администрация школы |
|||
12. |
Участие в турах Всероссийской предметной олимпиады школьников |
ежегодно |
Администрация школы |
|||
|
Организация пятой трудовой четверти. Обеспечение участия учащихся в работе ученических трудовых бригад, в лагере труда и отдыха Работа на пришкольном участке |
ежегодно |
Администрация школы |
|||
14 |
Профориентационная работа с опекаемыми детьми и детьми «группы риска». Оказание помощи в выборе профессии и трудоустройстве |
В течение года |
Администрация школы, Социальный педагог, классные руководители |
|||
Профпросвещение. Реализация городской программы по профориентации: |
||||||
1. |
Экскурсии на предприятия города. |
Ежегодно по плану гимназии |
Зам. директора по соц. вопросам, классные руководители 9-11 классов. |
|||
2. |
Экскурсии в, ВУЗы, колледжи: |
Ежегодно по плану гимназии |
Классные руководители 9-11 классов |
|||
3. |
Дни открытых дверей в ВУЗах, колледжах |
Ежегодно |
Зам. директора по соц. вопросам, классные руководители 9-11 классов. |
|||
4 |
Профориентация учащихся на уроках. |
Ежегодно |
Учителя предметники |
|||
5 |
Проведение тематических классных часов: · Мастерим мы – мастерят родители (1 классы). · Профессии моего города (2 классы). · Трудовая родословная моей семьи (3 классы). · Известные люди нашего города (4 классы). · Мир профессий (5 классы). · Как изучить свои способности (6 класс). · Я и моя будущая профессия (7 классы) · Внутренняя культура – гарант удачного бизнеса (8 классы). · Формула успеха - труд по призванию. Проблемы профессионального самоопределения учащихся (9 классы). · Как вести себя в конфликтных ситуациях (10 классы). · Дороги, которые мы выбираем. Профессиональное самоопределение, подготовка к сдаче государственных экзаменов (11 классы). |
В течение года |
Классные руководители, библиотекарь, педагог - психолог школы |
|||
6 |
Родительские собрания · Взрослые и дети: Изучение склонностей и способностей ребенка. · Организация летнего отдыха и трудоустройство учащихся. · Шпаргалка для родителей. Помощь в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов. · Родительское собрание для будущих 10 классников. Знакомство с профилями |
Октябрь
Декабрь
Апрель
Апрель Май |
|
|||
Взаимодействие с ВУЗами
№ П/П |
НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ |
ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ |
КЛАССЫ |
1. |
УлГУ |
Экскурсии, тестирование, олимпиады, предметные недели, дни открытых дверей. |
9;11классы |
2. |
УлГТУ |
Экскурсии, круглые столы, тестирование, дни открытых дверей. |
9;11 классы |
3 |
УлГПУ |
Экскурсии, тестирование, олимпиады, предметные недели, дни открытых дверей. |
8-11 классы |
4 |
УлГСХА |
Экскурсии, тестирование, олимпиады, предметные недели, дни открытых дверей. |
9; 11 классы |
Специалисты, занимающиеся вопросами профессиональной ориентации
№ П/П |
ДОЛЖНОСТЬ |
НАПРАВЛЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
1. |
Зам. директора по УВР и СР (курируют профильную и предпрофильную подготовку учащихся) |
Координируют профориентационную работу в школе реализуют следующие направления: - поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы; - планируют работу педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения; - осуществляют анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно- воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся). |
2. |
Классный руководитель |
-организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; - ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся; |
|
|
- организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях; - организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия; - оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения; - проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению; - организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов, средних профессиональных учебных заведени |
3. |
Учителя- предметники |
- способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.: - обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки; - способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; -проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся; - адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся. |
4. |
Библиотекарь ИБЦ |
- регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе; - изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии; - обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий); - регулярно устраивает выставки литературы о профессиях |
|
|
по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.). |
5. |
Зам. директора по социальной работе |
- способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена; - оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения; - осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам; - оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника. |
6. |
Педагог-психолог |
- проводит психолого-педагогическое консультирование; - изучает профессиональный интерес и склонностей учащихся; - осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей; - проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся; - осуществляет психологические консультации с учѐтом возрастных особенностей учащихся; - способствует формированию у школьников адекватной самооценки; - оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся. |
7. |
Медсестра и врач школы. |
- способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства; - проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека; - организует консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру; - оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся. |
8. |
Зам. директора по ВР |
- проводят организованное знакомство учащихся 8-9 классов с местными образовательными учреждениями и предприятиями города через экскурсии; |
Контроль реализации программы |
Администрация школы |
Сроки реализации программы |
2022-2025 |
Промежуточный анализ выполнения |
Июнь-август 2023, 2024 |
Ожидаемые результаты:
|
Реализация данной Программы позволит: ü повысить мотивацию молодежи к труду ü оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии ü обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда ü сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях ü осуществить осознанный профессиональный выбор ü ставить цели, искать формы и способы их достижения. |
Нормативно-правовая база
Международные обязательства России
В настоящее время нашей страной подписан, а в ряде случаев и ратифицирован ряд международных правовых актов, в которых определяются вопросы профессиональной ориентации. К их числу относятся:
· Европейская социальная хартия (подписана РФ 14. 09. 2000, но не ратифицирована)
· Конвенция Международной Организации Труда № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (Женева 23.06.1975 г.) Рекомендация Международной Организации Труда № 150 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов (Женева 23.06.1975 г.)
Федеральные законы Российской Федерации
· Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 № 1032-1
· Определяет профориентацию как часть государственной политики содействия
занятости в части касающейся обеспечения гарантий в реализации права на труд, но не как часть социальной политики государства.
· Определяет, что центральным звеном политики в области профориентации является служба занятости.
· Определяет место получения профориентационных услуг гражданами, а именно «в органах службы занятости».
· Не определяет межведомственный характер профориентационных услуг и не указывает на необходимость координации и тесного взаимодействия с системой общего и профессионального образования.
· Закон РФ «Об образовании» от 29.13.1992 № 273 (в редакции Федерального закона от 13.01.1996 № 12-ФЗ с изменениями 27.10. 2008 № 180-ФЗ) согласно которому:
В статье 75 указано сказано, что дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Закон изменил систему подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. Профессиональное обучение может осуществляться учебными центрами профессиональных квалификаций. Регламентирована сдача квалифицированного экзамена.
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации
· «Концепция действий на рынке труда на 2008 - 2010 годы.» (Распоряжение Правительства РФ от 15 августа 2008 г. N 1193-р) которая указывает:
· Профессиональная ориентация актуальна и является частью государственной политики.
· Профориентация является частью государственной политики в области регулирования рынка труда. Система профессионального образования является получателем правильно профориентированного молодого человека, но не участвует в оказании профориентационных услуг.
· Профориентационная работа с молодежью проводится на основе целевых программ профессиональной ориентации разрабатываемых субъектами Российской Федерации.
· Федеральные органы исполнительной власти (Минздравсоцразвития РФ и Роструд) не вовлечены в планирование и осуществление мероприятий по реализации
государственной политики в области профессиональной ориентации населения. Их функции ограничиваются предоставлением субвенций, а также функциями по контролю и надзору.
· Концепция определяет ключевые методы профориентационной работы, к числу которых относятся:
o организация в 2008 — 2010 годах информационно-пропагандистских кампаний по повышению престижа рабочих профессий с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий;
o взаимовыгодное сотрудничеств государства и бизнеса по привлечению молодежи в учреждения начального профессионального образования;
o разработка и реализация программ по информированию населения о ситуации на рынке труда и профессиональной ориентации молодежи.
· «Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы» (Постановление Правительства РФ от 5 мая 2007 г. № 270) согласно которой понятие
«профессиональная ориентация» не используется, а вопросы координации с органами содействия занятости не упоминаются. Проблему усиливающегося рассогласования между профессионально-квалификационной структурой кадров подготавливаемых системой профессионального образования и потребностями экономики
предполагается решать путем совершенствования содержания образования и управленческими мерами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.