План по самообразованию педагога
Кузюкова Вера Владимировна
3 года |
Высшее |
1 |
Стаж работы |
образование |
кв. категория |
Тема: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"
Дети: разновозрастная группа детей с ТМНР
2019/2020 учебный год
1. Актуальность темы
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский. |
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика) воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Вероятно, в натуре человека заложено стремление к самовыражению через изобразительное искусство. Как правило, только в руках ребенка окажется палочка, мел, карандаш, кисточка он находит плоскость, на которой можно рисовать. Будь то лист бумаги, обои на стенах, мебель, зеркало и т. д. — начинается момент творчества. Даже самые маленькие дети получают наслаждение от своих хаотичных линий. Изобразительная деятельность является едва ли не самым любимым видом деятельности малышей, имеет неоценимое значение для раскрытия и обогащения его творческих способностей. Однако, для детей с ТМНР в большинстве случаев характерно отсутствие потребности в рисовании. Дети с нарушенным зрением, слабовидящие не являются исключением. Техника рисования у них весьма примитивна. Первые неудачи вызывают разочарование. Как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге?
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании.
Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.
Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно.
Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей!
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
2. Цель
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу.
3. Задачи:
Ø изучить литературу по данному вопросу;
Ø создать благоприятные условия для развития мелкой моторики у детей с помощью нетрадиционных техник рисования;
Ø развивать внимание, воображение посредством использования нетрадиционных техник рисования;
Ø приобщать родителей к совместной работе по развитию мелкой моторики у детей.
4. План работы по теме самообразования на учебный год.
Сроки реализации |
Мероприятия, деятельность, организационная форма |
Предполагаемый результат |
Комментарии |
В течение учебного года |
Сбор и изучение информации, методической литературы и других источников. |
Анализ изученной литературы. |
|
Работа с детьми |
|||
Октябрь |
Мониторинг детей по данной теме; индивидуальные беседы с родителями, подбор необходимого оборудования |
Составление плана |
|
Ноябрь |
Рисование на тему «Деревья». (рисование пальчиками) |
Совместная творческая деятельность |
|
Декабрь |
Рисование на тему «Елочка нарядная» (рисование ладошкой) |
Совместная творческая деятельность. |
|
Январь |
Рисование на тему «Зима». (рисование клеем ПВА и манкой) |
Совместная творческая деятельность. |
|
Февраль |
Рисование на тему «Солнышко, солнышко, раскидай колечки» (рисование пальчиками) |
Совместная творческая деятельность |
|
Март |
Рисование на тему «Весеннее дерево» (рисование ватными палочками) |
Совместная творческая деятельность. |
|
Апрель |
Мониторинг детей по теме самообразования. |
Приложение1 |
|
С родителями |
|||
Октябрь |
Консультация «Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования» |
Папка-передвижка в уголке для родителей «Освоение нетрадиционных техник рисования» |
|
Апрель |
Подборка информации и оформление буклета-памятки для родителей |
Оформить и раздать родителям буклеты-памятки «Нетрадиционные техники рисования – ключ к развитию детского творчества» |
|
Самореализация |
|||
В течение года |
Сбор материалов по теме самообразования. |
Папка с конспектами, консультациями, работами по теме самообразования. |
|
Май |
Анализ проведенной работы |
Отчет |
|
5. Ожидаемые результаты:
Ø Динамика развития мелкой моторики.
Ø Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
Ø Пополнение различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
6. Список используемой литературы
1. Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» М. «Издательство Скрипторий 2003», 2007
2. И.А. Лыкова «Изобразительное творчество в детском саду».
3. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей» Санкт-Петербург, КАРО, 2016
4. Ю.В. Рузанова «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности».
5. Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»М. «Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2018
6. Интернет-ресурсы
7. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.