Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Ласточка»
План по самообразованию
на тему:
«Влияние взрослого на речевое развитие детей».
Подготовила: воспитатель
Хайбулаева Хабият Гасановна
План по самообразованию.
Тема: «Влияние взрослого на речевое развитие детей».
Разработала: Хайбулаева Хабият Гасановна, воспитатель.
Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Задачи:
- Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;
- Приобщить детей к русскому фольклору;
- Обогащать речь детей, формировать отношение к окружающему миру;
- Развивать свободное общение взрослого и детей о прочитанном, практическое овладение нормами русской речи;
- Воспитывать любовь к русскому фольклору.
Ожидаемые результаты: переоценка педагогических ценностей, своего професионального назначения; желание улучшить качество образовательного процесса.
У меня, как у педагога-воспитателя, сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
-умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоритических и практических знаний, умений и навыков;
У детей сформируются:
- значительно увеличится словарь детей,
- речь станет предметом активности детей,
дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью
- используют все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
Основные вопросы:
• Изучить разнообразные формы работы:
1. совместная деятельность воспитателя с детьми;
2. индивидуальная работа с детьми;
3. свободная самостоятельная деятельность детей;
4. работа с родителями.
• Совершенствовать условия для саморазвития.
• Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы для развития детей.
Актуальность темы.
В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
В последнее время дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. В основном дети заняты компьютером и телевизором. Речь детей плохо развита. Они не умеют вести диалог, составлять рассказы, плохо пересказывают.
Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.
Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.
Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные) .
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Сентябрь:
Ø РППС группы:
Пополнение группы играми и атрибутами Игрушки: коза, петушок, кошка, заяц…
Куклы БИ-БА-БО: лиса, заяц, ворон…
Картины животных, птиц…
Маски: козы, кошки, мышки…
Ширма
Ø Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам.
Ø Отгадывание детьми загадок.
Ø Досуг «Вечер загадок».
Ø «Памятка» Приобщение детей к русскому фольклору» Изучение нормативных документов, методической литературы и материалов интернет - ресурсов по теме.
Октябрь:
Ø Театрализованная постановка. Инсценирование русской народной сказки «Теремок».
Ø Праздник «Осень в гости к нам пришла».
Ø Подготовка информации в родительский уголок «Приметы осени».
Ø Создать театральный уголок в группе настольный (конусный, пальчиковый и би-ба-бо театры).
Ø Участие в празднике «Осень» персонажем.
Ноябрь:
Ø Пополнить книжный уголок красочными книгами с потешками для детей.
Ø НОД «Устное народное творчество - Потешки».
Ø Создание картотеки потешек для работы с детьми (могут использовать педагоги других возрастных групп).
Ø Консультация для родителей «Потешки в жизни ребенка».
Ø Изучение статьи на тему: «Роль потешек в развитии речи ребенка» (из опыта работы других воспитателей).
Ø Применять потешки в режимных моментах.
Ø Разработка конспекта занятия по развитию речи в второй младшей группе «Устное народное творчество. Потешки».
Декабрь:
Ø Новогодний праздник «Елка в гости к нам «пришла».
Ø Инсценировка сказки «Заячья избушка».
Ø Семейный проект «Наши добрые сказки».
Ø Подготовка родителей к защите семейных проектов на общем садовом круглом столе.
Ø Участие на празднике персонажем «Снегурочка».
Ø Изучение методической литературы по созданию семейных проектов.
Январь:
Ø Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.
Ø Игровая деятельность «Поиграем пальчиками».
Ø Консультация: «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей».
Ø Создание картотеки пальчиковых игр на основе русских народных потешек.
Февраль:
Ø Развлечение на улице «Зимние забавы».
Ø Памятка для родителей «Зимние забавы».
Ø Информация в родительский уголок «Приметы февраля».
Ø Разработка конспекта «Зимние забавы».
Март:
Ø Утренник «Весеннее путешествие!».
Ø Использование частушек.
Ø РППС группы.
Ø Пополнение группы играми и атрибутами.
Ø Колыбельные.
Ø Куклы, кроватка Игрушки животных, птиц.
Апрель:
Ø Дидактические игры: «Угадай сказку», «Из какой сказки герой».
Ø Выставка совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка».
Ø Консультация: «Почитай мне сказку, мама».
Ø Чтение детям русских народных сказок.
Ø Прослушивание аудиозаписей сказок.
Май:
Ø Знакомство с закличками, потешками о солнце.
Ø Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»
Ø Подготовка информации в родительский уголок «Летние приметы».
Ø Создание картотек скороговорок, песенок, закличек.
Ø Подведение итогов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.