План по самообразованию. Тема: «Влияние взрослого на речевое развитие детей».

  • docx
  • 10.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала План самобр Усаевой Аси.docx

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Ласточка»

 

 

 

 

 

План по самообразованию

на тему:

«Влияние взрослого на речевое развитие детей».

https://i.pinimg.com/originals/5b/8e/b6/5b8eb672747d2b285c43d03f074cd4ea.jpg

Подготовила: воспитатель

Хайбулаева Хабият Гасановна

 

План по самообразованию.

 

Тема: «Влияние взрослого на речевое развитие детей».

Разработала: Хайбулаева Хабият Гасановна, воспитатель.

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

- Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;

- Приобщить детей к русскому фольклору;

- Обогащать речь детей, формировать отношение к окружающему миру;

Развивать свободное общение взрослого и детей о прочитанном, практическое овладение нормами русской речи;

- Воспитывать любовь к русскому фольклору.

Ожидаемые результаты: переоценка педагогических ценностей, своего професионального назначения; желание улучшить качество образовательного процесса.

У меня, как у педагога-воспитателя, сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

-умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоритических и практических знаний, умений и навыков;

У детей сформируются:

- значительно увеличится словарь детей,

- речь станет предметом активности детей,

дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью

- используют все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

Основные вопросы:

Изучить разнообразные формы работы:

1. совместная деятельность воспитателя с детьми;

2. индивидуальная работа с детьми;

3. свободная самостоятельная деятельность детей;

4. работа с родителями.

• Совершенствовать условия для саморазвития.

• Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы для развития детей.

 

Актуальность темы.

В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

В последнее время дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. В основном дети заняты компьютером и телевизором. Речь детей плохо развита. Они не умеют вести диалог, составлять рассказы, плохо пересказывают.

Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.

Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные) .

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Сентябрь:

Ø РППС группы:

Пополнение группы играми и атрибутами Игрушки: коза, петушок, кошка, заяц…

Куклы БИ-БА-БО: лиса, заяц, ворон…

Картины животных, птиц…

Маски: козы, кошки, мышки…

Ширма

Ø Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам.

Ø Отгадывание детьми загадок.

Ø Досуг «Вечер загадок».

Ø «Памятка» Приобщение детей к русскому фольклору» Изучение нормативных документов, методической литературы и материалов интернет - ресурсов по теме.

Октябрь:

Ø Театрализованная постановка. Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

Ø Праздник «Осень в гости к нам пришла».

Ø Подготовка информации в родительский уголок «Приметы осени».

Ø Создать театральный уголок в группе настольный (конусный, пальчиковый и би-ба-бо театры).

Ø Участие в празднике «Осень» персонажем.

Ноябрь:

Ø Пополнить книжный уголок красочными книгами с потешками для детей.

Ø НОД  «Устное народное творчество - Потешки».

Ø Создание картотеки потешек для работы с детьми (могут использовать педагоги других возрастных групп).

Ø Консультация для родителей «Потешки в жизни ребенка».

Ø Изучение статьи на тему«Роль потешек в развитии речи ребенка» (из опыта работы других воспитателей).

Ø Применять потешки в режимных моментах.

Ø Разработка конспекта занятия по развитию речи в второй младшей группе «Устное народное творчество. Потешки».

Декабрь:

Ø Новогодний праздник «Елка в гости к нам «пришла».

Ø Инсценировка сказки «Заячья избушка».

Ø Семейный проект «Наши добрые сказки».

Ø Подготовка родителей к защите семейных проектов на общем садовом круглом столе.

Ø Участие на празднике персонажем «Снегурочка».

Ø Изучение методической литературы по созданию семейных проектов.

Январь:

Ø Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Ø Игровая деятельность «Поиграем пальчиками».

Ø Консультация«Роль пальчиковых игр в развитии речи детей».

Ø Создание картотеки пальчиковых игр на основе русских народных потешек.

Февраль:

Ø Развлечение на улице «Зимние забавы».

Ø Памятка для родителей «Зимние забавы».

Ø Информация в родительский уголок «Приметы февраля».

Ø Разработка конспекта «Зимние забавы».

 

Март:

Ø Утренник «Весеннее путешествие!».

Ø Использование частушек.

Ø РППС группы.

Ø Пополнение группы играми и атрибутами.

Ø Колыбельные.

Ø Куклы, кроватка Игрушки животных, птиц.

Апрель:

Ø Дидактические игры: «Угадай сказку»«Из какой сказки герой».

Ø Выставка совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка».

Ø Консультация«Почитай мне сказку, мама».

Ø Чтение детям русских народных сказок.

Ø Прослушивание аудиозаписей сказок.

Май:

Ø Знакомство с закличками, потешками о солнце.

Ø Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Ø Подготовка информации в родительский уголок «Летние приметы».

Ø Создание картотек скороговорок, песенок, закличек.

Ø Подведение итогов.