План по самообразованию
Тема самообразования:
«Активизация словаря детей 4-5 лет»
Цель самообразования:
Изучить методологические основы активизации речи детей 4-5 лет, организовать планомерную работу педагогов и родителей по речевому развитию детей.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний по теме самообразования, через изучение передового педагогического опыта.
2. Провести мониторинг речевого развития детей в данной возрастной группы в начале и конце учебного года, проанализировать полученные результаты.
3. Разработать план для реализации поставленной цели и задач.
4. Провести работу с родителями в различных формах, для реализации поставленной цели и задач.
5. Оформить и разместить методические разработки по теме самообразования на различных образовательных интернет – ресурсах и порталах.
6. Пополнить уголок по речевому развитию новыми пособиями и играми для активизации словаря детей 4-5 лет.
7. Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении; обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям.
8. Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник, качества (сенсорные эталоны, особенности поверхности (гладкая, пушистая и т. д., некоторые материалы и их свойства, местоположение (ориентиры в пространстве, использование в речи простых предлогов).
9. Обращать внимание на сходные по назначению предметы (тарелка – блюдце, стул – табурет, учить находить между ними сходство и различие.
10. Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. д.); называть части суток, называть предметы определенной лексической категории (животные, детеныши животных, фрукты и т. д.)
11. Внедрять в свою практику новые технологии, таких как: метод проектов, компьютерные технологии, мультимедиа технологии. Разработка и проведения образовательной деятельности с использование ИКТ (интерактивная доска Panasonic Elit Panabord).
Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных. Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек), транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах.
Формы работы по самообразованию на 2021 – 2022 уч. год
№ |
План работы |
Мероприятия |
Уровень |
Сроки |
Предположительный результат |
1 |
Изучить передовой педагогический опыт по данной теме самообразования.
|
Посещение методического кабинета ОУ |
ДОУ |
сентябрь |
Повышение теоретического, научно – методического уровня. |
2 |
Провести мониторинг речевого развития детей в данной возрастной группы. |
Мониторинг |
ДОУ |
сентябрь |
Анализирование полученных результатов. |
3 |
Разработать консультации, рекомендации, беседы для родителей по теме: «Активизация словаря детей 4-5 лет», «Речевые игры для малышей», «Мы знаем много слов» и др. |
Оформление ознакомительного материала для родителей. |
ДОУ |
октябрь |
Повышение компетентности родителей по вопросам речевого развития, и роли игр в младшем дошкольном возрасте. |
4 |
Пополнить «Уголок развития речи» новыми играми, упражнениями и пособиями по расширению словарного запаса.
|
Пополнение предметно – пространственной среды второй младшей группы материалом по речевому развитию. |
ДОУ |
октябрь |
Использование развивающей предметно – пространственной среды для активизации словаря младших дошкольников. |
5 |
Оформление и размещение методических разработок на образовательных порталах: Инфоурок, Мультиурок, сайт Методическая копилка, НС портал и др. Участие в конкурсах различного уровня. |
Представление собственного педагогического опыта широкой аудитории |
Интернет |
ноябрь |
Обмен педагогическим опытом с коллегами через интернет ресурсы. |
6 |
Изучение периодических изданий по теме самообразования журналы «Дошкольное воспитание», «Дошкольное образование», «Обруч» и др. |
Ознакомление с опытом других педагогов по вопросу самообразования. |
Методический кабинет ДОУ |
ноябрь |
Внести в собственный педагогический процесс опыт педагогов из других регионов. |
7 |
Проведение круглого стола «Активизация речевой деятельности детей 3-4 лет». |
Круглый стол |
ДОУ |
декабрь |
Подробное освещение вопроса расширения словаря детей младшего дошкольного возраста. |
8 |
Разработка и проведения ООД с использование ИКТ (интерактивная доска Panasonic Elit Panabord).
|
ООД с использование ИКТ. |
ДОУ Интерактивный кабинет |
декабрь |
Внедрение в свою практику новых технологий таких как: метод проектов, компьютерные технологии, мультимедиа технологии. |
9 |
Посетить мероприятия (прослушать вебинары, посмотреть у коллег ООД), на которых представлен опыт работы по теме самообразования |
ООД в коллективе педагогов ДОУ |
ДОУ |
январь |
Провести обмен педагогическим опытом с коллегами ДОУ. |
10 |
Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Дикие и домашние животные» |
ООД с использование ИКТ. |
ДОУ |
январь |
Внедрение в свою практику новых технологий таких как: метод проектов, компьютерные технологии, мультимедиа технологии. |
11 |
Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Мой город» |
ООД
|
ДОУ |
февраль |
Активизация словаря детей 3-4 лет в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок. |
12 |
Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Зимние забавы». |
Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске. |
ДОУ |
февраль |
Уточнение и закрепление в словаре слов, обозначающих свойства и качества снега и льда. |
13 |
Провести родительское собрание по теме: «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста». |
Родительское собрание |
ДОУ, интерактивный кабинет |
март |
Повышение компетентности родителей по данному вопросу |
14 |
Продолжить разрабатывать комплекса дидактических игр и упражнений по теме самообразования. |
Пополнение предметно – пространственной среды второй младшей группы сюжетно - ролевой игрой. |
ДОУ |
март |
Использование развивающей предметно – пространственной среды для активизации словаря детей младшего дошкольного возраста. |
15 |
Сделать подборку интерактивных игр и упражнений для детей 3-4 лет по теме самообразования. |
Знакомство с многообразием игр и упражнений по развитию речи дошкольников в игровой деятельности |
ДОУ, интерактивный класс |
апрель |
Повышение профессиональной компетентности по теме самообразования. |
16 |
Словарная работа с детьми по теме: «Времена года». |
Использование комплекса дидактических игр и упражнений для активизации словаря детей. |
ДОУ |
апрель |
Использование развивающей предметно – пространственной среды для активизации словаря детей 3-4 лет. |
17 |
Провести мониторинг речевого развития дошкольников. |
Мониторинг |
ДОУ |
май |
Анализ полученных результатов. |
18 |
Проанализировать полученные результаты. Сделать выводы. По необходимости наметить коррекционные задачи. |
Самоанализ педагогической деятельности |
ДОУ |
май |
Повышение профессиональной компетентности по теме самообразования. |
Литература
1. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей; Лада - Москва, 2010.
2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 2009
3. Жукова Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи; Эксмо - Москва, 2013
4. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 2014.
5. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. - М., 2009.
6. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи; АСТ - Москва, 2012
7. Пожиленко Е. А. Энциклопедия развития ребенка; КАРО -, 2006
8. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2012.
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 20013. Т.
10. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В. В. - М.: Мозаика-Синтез, 2015 г.
11. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2009.
12. Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года; Мозаика-Синтез - Москва, 2010
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.