План по самообразованиюТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: «АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ»

  • docx
  • 08.10.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала план самообразования.docx

План по самообразованию

Тема самообразования:

«Активизация словаря детей 4-5 лет»

Цель самообразования:

Изучить методологические основы активизации речи детей 4-5 лет, организовать планомерную работу педагогов и родителей по речевому развитию детей.

Задачи:

1.     Повысить собственный уровень знаний по теме самообразования, через изучение передового педагогического опыта.

2.     Провести мониторинг речевого развития детей в данной возрастной группы в начале и конце учебного года, проанализировать полученные результаты.

3.     Разработать план для реализации поставленной цели и задач.

4.     Провести работу с родителями в различных формах, для реализации поставленной цели и задач.

5.     Оформить и разместить методические разработки по теме самообразования на различных образовательных интернет – ресурсах и порталах.

6.     Пополнить уголок по речевому развитию новыми пособиями и играми для активизации словаря детей 4-5 лет.

7.     Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении; обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям.

8.     Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник, качества (сенсорные эталоны, особенности поверхности (гладкая, пушистая и т. д., некоторые материалы и их свойства, местоположение (ориентиры в пространстве, использование в речи простых предлогов).

9.     Обращать внимание на сходные по назначению предметы (тарелка – блюдце, стул – табурет, учить находить между ними сходство и различие.

10. Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. д.); называть части суток, называть предметы определенной лексической категории (животные, детеныши животных, фрукты и т. д.)

11.                 Внедрять в свою практику новые технологии, таких как: метод проектов, компьютерные технологии, мультимедиа технологии. Разработка и проведения образовательной деятельности с использование ИКТ (интерактивная доска Panasonic Elit Panabord).

Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных. Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек), транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах. 

Формы работы по самообразованию на 2021 – 2022 уч. год

План работы

Мероприятия

Уровень

Сроки

Предположительный

результат

1

Изучить передовой педагогический опыт по данной теме самообразования.

 

Посещение методического кабинета ОУ

ДОУ

сентябрь

Повышение теоретического, научно – методического уровня.

2

Провести мониторинг речевого развития детей в данной возрастной группы.

Мониторинг

ДОУ

сентябрь

Анализирование полученных результатов.

3

Разработать консультации, рекомендации, беседы для родителей по теме: «Активизация словаря детей 4-5 лет», «Речевые игры для малышей», «Мы знаем много слов» и др.

Оформление ознакомительного материала для родителей.

ДОУ

октябрь

Повышение компетентности родителей по вопросам речевого развития, и роли игр в младшем дошкольном возрасте.

4

Пополнить «Уголок развития речи» новыми играми, упражнениями и пособиями по расширению словарного запаса.

 

Пополнение предметно – пространственной среды второй младшей группы материалом по речевому развитию.

ДОУ

октябрь

Использование развивающей предметно – пространственной среды для активизации словаря младших дошкольников.

5

Оформление и размещение методических разработок на образовательных порталах: Инфоурок, Мультиурок, сайт Методическая копилка, НС портал и др. Участие в конкурсах различного уровня.

Представление собственного педагогического опыта широкой аудитории

Интернет

ноябрь

Обмен педагогическим опытом с коллегами через интернет ресурсы.

6

Изучение периодических изданий по теме самообразования журналы «Дошкольное воспитание», «Дошкольное образование», «Обруч» и др.

Ознакомление с опытом других педагогов по вопросу самообразования.

Методический кабинет ДОУ

ноябрь

Внести в собственный педагогический процесс опыт педагогов из других регионов.

7

Проведение круглого стола «Активизация речевой деятельности детей 3-4 лет».

Круглый стол

ДОУ

декабрь

Подробное освещение вопроса расширения словаря детей младшего дошкольного возраста.

8

Разработка и проведения ООД с использование ИКТ (интерактивная доска Panasonic Elit Panabord).

 

ООД с использование ИКТ.

ДОУ

Интерактивный кабинет

декабрь

Внедрение в свою практику новых технологий таких как: метод проектов, компьютерные технологии, мультимедиа технологии.

9

Посетить мероприятия (прослушать вебинары, посмотреть у коллег ООД), на которых представлен опыт работы по теме самообразования

ООД в коллективе педагогов ДОУ

ДОУ

январь

Провести обмен педагогическим опытом с коллегами ДОУ.

10

Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Дикие и домашние животные»

ООД с использование ИКТ.

ДОУ

январь

Внедрение в свою практику новых технологий таких как: метод проектов, компьютерные технологии, мультимедиа технологии.

11

Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Мой город»

ООД

 

ДОУ

февраль

Активизация словаря детей 3-4 лет в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок.

12

 Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Зимние забавы».

Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске.

ДОУ

февраль

Уточнение и закрепление в словаре слов, обозначающих свойства и качества снега и льда.

13

Провести родительское собрание по теме: «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста».

Родительское собрание

ДОУ, интерактивный кабинет

март

Повышение компетентности родителей по данному вопросу

14

Продолжить разрабатывать комплекса дидактических игр и упражнений по теме самообразования.

Пополнение предметно – пространственной среды второй младшей группы сюжетно - ролевой игрой.

ДОУ

март

Использование развивающей предметно – пространственной среды для активизации словаря детей младшего дошкольного возраста.

15

Сделать подборку интерактивных игр и упражнений для детей 3-4 лет по теме самообразования.

Знакомство с многообразием игр и упражнений по развитию речи дошкольников в игровой деятельности

ДОУ, интерактивный

класс

апрель

Повышение профессиональной компетентности по теме самообразования.

16

Словарная работа с детьми по теме: «Времена года».

Использование комплекса дидактических игр и упражнений для активизации словаря детей.

ДОУ

апрель

Использование развивающей предметно – пространственной среды для активизации словаря детей 3-4 лет.

17

Провести мониторинг речевого развития дошкольников.

Мониторинг

ДОУ

май

Анализ полученных результатов.

18

Проанализировать полученные результаты. Сделать выводы. По необходимости наметить коррекционные задачи.

Самоанализ педагогической

деятельности

ДОУ

май

Повышение профессиональной компетентности по теме самообразования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.     Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей; Лада - Москва, 2010.

2.     Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 2009

3.     Жукова Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи; Эксмо - Москва, 2013

4.      Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 2014.

5.     Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. - М., 2009.

6.     Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи; АСТ - Москва, 2012

7.     Пожиленко Е. А. Энциклопедия развития ребенка; КАРО -, 2006

8.     Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2012.

9.     Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 20013. Т.

10. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В. В. - М.: Мозаика-Синтез, 2015 г.

11. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2009.

12. Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года; Мозаика-Синтез - Москва, 2010