План по теме самообразования для старшей группы на 23-24 гг

  • docx
  • 30.09.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Активизировать речевую деятельность дошкольников средствами театрализованной деятельности. Задачи: 1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности. 2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения. 3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных. 4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика). 5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь. 6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей. 7. Продолжать знакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.). 8. Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности. 9. Повышать собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, посещения МО. 10. Разработать перспективный план работы с детьми. 11. Дополнить в группе центр театрализации и музицирования.
Иконка файла материала самообразование 23-24 гг.docx

План по самообразованию педагога

Шараповой Елены Николаевны

высшая квалификационная категория

 

 

 Тема:

«Театрализованная деятельность

как средство развития речи

у старших дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023 – 2024 учебный год

Старшая группа №6 «Карамельки»

Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у старших дошкольников»

 

Цель: Активизировать речевую деятельность дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.

2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.

4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).

5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.

7. Продолжать знакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).

8. Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

9. Повышать собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, посещения МО.

10. Разработать перспективный план работы с детьми.

11. Дополнить в группе центр театрализации и музицирования.

 

 

 

 

 

 

 

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

     Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность. 

     Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

     В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый "банк жизненных ситуаций", поэтому очень важно, чтобы осознание "сказочных уроков" начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: "Чему нас учит сказка?". В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело, поставленные вопросы взрослого побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

Новизна данной программы заключается в том, что драматизация сказок игры, кукольных постановок, этюды, соответствуют единой теме. Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство детей с культурным наследием русского, башкирского народа, формирование любви к фольклору, традициям народных праздников. Сказки раскрывают ребенку мир взрослых, будят его фантазию, развивают воображение, знакомят с героями этнических произведений.

     Актуальность театрализованной деятельности в детском саду заключается в том, что организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.

Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.

Предполагаемые результаты:

1. Иметь способность к обыгрыванию любого сюжета художественного произведения.

2. Передавать образ героя мимикой, жестами.

3. Умение управлять куклами в соответствии с текстом художественного произведения.

4. Обладать умением работать в коллективе.

 

Форма самообразования: групповая.

Самообразование.

1.     Изучение педагогической и методической литературы.

2.     Написание плана на год.

3.     Изучение документов из опыта работы других педагогов РФ.

4.     Работа по сценариям тематических праздников.

5.     Публикация личного опыта работы на сайтах.

6.     Изучение литературы по теме самообразования.

7.     Отчет о проделанной работе по самообразованию за учебный год.

8.     Проведение диагностики на начало и конец учебного года.

 

Взаимодействие с родителями.

Консультации:

1. «Театрализованная деятельность, как средство формирования выразительной речи у детей дошкольного возраста».

2. «Развитие коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности».

3. Привлечение родителей к подготовке к сезонным праздникам.

4. Выставка осенних работ «Дары осени».

5. Новогодний конкурс поделок.

6. Развлечение к Дню Матери.

7. Акция добра «Сделай дом для птиц».

8. Организация субботника.

9. Проведение родительских собраний.

 

Работа с детьми.

В процессе реализации темы по самообразованию использовались следующие формы работы с детьми:

1. Чтение и совместный анализ сказок.

2. Прослушивание аудиозаписей сказок, потешек, стихотворений.

3. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

4. Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

5. Словесные, настольные и подвижные игры.

6. Пантомимические этюды и упражнения.

7. Театральная постановка сказок.

8. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

9. Пальчиковые игры со словами.

10. Тематические недели в Центрах активности.

11. Изготовление масок для инсценировки сказок.

12. Изготовление ширм и декораций.

13. Изготовления стенгазет, афиш, пригласительных, билетов.

14. Показ сказок.

15. Показ сказок для родителей.

 

Работа с педагогами ДОУ:

1.     Доклад для воспитателей для воспитателей 

«Творческие игры, как вид театральной деятельности». 

2.     Показ инсценировок и драматизаций сказок с детьми.

3.     Проведение осеннего, новогоднего и весеннего утренников.

 

Работа с детьми:

1. Осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний.

2. Побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение.

3. Прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его основные достижения.

4. При неоднократном обыгрывании сказки, рассказа, истории помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения детьми, для чего использовать различные виды театра, постановку новых художественных задач, избегать слишком частых репетиций.

Работа   складывалась следующим образом:

1. Слушание и проигрывание коротких этических сказок, басен и стихотворений раскрывает перед детьми разные нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких). Детям предлагалось выполнить различные творческие задания, например:

- покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;

- покажите, как «мама» наряжает «папу» к празднику;

- произнеси от лица «мамы» фразу: «Почему ты не убрала за собой игрушки?» – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передай позой, что в данный момент делает мама и т.д.

2. Метод сказкотерапии используется для развития творческой инициативы, умения преодолевать детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников.

3. Метод обратной связи или (рефлексия), который направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, высказывание своих впечатлений.

     Успешность овладения детьми творческой инициативой во многом зависит от заинтересованности родителей. Повысить интерес родителей к театрализованной деятельности помогли театральные встречи, где родители были активными участниками и партнёрами по исполнению ролей в спектаклях, изготовлению костюмов для детей.

 

Календарно – тематическое планирование работы с детьми

 

Месяц

Тема

Задачи

1

сентябрь

1. Вводные занятия с детьми:

а. «Мы играем в театр»

б. «Мы - будущие артисты»

в. «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я?»

г. «Язык жестов»

 

Поиск и изучение литературы, новой информации.

Познакомить с волшебным миром театра.

Развивать эмоциональный мир ребёнка, обучать «языку эмоций», совершенствовать способности различать основные эмоциональные состояния.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

2

октябрь

1. Беседа «Здравствуй, театр!»

2. Мимика – «Подбери маску».

 3. Репетиция сказки «Заюшкина избушка».

4. Чтение осенних стихотворений наизусть – основа актёрского мастерства.

 

Познакомить с волшебным миром театра.

Развивать эмоциональный мир ребёнка, обучать «языку эмоций», совершенствовать способности различать основные эмоциональные состояния.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

 Продолжать учить рассказывать стихотворения выразительно, проникновенно

3

ноябрь

1.     Игры

«Камушки на песке», «Подарки для куклы»,

«На что это похоже»

2. Этюды «Зеркало»

3. Показ сказки «Заюшкина избушка»

к Дню матери мамам и детям других групп.

 

Учить видеть в различных предметах возможных заместителей других предметов, пригодных для той или иной игры, учить пользоваться заместителями, соотносить картинки с определёнными значками.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Продолжать развивать умение использовать заместители персонажей сказки, умение понимать сказку на основе построения наглядной модели; Систематизировать  знания детей по теме,  стимулировать у детей интерес к знакомству с историей тетра, с его особенностями, видами и традициями; развивать у детей устойчивый интерес к театрализованной деятельности,  умение воспринимать художественное слово и понимать его значение.

4

декабрь

1. Театрализованные этюды «Зимушка, зима!»

2. Моделирование сказки «Три медведя»

3. Пантомимика – игра «Кто как ходит»

4. Игры с разными видами театров «Придумай сказку».

 

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, учить в жестах и движениях передавать зимние явления природы (кружение снежинок, вьюги, метели).

Продолжать развивать умение использовать заместители персонажей сказки, умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.

Учить детей, не говоря ни слова, с помощью языка выразительных движений показывать походку животных.

Закрепить полученные знания.

5

январь

1. Этюды «Зеркало»

2. Театрализованная деятельность «Сказка про паучка»

3. Моделирование сказки «Теремок»

4. Игры с разными видами театров «Придумай сказку».

 

 

Развивать умение выражать свои эмоции жестами, мимикой.

Продолжать развивать умение использовать заместители персонажей сказки, умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.

Учить подбирать заместители по заданным признакам (величине и цвету), продолжать учить передавать своё отношение к поступкам героев.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

6

февраль

1. Игра-пантомима «Поиграем-угадаем»

2. Игры с разными видами театров «Придумай сказку».

3. Жесты – этюды на выразительность жестов.

4. Репетиция и показ сказки «Серый волк и козлятки» для детей младшей группы.

Учить детей, не говоря ни слова, с помощью языка выразительных движений показывать своё настроение.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Учить разыгрывать несложные представления, применяя для воплощения образа выразительность жестов.

7

март

1. Занятие по ХЭР «Путешествие по сказкам дедушки Корнея»

2. Чтение стихов о весне.

3. Беседа «Разнообразие театров»

4. Театрализованная постановка сказки Г. Х. Андерсена

«Дюймовочка»

Развивать умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей.

Продолжать учить рассказывать стихотворения выразительно, проникновенно.

Посетить спектакли в разных театрах города.

Развивать и поддерживать интерес к театрализации, развивать воображение, творчество.

8

апрель

1. «Мы играли, танцевали».

2. Импровизация на тему «Звучащие движения».

3. Театр на фланелеграфе на выбор детей.

Продолжать развивать умение использовать заместители персонажей сказки, умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.

Развивать и поддерживать интерес к театрализации, развивать воображение, творчество.

9

май

Итоговое занятие:

Развлечение «Путешествие по дорогам сказок»

Создать радостное настроение, подвести итоги занятий за год.

Вспомнить знакомые сказки, разыграть их, предварительно наряжаясь в костюмы.