План работы клуба народной культуры

  • doc
  • 28.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала план работы клуба.doc

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 Самарской области

 «Борский государственный техникум»

«Согласовано»

Зам. Директора по УВР

______________/ Ковалева Е.М.

«______»___________2020г.

 

«Утверждено»

Директора ГБПОУ СО «Борский государственный техникум»

______________/ Антимонов А.В.

«______»_____________2020г.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


План

работы клуба народной культуры «Витязь»

на 2020 – 2021 учебный год

 

 

 

 

Преподаватель «Борского государственного техникума»

________________/ Н. С. Ситникова

 

 

 

 

Борское

2020г.


Пояснительная записка

 

Актуальность, педагогическая целесообразность программы заключается в том, что изучение традиционной культуры имеет большое значение в деле воспитания современной молодежи. Использование ценностей народной празднично-игровой культуры и народной педагогики способствует формированию активной и полноценной личности,  воспитанию у обучающихся любви к родному краю и народной культуре, уважительного отношения к людям труда и достижениям предшествующих поколений.

Занятия по программе способствуют приобщению обучающихся к народной и игровой культуре, формированию их эстетических и творческих представлений, также к развитию военно-патриотического духа у юношей и девушек.  

 

Отличительные особенности программы

Данная программа направлена на изучение традиционной празднично-игровой культуры русского народа, как материальной, так и духовной, а также на развитие творческих способностей подростков.

Особенностью программы является то, что она строится на сочетании разных направлений образовательной деятельности: в процессе занятий обучающиеся знакомятся с народными играми и праздниками.

Кроме того, обучающиеся привлекаются к практической и исследовательской деятельности по сохранению и возрождению традиционной празднично-игровой культуры, учатся записывать народные игры и фольклор, участвуют в проведении календарных праздников, а также в подготовке исследовательских материалов для выступлений на научно-исследовательских конференциях.

Целью программы является освоение обучающимися ценностей народной игровой и традиционной культуры посредством исследовательской этнографической деятельности.

Программа предусматривает решение следующих задач:

обучающих:

·                        подготовка инструкторов по собиранию и проведению народных игр;

·                        приобщение обучающихся к самостоятельной творческой, исследовательской деятельности;

развивающих:

·                        развитие интереса к народной культуре и вовлечение их в богатый мир традиционной празднично-игровой культуры;

·                        развитие творческих способностей и навыков в процессе изучения основ народной культуры;

воспитательных:

·                        создание коллектива друзей игры для развития отношений дружбы и соревновательности среди обучающихся;

·                        освоение принципов народной этики на основе празднично-игровой культуры.

 

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проходят один раз в неделю протяжённостью 1 час. Всего за учебный год – 34 часа.

 

Формы и режим занятий

Основными формами занятий являются теоретические и практические занятия в классе, а также на улице во время проведения народных игр. Предусматривается участие в праздниках, посещение музеев и выставок игрушки, декоративно-прикладного искусства. Большое внимание в коллективе должно уделяться общественно-полезной направленности занятий.

Научно-исследовательской продукцией по итогам работы коллектива могут быть сборники игр, публикации в печати, выступления на научных конференциях школьников.

 

Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки

При реализации программы обучающиеся будут:

·                        знать основные русские календарные праздники и уметь рассказывать о них;

·                        знать особенности традиционных календарных праздников;

·                        знать и уметь играть в народные игры;

·                        принимать участие в проведении народных игр во время праздников и помогать их организации;

·                        владеть основами исследовательской работы в сфере празднично-игровой культуры.

Обучающиеся, проявившие повышенный уровень мотивации к изучению народной игровой культуры, привлекаются к исследовательской деятельности, участвуют в научно-практических конференциях школьников по темам, связанным с народной культурой.

Проверка результатов обучения осуществляется во время занятий посредством:

·                        наблюдения педагога за практической работой обучающихся;

·                        опросов по изучаемым темам;

·                        выполнения письменных заданий;

·                        фиксации частоты участия в соревнованиях по народным играм, в празднично-игровых мероприятиях и фестивалях;

·                        творческих работ, представленных на научно-исследовательских конференциях, выставках.

 

Формы подведения итогов реализации программы.

Результативность обучения определяется качеством выполнения итоговых и зачётных заданий, умением играть и самостоятельно проводить народные игры, в том числе на различных праздничных мероприятиях, участием в учебно-исследовательской деятельности, а также выступлениями на научно-исследовательских конференциях студентов.

 

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

1

Игровая культура

 

1.1

Народные игры

 

1.2

Народные праздники

 

2

Методика исследовательской работы

 

2.1

Методы научного исследования

 

2.2

Методы собирания и изучения народных игр

 

 

Содержание программы

Раздел 1. Игровая культура.

 

Тема 1.1. Народные игры.

История изучения и организации игр. Знаменитые собиратели и организаторы игр. Игровая терминология. Народные игры – основа игровой культуры. Материальная и духовная игровая культура. Роль и место игры в жизни людей. Методика записи игр, интервью об играх.

 

Практические занятия.

Разучивание народных игр. Отбор игр для праздника. Посещение выставок игрушек. Изготовление игрушек из пластилина и глины, роспись игрушек. Изготовление простейшего игрового инвентаря. Запись любимой игры.

 

Тема 1.2. Народные праздники.

Традиционные народные праздники. Календарные народные праздники.

 

Практические занятия.

Посещение и участие в традиционных праздниках. Посещение и участие в праздниках игр. Организация и проведение игр на праздниках. Отбор игр для праздника.

 

Раздел 2. Методика исследовательской работы.

 

Тема 2.1. Методы научного исследования.

Научное исследование. Этика науки. Методы научного исследования. Наблюдение специальное и попутное. Технические средства.

 

Практические занятия. Сравнительный анализ народных игр и традиционных праздников, опубликованных в сборниках, и современного их бытования. Работа с литературой,

 

Тема 2.2. Методы собирания и изучения народных игр.

Работа с литературой. Наблюдение специальное и попутное. Опробование игр. Оценка игры.

 

Практические занятия. Оформление личной книжки собирателя игр. Опрос информаторов об играх. Запись игры. Опробование и оценка игры. Систематизация собранного материала. Сравнительный анализ.

 

 

Методическое обеспечение

Приёмы и методы

При реализации программы используются различные методы обучения:

·            словесные – рассказ, объяснение нового материала;

·            наглядные – показ новых игр, демонстрация иллюстративного материала;

·            практические – апробирование новых игр,  выполнение заданий по написанию материалов и оформление стенгазеты или доклада.

При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности для обучающихся: игровой и учебной.

Начало занятия включает, как правило, знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия: освоение учебной группой новых игр, написание заметок. Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания, которые необходимы в исследовательской работе.

Обязательным методическим компонентом программы, способствующим развитию и повышению культурного уровня обучающихся, является участие коллектива в различных народных и детских праздниках и фестивалях, посещение музеев и культурных мероприятий.

Воспитанию любви к народным играм помогает участие в периодических встречах с дружественными игровыми коллективами, в соревнованиях по народным играм.

мотивированные обучающиеся привлекаются педагогом к участию в научно-исследовательских конференциях студентов.

Материалом для докладов служат полученные знания о народных играх и праздниках, об игрушечных промыслах, о деятельности коллектива. С этой целью педагог выявляет в процессе занятий интересы и склонности детей, а затем постепенно направляет их на более глубокое освоение заинтересовавшей их темы, рекомендует необходимую литературу, помогает в подготовке и оформлении доклада.

 

Дидактические материалы

 

В качестве дидактических материалов при реализации программы используются:

·        настольные игры;

·        игровой инвентарь для проведения народных игр;

·        художественные альбомы и пособия по народной культуре.

 

Результативность обучения

Результативность обучения определяется качеством выполнения итоговых и зачетных заданий, которые предполагают:

·          умение играть и проводить народные игры, в том числе и на различных праздничных мероприятиях;

·          умение записывать игры и праздники, писать заметки, брать интервью и делать другие материалы для стенной печати;

·          участие в учебно-исследовательской деятельности, а также выступления на научно-исследовательских конференциях школьников.

Обучающиеся выполняют письменные задания по написанию заметок для стенгазеты, по записи народных игр и праздников.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. – М.: Мол. гвардия, 1989.

Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.

Громыко М.М. Мир русской деревни. – М.: Мол. гвардия, 1991.

Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Дет. лит., 2001.

Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. – М.: Просвещение, 1994.

Дайн Г.Л. Русская игрушка. – М.: Советская Россия, 1987.

Детский фольклор. Частушки. – М.: Наследие, 2001.

Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – М., 1991.

Игры народов СССР / Сост. Л.В. Былеева, В.М. Григорьев. – М., 1985.

Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.: Высшая школа, 1983.

Круглый год. Русский земледельческий календарь. / Сост. А.Ф. Некрылова. – М.: Правда, 1989.

Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1985.

Методика собирания и изучения народных игр. Изд. 2-е / Автор-сост. В.М. Григорьев. – М., 1992.

Мухлынин М.А. Игровой фольклор и детский досуг. Методическое пособие. – М.: ВНМЦ им. Н.К. Крупской, 1988.

Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – М.: Искусство, 1988.

Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. – М., Дрофа, 2002.

Покровский Е.А. Детские игры. Преимущественно русские. – СПб., 1994.

Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. – М.: Высшая школа, 1977.

Русское устное народное творчество. Хрестоматия. / Сост. А.В.Кулагина. – М.: Изд-во РОУ, 1996.

Сахаров И.П. Сказания русского народа. – М.: Худ. лит., 1990.

Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М., 1992.

Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников. / Сост. Ф.М. Селиванов. – М.: Просвещение, 1972.

Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1990.