Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Борский государственный техникум»
|
|
План
работы клуба народной культуры «Витязь»
на 2020 – 2021 учебный год
Преподаватель «Борского государственного техникума»
________________/ Н. С. Ситникова
Борское
2020г.
Пояснительная записка
Актуальность, педагогическая целесообразность программы заключается в том, что изучение традиционной культуры имеет большое значение в деле воспитания современной молодежи. Использование ценностей народной празднично-игровой культуры и народной педагогики способствует формированию активной и полноценной личности, воспитанию у обучающихся любви к родному краю и народной культуре, уважительного отношения к людям труда и достижениям предшествующих поколений.
Занятия по программе способствуют приобщению обучающихся к народной и игровой культуре, формированию их эстетических и творческих представлений, также к развитию военно-патриотического духа у юношей и девушек.
Отличительные особенности программы
Данная программа направлена на изучение традиционной празднично-игровой культуры русского народа, как материальной, так и духовной, а также на развитие творческих способностей подростков.
Особенностью программы является то, что она строится на сочетании разных направлений образовательной деятельности: в процессе занятий обучающиеся знакомятся с народными играми и праздниками.
Кроме того, обучающиеся привлекаются к практической и исследовательской деятельности по сохранению и возрождению традиционной празднично-игровой культуры, учатся записывать народные игры и фольклор, участвуют в проведении календарных праздников, а также в подготовке исследовательских материалов для выступлений на научно-исследовательских конференциях.
Целью программы является освоение обучающимися ценностей народной игровой и традиционной культуры посредством исследовательской этнографической деятельности.
Программа предусматривает решение следующих задач:
обучающих:
· подготовка инструкторов по собиранию и проведению народных игр;
· приобщение обучающихся к самостоятельной творческой, исследовательской деятельности;
развивающих:
· развитие интереса к народной культуре и вовлечение их в богатый мир традиционной празднично-игровой культуры;
· развитие творческих способностей и навыков в процессе изучения основ народной культуры;
воспитательных:
· создание коллектива друзей игры для развития отношений дружбы и соревновательности среди обучающихся;
· освоение принципов народной этики на основе празднично-игровой культуры.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проходят один раз в неделю протяжённостью 1 час. Всего за учебный год – 34 часа.
Формы и режим занятий
Основными формами занятий являются теоретические и практические занятия в классе, а также на улице во время проведения народных игр. Предусматривается участие в праздниках, посещение музеев и выставок игрушки, декоративно-прикладного искусства. Большое внимание в коллективе должно уделяться общественно-полезной направленности занятий.
Научно-исследовательской продукцией по итогам работы коллектива могут быть сборники игр, публикации в печати, выступления на научных конференциях школьников.
Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки
При реализации программы обучающиеся будут:
· знать основные русские календарные праздники и уметь рассказывать о них;
· знать особенности традиционных календарных праздников;
· знать и уметь играть в народные игры;
· принимать участие в проведении народных игр во время праздников и помогать их организации;
· владеть основами исследовательской работы в сфере празднично-игровой культуры.
Обучающиеся, проявившие повышенный уровень мотивации к изучению народной игровой культуры, привлекаются к исследовательской деятельности, участвуют в научно-практических конференциях школьников по темам, связанным с народной культурой.
Проверка результатов обучения осуществляется во время занятий посредством:
· наблюдения педагога за практической работой обучающихся;
· опросов по изучаемым темам;
· выполнения письменных заданий;
· фиксации частоты участия в соревнованиях по народным играм, в празднично-игровых мероприятиях и фестивалях;
· творческих работ, представленных на научно-исследовательских конференциях, выставках.
Формы подведения итогов реализации программы.
Результативность обучения определяется качеством выполнения итоговых и зачётных заданий, умением играть и самостоятельно проводить народные игры, в том числе на различных праздничных мероприятиях, участием в учебно-исследовательской деятельности, а также выступлениями на научно-исследовательских конференциях студентов.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
|
1 |
Игровая культура |
|
1.1 |
Народные игры |
|
1.2 |
Народные праздники |
|
2 |
Методика исследовательской работы |
|
2.1 |
Методы научного исследования |
|
2.2 |
Методы собирания и изучения народных игр |
|
Содержание программы
Раздел 1. Игровая культура.
Тема 1.1. Народные игры.
История изучения и организации игр. Знаменитые собиратели и организаторы игр. Игровая терминология. Народные игры – основа игровой культуры. Материальная и духовная игровая культура. Роль и место игры в жизни людей. Методика записи игр, интервью об играх.
Практические занятия.
Разучивание народных игр. Отбор игр для праздника. Посещение выставок игрушек. Изготовление игрушек из пластилина и глины, роспись игрушек. Изготовление простейшего игрового инвентаря. Запись любимой игры.
Тема 1.2. Народные праздники.
Традиционные народные праздники. Календарные народные праздники.
Практические занятия.
Посещение и участие в традиционных праздниках. Посещение и участие в праздниках игр. Организация и проведение игр на праздниках. Отбор игр для праздника.
Раздел 2. Методика исследовательской работы.
Тема 2.1. Методы научного исследования.
Научное исследование. Этика науки. Методы научного исследования. Наблюдение специальное и попутное. Технические средства.
Практические занятия. Сравнительный анализ народных игр и традиционных праздников, опубликованных в сборниках, и современного их бытования. Работа с литературой,
Тема 2.2. Методы собирания и изучения народных игр.
Работа с литературой. Наблюдение специальное и попутное. Опробование игр. Оценка игры.
Практические занятия. Оформление личной книжки собирателя игр. Опрос информаторов об играх. Запись игры. Опробование и оценка игры. Систематизация собранного материала. Сравнительный анализ.
Методическое обеспечение
Приёмы и методы
При реализации программы используются различные методы обучения:
· словесные – рассказ, объяснение нового материала;
· наглядные – показ новых игр, демонстрация иллюстративного материала;
· практические – апробирование новых игр, выполнение заданий по написанию материалов и оформление стенгазеты или доклада.
При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности для обучающихся: игровой и учебной.
Начало занятия включает, как правило, знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия: освоение учебной группой новых игр, написание заметок. Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания, которые необходимы в исследовательской работе.
Обязательным методическим компонентом программы, способствующим развитию и повышению культурного уровня обучающихся, является участие коллектива в различных народных и детских праздниках и фестивалях, посещение музеев и культурных мероприятий.
Воспитанию любви к народным играм помогает участие в периодических встречах с дружественными игровыми коллективами, в соревнованиях по народным играм.
мотивированные обучающиеся привлекаются педагогом к участию в научно-исследовательских конференциях студентов.
Материалом для докладов служат полученные знания о народных играх и праздниках, об игрушечных промыслах, о деятельности коллектива. С этой целью педагог выявляет в процессе занятий интересы и склонности детей, а затем постепенно направляет их на более глубокое освоение заинтересовавшей их темы, рекомендует необходимую литературу, помогает в подготовке и оформлении доклада.
Дидактические материалы
В качестве дидактических материалов при реализации программы используются:
· настольные игры;
· игровой инвентарь для проведения народных игр;
· художественные альбомы и пособия по народной культуре.
Результативность обучения
Результативность обучения определяется качеством выполнения итоговых и зачетных заданий, которые предполагают:
· умение играть и проводить народные игры, в том числе и на различных праздничных мероприятиях;
· умение записывать игры и праздники, писать заметки, брать интервью и делать другие материалы для стенной печати;
· участие в учебно-исследовательской деятельности, а также выступления на научно-исследовательских конференциях школьников.
Обучающиеся выполняют письменные задания по написанию заметок для стенгазеты, по записи народных игр и праздников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. – М.: Мол. гвардия, 1989.
Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.
Громыко М.М. Мир русской деревни. – М.: Мол. гвардия, 1991.
Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Дет. лит., 2001.
Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. – М.: Просвещение, 1994.
Дайн Г.Л. Русская игрушка. – М.: Советская Россия, 1987.
Детский фольклор. Частушки. – М.: Наследие, 2001.
Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – М., 1991.
Игры народов СССР / Сост. Л.В. Былеева, В.М. Григорьев. – М., 1985.
Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.: Высшая школа, 1983.
Круглый год. Русский земледельческий календарь. / Сост. А.Ф. Некрылова. – М.: Правда, 1989.
Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1985.
Методика собирания и изучения народных игр. Изд. 2-е / Автор-сост. В.М. Григорьев. – М., 1992.
Мухлынин М.А. Игровой фольклор и детский досуг. Методическое пособие. – М.: ВНМЦ им. Н.К. Крупской, 1988.
Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – М.: Искусство, 1988.
Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. – М., Дрофа, 2002.
Покровский Е.А. Детские игры. Преимущественно русские. – СПб., 1994.
Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. – М.: Высшая школа, 1977.
Русское устное народное творчество. Хрестоматия. / Сост. А.В.Кулагина. – М.: Изд-во РОУ, 1996.
Сахаров И.П. Сказания русского народа. – М.: Худ. лит., 1990.
Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М., 1992.
Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников. / Сост. Ф.М. Селиванов. – М.: Просвещение, 1972.
Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1990.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.