План работы кружка "Говори грамотно и красиво"

  • Культурные мероприятия
  • docx
  • 30.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

План работы кружка "Говори грамотно и красиво"
Иконка файла материала Кашина Р.В..docx

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ОДИНЦОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

МОУ Введенская СОШ№3

Г.Звенигорода

 

 

                               УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Введенской СОШ№3

                                                                                                                                 О.В.Патрешова

                                                                                                   «_____»_______________ 20__ г.

Рассмотрено на заседании

методического объединения

 «____»________20____г.

Протокол №______

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая модульная программа

общеинтеллектуальной направленности

                           "Говори грамотно и красиво"

 

 (стартовый уровень)

 

Возраст обучающихся: 7-10 лет

Срок реализации: 1 год

 

Автор-составитель:

Кашина Раиса Владимировна

учитель начальных классов

 

 

г.  Звенигород, 2021г.

 

 

 

 

 

                                   I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дополнительного образования «Говори грамотно и красиво» для школьников составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования.

Разработана на основе требований:

1.  Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.  Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

3.  Приказ Министерства образования и науки РФ № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

4.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при

5.  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

6.  Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ и программ электронного обучения от 15июля 2015г.;

7.  Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения Московской области.

• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г. №15785);

• Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

• Федеральным законом от 29.10.2010 № 463-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Особенность программы в том, что в основу построения программы «Говори грамотно и красиво» положен модульный принцип построения, который предполагает логическую завершённость курса и, как следствие, относительная обособленность содержания обучения модуля от остального учебного материала. Такое построение программы предполагает использование каждого модуля как самостоятельного курса. Наряду с этим каждый модуль курса «Говори грамотно и красиво» перекликается в содержательном плане с другими модулями. Так в учебном плане 1, 2, 3 и 4 годов обучения есть раздел «Словообразование». Но содержание раздела подобрано таким образом, что от года к году степень сложности изучаемого материала увеличивается, исключая тем самым дублирование. Принцип отбора содержания – циклический.

 

НОВИЗНА программы  состоит в том, что она модульная. Реализация программы дополнительного образования позволяет глубже раскрыть богатства русского языка и познакомить обучающихся с такими фактами, которые не изучаются в рамках урока. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов обучающихся и для привития речевых умений создают именно дополнительные занятия по русскому языку. На всех занятиях обучающиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.

 Она включает в себя три вида (модуля)общеинтеллектуального творчества: « Наш помощник – язык», «В мире слов и звуков», «Живые буквы»

Программа мобильна – в зависимости от изменения интересов детей к различным видам творчества вводятся новые разделы. Начать обучение по программе можно в любом возрасте, и в 7, и в 10лет. Дети приходят в объединение без специального отбора и подготовки. Главное, чтобы у ребенка был интерес и желание заниматься Модульная система программы позволяет новому учащемуся быстро включиться в образовательный процесс и начать понравившееся дело.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ  дополнительного образования  обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

В настоящее время возникает необходимость в новых техниках и подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. . Реализация программы дополнительного образования позволяет глубже раскрыть богатства русского языка и познакомить обучающихся с такими фактами, которые не изучаются в рамках урока

ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что занятия «Говори грамотно и красиво» не дублирует, а расширяет базовый курс по русскому языку и дает возможность познакомиться учащимся с интересными, нестандартными вопросами. За рамками образовательной программы данный курс предусматривает углубленное изучение знаний по темам: «Морфология», «Орфография», «Синтаксис», «Лексика», « Фразеология». В процессе развития основных содержательных линий (звук, слово, словосочетание, предложение, текст, развитие фонематического слуха, культуры звукопроизношения) серьезное внимание уделяется овладению учениками способами работы с алгоритмами, приобретению ими опыта рассуждения, закреплению грамматических и орфографических правил. Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Занятия позволяют сформировать у детей не только индивидуальные учебные навыки, но и навыки работы в коллективе, микрогруппах.

.

 

АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ. Программа рассчитана на обучение детей 7- 10 лет. Занятия проводятся в группах без специального отбора и подготовки.

 

 ФОРМА ОБУЧЕНИЯ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ. Программа предполагает групповую форму обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Итого 36 часов в год. Срок реализации программы – 1 год.

 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ  "Говори грамотно и красиво" - формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.

Исходя из основной цели, можно выделить задачи, которые решаются учителем в процессе деятельности:

Обучающие:

• развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;

• приобретать знания, умения, навыки по грамматике русского языка;

• пробуждать потребность у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

• развивать мотивацию к изучению русского языка;

• развивать творчество и обогащать словарный запас;

• совершенствовать общее языковое развитие учащихся;

• углублять и расширять знания и представления о литературном языке.

 

Воспитывающие:

• воспитывать культуру общения;

• формировать и развивать у учащихся разносторонние интересы, культуру мышления.

Развивающие:

• развивать смекалку и сообразительность;

• приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;

• развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

• учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

- создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

1.      Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:

2.       

Личностные результаты:

·         осознавать роль языка и речи в жизни людей;

·         эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

·         понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

·         обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

·         определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

·         учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

·         учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

·         находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

·         делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

·         преобразовывать информацию из одной формы в другую;

·         подробно пересказывать небольшие тексты;

Коммуникативные УУД:

·         оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

·         слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

·         выразительно читать и пересказывать текст;

·         договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

·         учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные:

·         Умение работать в группе, выполнять общие задачи, быть терпимыми к чужому мнению, позиции, проявляют доброжелательные отношения друг другу, умеют слушать и слышать другого, проявляют такт и уважение к окружающим.

Предметные:

·         Учащиеся умеют правильно организовывать своё рабочее место.

·         Умение доводить начатое дело до конца.

 

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.  Форма итоговой аттестации программы :Праздничный урок «Путешествие не заканчивается…» Секреты родного языка

 

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫРеализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий не только профессиональными знаниями, но и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности творческого объединения художественного направления.

 

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Программа«Говори грамотно и красиво»  рассчитана на 36 часов (1 раз в неделю по 1 академическому часу) и  состоит из 3 модулей: «Наш помощник- язык»  -  4 часа,

 «В мире слов и звуков» - 13 часов, «Живые буквы» - 19 часов

 

Название раздела, темы

Количество часов

 

Формы аттестации, контроля

 

теория

практика

Всего

 

МОДУЛЬ № 1. «Наш помощник- язык»  -  4 часа

1.

Вводное занятие. Инструктаж о правилах безопасности и поведения. Речь устная и письменная

1

1

2

Текущий

2.

Что такое слово?

 

      1

1

2

Текущий

МОДУЛЬ № 2. «В мире слов и звуков» - 13 часов

1.

Вводное занятие. В мире звуков

1

-

1

Текущий

2.

Игротека

1

-

1

Текущий

3.

Звуки и буквы – не одно и то же

 

1

-

1

Текущий

    4.

Что такое метограммы?

1

-

1

Текущий

      5.

Жили были гласные и согласные

1

-

1

Текущий

6.

Игротека.

-

1

1

Текущий

7.

Волшебник Ударение.

-

1

1

Текущий

8.

Такие разные гласные.

-

1

1

Текущий

9.

Такие разные, разные согласные

 

-

1

1

Текущий

10.

В слове столько гласных, сколько и слогов.

 

-

1

1

Текущий

11.

Русские народные загадки. Составление простых загадок.

 

-

1

1

Текущий

12.

Зачем шипят шипящие?

 

-

1

1

Текущий

13

Познакомьтесь: алфавит!

 

-

1

1

Текущий

МОДУЛЬ № 3. «Живые буквы» - 19 часов

1.

Поговорим о предложении

 

1

 

1

Текущий

2.

Еще немного о предложении

 

-

1

1

Текущий

3.

Игротека

-

1

1

Текущий

4.

Знакомимся с анаграммами

 

-

1

1

Текущий

5.

Что такое текст?

 

 

-

1

1

Текущий

6.

Что мы пишем с большой буквы?

 

1

-

1

Текущий

7.

Игротека

 

1

-

1

Текущий

8.

О безударных гласных

 

1

-

1

Текущий

9.

О парных звонких и глухих согласных

1

 

1

Текущий

10.

Слова - приятели

 

-

1

1

Текущий

11.

Игротека

 

-

1

1

Текущий

12.

Слова – неприятели

 

1

-

1

Текущий

13.

Волшебное слово предлог

 

-

1

1

Текущий

14.

Что такое фразеологизм?

-

1

1

Текущий

15.

Игротека.

 

-

1

1

Текущий

16.

Учимся различать слова разных частей речи

1

-

1

Текущий

17.

Открытое занятие. Мастер-класс

1

-

1

Текущий

18.

Решение метограмм. Рифмование слов.

1

-

1

Текущий

19.

 Праздничный урок «Путешествие не заканчивается…» Секреты родного языка

1

-

1

Итоговый

ИТОГО: 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Содержание курса 1 класс (36 часов)

 

МОДУЛЬ 1.. «Наш помощник – язык»

Речь устная и письменная. Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная и речь письменная.

Теория. Речь устная и письменная

Практика. Употребление устной и письменной речи

МОДУЛЬ 2.  «В мире слов и звуков»

Прямое и переносное значение слов. Что такое слово?

Понятие слова, знакомство с ребусом. В мире звуков. Уточнение представления детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонематический слух». Игротека. Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма». Звуки: гласные, согласные; твердые, мягкие; глухие, звонкие

Теория. Звуки и буквы – не одно и то же. Что такое метограммы?

Практика. Транскрипция (звукопись). Замена звука (буквы). Слабая, сильная позиция. Орфоэпия.

 

МОДУЛЬ 3.  «Живые буквы»

Отличие гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв.

Теория.Повторение: буквы и звуки, буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метограмм.

 Практика.Способы отличия твердых согласных звуков от мягких. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости –глухости, твердости-мягкости. Решение метограмм. Рифмование слов.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2010 г.

2. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО Издательство «АРГО»-2009г.

3. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва «АСТ»-2010

4. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. «Секреты орфографии» Москва «Просвещение»- 1991 г.

5. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. «Занимательная грамматика» -2009г

7. Левушкина О. Н. «Словарная работа в начальных классах» (1-4) Москва «ВЛАДОС» -2012 г.

8. Полякова А. В. «Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов». Самара. Издательство «Сам Вен», 2010г.

Для реализации принципа наглядности в кабинете доступны изобразительные наглядные пособия:

Плакаты с примерами схем и разрезной материал с изображениями предметов и фигур, разрезные картинки.

Техническим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер и интерактивная доска).  Благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет использовать в работе набор дополнительных заданий к большинству тем курса.

 

 

 

 



УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Введенской СОШ№3

                                                                                                                 ________О.В.Патрешова

                                                                                                   «_____»_______________ 20__ г.

 

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Говори грамотно и красиво»  (стартовый уровень)

Год обучения: 1

Группа: 1

Месяц

Число

Время проведения

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль 1. «Наш помощник- язык» - 4 часа

1

Сентябрь

7

13.10-13.55

Групповая

2

Вводное занятие. Инструктаж о правилах безопасности и поведения. Речь устная и письменная

МОУ Введенская СОШ№3

Текущий

2

Сентябрь

14

13.10-13.55

Групповая

2

Речь устная и письменная

МОУ Введенская СОШ№3

Текущий

3

Сентябрь

21

13.10-13.55

Групповая

1

Что такое слово?

МОУ Введенская СОШ№3

Текущий

4

Сентябрь

28

13.10-13.55

Групповая

1

Что такое слово?

 

МОУ Введенская СОШ№3

Текущий

Модуль 2. «В мире слов и звуков» - 13 часов

1

Октябрь

5

13.10-13.55

Групповая

1

Вводное занятие. В мире звуков

МОУ Введенская СОШ№3

Текущий

2

Октябрь

12

13.10-13.55

Групповая

1

Игротека

МОУ Введенская СОШ№3

Текущий

3

Октябрь

19

13.10-13.55

 

 

Звуки и буквы – не одно и то же

 

МОУ Введенская СОШ№3

Текущий

4

Октябрь

26

13.10-13.55

Групповая

1

Что такое метограммы?

МОУ Введенская СОШ№3

Текущий

5

Ноябрь

2

13.10-13.55

Групповая

1

Жили были гласные и согласные

МОУ Введенская СОШ№3

Текущий

6

Ноябрь

9

13.10-13.55

Групповая

1

Игротека.

МОУ Введенская СОШ№3

Текущий

7

Ноябрь

23

13.10-13.55

Групповая

1

Волшебник Ударение.

МОУ Введенская СОШ№3

Текущий

8

Ноябрь

30

13.10-13.55

Групповая

1

Такие разные гласные.

МОУ Введенская СОШ№3

Текущий

9

Декабрь

16

13.10-13.55

Групповая

1

Такие разные, разные согласные

 

МОУ Введенская СОШ№3

Текущий

10

Декабрь

23

13.10-13.55

Групповая

1

В слове столько гласных, сколько и слогов.

 

МОУ Введенская СОШ№3

Текущий

11

Декабрь

30

13.10-13.55

Групповая

1

Русские народные загадки. Составление простых загадок.

 

МОУ Введенская СОШ№3

Текущий

12

Январь

11

13.10-13.55

Групповая

1

Зачем шипят шипящие?

 

МОУ Введенская СОШ№3

Текущий

13

Январь

18

13.10-13.55

Групповая

1

Познакомьтесь: алфавит!

 

МОУ Введенская СОШ№3

Текущий

Модуль 4. «Живые буквы» - 19 часов

1

Январь

25

13.10-13.55

Групповая

1

Поговорим о предложении

 

МОУ Введенская СОШ№3

Текущий

2

Февраль

1

13.10-13.55

Групповая

1

Еще немного о предложении

 

МОУ Введенская СОШ№3

Текущий

3

Февраль

8

13.10-13.55

Групповая

1

Игротека

МОУ Введенская СОШ№3

Текущий

4

Февраль

15

13.10-13.55

Групповая

1

Знакомимся с анаграммами

 

МОУ Введенская СОШ№3

Текущий

5

Февраль

22

13.10-13.55

Групповая

1

Что такое текст?

 

МОУ Введенская СОШ№3

Текущий

6

Март

1

13.10-13.55

Групповая

1

Что мы пишем с большой буквы?

 

МОУ Введенская СОШ№3

Текущий

7

Март

15

13.10-13.55

Групповая

1

Игротека

 

МОУ Введенская СОШ№3

Текущий

8

Март

22

13.10-13.55

Групповая

1

О безударных гласных

 

МОУ Введенская СОШ№3

Текущий

9

Март

29

13.10-13.55

Групповая

1

О парных звонких и глухих согласных

МОУ Введенская СОШ№3

Текущий

10

Апрель

5

13.10-13.55

Групповая

1

Слова - приятели

 

МОУ Введенская СОШ№3

Текущий

11

Апрель

12

13.10-13.55

Групповая

1

Игротека

 

МОУ Введенская СОШ№3

Текущий

12

Апрель

19

13.10-13.55

Групповая

       1

Слова – неприятели

 

МОУ Введенская СОШ№3

Текущий

13

Апрель

26

13.10-13.55

Групповая

          1

Волшебное слово предлог

 

МОУ Введенская СОШ№3

Текущий

14

Май

3

13.10-13.55

Групповая

1  

Что такое фразеологизм?

МОУ Введенская СОШ№3

Текущий

15

Май

10

13.10-13.55

Групповая

1

Игротека.

 

МОУ Введенская СОШ№3

Текущий

16

Май

17

13.10-13.55

Групповая

1

Учимся различать слова разных частей речи

МОУ Введенская СОШ№3

Текущий

17

Май

24

13.10-13.55

Групповая

1

Открытое занятие. Мастер-класс

МОУ Введенская СОШ№3

Текущий

18-19

Май

31

13.10-13.55

14.05-14.50

Групповая

1

Решение метограмм. Рифмование слов. Праздничный урок «Путешествие не заканчивается…» Секреты родного языка

МОУ Введенская СОШ№3

Текущий

ИТОГО: 36 часов