МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО на ШМО. УТВЕРЖДАЮ. Протокол № ___ от «___» ___ 20 ___ г. Директор школы: _______________ СОГЛАСОВАНО. М.В. Колпачкова Зам. директора по ВР «___» _____ 20 __ г. __________________ Н.А Гвозденкова «___» _____ 20 ___ г.
Рабочая программа кружка « Занимательная биология » 9 класс на 2018-2019 учебный год
Составитель: И.П. Пуликова Учитель географии и биологии, первая кв. категория
Перенка, 2018
|
I. Пояснительная записка.
Работа кружка рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), предназначена для учащихся 9 класса
Актуальность: проблема подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ, связанные с биологией, весьма актуальна. Выпускникам 9 классов необходимо повторить и систематизировать материал по биологии за весь школьный курс. В рамках уроков – это сложно. Экзамен по биологии - одна из форм итогового контроля знаний. Ботаника традиционно считается одним из самых простых разделов, но опыт показывает, что именно ботанику учащиеся знают хуже всего. Причина этого, - упрощенное изложение этой науки в школьных учебниках (рассчитанных на 5-7 класс), неспособность учащихся самостоятельно выбирать сведения по ботанике и зоологии из прочих разделов школьного курса.
Данный курс кружка «Занимательная биология» поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, расширить кругозор биологических знаний в области ботаники и зоологии многообразии растительного и животного мира.
Цель : создать условия для реализации минимума стандарта содержания образования за курс основной школы подготовить школьников к итоговой аттестации.
Основные задачи:
- обеспечение школьников основной и главной теоретической информацией;
- формирование связи между теоретическими и практическими знаниями учащихся;
- подготовить необходимую базу для освоения предмета в старших классах;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи при решении тестовых заданий.
- расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к обучению, социализация учащихся через самостоятельную деятельность.
II.Содержание
№ |
Раздел программы |
Количе-ство часов |
Основное содержание раздела |
Формы организации и виды деятельности |
1 |
Введение
|
3ч |
Знакомство
с целями и задачами курса, его структурой. Введение. Многообразие живого.
Наука классификация. Неклеточные формы жизни. Вирусы. |
Эвристическая беседа. Организационные моменты. Техника безопасности.
|
2 |
Прокариоты. Бактерии. |
2 ч |
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение, распространение, роль в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии и борьба с ними. |
Работа с дополнительной литературой, таблицами. |
3 |
Ядерные организмы. Царство Грибы. Царство Растения. |
13ч |
Царство грибы. Общая
характеристика грибов. Строение. Питание, размножение, экология. Грибы
паразиты. Плесневые грибы. Особенности строения грибной клетки. Царство
Растения. Систематика низших растений - водорослей. Экология водорослей.
Питание и размножение водорослей. Роль водорослей в природе и жизни
человека. Строение лишайника. Симбиоз. Питание. Размножение. Роль в природе и
хозяйственной деятельности человека.
|
Составление таблиц, схем, творческих выступлений. Работа в группах, парах. Составление тестов. |
4 |
Царство Животные.
|
16 ч |
Систематика беспозвоночных животных Классификация животных. Тип простейшие. Тип Кишечнополостные. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Тип Моллюски. Тип Членистоногие. Сравнительная характеристика основных классов типа Хордовых. Особенности строения и жизнедеятельности хордовых животных. Класс Рыбы. Класс Земноводные. КлассПресмыкающиеся. Класс Птицы. Класс Млекопитающие. Человек - вершина эволюци животно-го мира. Общий обзор организма человека. Тело человека как система - системы органов - органы - ткани - клетки. Строение и функции системы органов человека. Нервно - гуморальная система. Органы чувств. Пищеварительная система. Кровеносная и лимфатическая система. Дыхательная система. Выделительная система. Покровы тела. |
Работа с дополнительной литературой, таблицами, микроскопам Составление таблиц, схем, творческих выступлений. Работа в группах, парах. Составление тестов. |
|
Итого: |
34 часа. |
|
|
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Дата |
|
|
|
План |
Факт |
|
Раздел 1. (Введение -3часа) |
07.09 |
|
1 |
Введение. Наука о жизни. Инструктаж по технике безопасности |
14.09 |
|
2 |
Многообразие живых организмов. |
21.09 |
|
3 |
Классификация живых организмов |
28.09 |
|
|
Раздел.2 Прокариоты. Бактерии. 2ч. |
|
|
4 |
Бактерии. |
05.10 |
|
5 |
Решение задач по теме: « Бактерии» |
12.10 |
|
|
Раздел.3Ядерные организмы. Грибы. Царство растения. 13ч |
|
|
6 |
Царство Грибы |
19.10 |
|
7 |
Лабораторная работа: « Изучение строения плесневых грибов под микроскопом |
26.10 |
|
8-9 |
Водоросли. Особенности строения низших растений |
02.11 16.11 |
|
10 |
Лишайники. |
23.11 |
|
11 |
Отдел Мхи. |
30.11 |
|
12 |
Отдел Папоротникообразные. |
07.12 |
|
13 |
Отдел Голосеменные. |
14.12 |
|
14 |
Отдел Покрытосеменные растения. |
21.12 |
|
15 |
Размножение покрытосеменных растений. |
28.12 |
|
16 |
Растение – целостный организм. |
11.01 |
|
17 |
Практическая работа по теме: « Изучение строения растений семейства крестоцветные и розоцветные растения |
18.01 |
|
|
Раздел 4.Царство Животные. 15ч |
|
|
18 |
Систематика Беспозвоночных животных. |
25.01 |
|
19 |
Особенности строения беспозвоночных животных. |
01.02 |
|
20-21 |
Тип Членистоногие. |
08.02 15.02 |
|
22 |
Систематика Хордовых животных. |
22.02 |
|
23 |
Класс Рыбы. |
01.03 |
|
24 |
Класс Земноводные |
15.03 |
|
25 |
Класс Пресмыкающиеся. |
22.03 |
|
26 |
Класс Птицы. |
05.04 |
|
27 |
Класс Млекопитающие. |
12.04 |
|
28 |
Общий обзор организма человека. |
19.04 |
|
29-32 |
Системы органов и их особенности строения. |
26.04 03.05 10.05 17.05 |
|
|
Итоговое занятие. Проверка знаний (2 часа) (-1ч) |
|
|
33-34 |
Выполнение демоверсии ОГЭ. |
24.05 |
|
|
Итого 34 часа |
|
|
Список используемой литературы:
1. Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений . 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г.
2. Биология: Животные. 7 кл.: учебник / В.В Латюшин В.А. Шапкин. М.: Дрофа, 2016.
3.Учебник: Д.В. Колесов. Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс. М.: «Дрофа» 2016 год.
4.В.В.Пасечник. Биология: Введение в общую биологию. 9 класс. Учебник /В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, Г.Г.Швецов. М.: Дрофа, 2017
5. ОГЭ. Биология. Типовые экзаменационные варианты.
Список учащихся
№п/п |
Фамилия, имя |
Класс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.