план работы с одаренными детьми

план работы с одаренными детьми

docx
12.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

программа одаренные.docx


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Улукулево

муниципального района Кармаскалинский район

Республики Башкортостан

   

Рассмотрено и принято

Руководитель

методического

объединения учителей  

________/Павлова Н.В./

 

Протокол №   от

Согласовано

Заместитель

директора по УВР

 

_________/ГорустовичН.А./                   

                       

Утверждаю

 Директор школы

 

 

__________/Батталов Р.Р./

 

Протокол №   от

 

  

 

 

 

 

 

 

 

Программа работы с одаренными детьми  для 1 -4 классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016-2020 уч. годы

 

Пояснительная записка

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.

 Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека).

1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.

2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание признаков детской одаренности.

3) Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим – как отстающий в психическом развитии.

4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.

     Необходимо учитывать  то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

Работа с одаренными детьми начинается в школе с начальных классов. Учителя начальных классов стремятся создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжают начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся. Программа « Звездочки зажигаются » направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа « Звездочки зажигаются » направлена на поэтапное решение проблем образования и воспитания одаренных детей в школе в возрастном диапазоне 6,5 – 11 лет. Она будет реализовываться в период с 2016 по 2020 год

 Концепция программы.

              В основе программы лежит концепция одаренности федеральной целевой программы «Одаренные дети», утвержденной распоряжением Министерства образования и науки Российской Федерации, концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой.

       Основные парадигмы развития одаренности: 1. Все дети одарены от природы. 2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор. Для определения и уточнения целей и задач программы необходимо дать определение одаренности, опираясь на понятия «одаренность» и «одаренные дети».

           Одаренность –

1.проявляется в высоком уровне общего умственного развития, творческих проявлений и восприимчивости к учению во многих областях знаний.

 2. качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.

     Одаренные дети –

1. дети с высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем общего  умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению;

 2. дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.)

 Познавательные возможности обучающихся:

1.      Гениальность - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

2.       Талант - выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

3.       Способности - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

 

Технологическая карта программы работы с одаренными детьми

 

Виды работ

Работа на уроке

 Внеурочная работа

Работа с родителями

Когда?

При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики

На индивидуальных занятиях, на занятиях научного общества

Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские собрания

Зачем?

Для развития творческих способностей, для формирования мотивации к обучению.

Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний в ряде образовательных областей

Для создания единого образовательного пространства, для определения интересов ребенка, его склонностей и возможностей.

Что?

Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности

Внеклассная индивидуализация с преобладанием знаний на повышенном уровне сложности

Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность, совместные мероприятия

Как?

Включение нестандартных дифференцированных заданий, Введение элементов пропедевтики. Творческая мастерская, олимпиады.

Творческая мастерская, олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы.

Совместное выполнение творческих заданий, участие в совместном заседании научного общества, тесты и анкеты.

 

 

1. Основная цель программы - развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся путем создания условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в школе.

Цель достигается следующим путем:

1. Работа по новым образовательным стандартам;

2. Внедрение современных образовательных технологий;

 3. Развитие сети дополнительного образования;

 4. Достижение высокого уровня профессиональной квалификации педагогов, позволяющей им реализовывать современные модели образовательного процесса; 5. Мотивация учителя на работу с одаренными детьми;

 6. Создание условий для индивидуализации образования;

 7. Разработка и обеспечение образовательного процесса программно-методическими материалами по работе с одаренными детьми;

8. Соответствие материально-технической базы современным требованиям ФГОС.

 

 2. Задачи программы:

1. Обеспечить нормативно-правовое сопровождение работы с одаренными детьми.

 2. Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морального, культурного и физического развития обучающихся школы.

 3. Создать условия для саморазвития способных и одаренных детей.

 4. Разработать индивидуальные программы развития одаренных обучающихся.

 5. Разработать и внедрять прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми.

 6. Обеспечить максимальную включенность детей в систему разноуровневых мероприятий внеурочной деятельности, дополнительного образования, которая позволит им демонстрировать их достижения.

 7. Стимулировать деятельность одаренных детей.

 8. Оформить и распространить опыт работы учителей, имеющих высокий результат в работе с одаренными детьми.

 

3.Формы работы с одаренными детьми:

  индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

  групповые занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм;

участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.);

участие во Всероссийских дистанционных конкурсах;

  конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

  посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

участие в предметных неделях, научно-практических конференциях;

  участие в исследовательской работе, проектной деятельности;

экскурсии;

  создание детских портфолио.

4.Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;

  принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;

  принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;

  принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций.

 

  5.Этапы реализации программы: Реализация программы  рассчитана на 4 года: с 2016 по 2020 годы.

Первый этап – диагностико-организационный –2016-2017 учебный год.

Создание нормативно-правовой базы;

  Обеспечение материально-технической базы;

  Диагностика потребностей обучающихся, родителей в осуществлении программы.

Создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;

Изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;

Отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;

организация информационно-методического обеспечения и повышения психологопедагогической компетентности учителей по проблемам одаренности;

  разработка и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.

 Второй этап – организационно-практический, этап реализации (2017-2019гг.)

  Нормативно-правовое обеспечение работы программы;

  Отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;

  Отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;

  Углубление теоретико-практической подготовки педагогов, родителей по проблеме одаренных детей;

  Методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;

  Отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;

Систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;

  Пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик;

  Организация работы с родителями одаренных детей с целью повышения их психологопедагогической компетентности и оказания помощи в воспитании одаренных и способных детей;

Информирование о ходе реализации программы через сайт школы;

Мониторинг личных достижений учащихся;

Третий этап - аналитический ( 2019-2020 год)

Сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;

Мониторинг личных достижений учащихся;

Создание системы работы с одаренными детьми в условиях образовательного пространства школы;

  Анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;  Представление результатов опыта работы посредством семинаров, конференций, мастер-классов, через сайт школы;

  Определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении;

Издание методических материалов, отражающих опыт проведенной работы.

 

  6.План работы по реализации программы

 

Мероприятия

 Сроки

 Ответственные

Работа с обучающимися

1

Диагностика одаренных детей

Постоянно

Классные руководители

2

Расширение сети кружков, занятий внеурочной деятельности по выбору с учетом способностей обучающихся, запросов учащихся и их родителей

Май, ежегодно

Администрация

3

Участие школьников в дистанционных конкурсах,чемпионатах,олимпиадах

 Постоянно

 Классные руководители

4

Организация и проведение 1 тура Всероссийской олимпиады школьников по предметам:

Русский язык.

Математика,

Окружающий мир,

Английский язык

Декабрь-

февраль

Администрация,

классные руководители

5

Проведение школьной научно-практической конференции

 апрель

Администрация,

классные руководители

6.

.Развитие художественной.   спортивной, интеллектуальной одаренности посредством кружковой работы

В течение учебного года

Администрация, учителя- предметники

7

Выставка изобразительного искусства

 апрель

Руководитель студии

8

Творческая мастерская

Выставки : «Чудеса аппликации»

март

Руководителтти кружков

9

Работа групп для одаренных детей в школьном летнем оздоровительном лагере, в каникулярной школе

 ежегодно

Заместитель директора по ВР, классные роководители

10

Проведение тематических выставок ,викторин

В течении уч.года по плану

Администрация,

классные руководители,библиотекарь

11

Проведение предметных недель:

Русский язык.

Математика,

Окружающий мир,

Английский язык

Согласно плану работы ШМО

Учителя начальных классов

12

Поощрение одаренных детей за высокие показатели в учебной ,конкурсной, исследовательской деятельности

ежегодно

Администрация

Работа с учителями

1

Анализ и корректировка программы

май

Администрация

2

 Проведение совещания по результатам диагностирования одаренных и способных обучающихся

Ежегодно,

октябрь

Администрация

3

Педсовет «Роль школы в развитии и обучении одаренных детей»

ноябрь

 Администрация

4

 Внедрение в практику работы проблемно-исследовательских, проектных методов обучения

 постоянно

Администрация, учителя начальных классов

5

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми:

-разработка уроков;

-материалы олимпиад по предметам;

-Разработки интеллектуальных мероприятий,

- материалы диагностики по работе с одаренными детьми

постоянно

Учителя начальных классов, учителя- предметники

6

 Приобретение методической  литературы по работе с одаренными детьми,, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

постоянно

Администрация

7

Составление плана мероприятий с одаренными детьми  на учебный год

Май-июнь,ежегодно

Администрация

8

Анализ и корректировка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов

 сентябрь

Администрация,

шк.МО

9

Организация работы научного общества учащихся в учебном году( анализ, утверждение плана)

сентябрь

Администрация,

шк.МО

10

Расширение системы внеурочной деятельности для развития творческих способностей младших школьников ( исходя из выбора, пожеланий учеников, их родителей): кружки ,секции

Администрация,

Администрация, учителя начальных классов

11

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми

постоянно

Администрация, учителя начальных классов

12

Обобщение положительного опыта учителей, работающих с одаренными детьми:

-выступление на семинаре, ШМО, ММО

 

Администрация, руководитель ШМО

13

Стимулирование педагогов, работающих с одаренными детьми

ежегодно

Администрация

Работа с родителями одаренных детей

1

Анкетирование родителей с целью определения их основных подходов к работе с одаренными детьми

май

Классные руководители

2

Родительские конференции «Развитие творческого потенциала ребенка»

В течение года

Зам.директора по УВР

3

 Круглый стол «Организация досуга одаренных детей»

декабрь

Зам.директора по УВР

4

Совместное творчество родителей и детей. Выставки детских работ: «Осенние этюды», «Новогодняя сказка», «Мои умелые руки» и т.д.

В течение года

Учителя- предметник, кл. руководители

5

Спортивные соревнования « Мама, папа, я- спортивная семья»

 В течение года

Классные руководители, учитель физкультуры

6

Отправление благодарственных писем родителям учащихся по месту их работы

Май

ШМО учителей нач. классов

 

7.Участники реализации программы

Руководители:

* зам. директора по УВР

*учитель начальных классов и учитель-предметник

 Творческая группа:

*учителя начальных классов и учителя-предметники;

 * школьный библиотекарь;

 * руководители спортивных секций;

 * социальный педагог школы.

 А также:

 * родители детей

8. Ожидаемые результаты:

 * Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.

* Формирование системы работы с одаренными детьми.

* Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.

* Результативное участие школьников в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, интеллектуальных чемпионатах.

 * Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.

* Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности (совместно с ЦППРК)

* Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.

*Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.

9. Материально-техническое обеспечение реализации программы:

 * Комплектование школьной библиотеки учебно-методической, научно-методической, психолого-педагогической литературой;

 * Соответствие материально-технической базы современным требованиям ФГОС;

* Формирование системы поощрения одаренных детей, учителей.

10. Нормативно - правовая база и методическое обеспечение

 * Конвенция ООН о правах ребенка

* ФЗ от29.12.2012 №273 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

 * Устав МОБУ СОШ д. Улукулево

*Положения, локальные акты, приказы по школе

 * Программы занятий внеурочной деятельности, кружков

 * Материалы, освещающие работу с одаренными детьми, секций.

 

 

11.Список литературы

1. http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/odarennye-deti

2.  Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2006.

3.Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей. М., Просвещение, Учебная литература, 2008.

4.         Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.

5.         Варианты использования типовой схемы учебного занятия в классах с разными способностями детей: Работа с хорошо успевающими и одаренными учащимися//Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии.- М.:Пед. общество России, 2000.-С. 96-111.

6.       Возрастная и педагогическая психология /Сост. И. В. Дубровина. - М.: Академия, 2012.

7.       Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети.- М.: Знание, 2006.

8.       Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка.- М.: Академия, 2002.

9.       Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2000

10.     Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я.-М.: Академический проект, 2001.

11.     Одаренные дети: Перс. С англ. //Общ. Ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 2009.

12.     Одаренный ребенок: Под ред. О.М. Дьяченко. – М.: Международный образоват. и психолог.колледж, 2003.

13.     Пидкасистый П.И., Чудновская В.Э. Психолого-педагогические основы развития одаренности учащихся: Программа. – М.: Пед. общество России,1999.

14.     Психология одаренности: от теории к практике /Ред. Д. В. Ушаков.- М.: ПЕР СЭ, 2000.

15.     Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие для студ.высш..и сред. учеб. зав./Под ред. Н.С.Лейтеса.2-е изд., перераб. и доп.-М.: Академия,2014.

16.     Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства.- М.: Пед. общ-во России,2013.

17.     Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.:Академия,2000.

18.     Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя.- М.: Владос,2000.

19.     Штерн В. Умственная одаренность: Пер. с нем. А.П. Болтунова; Под ред. В.А. Лукова: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. Психология ребенка.- СПб: Союз,2005.

 

 

 

Приложение 1

 

I. Портрет одаренного ребенка

1.                  Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2.                  Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3.                  Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4.                  Склонен к рискованным действиям.

5.                  Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

6.                  Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7.                  Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8.                  Не конфликтен, не боится отличиться от других.

9.                  Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

10.              Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

 

     При поступлении в школу для родителей, будущих первоклассников, будет проведено исследование о наклонностях и способностях их детей.

 

 

Приложение 2  

 

Родительское исследование (заполняют родители)

1.                  У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет)

2.                  Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца. (Да / нет)

3.                  Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)

4.                  Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)

5.                  Он очень любит рисовать (Да / нет)

6.                  Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)

7.                  Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)

8.                  Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)

9.                  Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время? ___________________________________________________________________________

10.               С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину. ___________________________________________________________________________

 

 

Приложение 3.

Анкетно-биографические сведения об одаренных детях

(заполняется по образцу в течение учебного года)

 

№ п/п

ФИО

Год рождения

Домашний адрес

Класс

Виды одаренности

Участие в олимпиадах и конкурсах.

Результативность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

 

Методика диагностики одаренности младших школьников

Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета

 

Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 1-2-х классов)

Метод проведения: анкетирование.

Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:

§     математика и техника (1-й столбец листа ответов);

§     гуманитарная сфера (2-й столбец);

§     художественная деятельность (3-й столбец);

§     физкультура и спорт (4-й столбец);

§     коммуникативные интересы (5-й столбец);

§     природа и естествознание (6-й столбец);

§     труд по самообслуживанию (7-й столбец).

 

Анкета для учащихся

   Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________

   Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте клетку незаполненной.

 

Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …»

1.                  Решать логические задачи и задачи на сообразительность.

2.                  Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести.

3.                  Петь, музицировать.

4.                  Заниматься физкультурой.

5.                  Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.

6.                  Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.

7.                  Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).

8.                  Собирать технический конструктор.

9.                  Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.

10.              Самостоятельно рисовать.

11.              Играть в спортивные, подвижные игры.

12.              Руководить играми детей.

13.              Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.

14.              Ходить в магазин за продуктами.

15.              Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.

16.              Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).

17.              Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.

18.              Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.

19.              Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.

20.              Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).

21.              Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.

22.              Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.

23.              Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).

24.              Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества.

25.              Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.

26.              Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).

27.              Ухаживать за домашними растениями.

28.              Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и др.).

29.              считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.

30.              Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.

31.              Участвовать в постановке спектаклей.

32.              Заниматься спортом в секциях и кружках.

33.              Помогать другим людям.

34.              работать в саду, на огороде, выращивать растения.

35.              Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

 

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

 

 

Приложение 5.

 

Методика диагностики одаренности младших школьников

Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета

 

Цель: выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 3-4-х классов).

Метод проведения: анкетирование.

Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:

§     интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);

§     творческая (2-й столбец);

§     академическая (3-й столбец);

§     художественно-изобразительная (4-й столбец);

§     музыкальная (5-й столбец);

§     литературная (6-й столбец);

§     артистическая (7-й столбец);

§     техническая (8-й столбец);

§     лидерская (9-й столбец);

§     спортивная (10-й столбец).

 

 

Приложение 6.

 

Анкета для учащихся

Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________

Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов:

«++» - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выработано, проявляется часто;

«+» - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

«0» - оцениваемое и противоположное свойство личности выражено нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

«-» - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

 

 

Вопросы:

1.                  Склонен к логическим рассуждениями, способен оперировать абстрактными понятиями.

2.                  Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3.                  Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

4.                  В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

5.                  Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6.                  Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7.                  Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.

8.                  Интересуется общением со сверстниками.

9.                  Инициативен в общении со сверстниками.

10.              Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11.              Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

12.              Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

13.              Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

14.              Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15.              Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16.              Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17.              Интересуется актерской игрой.

18.              Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

19.              Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20.              Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21.              Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22.              Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

23.              Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24.              Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, открыток и т.д.

25.              Хорошо поет.

26.              Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27.              Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28.              Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.

29.              Легко общается с детьми и взрослыми.

30.              Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31.              Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32.              Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.

33.              Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально мог бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

34.              Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

35.              В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

36.              Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37.              Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38.              Любит чертить чертежи и схемы механизмов.

39.              Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное.

40.              Бегает быстрее всех в классе.

41.              Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42.              Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

43.              Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44.              Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

45.              Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46.              Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

47.              Склонен передавать чувства через мимику, жесты и движения.

48.              Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

49.              Часто руководит играми и занятиями других детей.

50.              Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51.              Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52.              Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53.              Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

54.              Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

55.              Хорошо играет на каком-либо инструменте.

56.              Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеет делать его сверстники), и в то время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57.              Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

58.              Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.

59.              Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

60.              Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61.              Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62.              Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

63.              Умеет делать выводы и обобщения.

64.              Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой, клеем.

65.              В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66.              Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67.              С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

68.              Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

69.              Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70.              Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

71.              Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

72.              Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

73.              В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это. Как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).

74.              Может высказать свою собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

75.              Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

76.              Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передавать их характер, чувства, настроения.

77.              Любит игры-драматизации.

78.              Быстро и легко осваивает компьютер.

79.              Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80.              Физически выносливее сверстников.

 

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

 

 

 

 

 

Приложение 7.

 

Психодиагностические обследования среди учащихся

   Одним из основных видов поиска одаренных детей являются регулярные психодиагностические обследования среди учащихся. Диагностическая работа проходит во время проведения административных контрольных работ, интеллектуальных и художественных конкурсов: олимпиад, состязаний, турниров, спортивных соревнований и эстафет.

 

В качестве диагностического материала планируется использовать:

§     анкетирование родителей и учителей;

§     специальную диагностическую систему Гордона для непосредственного обследования ребенка;

§     диагностику интеллекта и познавательной сферы ребенка: тест Векслера (вербальная и невербальная креативность, визуально-моторный Бендер гештальт-тест, уровень интеллектуального развития);

§     диагностику видеомоторной коррекции;

§     вербальный тест Айзенка;

§     опросник САН (самочувствие, активность, настроение);

§     шкалу самооценки «как достичь успеха и не потерять то, что имеешь»;

§     методику «Интеллектуальная лабильность» или «Умение переключаться»;

§     методику «Числовые ряды» или «Оценка математического мышления»;

§     тест «Уровень развития личности» (уровень воспитанности);

§     тест «Уровень сформированности творческих способностей»;

§     тесты для интеллектуалов.

 

 

 

 

Приложение 8.

 

Портфолио учащихся и учителей

    Одной из наиболее ярких форм оценивания своих возможностей и достижений являются создание школьного портфолио.

    Портфолио одаренного ученика будет включать в себя: визитную карточку, карту интересов ребенка, сведения о достижениях и наградах на конкурсах школьного и районного уровней, образцы лучших творческих работ, фотографии, грамоты и дипломы.

 

Образец портфолио для детей

Портфолио

Ф.И.О. ,

ученика (цы) ____ класса «___» МБОУ «Ситьковская ОШ»

 

Тайна моего имени:

Карта моих интересов

Знак зодиака:

Я родился (родилась) в год:

Я занимаюсь в кружках, секциях:

Мои любимые занятия, увлечения:

Участие в конкурсах

Участие в концертах

Участие в олимпиадах

Участие в общественной жизни школы и класса

Мои добрые и полезные дела

Награды и достижения

 

 

Приложение 9.

 

Карта моих интересов

 

№ п/п

Вопросы

Ответ

(да / нет)

1

Есть ли у тебя друзья?

 

2

Нравится ли тебе проводить с ним  свободное время?

 

3

Тебе нравятся уроки математики?

 

4

А русского языка?

 

5

Чтение книг – твое любимое занятие?

 

6

Нравится ли тебе получать хорошие отметки?

 

7

Хотел бы ты участвовать в олимпиадах по предметам?

 

8

С радостью ли ты ходишь в школу?

 

9

Ты с желанием пишешь диктанты и сочинения?

 

10

Стараешься ли красиво писать, выводя каждую букву?

 

11

Ты изучаешь происхождение слов и отдельных словосочетаний?

 

12

Тебе нравится решать математические задачи?

 

13

Стараешься ли ты находить разные способы решения задач?

 

14

Читаешь ли ты дополнительную литературу по окружающему миру?

 

15

Знакомишься ли ты с жизнью и творчеством знаменитых людей?

 

16

Ты хочешь узнавать новое о природе своего края?

 

17

Беспокоишься ли ты за будущее нашей планеты?

 

18

Ты подкармливаешь животных зимой?

 

19

Ты с удовольствием работаешь на уроках труда?

 

20

Ты любишь рисовать?

 

21

Ты любишь узнавать новое о великих художниках?

 

22

Ты посещаешь кружки?

 

23

А спортивные секции?

 

24

Ты участвуешь в конкурсах и соревнованиях?

 

25

Принимаешь ли ты активное участие в деятельности детской организации в школе?

 

26

Доказываешь ли ты свою правоту, отстаиваешь свою точку зрения?

 

27

Любишь ли ты делать приятное своим друзьям?

 

28

Любишь ли ты смотреть фильмы об истории нашего государства?

 

29

Есть ли у тебя домашние обязанности?

 

30

С удовольствием ли ты выполняешь их?

 

 

 

Приложение 10.

 

Система работы учителей с одаренными детьми в урочной деятельности

 

  Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:

§     совершенствование предметных умений и навыков;

§     повышение учебной мотивации одаренных детей;

§     развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;

§     развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;

§     овладение навыками самоконтроля, самооценки.

   Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.

   Методы:

§     частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);

§     исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);

§     проблемный;

§     проективный.

   Формы:

§     нетрадиционные уроки (урок-КВН; урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская);

§     классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;

§     ролевые игры;

§     консультации.

   Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно исследовательские, коммуниативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.

   Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

 

 

Приложение 11.

 

Предметные олимпиады

   Выявление интеллектуального потенциала детей, определение их творческих способностей и склонностей к отдельным предметам являются основной ступенью в работе с одаренными детьми. Большую роль в развитии интереса к предметам играют олимпиады.

   Предметные олимпиады – это состязания школьников в разных областях знаний.

   Цель олимпиады – повышение уровня знаний и умений одаренных учащихся, развитие и поддержание интереса к учению, стремления к самореализации, формирование навыков планирования и самоконтроля.

   Целесообразно в начальной школе проводить олимпиады по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру в конце учебного года.  В течение учебного года проходит кропотливая работа по подготовке учеников к олимпиаде. Учащимся предлагаются вопросы и задания по предметам, рекомендуется справочная литература, даются занимательные упражнения.

   Материалы для олимпиады включают в себя несколько видов заданий. Они предусматривают как программный материал, так и материал повышенной сложности. При выполнении таких заданий ученик проявляет способность  классифицировать, обобщать, прогнозировать результат, «включать» интуицию и воображение.

  Олимпиады – это в первую очередь праздник для детей. Поэтому перед началом проведения олимпиад планируется провести торжественную линейку, на которой прозвучат поздравления, пожелания удачи в интеллектуальном состязании.

Олимпиады в 4 – 9 классах  проводятся по таким предметам как: математика, русский язык, литература, биология, химия, география, технология, физическая культура, обществознание, история, английский язык, физика, ОБЖ, краеведение.

 

 

Приложение 12.

 

Шкала рейтинга поведенческих характеристик Дж. Рензулли

 

Ф.И.учащегося ________________________________________________________________

Дата: _________________________________________________________________________

Школа _________ класс _________ возраст ________ учитель __________________________

Как давно вы знаете этого ребенка? ________________________________________________

 

Инструкция

Эта шкала составлена для того, чтобы учитель мог дать характеристики учащимся в познавательной мотивации, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать вне связи с другими пунктами. Так как 4 шкалы представляют относительно разные стороны поведения и по разным шкалам не суммируются все вместе. Внимательно прочтите утверждение и поставьте соответствующий балл согласно следующему описанию:

1 – если вы почти никогда не наблюдали этой характеристики;

2 – если вы наблюдаете эту характеристику время от времени;

3 – если вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;

4 – если вы наблюдаете эту характеристику почти всегда.

Список класса:

№ п/п

Фамилия Имя учащегося

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

 


Характеристики

№ учащегося по списку класса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Шкала 1. Познавательные характеристики

1. Обладает довольно большим для этого возраста или класса запасом слов, использует термины с пониманием, речь отличается богатством выражений, беглостью и сложностью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Обладает обширным запасом информации по разнообразным темам (выходящих за пределы обычных интересов детей этого возраста)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается понять «как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль вопросов (в отличие от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений и действий людей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно «видит больше» или «извлекает больше» из рассказа, фильма, из того, что происходит, чем другие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подсчитайте по каждой колонке:

«1»  -

«2» -

«3» -

«4» -

И умножьте на соответствующее количество баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сложите полученные числа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общий показатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шкала 2. Мотивационные характеристики

1. Полностью «уходит» в определенные темы, проблемы, настойчиво стремится к завершению (иногда трудно привлечь к другим темам, заданиям)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Легко впадает в скуку от обычных заданий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Стремится к совершенству; отличается самокритичностью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Предпочитает работать самостоятельно, требует лишь минимального направления от учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Имеет склонность организовать людей, предметы, ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подсчитайте по каждой колонке:

«1»  -

«2» -

«3» -

«4» -

И умножьте на соответствующее количество баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сложите полученные числа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общий показатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шкала 3. Творческие характеристики

1. Проявляет большую сообразительность в отношении многого, задает обо всем вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Выдвигает большое количество идей или решений проблем и ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Выражает свое мнение без колебаний; иногда раздражен и горяч, а в дискуссии настойчив

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Может рисковать, имеет склонность к приключениям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Проявляется склонность к игре с идеями; фантазирует, представляет: «Что будет, если…», занят приспособлением, улучшением и изменением общественных институтов, предметов, систем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, которые не кажутся смешными остальным

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Необычно чувствителен к внутренним импульсам и более открыт к иррациональному в себе (более свободное выражение «девчоночьих» интересов у мальчиков, большая независимость у девочек); эмоционально чувствителен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические стороны, интересуется деталями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Не подвержен влиянию группы; не терпит беспорядок, не боится быть отличным от других

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Дает конструктивную критику. Не склонен принимать авторитеты без критического изучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подсчитайте по каждой колонке:

«1»  -

«2» -

«3» -

«4» -

И умножьте на соответствующее количество баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сложите полученные числа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общий показатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шкала 4. Лидерские характеристики

1. проявляет ответственность, делает то. Что обещает, и обычно делает это хорошо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; хорошо себя чувствует, когда его просят показать свою работу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Хорошо выражает свои мысли и чувства; хорошо и обычно понятно говорит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Может находиться с людьми, общителен, предпочитает на оставаться в одиночестве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Имеет склонность доминировать среди других; как правило, руководит деятельностью, в которой участвует

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подсчитайте по каждой колонке:

«1»  -

«2» -

«3» -

«4» -

И умножьте на соответствующее количество баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сложите полученные числа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общий показатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 


 

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)