План работы с одаренными детьми
Пояснительная
записка
Среди
ключевых направлений развития образования в рамках национальной образовательной
инициативы особое место занимает развитие системы поддержки одарённых детей,
совершенствование развития творческой среды для выявления таких детей.
Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и
каждого учителя.
В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей обучающихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
Цель: повышение уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетентности одаренных обучающихся и их подготовки к олимпиадам, создание благоприятных условий для развития талантливых обучающихся через оптимальную структуру школьного образования и внеурочной деятельности, создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей.
Задачи:
- развивать одаренность через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;
- стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;
- внедрять в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методы, учитывающие быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми;
- обеспечивать научно-методическую, социально-правовую, психолого-медико-педагогическую поддержку одаренных детей;
- организовать специальную подготовку педагогических кадров для работы с одаренными детьми;
- создать банк данных для сетевого информационного обмена по проблеме одаренных детей: технологий, методик индивидуальных программ, учебно-методических комплексов.
- разработка и внедрение новых путей выявления, поддержки и развития одаренности для удовлетворения растущих потребностей одаренных детей и увеличивающихся возможностей социума;
- создание авторских педагогических технологий работы с одаренными детьми;
- повышение профессиональной компетентности педагогов по работе с одаренными детьми.
Работа осуществляется по направлениям:
1. Психолого-педагогический отбор одаренных детей:
социально-психологическое изучение учащихся школы;
отбор одаренных и мотивированных на обучение детей;
психофизиологическое и медицинское обследование ОД;
психолого-педагогическое обследование среды, в которой происходит их воспитание и обучение;
беседы с родителями ОД.
2. Организация работы с ОД в рамках учебного процесса.
Выбор педагогов для работы с ОД.
Разработка индивидуальных планов работы с ОД.
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов по учебным предметам.
Предоставление ОД свободы в выборе форм итогового контроля с предпочтением защит творческих работ (проектов).
3. Организация работы с ОД во внеурочной деятельности.
Организация кружковой работы;
Организация олимпиад по учебным предметам;
Организация проектной деятельности;
Организация экскурсий, поездок;
Организацию погружения в предметы по профилям (в каникулярное время).
Организация школьной конференции «Юный исследователь».
Организация предметных выставок.
Организация вечеров и праздников.
Организация конкурсов, викторин, интеллектуальных игр.
Выпуск стенгазет.
Проведение предметных недель
4. Взаимодействие с организациями.
С сельской библиотекой.
С домом культуры.
Сроки |
Мероприятия |
Ответственные |
Сентябрь |
Разработка плана работы с одаренными детьми на 2018/2019 учебный год, составление базы детей, имеющих особые способности и повышенный интерес к изучению английского языка. Проведение индивидуальных консультаций с одаренными детьми. Создание банка нестандартных заданий по английскому языку в течение года Проводить мониторинг уровня компетентного владения всеми видами речевой деятельности одаренных детей в течение года. |
Заместитель директора по УВР, руководитель ШМО, учитель английского языка
|
Октябрь |
Подготовка к ВПР,РПР английскому языку для 5-11-х классов. |
Учитель английского языка |
Проведение индивидуальных консультаций с одаренными детьми. Проведение индивидуальных консультаций для родителей одаренных детей в целях выявления проблем в их воспитании, оказание помощи в развитии способностей.
|
Учитель английского языка
|
|
Ноябрь |
Проведение школьного тура олимпиады по английскому языку. Проведение индивидуальных консультаций с одаренными детьми. |
Учитель английского языка
|
Декабрь |
Подготовка к неделе «Английского языка». Участие в неделе английского языка. Проведение индивидуальных консультаций с одаренными детьми |
Учитель английского языка |
Январь |
Индивидуальные консультации с одаренными детьми Проведение занятий с учащимися по оформлению и презентации проектов, исследовательских работ для представления на научно-практических конференциях. |
Учитель английского языка |
Февраль |
Участие в международных дистанционных олимпиадах.
Индивидуальные консультации с одаренными детьми |
Учитель английского языка |
Март |
Индивидуальные консультации с одаренными детьми . Тренинг по оформлению проектов и языкового портфолио. |
Учитель английского языка |
Апрель |
Индивидуальные консультации с одаренными детьми |
Учитель английского языка |
Май |
Индивидуальные консультации с одаренными детьми. Подведение итогов работы с одаренными детьми. |
Учитель английского языка |
Принципы работы с одаренными учащимися
Условно мы выделяем три категории одаренных детей:
• Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
• Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
• Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
2. Принципы работы педагога с одаренными детьми:
• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
• принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
• принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
• принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
• Стратегия работы с одаренными детьми
I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.
Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.
II этап – диагностический (5-9-е классы) – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.
• Условия успешной работы с одаренными учащимися
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными учащимися
• объединения дополнительного образования;
• групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
• факультативы;
• конкурсы и конференции;
• интеллектуальный марафон;
• участие в олимпиадах;спецкурсы;работа по индивидуальным планам;
Психологическая памятка для учителя в работе с одаренными детьми
1. Работа с одаренным учеником - это испытание на прочность вашей личности, вашего самоуважения и терпения. В такой работе расти и меняться должен не только ваш воспитанник, но и вы сами.
2. Одаренному ребенку нужна устойчиво высокая самооценка, педагог минуты отчаяния ребёнка должен внушать, что он обладает незаурядными возможностями, твердо верить, что этому ребенку дано понять и совершить такое, что другим недостижимо.
3. Уважайте и обсуждайте любую даже «бредовую» идею, предложенную учеником. По выражению Нильса Бора, именно "сумасшедшие" идеи сделали современную физику.
4. Даже самый подготовленный педагог имеет право чего-то не знать - всегда есть пространство для развития у любого образованного человека. Важно, как педагог реагирует на свое незнание. Если с достоинством и без "закомплексованности", да при этом хорошо владеет навыками работы со справочной и любой другой подсобной литературой - такой педагог находка для одаренного ребенка.
5. Не переживайте и не обижайтесь на то, что, несмотря на все приложенные усилия, ваш предмет и вы сами — не самые любимые у этого ученика. Не ожидайте и особой благодарности от одаренного ученика за то, что вы затратили на него гораздо больше времени и труда, чем на других; скорее всего, он посчитает это за норму и даже может не заметить этого, хотя одаренные дети - благодарные ученики.
6. Одаренному ученику необходима серьезная умственная нагрузка: если обучение будет легким, пустым, ученик, как ни странно, быстро устанет. А вот от трудной деятельности, тем более лежащей в сфере жизнеопределяющих интересов, ребенок никогда не устает. Его мозг должен быть постоянно в работе. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и самому себе - обязательные составные части успешных уроков.
7. Школьные отметки для одарённых учеников не самоцель, и воздействовать на них плохими отметками можно разве только в начальных классах. Их можно обидеть, унизить, но подтолкнуть к действию оценками почти невозможно. А вот сложная, пусть даже неразрешимая задача вполне может их "завести". Учитель может пользоваться этой их особенностью.
8. Все одаренные дети обладают невероятной способностью "поглощать" знания, обожают словари, энциклопедии, справочники, первоисточники. И учителю следует быть не столько преподавателем своего предмета, сколько вводить таких детей в науку. Основной упор в работе с такими детьми следует делать на самообучении, непрерывное самообучение должно стать его собственной устойчивой характеристической чертой.
Список одарённых и мотивированных на обучение учащихся на 2018-19 уч. год:
№ |
Фамилия, имя ученика |
класс |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
7 |
|
|
8 |
|
|
9 |
|
|
10 |
|
|
11 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.