Пояснительная записка
Становление
гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит
от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Патриотизм
становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и
духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический,
военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства
необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа
личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и
деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы,
собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование
такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и
политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Данная программа представляет систему работы, которая строится на
основе форм, методов и приёмов педагогического воздействия, опирается на
принципы деятельностного подхода, а также устанавливает взаимодействие
личности и коллектива в развивающей воспитанной и образовательной среде.
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно,
в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории
и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной
природе.
Воспитание первых чувств, гражданственности у детей – это воспитание
любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живёт, к родному
городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов,
одержавших победу в Великой Отечественной войне.
Любовь ребёнка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью:
красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, -
это источник любви к Родине.
Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать
пример патриотизма родителей, близких людей.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы
гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения,
активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Цель: воспитание у детей школьного возраста чувства патриотизма,
любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны.
Достижение данной цели становится возможным через решение следующих задач:
1. Углубление знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте
рождения.
2. Более содержательное знакомство с историей своей семьи.
3. Углубление знаний об истории, традициях, культуре народов России.
4. Воспитание гражданского самосознания и причастности к родным истокам.
5. Формирование у учащихся их личной ответственности за будущее страны.
На данной ступени образования закладываются основные моральные
ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя
частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные
способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество,
способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог.
Решение одной из главных задач ного образования – развитие творческого
потенциала школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой
вклад в жизнь страны.
Разработка тем и конструирование содержания внеурочной деятельности
«Юный патриот» для учащихся среднего звена основаны на принципах научности,
доступности, целостного представления об окружающей действительности,
вариативности.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения, 34 часа в год.
Программа включает в себя следующие направления:
1. Духовно-нравственное направление, включающее в себя:
2. Культурно-историческое направление, предполагающее:
3. Гражданско-правовое направление, ориентированное на:
4. Военно-патриотическое направление, включающее в себя:
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
1. Проведение памятных дней:
2. Проведение спортивно-массовых мероприятий:
4. Участие в акции «Вахта памяти»:
5. Изучение родного края:
Календарно-тематическое планирование
№ |
Название темы |
Количество часов |
Дата проведения |
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16-17
18-19
20
21-22
23
24
25
26-27
28
29
30
31
32
33
34 |
Знакомство с задачами и планом работы на новый учебный год
Откуда мы знаем историю своего края
О чем могут рассказать вещи
Составление перечня экспонатов. Рассказ об особенностях хранения вещественных и письменных исторических источников.
Архив моей семьи. Письменные источники(воспоминания, письма, дневники, старые тетрадки, книги). Вещественные источники (семейные реликвии)
Устные исторические источники ( песни, легенды и тд.)
Составление летописи своей семьи или класса
Составление генеалогического древа своего рода
Как и когда появилось село наше село.
История возникновения сел и деревень нашего Минераловодского района Чем знамениты села нашего края
Составление герба села Марьины Колодцы.
Экскурсия по селу на тему: «Архитектура и ее памятники»
Экскурсия в храм. Внутреннее убранство и символика храмов.
Как и когда появились школы в Ставропольского края.
Наша школа и ее история
Оформление материала
Мои знаменитые земляки
Народные умельцы нашего села
Творчество местных художников, поэтов.
Оформление материала
Какие народы живут в нашем крае.
Оформление выставки «Подвиг, вошедший в века», посвященной Великой победы.
Родной край в 20 веке. Село мое – душа и боль. ( посещение старожилов села)
Мой любимый праздник, связанный с традициями односельчан.
Мой край в годы Великой Отечественной войны.
Ветераны нашего села. (организовать встречу с ветеранами)
Никто не забыт, ничто не забыто. Просмотр кинофильмов.
История памятника воинам, погибшим в годы войны.
Оформление материала |
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
|
|
·
В результате осуществления Программы ожидается:
По окончании изучения программы у учащихся должно быть сформировано патриотическое сознание, расширены и углублены знания истории своего Отечества, малой Родины; заложено начало эстетического, этического мировосприятия, привиты нравственные основы.
Учащиеся должны уметь выполнять поручения, вести исследовательскую работу, находить нестандартные решения в разных ситуациях, творчески подходить к любому заданию.
Учащиеся должны знать народные традиции края, страны.
У детей должны быть сформированы общечеловеческие понятия доброты, вежливости, нравственности, патриотизма.
Используемая литература
1.Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию
дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам:
сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций,
классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. -
Волгоград: «Учитель», 2006.
2.Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание
истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.
3.Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский
путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
4.Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в
России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
5.Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское
воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в
школе.- 2006.- № 9.
6.Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание,
переработанное. М.: 2006.
7.Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков,
разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель»,
2006.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7
С. МАРЬИНЫ КОЛОДЦЫ МИНЕРАЛОВОДСКОГО РАЙОНА
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 7
с. Марьины Колодцы
_________Е.П. Болгарева
Программа
По внеурочной деятельности ФГОС НОО
«Юный патриот»
5 класс
Направление деятельности:
Духовно-нравственное.
Учитель : Басова Ю.П.
2017-2018 уч. год
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.