Способы самосовершенствования и саморазвития учителя иностранного языка в условиях введения ФГОС
Сегодня в условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходят масштабные инновационные изменения в образовании. Освоение же ФГОС является сложным и многосторонним процессом, требующим от учителя постоянного совершенствования знаний. Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства – это самообразование. Каждый учитель, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, влияние морально-психологического климата, сложившегося в коллективе, и требования администрации образовательного учреждения, определяет свою траекторию самосовершенствования и саморазвития.
Сегодня в условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходят масштабные инновационные изменения в образовании. Освоение же ФГОС является сложным и многосторонним процессом, требующим от учителя постоянного совершенствования знаний. Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства – это самообразование.
Каждый учитель, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, влияние морально-психологического климата, сложившегося в коллективе, и требования администрации образовательного учреждения, определяет свою траекторию самосовершенствования и саморазвития.
I. Предметное самообразование:
- изучение материалов ФГОС;
- изучение подходов к уроку, оцениванию и анализа урока с позиций ФГОС;
- получение и усвоение новой информации по внедрению ФГОС в Сети творческих учителей иностранного языка;
- участие в работе ШМО, РМО;
- посещение уроков у коллег.
II. Методическое самообразование:
- изучение и внедрение в работу рекомендаций ФГОС;
- работа в ШМО,РМО, на образовательных сайтах, видео-конференциях по ФГОС;
- изучение нормативных документов.
Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самообразования, отметив их преимущества и недостатки.
1. Курсовая подготовка в институтах
повышения квалификации.
Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения
квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена
опытом между коллегами.
Недостатки:
* эпизодичность прохождения курсов;
* время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме
работы всей школы;
* качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к.
нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом
потенциала слушателей.
2. Получение второго высшего образования или второй специальности.
Главные достоинства такой формы самообразования:
* возможность выстраивать индивидуальную траекторию
образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер:
одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;
* система "ученый-учитель", при которой обучение ведут
ученые-специалисты.
Недостатки:
* нехватка у педагогов свободного времени;
* дороговизна обучения.
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
* Главные достоинства такой формы
самообразования:
* возможность пройти их в удобное для педагогов время;
* возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного
педагога вопросам.
Недостатки:
* дистанционные курсы проводятся на платной
основе;
* документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще
всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной
аттестации.
4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
* научно-исследовательскую работу по определенной
проблеме;
* посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
* участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
* посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий,
содержания обучения, методов преподавания;
* теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков,
внеклассных мероприятий и учебных материалов.
Однако, как бы ни был высок уровень способностей учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.
5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.
Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.
Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:
* использование открытых, бесплатных и свободных
электронных ресурсов;
* самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
* освоение информационных концепций, знаний и навыков;
* наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества этой формы самообразования:
* обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;
* методическая помощь является персональной и адресной;
* попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.
ПРИМЕР
В настоящее время успешно действуют различные виртуальные объединения и сетевые сообщества педагогов:
* Интернет-государство учителей (intergu.ru) своими
основными задачами считает оказание поддержки учителю в его профессиональной
деятельности, предоставление возможности самореализации и самоутверждения через
совместную сетевую практическую деятельность, создание и поддержку новых
образовательных инициатив. Педагоги имеют возможность размещения материалов,
оценки уже опубликованных ресурсов, участия в форуме.
* Педсовет.org (pedsovet.org) целями своей работы указывает: популяризацию в
сети деятельности работников образования, активизацию и формирование
профессиональной педагогической аудитории. Педагоги могут размещать на сайте
свои материалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог.
* Завуч.Инфо (zavuch.info) организует практические акции и конкурсы, инициирует
обращения к Президенту, учителям и школам, публикует разработки уроков и
внеклассных занятий.
* Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru) основными своими
задачами считает содействие повышению доступности и качества российского
образования, обеспечение информацией обо всех видах образовательной продукции и
услуг дошкольного, школьного и педагогического образования, проведение
консультаций специалистов.
* Открытый класс (www.openclass.ru) целью своей деятельности называет поддержку
процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкого
распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения
методик их использования, модернизации системы методической поддержки
информатизации образования.
* Сеть творческих учителей (it-n.ru). Портал создан при поддержке корпорации
Microsoft для того, чтобы дать возможность учителям внутри своей страны (и за
ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по
использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании.
На портале активно проводятся дистанционные конкурсы и обучающие мастер-классы,
собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических
разработок (свыше 25 тыс.).
Так в 2012г мною была составлена программа профессионального саморазвития, включающая следующие формы организации самообразования:
Цель программы: повышение профессионального уровня, педагогического мастерства и компетентности учителя.
Задачи:
систематическое изучение психолого-педагогической и методической литературы;
повышение квалификации и профессиональная переподготовка;
изучение передового педагогического опыта учителей иностранных языков;
совершенствование системы подготовки учащихся к итоговой аттестации (экзамены в формате ЕГЭ, ГИА), предметным олимпиадам, творческим конкурсам, НПК;
обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Ожидаемый результат:
реализация программы профессионального саморазвития поможет мне повысить свой профессиональный уровень, педагогическое мастерство и компетентность;
результативная работа в направлении развития познавательной активности и накопления опыта творческой деятельности на уроках английского языка и во внеурочной деятельности школьников.
Реализация программы профессионального саморазвития
Виды деятельности |
Ресурсы |
Сроки реализации |
I. Изучение психолого-педагогической и методической литературы
|
||
1. Изучение методической литературы по ФГОС |
www.eng.1september.ru www.standart.edu.ru www.fgos.isiorao.ru www.it-n.ru www.irooo.ru www.englishmylife.ucoz.ru www.mosfla.org www.omrc.ru |
2012-2017 систематическое изучение и обобщение материала |
2. Обзор психолого-педагогического и методического материала в сети Интернет
|
2012-2017 систематически |
|
II. Повышение квалификации и профессиональная подготовка
|
||
1. Повышение квалификации по предмету |
курсы повышения квалификации (ИРООО) |
2012-2017 |
2. Изучение инновационных методов работы ведущих учителей района и области в обучении и воспитании
|
2012-2017 систематически |
|
3. Дополнительная профессиональная подготовка |
дистанционные курсы, семинары, мастер - классы |
2012-2017 |
4. Переаттестация на первую квалификационную категорию |
|
2015 |
5. Получение высшего образования |
заочно |
2013-2018 |
III. Изучение передового педагогического опыта по использованию электронных ресурсов
|
||
1. Изучение методической литературы, учителей-новаторов, учителей иностранных языков. Посещение мастер - классов
|
систематически
|
2012-2017 |
2. Составление мультимедийных презентаций к урокам и внеурочным занятиям |
систематически |
2012-2017 |
3. Составление собственных авторских разработок в электронном варианте и использование их в образовательном процессе |
презентации, проектные работы |
2014-2017 |
4. Внедрение полученных результатов в педагогическую практику |
обработка и обобщение опыта |
2012-2017 |
IV. Формирование ключевых компетенций школьников, развитие познавательной активности и накопление опыта творческой деятельности |
||
1. Совершенствовать систему подготовки к экзаменам в форме ЕГЭ |
систематически |
2012-2017 |
2. Реализация программы школы «Одаренные дети» и создание условий для активного и результативного участия одаренных детей в предметных олимпиадах, творческих конкурсах.
|
поэтапно |
2012-2017 |
3. Вовлечение школьников в исследовательскую деятельность для участия в научно-практических конференциях, Интернет проектах |
поэтапно |
2012-2016 |
V. Актуальные профессиональные проблемы: переход на новые ФГОС |
||
1. Осуществление перехода на ФГОС |
поэтапно |
2013 |
2. Выбор (разработка) учебно-методического сопровождения при переходе на новые стандарты |
выбор УМК, разработка КТП |
2013-2014 |
VI. Обеспечение качества организации образовательного и воспитательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий
|
||
1. Использование проектной технологии, здоровьесберегающих технологий, игровой технологии, ИКТ в обучении и воспитании. |
систематически |
2012-2016 |
2. Вовлечение учащихся в активный процесс познания на основе использования интерактивных способов обучения. Возможности использования интерактивной доски на уроках английского языка.
|
поэтапно |
2014-2017 |
VII. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
|
||
1. Выступление с обобщением опыта работы на ШМО учителей гуманитарного цикла, на педсоветах и методических совещаниях школы, РМО учителей английского языка, педагогическом марафоне, НПК и августовских конференциях работников образования |
систематически |
2012-2017 |
Самообразование, и как следствие, профессиональный рост педагога становятся основой для эффективного педагогического труда, и помогает значительно повысить качество образования в школе.
Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов.
Рубакин Н. А.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.