Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Подколкинская СОШ»
План работы с одаренными детьми,
и подготовки к олимпиадам по истории
учащихся 5-11 класса
Составитель: Попова А.А.
2021-2022 учебный год
Одной из приоритетных задач современной школы, является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей. Что же такое одаренность? Одаренность — это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Появление таких учащихся в классе, обладающих качествами одарённых детей, – большая удача и большая ответственность учителя. Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от организации этой работы.
Актуальность проблемы
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?
· Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
· В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
· В школе должны быть свои традиции.
· Школа должна давать современное образование.
· В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.
Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томах Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках.
Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.
Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.
Целью работы с одарёнными детьми является:
1. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на развитие их творческого потенциала. А так же обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
2. Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.
3. Адаптация и предпрофильная подготовка выпускников, а также их профессиональное самоопределение.
Задачи:
- выявление одаренных детей;
- совершенствование надпредметных знаний, умений и навыков обучающихся;
- формирование устойчивого интереса к самостоятельной творческой (исследовательской) деятельности;
- стимулирование интереса детей к истории;
- создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями
олимпиадного уровня;
- расширение информационного пространства в области истории.
- формирование умения учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность
· знакомство с приемами педагогического наблюдения, диагностики;
· проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад;
· отбор методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности и творчества;
· предоставление возможности учащимся совершенствовать способности через самостоятельную работу.
В процессе учебной деятельности выявляются учащиеся, которые:
· имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению,
- творческие возможности и проявления;
· имеют доминирующую активную познавательную потребность;
· испытывают радость от добывания знаний, от умственного и общественно-полезного труда.
Работа с одаренными детьми в условиях обычных классов складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке.
Ожидаемые результаты
Направления работы с одаренными детьми
Направления работы с одаренными детьми на уроке. |
Характеристика направления |
1. Индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории и обществознания. «Мониторинг одаренности». |
Диагностика индивидуально-типологических особенностей учащихся. Диагностика внутреннего развития учащегося. Формирование групп детей по уровню достижений. Методы диагностики: - информационно-комментирующий (беседа, анкета); - продуктивный: участие в конкурсах, конференциях, предметных олимпиадах; - оценочный: самооценка, тестирование результатов; - действенно-поведенческий: наблюдение, самоанализ, анализ урока, занятия. Определение уровней достижений ученика по истории и развитию творческих способностей: 1-высокий, 2-резервный, 3-обычный. (Приложение №1). |
2.Выделение групп |
Выделение групп одарённых детей в каждом классном коллективе. |
3.Составление или подбор дифференцированных заданий |
Задания включают различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания. |
4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся |
Контроль в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий. |
Главный возникающий вопрос в работе с одарёнными ребятами на уроке: как педагогу-практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одарённые не скучали?
Организация исследовательской работы учащихся в школе
5-7 классы |
Творческий этап:
|
Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Школьные олимпиады. Краеведческая
конференция. |
8-9 классы |
Развивающий этап:
|
Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Олимпиады. Краеведческая конференция. НОУ. Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и
выполнению рефератов. Элективные курсы (9 классы). Спецкурс “Основы юриспруденции”. |
10-11 классы |
Исследовательский этап:
|
Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Олимпиады. Профильные спецкурсы. НОУ. Индивидуальная
работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и
исследовательских работ. |
Формы работы с одаренными детьми варьирую с учетом их возрастных
особенностей:
Учителя истории работе с одаренными детьми уделяют особое внимание конкурсам исследовательских работ, краеведению, интеллектуальным марафонам.
Класс |
Формы работы |
5 класс |
1. Выявление детей, склонных к изучению истории. 2. Участие в викторинах, школьных олимпиадах, турнирах знатоков. |
6 класс |
1. Привлечение ребят к оказанию консультативной помощи одноклассникам. 2. Обучение навыкам выполнения нетипичных заданий, решение проблемных вопросов. 3. Чтение дополнительной литературы. 4. Участие в интеллектуальных турнирах различного уровня. |
7 класс |
1. Обучение навыкам исследовательской работы. 2. Опережающее обучение. 3. Участие в интеллектуальных Интернетпроектах. |
8 класс |
1. Разработка и реализация плана индивидуальных консультаций, начало подготовки к участию в предметных олимпиадах. 2. Участие в творческих конкурсах, различных образовательных проектах. |
9 класс |
1. Исследовательская деятельность, написание и защита рефератов. 2. Участие в проектной деятельности. 3. Привлечение консультативной помощи младшим школьникам организация для них викторин, турниров и т.п. 4. Участие в предметных олимпиадах. |
10 класс |
1. Выполнение работ, имеющих вид электронных документов. 2. Выпуск предметных газет. 3. Выполнение заданий исследовательского характера. 4. Участие в различных олимпиадах и творческих конкурсах. |
11 класс |
1. Составление и реализация индивидуального графика подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. 2. Участие в научно-практических конференциях, предметных олимпиадах, Интернетпроектах различного уровня. 3. Участие в дистанционных формах довузовского обучения. |
Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Работать над
ним начинается ещё при написании календарно-тематического плана. Важно
продумать место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса,
распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и
коррекцию результатов.
Чтобы разнообразить учебные будни, используются различные формы и жанры урока,
интегрированные уроки, применяются и разнообразные формы работы: ролевые
тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны. Для одарённых детей
разрабатываются задания повышенного уровня сложности, задания не
фактологического и костатационного характера, а творческие. Подобные задания
ориентированы на развитие навыков работы с историческими источниками: текстом
учебника, картами, документами, иллюстрациями.
Формы работы на уроке.
1). Составление учебных планов для аналитической работы с историческим текстом.
- картинный план. Достоинством приема составления картинных планов (по сравнению с простыми и развернутыми) является развитие образных способностей учащихся, умения ярко и красочно описывать исторические факты, обращать внимание на интонации и литературные приемы рассказчиков, использовать их в передаче своего отношения к былому.
Пример: картинный план «Чумной бунт в Москве в 1771году» в 7 классе.
1.Страшная болезнь с театра русско-турецкой войны перекочевала в Москву и ее окрестности.
2. Основными средствами борьбы со страшной болезнью стали карантинные меры…
- стереотипный план. Составляя стереотипный план, учащиеся получают возможность актуализировать, систематизировать и обобщать ранее полученные знания и интегрировать с ними новые, формируя целостное представление о прошлом.
Пример: стереотипный план «Время обитания человека умелого» в 6 классе.
1. «Адам» рода человеческого жил примерно 2,5-1,5 млн. лет назад.
2. По археологической периодизации время его обитания - верхний палеолит.
3. Внешний вид и образ жизни человека умелого:
а) это были люди маленького роста (примерно 125 см) с очень прямой фигурой;
б) предполагаемый вес «первочеловеков» около 30 кг;
в) объем мозга достигал 430-530 куб. см;
г) человек умелый жил семейными кланами, строил простейшие жилища из веток и листвы деревьев.
2) Многоуровневый анализ исторических документов.
Обычно при работе с документами встречаются задания, которые направлены на чтение и выборочный пересказ источника. В основе моей работы лежит идея многоуровневого анализа документа. Проиллюстрирую это на примере работы с документом «Походы Святослава» из «Повести временных лет» в 7 классе.
Уровни анализа |
Вопросы для анализа |
|
||
|
1. Атрибуция (паспортизация) документа. |
1. К какому виду источников относится документ? 2. Сколько примерно веков и лет разделяет поход Святослава и летописный рассказ об этом? |
||
|
2. Работа с информацией, которая заложена в тексте. |
1. С какими народами воевал Святослав в 971 году? 2. Каковы были правила и обычаи ведения боевых действий, принятые при Святославе? |
||
|
3. Аксиологический уровень. |
1. Как вы думаете, с какой целью летописец включил в свое повествование подробный рассказ о походах Святослава? Какие идеи он хотел донести до потомков? |
||
|
4. Критический уровень. |
1. Предположите, какие источники мог использовать летописец, рассказывая о походах Святослава. 2. Были ли среди них византийские и болгарские документы? Свое мнение аргументируйте. |
||
|
5. Праксеологический уровень. |
1. Что нового помог узнать вам этот документ о князе Святославе и его походах, об отношениях Руси с соседними странами и народами? |
||
3) Многоуровневая беседа с использованием репродукции художественного произведения
План анализа картины, как правило, состоит из вопросов, нацеленных на ее описание или представление произведения.
Пример:
1. Какое событие или явление изображено? К чему оно относится: к политическому событию, к военной операции, к повседневной жизни?
2. Кто изображен на картине? Легко ли узнать реальные исторические лица, определить социальное положение представителей общественных групп?
В работе с одаренными детьми я использую многоуровневый анализ репродукции.
Пример: Вопросы и задания к репродукции картины С.В.Иванова «На сторожевой границе Московского государства», история Отечества 8 класс.
1. По пейзажу, теням людей, лошадей и деревьев попробуйте определить, какая часть границы Московского государства – западная, южная или восточная - изображена художником.
2. Вспомните, какие опасности угрожали Московскому государству именно с этой стороны границы в 16-17 веках.
3. Как вы думаете, что хотел сказать художник своим современникам и потомкам, обращаясь к истории охраны границ Российского государства?
4. Можно ли к данной картине относиться как к правдивому источнику по истории нашей страны в 16-17 в.в.? Почему вы так думаете?
4).Формирование хронологических знаний и умений
На уроке использую следующие виды работы:
А) Определение века и тысячелетия.
В течение минуты просмотрите пары перечисленных ниже дат и отметьте те из них, которые относятся к одному веку, к одному тысячелетию:
1584-1684 1302-1399
1000-1001 1299-1200
1600-1501 100-7
1899-189 189-200
Б) Задания с ограничениями на ответ для проверки знания дат и событий:
Монголы вторглись на Русь в… году и обложили ее данью. В … г. они захватили и разорили Киев, но в …г. татары ушли из южной Руси и основали ханство Золотую Орду.
В) Задания на продолжение ряда в заданной последовательности для развития умений рассуждать логически на основе знания дат и сущности исторических фактов:
- определите принцип образования хронологического ряда и продолжите его в заданной закономерности:
1761-1762, 1762-1796, 1796-1801…
Г) Задания на формирование умений решать хронологические задачи:
В 70-м году до н.э. поставили придорожный столб, а в прошлом году его убрали и перевезли в исторический музей. Сколько лет столб простоял у дороги?
1) 1936 лет; 2) 2076 лет; 3) 1970 лет.
5). Работа с картой на уроке
Работая с одаренными детьми по карте, предлагаю следующие задания:
А) Творческие образные задания:
Информацию картосхемы «Куликовская битва» расчлените на три сюжета: 1. Начало битвы. 2. Кульминация боя. 3. Конец сражения – и прокомментируйте их фрагментами «Задонщины».
Б) Галицкое княжество было расположено в …углу всех тогдашних земель, у самых… гор. Столицей его был город … на реке …. Южная граница княжества доходила до …. На севере Галицкое княжество граничило с …, на востоке его соседом было….
В) развитие образной и смысловой памяти, логических способностей:
- определите, какому веку соответствует изображенная на схеме территория (…) государства и что означают ее условные обозначения. Составьте легенду карты с расшифровкой.
Г) Игры по картографии:
по названиям продуктов и предметов быта отыщите их родину и объясните обстоятельства «кругосветных странствий» и мировой известности (финики, персики, чай, портвейн, шампанское, индиго, арабески, техасы).
6). Прием «Особое задание».
Одаренные ученики получают право на выполнение особо сложного
задания. Выполняется оно чаще всего в тетради, включает в себя тренировочные и
творческие задания повышенной сложности.
7). Прием «Энциклопедист»
Предлагаю самостоятельный поиск дополнительного материала учащимся для
решения усложнённых заданий или дополнения в урок.
8). Применение интерактивных форм работы.
А) Прием «Молодой учитель»
Даю ученикам опережающие задания. В ходе урока они дополняют
повествование учителя, участвуют в ходе организации и проведения различных
этапов урока.
Б) Метод проектов
Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей
исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской
работе. Для этого я стараюсь шире использовать на уроках метод проектов.
Учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет
активизировать их познавательную деятельность и расширять их знания по
предмету. Так, например, при изучении темы «Коллективизация сельского
хозяйства» в 9 классе две ученицы разработали проект «Коллективизация- трагедия
крестьянина-труженика?» и др.
В) Самостоятельная работа с информационным текстом. Эту работу выстраиваю в 3 этапа.
1.Вызов:
-мозговой штурм;
- составление кластера, описание примеров кластера («Чья? Почему? В чем суть? Кто виноват? Каковы последствия?);
2. Осмысление (инсерт) – прием маркировки текста – это интерактивная системная разметка для эффективного чтения и размышления: (работа с историческими документами, воспоминания участников, описание событий и т.д.)
V – известно;
- - неизвестно;
+ - интересно, неожиданно;
? – хочется узнать, непонятно.
1. Рефлексия (возвращение к кластеру). Исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их самостоятельно на основе новой информации.
Данный прием работает по принципу: цель – действие – результат, но самое главное, что идет развитие умений учиться самостоятельно. (Приложение №2)
Г). Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Составление кластеров. Считаю, что кластер позволяет проявить ученикам индивидуальные особенности в восприятии и осмыслении текста, самостоятельно оценить его сведения как главные и второстепенные, подвергнуть сомнению логику изложения и аргументации авторской точки зрения, сформулировать собственный взгляд на проблему. Предлагаю вниманию коллег кластер, который составлен группой учащихся в 10 классе при изучении темы «Изменение условий развития народов Евразии». (Приложение №3)
9. Использование технологии индивидуальных образовательных траекторий.
При работе с одаренными детьми я веду тематический контроль по следующей схеме:
Фамилия имя ученика |
Понятия и термины |
Хронология |
Творческие задания |
Самост. работа |
Устные ответы |
Письмен. работы |
Итоговая работа |
1. |
|||||||
2. |
|||||||
3. |
Такой контроль позволяет увидеть просчёты в работе и вовремя
устранять их, спланировать индивидуальные задания при повторении, коррекции,
обобщении. Я убедилась, что данная диагностика не обижает ученика, а заставляет
стремиться к улучшению результатов своей деятельности, развивает у детей навыки
самоконтроля, самообразования.
10. Проведение зачетов.
Для уроков обобщения изученного материала широко использую такую
известную форму обучающего контроля, как зачёт. При чём одарённые дети
оказывают помощь в его организации: они готовят вопросы, подбирают материал для
практической части, сами выступают в роли консультантов и зкспертов, проводят
самооценку деятельности на уроке.
Массу возможностей по развитию познавательного интереса и формированию
устойчивого интереса к изучению истории я вижу в дифференциации домашнего
задания.
- Прием «три уровня домашнего задания».
Одновременно даю домашнее задание двух или трех уровней. Первый уровень - обязательный минимум, второй уровень задания – тренировочный: его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу. Третий уровень это - творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Например, ученикам предлагаю разработать кроссворд, написать эссе, составить синквейн и др.
Использование нформационно-коммуникационных технологий.
В педагогической практике работы с одаренными детьми особое место уделяю ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании истории основываются на повышенной (по сравнению с традиционным обучением) мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.
Оптимальное использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории позволяет мне стимулировать мотивацию учения, познавательный интерес учащихся. В результате возрастает эффективность самостоятельной работы, самообразование учащегося, экономится время за счет ускорения процесса отбора и систематизации информации.
Работая с одаренными детьми, составляю план работы для себя.
План работы учителя
№ |
Содержание работы |
Сроки |
1. |
Выявление одаренных детей. |
Постоянно. |
2. |
Создание и пополнение банка данных одаренных детей по предмету. |
В течение года. |
3. |
Диагностика индивидуально-типологических особенностей учащихся. Диагностика внутреннего развития учащегося. Диагностика успешности ребенка. |
Постоянно. |
4. |
Создание нормативной и методической базы для работы с одаренными детьми. |
В течение года. |
5. |
Организация исследовательской деятельности учащихся. |
В течение года. |
6. |
Подготовка учащихся к предметным олимпиадам, конкурсам, конференциям. |
В течение года. |
7. |
Составление плана массовых мероприятий с одаренными детьми. |
Сентябрь. |
8. |
Создание банка творческих работ учащихся. |
В течение года. |
Самообразование педагога |
||
1. |
Изучение методической и научно-популярной литературы. |
Постоянно. |
2. |
Изучение литературы по выбранным проблемам учащихся. |
Постоянно. |
3. |
Участие в работе методических объединений .Обмен мнениями по вопросам работы с одаренными детьми. |
В течение года. |
4. |
Участие в профессиональных конкурсах, семинарах. |
В течение года. |
5. |
Обмен опытом работы с одаренными детьми на ШМО. |
Май. |
Работа с родителями одаренных детей |
||
1. |
Индивидуальная работа с родителями (по запросам). |
В течение года. |
2. |
Участие родителей в конкурсах, научно-практических конференциях вместе с детьми и педагогами. |
В течение года. |
Достижения учащихся
Ф.И. уч-ся |
класс |
год |
Уровень участия |
Мероприятие |
Результат |
Березовская Елизавета Казакова Ольга Щербовских Егор |
9 |
2021-2022 |
Международный |
IV Международный интеллектуальный марафон |
Призер (1-е место). |
Побежимова Алена |
11 |
2020-2021 |
Муниципальный |
Олимпиада обучающихся по истории |
Призер (1-е место). |
Перспективы работы с одаренными детьми.
1. Разработка уроков, тем, курсов, дополнительных мероприятий совместно с учителями разных предметов и других специалистов вне школы.
2. Разработка индивидуальной образовательной траектории для одарённых детей.
Приложения
Приложение № 1
«Диагностика внутреннего развития учащегося»
(Проводится совместно с психологом).
1. Интеллектуальные и творческие способности:
- развитие познавательных процессов и учебных навыков (общий уровень; динамика развития в ходе деятельности; произвольность познавательных процессов);
- уровень интеллекта;
- экспериментальное мышление;
- языковая личность и рефлексивные способности;
- общий уровень креативности, проявление креативности в проблемной ситуации.
2. Мотивационно-личностные характеристики:
- мотивация и познавательная активность;
- стремление к успеху, избегание неудач;
- настойчивость в достижении цели;
- способность к преодолению трудностей;
- самостоятельность в процессе познания и принятия решений;
- осознанность жизненного пути и жизненные перспективы;
- самооценка, саморегуляция;
- эмоциональное отношение к учебе, исследовательской деятельности;
- тревожность.
3. Экспертиза развития исследовательских способностей:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы (версии);
- давать определения понятиям;
- способность классифицировать;
- наблюдать;
- умение структурировать материал;
- делать выводы и умозаключения;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Приложение №2
История Отечества 9 класс
Тема: «Ошибка тысячелетия»- Отечественная война 1812 года (фрагмент урока)
Самостоятельная работа с текстом
1.Вызов (мозговой штурм - «В 2000 г. в связи с «миллениумом» составлялись списки по номинациям: «Человек тысячелетия», «Открытие тысячелетия», «Событие тысячелетия». «Ошибка тысячелетия» была совершена в XIX веке, а потом повторена в XX веке. О чем идет речь?», составление кластера «Ошибка тысячелетия», описание примеров кластера «Чья? Почему? В чем суть? Кто виноват? Каковы последствия?);
2. Осмысление (инсерт) – прием маркировки текста – это интерактивная системная разметка для эффективного чтения и размышления: (работа с историческими документами – воспоминания участников Отечественной войны 1812 года)
V – известно;
- - неизвестно;
+ - интересно, неожиданно;
? – хочется узнать, непонятно.
3. Рефлексия (возвращение к кластеру) - Ребята, вы успешно справились с поставленной задачей, вы восстановили неизвестные страницы истории Отечественной войны 1812 года. Это позволит по-новому взглянуть на события, которые произошли 200 лет назад. Но вернёмся к проблеме, поставленной в начале урока «Ошибка тысячелетия» - Отечественная война 1812 г.?!» и попытаемся ответить на поставленные вопросы: для кого Отечественная война 1812 г. была ошибкой? В чем заключалась ошибка? Какое значение имеет Отечественная война 1812 г. для будущих поколений?
(Исправляются неверные предположения в предварительных кластерах, заполнение их самостоятельно на основе новой информации).
Кластер
«Германцы и Римская империя» 6 класс. (Приложение № 3)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.