План работы с одаренными учащимися и программа подготовки к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Информатика и ИКТ»
Оценка 4.8

План работы с одаренными учащимися и программа подготовки к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Информатика и ИКТ»

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
информатика
28.02.2022
План работы с одаренными учащимися и программа подготовки к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Информатика и ИКТ»
План работы с одаренными учащимися и программа подготовки к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Информатика и ИКТ»
План работы с одаренными детьми сайт.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы с одаренными учащимися учителя информатики

 

Лещенко Ирины Николаевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021-2022 учебный год


 

 

Одаренность – это своеобразное сочетание способностей человека, развивающихся в соответствующей деятельности и позволяющих достичь высоких результатов в одной или нескольких сферах. Одаренный - талантливый, обладающий талантом, а талант, в свою очередь, -  это выдающиеся врожденные способности.

(С.И. Ожегов)

Современный этап развития образования характеризуется появлением новых образовательных технологий. Сейчас особенно важным является широкое использование возможностей современных информационных технологий в качестве инструмента изучения школьных общеобразовательных дисциплин.

 Потребность в высококвалифицированных, творчески одаренных специалистах постоянно возрастает во всех промышленно развитых странах. Существующие системы образования достаточно консервативны и не в состоянии создать должные условия для развития одаренности и таланта. В нашей стране это обстоятельство еще более усугубляется экономической нестабильностью и, как следствие, недостаточным финансированием. В российском образовании, стремясь обеспечить возможности роста и развития для подрастающего поколения, развертывается федеральная программа “Одаренные дети”, идет модернизация общего образования, появляются новые идеи и методы в педагогической практике.

Но что же понимается под термином «одаренность»?

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

А кто же они такие – одарённые дети?

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.

Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность - это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:

§    способности выше средних;

§    креативность;

§    включенность в задачу.

Одаренные дети имеют ряд особенностей:

  • Любознательность. Одной из первых характеристик, отличающих одаренного человека, традиционно считают любознательность. Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Любопытство - жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, потребность в "умственных впечатлениях", характерна для каждого здорового ребенка.
  • Сверхчувствительность к проблемам. Одно из важнейших качеств истинного творца - способность удивляться и видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным. Познание начинается с удивления тому, что обыденно.
  • Надситуативная активность (познавательная самодеятельность). Речь идет о стремлении к постоянному углублению в проблему, способности к "ситуативно не стимулируемой деятельности". Так, для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей, новой работы. Это способность видеть в предмете нечто новое, неявное, такое, что не видят другие.
  • Высокий уровень развития логического мышленияМножество специальных исследований проведено с целью выяснить, помогает ли в творчестве умение мыслить логически. Единого ответа на этот вопрос пока нет. Разные специалисты, ссылаясь на собственные эксперименты, говорят диаметрально противоположное.
  • Повышенный интерес к дивергентным задачам.
    Творцов с детства отличает то, что они не боятся дивергентных задач (задач, имеющих не один, а множество правильных ответов). Люди, не склонные к творчеству, исследовательскому поведению, предпочитают задачи, имеющие ясные алгоритмы решения и один-единственный правильный ответ. Ситуации неопределенности, с неизбежностью возникающие при решении дивергентных задач, их раздражают и даже пугают.
  • Оригинальность мышления. Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных, обычно называют оригинальностью мышления. Проявляется эта особенность в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности.
  • Гибкость мышления. Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, называют гибкостью мышления.
  • Продуктивность мышления. Это качество обычно рассматривают как способность к генерированию большого числа идей.
  • Легкость ассоциирования. Легкость ассоциирования может быть представлена как способность к выработке обобщенных стратегий на основе скрытых от обычного взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации. Она выражена наиболее явно в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию.
  • Способность к прогнозированию. У одаренных детей это качество выражено настолько ярко, что распространяется не только на процесс решения учебных задач, но и на самые разные проявления реальной жизни.
  • Высокая концентрация внимания. Выражается это, во-первых, высокой степенью погруженности в задачу; во-вторых, возможностью успешной настройки внимания даже при наличии помех на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям.
  • Отличная память.
  • Способность к оценке. Способность предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей.

Цель:

ü  Повышение уровня подготовки школьников, имеющих склонности к изучению информатики;

ü  Формирование информационной культуры, подготовка учащихся к жизни и деятельности в информационном пространстве;

ü  Целенаправленная работа с детьми,  проявляющими повышенный интерес к изучению информатики;

ü  Создание условий для развития навыков самостоятельной исследовательской деятельности, умений реализовать полученные знания на практике;

ü  Эффективное продолжение образования, удовлетворяющие разносторонние запросы личности.

Задачи:

ü  Выявление и поддержка одаренных детей;

ü  Знакомство с современными информационными технологиями;

ü  Развитие алгоритмического мышления;

ü  Вовлечение учащихся в общественную деятельность, проводимую в школе.

Реализация мероприятий плана позволят:

ü  Создать условия для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учеников школы, усилить внимание к ученику и его развитию;

ü  Создать возможности для проявления одаренности и таланта;

ü  Создать условия для развития навыков самостоятельной исследовательской деятельности, умений реализовать полученные знания на практике.

Формы работы с одаренными детьми:

ü  Индивидуальные занятия и консультации;

ü  Групповые занятия;

ü  Конкурсы;

ü  Игры;

ü  Участие в олимпиадах; исследовательская деятельность.


 

План работы с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время на 2021 – 2022 учебный год

Деятельность учителя

Класс

Сроки реализации

1

Изучение нормативных документов по организации работы с одаренными детьми

5-11

сентябрь

2

Диагностика выявления одаренных детей

5-11

сентябрь

3

Планирование работы с одаренными детьми на уроках информатики:

а) задания на развитие логического мышления;

б) задания на развитие творческого мышления;

в) задания на составление проектов.

5-11

В течение года

4

Организация школьного этапа олимпиады по информатике

5-11

октябрь

5

Участие школьников в научно-исследовательской деятельности

5-11

В течение года

6

Участие школьников в районной олимпиаде по информатике

9-11

ноябрь

7

Организация участия школьников в дистанционных олимпиадах по информатике

5-11

ноябрь

8

Участие в предметной неделе по информатике

5-11

март

9

Приобретение дополнительной литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

 

В течение года

10

Размещение на школьном сайте материалов по результатам работы с одаренными детьми. Создание банка данных «Одаренные дети по информатике»

5-11

Май

11

Публикации творческих и исследовательских работ учащихся по информатике на школьном сайте

5-11

В течение года

12

Творческий отчет временных групп учащихся по итогам участия в олимпиадах, научно-практических конференциях и Интернет - проектах

5-11

Май

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

подготовки к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников

по предмету «Информатика и ИКТ»

 

Составила:

Лещенко Ирина Николаевна,

учитель информатики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021-2022 учебный год


1.      

Пояснительная записка

    Необходимость создания программы подготовки по информатике обусловлена имеющимися результатами учеников в образовательной деятельности: отличная учёба, участия в конкурсах школьного уровня, олимпиадах, высокая познавательная активность, нестандартность мышления и т.д.

 Изменения, которые происходят сегодня в обществе, коренным образом влияют на задачи школы. Приоритет ученика, формирование базовых компетентностей современного человека заставляют взглянуть на проблему развития одаренности школьников. Ведь одаренность – это не только данные природой качества и способности, это, прежде всего, целенаправленная работа по развитию природного дара.

Информатика в нашей школе изучается  с 5 по 11 классы 1 час в неделю на базовом уровне, что явно недостаточно для подготовки к олимпиаде по  информатике.  Так как олимпиада по информатике является, по сути, своей олимпиадой по программированию. Решение олимпиадных задач представляет собой самостоятельный учебный раздел с обширными теоретическими и практическими частями.

Решения олимпиадных задач,  базируются на определенных алгоритмах, широко известных в математике и информатике. И чтобы успешно решать олимпиадные задачи, необходимо, прежде всего, освоить эти алгоритмы, уметь видеть их, применить в предлагаемых заданиях, а уж если не знаешь, то суметь их придумать, изобрести. Но знакомство с этими алгоритмами чаще всего происходит только в вузе, и это вполне объяснимо, так как освоение этих алгоритмов требует знания некоторых разделов математики.

Данная образовательная программа направлена на подготовку учащихся к участию в  муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Изучение данной программы позволит учащимся более глубоко изучить данный предмет, расширить кругозор, научиться применять полученные знания для решения задач.

Цель  обучение, развитие, воспитание и поддержка учеников при создании условий для оптимального развития, выработки у учащихся навыков быстрого решения задач  по   программированию в нестандартной постановке, типичных для  олимпиад.

 

Задачи программы:

  •  на этапе входной диагностики выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей учащихся;
  • определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей ученика;
  • организовать мероприятия для повышения социального статуса ученика;

·         обучить учащихся реализации как стандартных, так нестандартных алгоритмов;

·         развивать у учащихся навыки решения олимпиадных задач;

·         привить учащимся навыки исследовательской работы;

·         расширение кругозора учащихся и совместно с родителями поддерживать ученика в реализации его интересов в школе и семье;

·          развитие рефлексивных умений.

 

Данная программа отличается от существующих школьных программ более углубленным изучением материала.

 

Образовательная направленность, в рамках которой реализуется программа — социально-педагогическая.

Ожидаемый результат: готовность учащихся к участию в муниципальном  этапе Всероссийской олимпиады школьников по информатике.

Используемая литература:

  • Кирюхин В. М., Окулов С. М. Методика решения задач по информатике. Международные олимпиады . - М. : БИНОМ. Лаб. знаний, 2019
  • Кирюхин В. М., Окулов С. М. Методика решения задач по информатике. Международные олимпиады . - М. : БИНОМ. Лаб. знаний,2020
  • Программирование в алгоритмах: учебное пособие / С.М.Окулов. - М. : БИНОМ. Лаб. знаний, 2004. - 341, [3] с.
  • Задачник по программированию / А.Г. Юркин. – СПб.: Питер, 2002. – 192 с.
  • http://olymp.ifmo.ru/rus/11-12/inf-it/
    Интернет Олимпиады для школьников 7-11 классов.
  • http://www.olympiads.ru
    Олимпиадная информатика. События, задачи, тесты, решения, комментарии.
  • http://olympiads.win.tue.nl/ioi/
    Архивы всех международных олимпиад школьников по информатике.

 

График занятий:

 

Тема

 

Изучаемые вопросы

1.       

Целочисленная арифметика

 

 

1.Алгоритм Евклида. Нахождение НОД(а,b), НОК(a,b) рекурсивная и прямая реализация

2. Определение простоты числа.

3. Нахождение всех простых чисел из промежутка (a,b).

4. Разложение данного натурального числа на простые множители.

5. Дано разложение данного натурального числа на простые множители. Найти все делители  этого числа.

6. Нахождение всех делителей натурального числа.

7. Нахождение  цифрового корня натурального числа.

8. Алгоритм Евклида. Нахождение НОД(а,b), НОК(a,b) рекурсивная и прямая реализация

9. Длинная арифметика:

a) Считывание длинного числа из файла.

b) Запись длинного числа в файл.

c) Сложение двух длинных чисел

d) Умножение длинного числа на короткое в системе счисления с основанием 1000.

e) Умножение длинного числа на длинное.

f) Деление длинного на короткое

g) Вычисление n! и степени an  при маленьких и больших значениях a и n, рекурсивная и нерекурсивная реализация.

h) Индийский алгоритм вычисления  an

i) Дано натуральное число N. Найти последнюю ненулевую цифру суммы a1+a2+…+ak, где N=p1a1*p2a2*…*pkak.

j) Дано натуральное число N. Найти последнюю ненулевую цифру числа N!

k) Даны натуральные числа N и M. Найти последнюю ненулевую цифру числа сочетаний C из N по M.

10) Даны натуральные числа N и M. Вычислить число сочетаний C из N по M. 1

11)  Найти все натуральные числа, не превосходящие данного натурального N, десятичная запись которых есть строго убывающая или строго возрастающая числовая последовательность. (длинная арифметика).

 

2.       

Алгоритмы над целыми числами

3.       

Одномерные массивы

1.  Объявление и использование массивов.

2.  Создание массивов:.вручную, по формуле, генератором случайных чисел, чтение из файла

3. Виды сортировок. Внешняя и внутренняя сортировка

4.    Сортировка выбором.

5.    Сортировка "пузырьком".

6.    Сортировка Шелла.

7.    Сортировка слиянием.

8.    Внешняя сортировка слиянием.

9.    Кучи. Сортировка с помощью кучи.

10.    Сортировка подсчётом.

11.    Хэширующая сортировка.

12.    Цифровая сортировка

13. Сквозной поиск элемента в массиве.

14. Бинарный поиск элемента в массиве.

15. Извлечение корня n-ой степени из данного натурального числа.

16. Вычисление значения многочлена по схеме Горнера.

 

4.       

Двумерные массивы

Создание двумерных массивов.

Задачи на двумерные массивы:

1 Нахождение максимального и минимального элементов массива.

2 Сортировка массива по возрастанию и убыванию в строках и столбцах.

3 Поменять местами первую и последнюю строки (столбцы).

4 Отобразить массив симметрично относительно горизонтальной оси.

5 Отобразить массив симметрично относительно вертикальной оси.

6 Отобразить массив n*n симметрично относительно главной диагонали

7 Отобразить массив n*n симметрично относительно побочной диагонали

8 Повернуть массив n*n против часовой стрелки на 90 градусов.

9 На шахматной доске стоит слон и еще несколько фигур. Сколько клеток контролирует слон?

 

5.       

Рекурсия. Комбинаторные объекты

1. Понятие "комбинаторных" алгоритмов.

2. Получение комбинаторных объектов.

3. Задачи:

- Сгенерировать все последовательности длины n из чисел от 1 до k.

- Сгенерировать все подмножества n-элементного множества.

- Сгенерировать все перестановки чисел от 1 до N.

- Сгенерировать все k-элементные подмножества n-элементного множества.

- Сгенерировать все представления числа N в виде суммы натуральных чисел.

- Код Грея и сходные задачи.

- Генерация перестановок методом транспозиции соседних элементов.

- Числа Каталана. Расстановка скобок.

 

6.       

Сортировка

 

7.       

Переборные задачи

8.       

Геометрические задачи

1. Логические функции сравнения вещественных чисел.

2. Площадь ориентированного треугольника (многоугольника).

3. Уравнение прямой проходящей через две точки

4. Общего вида                ax+by+c=0

5. Каноническое           (x-x1)/(x2-x1)=(y-y1)/(y2-y1)

6. параметрическое              x:=x1+t(x2-x1);

                                               y:=y1+t(y2-y1);

7. Уравнение прямой перпендикулярной данной  ax+by+c=0 и проходящей через данную точку (x0,y0).

8. Длина отрезка

9. Функция принадлежности точки отрезку

 

9.       

Численные методы

 

1. Элементарная структура данных - запись.

 Линейный список.

2. Специальные структуры данных: стек, очередь, дек.

3. Деревья. Упорядоченные деревья.

4. Обходы деревьев.

5. Двоичные деревья, деревья поиска.

6. Обходы двоичных деревьев.

7. Поиск элемента в дереве поиска.

8. Добавление/удаление элемента.

9. Характеристики кучи.

1. Способы представления графа.

2. Обход в глубину.

3. Обход в ширину.

4. Кратчайшие пути.

1 Алгоритм Форда-Беллмана.

2 Алгортим Флойда.

3 Алгоритм Дейкстры

5. Поиск Эйлерова цикла

6. Поиск Гамильтонова цикла

7. Поиск компонент сильной связности

8. Поиск мостов

9. Поиск точек сочленения

10. Поиск максимального потока

11. Топологическая сортировка.

 

 

10.   

Статистическое моделирование

 

11.   

Динамическое программирование

 

12.   

Графы и деревья

13.   

Текстовые преобразования

1.Процедуры и функции обработки текста на Паскале

2. Функции eof и eoln.

3. Функции seekeof и seekeoln.

4. Посимвольная обработка текста.

5. Отличие процедур read и readln.

5.  Поиск заданной подстроки в тексте. Алгоритм Бойера-Мура.

7. Использование хэш-функции для поиска произвольной подстроки в строке.

8. Рекурсивный синтаксический анализ скобочных выражений.

Динамическое программирование 

Концепция динамического программирования Сохранение решений, подзадач, которые приходится решать повторно или несколько раз. Построение динамических таблиц промежуточных результатов.

 

14.   

Решение олимпиадных задач

1. Перебор и его значение в программировании.

2. Методы оптимизации перебора.

3. Задача о расстановке ферзей.

4. Задача об обходе конём шахматной доски.

5. Задача комивояжора.

 

15.   

Решение олимпиадных задач

 


 

Скачано с www.znanio.ru

План работы с одаренными учащимися учителя информатики

План работы с одаренными учащимися учителя информатики

Одаренность – это своеобразное сочетание способностей человека, развивающихся в соответствующей деятельности и позволяющих достичь высоких результатов в одной или нескольких сферах

Одаренность – это своеобразное сочетание способностей человека, развивающихся в соответствующей деятельности и позволяющих достичь высоких результатов в одной или нескольких сферах

Сверхчувствительность к проблемам

Сверхчувствительность к проблемам

Высокая концентрация внимания

Высокая концентрация внимания

План работы с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время на 2021 – 2022 учебный год №

План работы с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время на 2021 – 2022 учебный год №

ПРОГРАММА подготовки к муниципальному этапу

ПРОГРАММА подготовки к муниципальному этапу

Пояснительная записка Необходимость создания программы подготовки по информатике обусловлена имеющимися результатами учеников в образовательной деятельности: отличная учёба, участия в конкурсах школьного уровня, олимпиадах, высокая познавательная…

Пояснительная записка Необходимость создания программы подготовки по информатике обусловлена имеющимися результатами учеников в образовательной деятельности: отличная учёба, участия в конкурсах школьного уровня, олимпиадах, высокая познавательная…

Образовательная направленность, в рамках которой реализуется программа — социально-педагогическая

Образовательная направленность, в рамках которой реализуется программа — социально-педагогическая

Дано натуральное число N. Найти последнюю ненулевую цифру суммы a1+a2+…+ak, где

Дано натуральное число N. Найти последнюю ненулевую цифру суммы a1+a2+…+ak, где

Комбинаторные объекты1. Понятие "комбинаторных" алгоритмов

Комбинаторные объекты1. Понятие "комбинаторных" алгоритмов

Численные методы 1.

Численные методы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2022