План работы
с одарёнными детьми
4 «Г»класса
Учитель: Иванова Е.П
2023 – 2024 учебный год
1. Актуальность программы по работе с одарёнными детьми
Проблема работы с одарёнными обучающимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одарёнными детьми в системе дополнительного образования. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей обучающихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.
Образовательное учреждение предоставляют обучающимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника (экскурсии, кружки, круглые столы, диспуты, КВНы, олимпиады, соревнования, исследования и пр.)
2. Цели и задачи работы с одарёнными детьми
1. Выявление одарённых детей.
2. Создание условий для оптимального развития одарённых детей.
Задачи:
- знакомство учителя с приёмами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих обучающимся проявить свои возможности;
- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.
3. Основные направления и содержание деятельности
На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:
- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения обучающихся в работу и развития психических механизмов,
- задания с отсроченным вопросом,
- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы обучающихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
- решение частично-поисковых задач разного уровня,
- творческие задачи.
Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, окружающий мир, литературное чтение.). Такая работа придает дух соревнования, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.
4. Направления деятельности:
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одарёнными детьми;
- подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, районного, и д.р. уровней;
- проведение массовых мероприятий внутри объединения;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с мотивированными детьми.
5. Формы работы с одарёнными обучающимися:
- объединения дополнительного образования;
- групповые занятия с сильными обучающимися класса;
- кружки по интересам;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- подбор материала и заданий к проведению школьных олимпиад;
- проводить занимательно-познавательные мероприятия с обучающимися.
6. Работа с родителями
Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий.
- Лекция “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.
- Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
- Интеллектуальный марафон.
7. Отличительные особенности одарённых детей
1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность. 3.Испытывают радость от умственного труда.
8. Принципы работы с одарёнными детьми
1. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
2. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности мотивированных детей через кружки, внеурочные занятия, факультативы, клубы по интересам.
3. Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с обучающимися.
4. Принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальной роли учителя.
9. Портрет выпускника школы
- Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.
- Умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности.
- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культур каждого народа.
- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение.
- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.