План самообразования педагога ДОУ
Оценка 4.9

План самообразования педагога ДОУ

Оценка 4.9
Документация
docx
изобразительное искусство
28.09.2021
План самообразования педагога ДОУ
План самообразования по теме:«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста методом использования нетрадиционных техник рисования». Подробное описание этапов и сроков работы.
План самообразования педагога.docx

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад комбинированного вида №86 «Брусничка»

 

 

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

 

Тема: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста методом использования нетрадиционных техник рисования»

 

 

 

                                                                                                                             Выполнила:

Баранова Елена Анатольевна

                                                                                                                                            Старшая группа «В»

                                                                                                                                    «Колокольчик»

 

 

 

г. Норильск 2018 – 2019 гг.

 

https://d2gg9evh47fn9z.cloudfront.net/800px_COLOURBOX5733185.jpgВВЕДЕНИЕ

 «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити

 ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский.

Рисование - самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру. Для старших дошкольников рисование не просто забава, но еще и труд. Ребенок старше 5 лет способен выдерживать длительную нагрузку, способен решать художественные задачи, чувствовать цвет, форму, размер, фактуру материала, вырабатывать точность движения руки, координацию ее действий со зрением и слухом. Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве – посвящены многие педагогические исследования: Н.А. Ветлугиной, В.А. Сухомлинского, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и многих других. Исследования Т.С. Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.

Психологи и педагоги сходятся во мнении, что изобразительное творчество – это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребёнок создает объект или идею нового, оформляя при помощи рисунка своё знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей «вне времени и пространства». Дети, как правило, изображают не определенный образ, а обобщенное знание о нём, отражая и упорядочивая собственные знания о мире, осознавая себя в нём, обозначая индивидуальные черты символическими признаками. Поэтому, как говорят многие исследователи, рисовать ребёнку также необходимо, как и разговаривать. Неслучайно известный педагог-психолог Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».  В работах Л. С. Выготского рассматривалась проблема развития детского творчества. Он писал: «обучить творческому акту нельзя, но это не означает, что нельзя педагогу помогать его образованию и проявлению». Лев Семенович отмечал, что самый первый, доступный и привлекательный для детей вид творческого труда – это изобразительная деятельность.

Актуальность исследования данной темы в том, чтобы на примере теории и практики выявить творческие способности детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования. Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Техника нетрадиционного рисования лежит в основе многих арт-терапевтических техник, как средство коррекции психических процессов. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей! Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторима.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны педагогов. Поэтому важно вовремя раскрыть способности к творчеству каждого ребёнка. Профессиональное и тактичное руководство изобразительной деятельностью поможет развить творческие способности ребенка.

https://st.depositphotos.com/2369859/2746/i/950/depositphotos_27460413-stock-photo-seamless-background-with-color-ink.jpg«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста методом использования нетрадиционных техник рисования»

Цель: Повышение уровня профессиональной компетенции в вопросах развития творческих способностей у детей через использование нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

- Повысить собственный уровень знаний путём теоретического изучения необходимой литературы по теме, и использование полученных знаний на практике;

- Разработать перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами по теме самообразования;

- Провести диагностику и сравнительный анализ на сформированность творческих способностей у детей, на начало и конец учебного года;

- Подготовить выступление на педагогическом совете по теме «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»;

- Подготовить и провести семинар – практикум с родителями на тему: «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

- Подготовить и провести мастер-класс для педагогов по теме: «Нетрадиционные техники рисования с детьми старшего дошкольного возраста».

 

 

 

 

https://st2.depositphotos.com/1117817/9546/v/950/depositphotos_95461748-stock-illustration-frame-for-text-with-a.jpgЭтапы работы над планом.

Этапы \сроки

Изучаемая проблема, вопрос

Изучаемая литература

Изучаемый опыт работы

Творческое сотрудничество

Предполагаемый результат

1.Подготовительный: Определение проблемы, цели и задач проекта. Знакомство с теоретическими

знаниями о нетрадиционной

технике рисования. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического

материала. Курсы повышения квалификации, мастер-классы. Формирование папки, электронной базы методических материалов.

Сроки: Август – Сентябрь 2018.

Развитие творческих способностей у детей. Что способствует их развитию? Методы и приемы, помогающие в работе, для развития творческих способностей.

Выготский, Л. С.  «Воображение и творчество в детском возрасте».

Сакулина Н.П.  «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в занятиях рисованием»

Котова Е.В., Кузнецова СВ., Романова Т.А.   «Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие.»

Е. А. Флёрина. «Изобразительное творчество детей дошкольного возраста».

 

Лев Семенович   

писал о том, что творческая деятельность в прямой зависимости от опыта человека. Поэтому, чтобы создать прочные основы для творческой деятельности ребенка, и развития его творческих способностей, необходимо расширять его опыт.

Нина Павловна Сакулина утверждала, что, даже при очень малом объеме изобразительных умений ребенок должен уметь и иметь возможность выражать свои чувства, впечатления свободно, использовать их самостоятельно и творчески действовать.

Флерина писала о том, что развитие детского творчества состоит из ряда последовательно идущих «стадий», что различный материал, разная техника и трудности влияют на колебание и сосуществование этих «стадий».

Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности».

Круглый стол для педагогов   «Нетрадиционные техники рисования: за или против?».

Повышение и

совершенствование

своего

профессионального мастерства; регулярное использование нетрадиционных техник рисования в образовательном

процессе.

Нахождение и установление эффективных связей с родителями.

2. Основной. Практический.   Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса. Составление плана работы с детьми по теме самообразования и внедрение в практику.   Сроки с Сентября 2018 по Май 2019.

Мониторинг художественно-творческого развития старших дошкольников 

 2018 г.

Выявление творческих способностей у детей методом диагностики.

Использование разнообразных техник рисования, для выявления наиболее эффективных.

 Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: 

нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий».

Комарова Т. С. «Детское художественное творчество». 

Токмянина В. Л., Лучинина А. О. «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста».

Солдатова Е. Г. «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста».

Авторы в своих книгах предлагают использовать разнообразные нетрадиционные техники рисования начиная с раннего возраста, а также обязательное музыкальное сопровождение для достижения наилучшего результата. Разнообразие способов рисования

рождает у детей оригинальные идеи, развивает творческие способности, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции.

 

Выступление на педагогическом совете на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста».

Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования» (презентация нетрадиционных материалов для рисования).

Консультация для педагогов «Чудо нетрадиционной техники рисования».

Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Повышение уровня творческих способностей у детей;

Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах рисования с использованием нетрадиционных техник.

3. Заключительный.  Отчет о проделанной работе, итоговая творческая выставка. Анализ и диагностика детей май 2019 г. Обмен опытом.

Выявление творческих способностей у детей методом диагностики, сравнение с предыдущей диагностикой.

 

Комарова Т. С. «Критерии и оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества».

Н.В.Шайдурова  «Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста».

Тамара Семеновна разработала определенные критерии для диагностики сформированности у детей развития изобразительных умений и навыков и их творческих способностей. Н.В.Шайдурова разработала методику диагностики уровня развития творческих способностей у старших дошкольников.

Мастер – класс для родителей по теме: «Рисуем без кисточки».

Мастер – класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста».

Открытый просмотр ОД «Цветущая ветка». 

Приобретение детьми ценного опыта творческого воплощения замыслов.

Самостоятельность в решении творческих задач, выбор материала и техники для работы.

Ориентирование родителей на развитие художественно -

творческих способностей детей в условиях семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/06e1/000780f0-5cd678aa/hello_html_m4f7abf9d.jpgПерспективный план работы по срокам сентябрь 2018- май 2019 гг.

Месяц

Формы работы

с детьми

с педагогами

с родителями

 Сентябрь

1. «Осенний букет»

(печатание листьями.) Познакомить с приемом печати листьями. Воспитать у ребенка художественный вкус.

2. «Золотая волшебница осень»

Тычок жёсткой полусухой кистью. Продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка. Развивать творчество и фантазию.

 Круглый стол для педагогов   «Нетрадиционные техники рисования: за или против?».

Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

 Октябрь

1. «Осенняя пора. Отражение в озере» (Монотипия). Познакомить детей с симметрией, на примере отражение в озере, реке (отпечаток). Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, творчество, умение самостоятельно придумывать сюжет. 

2. «Гроздь рябины». Рисование ватными палочками. Учить детей рисовать кисть рябинки методом тычка ватной палочкой. Развивать чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе. Воспитывать интерес к природе и отображению впечатлений в рисунке.

 

 Консультация на тему: «Нетрадиционные техники рисования» (презентация нетрадиционных материалов для рисования).

 Ноябрь

1. «Волшебные кляксы». Кляксография. Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов.

 2. «Однажды в осеннем лесу». Печать по трафарету поролоном. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - печать по трафарету с использованием поролона.  Развивать творчество и фантазию у детей.  Учить правильно, располагать детали композиции.

 Консультация для педагогов «Чудо нетрадиционной техники рисования».

Папка передвижка на тему: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»

 Декабрь

1. «Зимняя сказка». Граттаж. Познакомить детей с новой техникой рисования граттаж. Побуждать детей придумывать свои сюжеты, замыслы и передавать в своих рисунках красоту окружающего мира, используя свои личные впечатления.  Развивать мелкую моторику рук; формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильно нажимая на изобразительный инструмент как того требует предлагаемая техника.

2. «Новогодняя ночь». Набрызг. Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «рисование брызгами», формирование и развитие художественно-творческих способностей.  Показать детям возможность получения изображения с помощью брызг. Развивать творческое мышление и воображение.  Вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования. 

 Выступление на педсовете на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии творческих способностей у детей».

 Мастер – класс по теме: «Рисуем без кисточки».
 

http://st.depositphotos.com/1102976/1623/i/950/depositphotos_16232109-Boy-hands-painted-with-colorful.jpgЯнварь

1. «Новогоднее волшебство». Рисование мыльными пузырями. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью мыльных пузырей. Преображать спонтанно полученный рисунок. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. Формировать основы для правильного речевого дыхания.

2. «Метель». Ниткография. Познакомить с техникой ниткография, учить рисовать в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление.

 

Родительское собрание: «Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве».

Февраль

1. «Самолет летит». Пластилинография. Учить составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей. Развивать интерес детей к работе с пластилином на горизонтальной плоскости - пластилинографии.

2. «С Днем Защитника Отечества». Цветной граттаж. Познакомить с нетрадиционной техникой изображения: цветной граттаж. Учить использовать средства выразительности: линия, штрих, цвет. Формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильно нажимая на изобразительный инструмент как того требует предлагаемая техника.

 

 

Мастер – класс «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

 Памятка для родителей «Учите рисовать в нетрадиционной технике»

https://w-dog.ru/wallpapers/12/13/327074521021823.jpgМарт

1. «Подарок для мамы». Тычок жёсткой полусухой кистью. Закрепить умение рисовать при помощи тычка. Учить рисовать цветы, расширить знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру. Формировать нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание делать подарки.

2.«Весна». Рисование по сырому. Познакомить с техникой рисования по сырому. Помочь в создании выразительного образа. Развивать воображение, наблюдательность. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

 

Семинар - практикум
«Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Выставка детских работ. 

Апрель

1. «Космос».  Печать поролоном по трафарету; набрызг. Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

2. «Весеннее солнышко». Рисование ладошками. Закрепить умение рисовать ладошкой. Создать бодрое, радостное настроение.

 

 Май

1. «Цветущая ветка». Кляксография. Выдувание трубочкой + аппликация. Учить детей соединять две техники, дополнять работу вырезанными цветами. Развивать воображение, ассоциативное мышление.

2. «Праздничный салют». Восковые карандаши + акварель. Знакомить детей с новой техникой рисования. Учить предвидеть замысел заранее, настраивая на «волшебство». Развивать фантазию и воображение.

 Открытый просмотр ОД «Цветущая ветка».  – Кляксография и аппликация.

Папка передвижка «Искусство говорить руками».

 Практические выходы:

1. Создание папки передвижки на тему: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей». (Ноябрь 2018 г).

2. Проведение мастер – класса для родителей по теме: «Рисуем без кисточки». (Декабрь 2018).
3. Проведение мастер – класса для педагогов по теме: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста». (Февраль 2019 г).

4. Проведение семинара - практикума для родителей. Тема: «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста». (Март 2019 г).

5. Выставка детских работ. Тема: «Подарок для любимых женщин». (Март 2019 г).

6. Проведение открытого просмотра образовательной деятельности. Тема: «Цветущая ветка».  – Кляксография и аппликация. (Май 2019 г).

7. Создание папки передвижки «Искусство говорить руками». (Май 2019 г).

8. Отчёт о проделанной работе за учебный год. (Май 2019 г).

 

 

 

http://www.okuloncem.com/filedata/fetch?id=8973&d=1459270441&type=fullСписок литературы

1.       Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Психологический очерк: книга для педагога. Москва «Просвещение» - 1991г.- 93стр.

2. Казакова Р. Г.  «Занятия по рисованию с дошкольниками: нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий». -М: Т. Ц. Сфера, 2005г.

3.      Комарова Т.С.  Детское художественное творчество / Т.С.  Комарова.  М.  Мозаика-Синтез, 2008, 2-е издание, исправленное и дополненное -  160 с.

4.      Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 56 с. 6. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.

5.      Котова Е.В., Кузнецова СВ., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с. — (Библиотека Воспитателя).

6.       Сакулина Н.П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в занятиях рисованием //Москва. Просвещение, 1967г.99 стр.

7.      Солдатова Е. Г. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста / Е. Г. Солдатова // Научный поиск. – 2012. – №21

8. Токмянина В. Л., Лучинина А. О. «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста». Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017

9. Флёрина. Е. А.  «Изобразительное творчество детей дошкольного возраста». Учпедгиз. Москва, 1956 г.

10. Шайдурова Н.В. «Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста». Учебное пособие. Москва – ТЦ Сфера. 2008 – 160 с.


 

Муниципальное Бюджетное Дошкольное

Муниципальное Бюджетное Дошкольное

ВВЕДЕНИЕ «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев

ВВЕДЕНИЕ «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев

Поэтому, как говорят многие исследователи, рисовать ребёнку также необходимо, как и разговаривать

Поэтому, как говорят многие исследователи, рисовать ребёнку также необходимо, как и разговаривать

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста методом использования нетрадиционных техник рисования»

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста методом использования нетрадиционных техник рисования»

Этапы работы над планом.

Этапы работы над планом.

Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

Основной. Практический. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

Основной. Практический. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

Перспективный план работы по срокам сентябрь 2018- май 2019 гг

Перспективный план работы по срокам сентябрь 2018- май 2019 гг

Ноябрь 1. «Волшебные кляксы».

Ноябрь 1. «Волшебные кляксы».

Выступление на педсовете на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии творческих способностей у детей»

Выступление на педсовете на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии творческих способностей у детей»

Мастер – класс «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

Мастер – класс «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

Май 1. «Цветущая ветка»

Май 1. «Цветущая ветка»

Список литературы 1. Выготский,

Список литературы 1. Выготский,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.09.2021