План самообразования. Тема:"Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе"
Оценка 4.9

План самообразования. Тема:"Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе"

Оценка 4.9
docx
30.11.2021
План самообразования. Тема:"Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе"
План самообразования «Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе».docx

 

План самообразования



Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли»

(В. А. Сухомлинский)

 

Актуальность

О том, как развивается ребенок, на начальном этапе жизни именно развитие мелкой моторики, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Цель:

Продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2. Содействовать нормализации речевой функции.

3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

4. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

5. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

6. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

 

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

 

Методы и приемы работы:

• Массаж кистей рук

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки

• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

• пальчиковый театр

• лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

• нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.

• конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО

• различные виды аппликаций

• рисование по трафаретам

• штриховка

• лабиринты

• дидактические игры

• шнуровка

• игры с мелкими предметами

• пазлы, мозаика.

 

Форма отчётности:

* Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.

* Составить картотеку пальчиковых игр.

* План взаимодействия с родителями:

-Провести анкетирование родителей.

-Выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;

-Консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно Проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;

-Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;

-Родительское собрание «Ладушки, ладошки»

-Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы;

I ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный):

Изучение научной и учебно-методической литературы:

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

Кольцова М. М «Развитие моторики»

Елена Данилова «Пальчиковые игры»

Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка».

 

II ЭТАП — внедрение в практику:

Разработка перспективного план на сентябрь – май

Изучить литературу по данной теме.

Внедрить в работу с детьми.

Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

Упражнения по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук.

 

Публикации по теме:

Мелкая моторика в развитии ребенка

Мелкая моторика рук и развитие речи

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольника

Выставки детских работ для родителей.

Составить конспект занятий по аппликации

 

III ЭТАП — представление опыта работы.

Мастер-класс по проведению пальчиковых игр, как средства развития речи.

IV Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.




Приложение № 1



Перспективный план

Цель: развитие мелкой моторики с использованием стандартного и

           нестандартного оборудования.

Задачи: - формировать и тренировать координацию движения пальцев и

                кистей рук;                                   

              - развивать навыки ручной умелости;

              - развивать зрительное и слуховое восприятие, память;

              - обогащать словарный запас, развивать связную речь.

 

 

 

 

Сентябрь

1-я неделя

 

2-я неделя

 

3-я неделя

«Фрукты»

4-я неделя

«Деревья»

Диагностика

Диагностика

Пальчиковая гимнастика «Компот», «В сад за сливами»,

Упражнение «Нарисуй фрукты в корзине»

Пальчиковая гимнастика  «Дождь прошёл», «Осенний букет»,

Штриховка листочков снизу вверх

 

 

Октябрь

1-я неделя

«Ранняя осень»

2-я неделя

«Овощи»

3-я неделя

«Профессии»

4-я неделя

«Мебель»

Пальчиковая гимнастика «Осень», «Капельки», Осень наступает»

Штриховка листочков снизу вверх

 Обведение по трафарету

Упражнение «Дождик» (рисование  косых линий)

Пальчиковая игра  с прищепками «Ёжик»

Пальчиковая гимнастика «»Капуста», «Овощи», «Базар», «Хозяйка однажды с базара пришла»

Работа с вкладышами

упражнение «Нарисуй овощи в корзине»

Пальчиковая гимнастика «Повар», «Напёрсток», «Забор», «Дом и ворота»

Работа с магнитным лабиринтом

 Закрепление формы предметов «На что похоже»

 

Ноябрь

1-я неделя

Тема «Игрушки»

2-я неделя

Тема «Посуда»

3-я неделя

«Поздняя осень, перелетные птицы»»

4-я неделя

«Наземный транспорт»

Пальчиковая гимнастика «Угощение гномов», «Шарик», «Здравствуй», «Молотки», «Сорока»

Собирание матрёшки

Пальчиковая гимнастика «Посуда», «Помощники», «Машина каша»

Игры с напольной мозаикой

Штриховка чашки, тарелки

 

Пальчиковая гимнастика «Кукушка», «Грачи»

Игры со шнуровкой

Обведение листьев и птиц по трафарету

Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

Игры с пазлами

Штриховка машины

Конструирование машины из спичечных коробков

 

Декабрь

1-я неделя

Тема «Воздушный и водный транспорт»

2-я неделя

Тема «Правила дорожного движения»

3-я неделя

Тема «Одежда. Обувь. Головные уборы»

4-я неделя

Тема «Праздник «Новый год»

Пальчиковая игра «Капитан», «Путешествие», «Лодочка»

Обведение самолёта по точкам

Аппликация катера

Собирание 3 D пазла «Кораблик»

Пальчиковая гимнастика «На заправке», «Посчитаем»

Обведение цифр по точкам, штриховка светофора в разных направлениях

Пальчиковая гимнастика «Магазин одежды», «Обновки», «Стирка»

игры с прищепками

Обведение одежды по контуру

Рисование варежки с обведением руки

Пальчиковая гимнастика «Зима», «Новый год», «Дед Мороз», «Снежинки»

Выкладывание ёлочки из счётных палочек

 Шнуровка «Ёлочка» Упражнение «Новогодние фонарики»

Изготовление фонариков для новогоднего утренника

                                

Январь

1-я неделя

Тема «Зима. Зимние узоры»

2-я неделя

Тема «Зимние забавы»

3-я неделя

Тема «Зимующие птицы»

4-я неделя

Тема «Книги»

   Игры на повторение

Игры на повторение

Пальчиковая гимнастика «Тили-тели», «Зима», «Птицы», «Снегири»

Мелкая мозаика

Штриховка снегирей

Аппликация «Сова»

Пальчиковая гимнастика «Рукавица», «Кот, петух и лиса», «Репка», «В гостях у сказки»

Пальчиковый театр «Теремок»

Перелистывание страниц толстой книги

 

Февраль

1-я неделя

Тема «Дикие животные»

2-я неделя

Тема «Домашние животные»

3-я неделя

Тема «Семья»

4-я неделя

Тема «День Защитника Отечества»

Пальчиковая гимнастика «Белочка», «Кто спит зимой?»,  «Зимовье зверей», «Найди животных», «Внимательный мишка», «Сидит белка на тележке», «Дикие животные», «Зайчики»

Шнуровка «Белочка»

Обведение по трафарету диких животных

Пальчиковая гимнастика «Найди животных», «Это звери», «Козлик»

Штриховка домашних животных

Лабиринт «Корова»

 

Пальчиковая гимнастика «Новый дом», «Сколько в доме этажей?», «Домик», «Моя семья», «Маланья», «Замок», «Прогулка», «На работу», «Кто приехал?», «Дружба»

 Развивающее панно «Дом»

Составление из счётных палочек забора, дома

Пальчиковая гимнастика «Капитан»,  «Наша армия», «Защитник Отечества»

Конструирование из бумаги «Пилотка», «Самолёт»

 

Март

1-я неделя

Тема «Весна»

2-я неделя

Тема «Забота о маме»

3-я неделя

Тема «Цветы»

4-я неделя

Тема «Домашние питомцы»

Пальчиковая гимнастика «Лучики», «Весна», «Весна идёт», «Гроза»

 Игра с прищепками «Природа»

Изготовление «Солнышка» из обведённых и вырезанных  по контуру ладоней

Изготовление подарков «Мама»

(из пластиковых ложек)

Пальчиковая гимнастика «Наши мамы», «Помощник», «Тесто мы месили», «Муку в тесто замесили», «Колобок»

Упражнение «Письмо в воздухе»

Обведение по точкам и контурному изображению  человека

Шнуровка «Бусы»

Пальчиковая гимнастика «Цветок», «Хризантемы», «Наши цветки», «Мак»

Дорисуй изображение

 Штриховка цветка

Дидактическая игра «Цветик-семицветик», «Выложи цветок»

Объёмная аппликация «Цветок для мамы»

Пальчиковая гимнастика «В гости к кошке», «Кошка и мышка», «Домашние птицы», «Весёлая встреча», «Петушки», «Курица», «Гуси», «Индюк», «Утята», «Пруд»

Работа с рельефными трафаретами «Домашние питомцы»

 

 

Апрель

1-я неделя

Тема «Комнатные растения»

2-я неделя

Тема «Моя страна»

3-я неделя

Тема «Ящерица, черепаха»

4-я неделя

Тема «Насекомые»

Пальчиковая гимнастика «Комнатные растения», «Бутон»

Выкладывание из семечек цветка

Лепка комнатного цветка в горшке из пластилина

Пальчиковая гимнастика «Город», «Я – художник», «Наш малыш», «Здравствуйте», «Детки»

Рисование города

Конструктор «Лего»

Прокатывание каучукового мячика по контурному изображению черепахи и ящерицы

Коррегирующая гимнастика после сна

Пальчиковая гимнастика  «Жук», «Гусеница», «Улитка», «Пчела», «Улей», «Паучок», «Божья коровка»

Рисование божьей коровки

Дидактическое пособие «Гусеница»

Магнитный лабиринт «Божья коровка»

Май

1-я неделя

Тема «Мой посёлок»

2-я неделя

Тема «День Победы»

3-я неделя

Тема «Ягоды»

4-я неделя

Тема «Грибы»

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй», «Дружные ребята»

Шнуровка «Домик»

Рисование детского сада

 

Пальчиковая гимнастика «Чики-чи»

Продолжить по образцу

Конструирование барабана и палочек

Пальчиковая гимнастика «Ягоды», «Грибы да ягоды», «Полянка», «За ягодами»

Рисование песком

Обведение и штриховка  ягод по трафарету

Пальчиковая гимнастика «Грибы», «Соберу грибы», «Гномы в лес пошли», «Грибок»

Упражнение «Мы в лес идём – там грибочки найдём!»

Шнуровка «Белочка с грибами»

Аппликация и лепка грибов в корзине









































 

 

Приложение № 2

Пальчиковые игры для малышей - развитие мелкой моторики

ОЧКИ

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

 

hello_html_m1b4f0fbe.jpg

ФЛАЖОК

Я в руке - флажок держу
И ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

 

 

hello_html_7dfa34d4.jpg

ЛОДКА

Лодочка плывет по речке,
По воде бегут колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

ПАРОХОД

Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

 

 

hello_html_22c10d41.jpg

СТУЛ

Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если малыш легко выполняет это упражнение, можно усложнить пальчиковую игру: менять положение рук попеременно на счет раз.

 

 

hello_html_61aa9086.jpg

ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО

Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит.

Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

 

 

hello_html_aadd84f.jpg

СТОЛ

У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если с этой пальчиковой игрой малыш справляется легко, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

 

 

hello_html_m7e930f7c.jpg

ГРАБЛИ

Листья падают в саду,
Я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя.

 

 

hello_html_m38a06878.jpg

 

СКВОРЕЧНИК

Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.

Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.

 

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем

машинку».)

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

 

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 

Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)

Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)

В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

 

Пальчиковая гимнастика «Ягоды»

 

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 

С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить

каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с

него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной

ладошкой.)

Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой

Я поем ещё чуть-чуть, достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках

«убегают» как можно дальше.)

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

 

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 

Красный-красный мухомор- (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки

показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

 

Пальчиковая гимнастика «Осень»

 

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 

Вышла осень погулять, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)

 

 

Пальчиковая гимнастика «Деревья»

 

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 

Здравствуй, лес, (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.)

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Пальчиковая гимнастика «Овощи»

 

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 

Я – зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.)

И останусь только я!

 

Пальчиковая гимнастика «Фрукты»

 

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 

Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.)

В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и

«опускаем лимон в чай».)

Вместе с жёлтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения –

«помешиваем чай».)

Пальчиковая гимнастика «Овощи - фрукты»

 

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 

В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

Пальчиковая гимнастика «Одежда»

 

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 

Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову.)

Курточку и шапку.

И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру

ладони, показывая направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку. (Смена рук.)

 

Пальчиковая гимнастика «Обувь»

 

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 

Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два! (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я – (Загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу.)

 

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

 

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 

Из тарелок, как один, (Ладони вместе перед собой «тарелка».)

Суп мы ложками едим. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Вилкой кушаем котлеты, (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец

придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)

Ножик режет нам омлеты. («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.

 

Пальчиковая гимнастика «Продукты питания»

 

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 

Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают пальцы.)

А из теста мы слепили (Прихлопывают ладонями, «лепят».)

Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи – (Обе ладони разворачивают вверх.)

Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно! (Гладят животы.)

Пальчиковая гимнастика «Зима»

 

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 

Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши. (Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Мы её не слышим… (Рука за ухом.)

Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»

 

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 

Что зимой мы любим делать? (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Пальчиковая гимнастика «Новогодний праздник»

 

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 

- Здравствуй, Дедушка Мороз! (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс? (Руки вперёд ладонями вверх.)

- Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки. (Вертим кистями.)

 

Пальчиковая гимнастика «Части тела»

 

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 

У меня есть голова, (Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.)

Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать,

Ручки – чтобы поиграть.

Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»

 

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 

Вот, убрав царапки, («Моем руки».)

Кошка моет лапки.

Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет

ушки.)

 

 

 

 

 

Пальчиковая гимнастика «Детёныши домашних животных»

 

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 

Побежали вдоль реки (Двигают указательными и средними пальцами по поверхности стола от

себя к краю. Повторяют несколько раз.)

Котята наперегонки.

Пальчиковая гимнастика «Дикие животные наших лесов»

 

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 

Заяц и ёжик навстречу друг другу (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу

друг другу.)

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они. (Стукнуть кулачками.)

Быстро бежали – поди догони! (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

Пальчиковая гимнастика «Детёныши диких животных»

 

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 

Это зайчонок, это бельчонок, (Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок (Вращают большим пальцем.)

Бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок.

Пальчиковая гимнастика «Домашние и дикие животные»

 

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 

Зайка – ушки на макушке – (Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».)

Скачет, скачет по опушке. (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».)

Шёл за ним колючий ёжик, (Переплели пальцы и пошевелили.)

Шёл по травке без дорожек,

А за ёжиком – краса – (Плавные движения руками перед собой.)

Рыжехвостая лиса.

 

Пальчиковая гимнастика «День Защитника Отечества»

 

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 

Илья Муромец – (Приосаниться.)

Добрый молодец. (Показать бицепсы.)

Зорко в даль глядит (Рука козырьком.)

Да врагов разит. («Бросить копьё».)

Пальчиковая гимнастика «Дикие животные жарких стран»

 

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 

Хобот носит только он – (Рукой плавно двигаем перед собой – изображаем хобот.)

Лопоухий серый слон. (Приставляем руки к ушам.)

 

 

Пальчиковая гимнастика «Мамин праздник»

 

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 

Мамочка хорошая, (Воздушный поцелуй над ладонью.)

Мамочка любимая! (Поцелуй над другой ладонью.)

Очень я её люблю, (Сдуваем с ладони поцелуй.)

Поцелуи ей дарю! (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)

Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»

 

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 

Зёрна курочка клюёт, (Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)

И цыплятки тут как тут. (Щепотки «клюют» по очереди.)

В воду уточка нырнёт, (Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)

А цыплятки не нырнут. (Погрозили пальчиком.)

 

Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы и их детёныши»

 

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 

Есть у курицы цыплёнок, (Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.)

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши – (Перебирают пальцы по очереди.)

Все красивы, хороши.

Пальчиковая гимнастика «Дикие птицы»

 

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 

Дятел дерево долбит: (Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком

стучите о неё.)

Тук-тук-тук.

Целый день в лесу стоит (Смена рук.)

Стук-стук-стук.

                                       Пальчиковая гимнастика «Наш дом»

 

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 

Этот дом – одноэтажный. (Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца.)

Этот дом – он двухэтажный.

А вот этот – трёхэтажный.

Этот дом – он самый важный:

Он у нас пятиэтажный.

Пальчиковая гимнастика «Мебель»

 

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 

На кроватке мы поспали, (Руки под щёку.)

Вещи в шкаф уже убрали. (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)

Мы на стуле посидели (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)

И за столиком поели. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

 

Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

 

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 

По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

 

 

 

 

 

 

Пальчиковая гимнастика «Весна»

 

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 

Вот уж две недели (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)

Капают капели.

Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз разведены в стороны.)

И ручьём стекает. (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)

 

Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

 

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 

Мы пошли гулять на луг, («Идём» указательными и средними пальцами обеих рук.)

А по лугу ползал жук! (Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.)

 

Пальчиковая гимнастика «Лето»

 

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 

Солнцем ласковым согрето, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

За весной приходит лето.

Будем в озере нырять («Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд.)

И цветочки собирать. («Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.)

 

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

 

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 

Ромашки белые цветки – (Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».)

Как пальцы маленькой руки.

И вот слетаются жуки (Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.)

Считать ромашки лепестки.

Пальчиковая гимнастика «Космос»

 

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

 

Утро – солнце всходит. (Поднимаем растопыренную ладошку.)

Ночь – луна приходит. (Поднимаем другую руку, пальцы полукругом – «месяц».)

 

 

 

 

Яблочко.

(Русская народная потешка)

Катилось яблочко по огороду

Сложите руку в кулак и покрутите

кулаком.

И упало прямо в воду –

Бульк!

Уроните руку вниз.

 

Дождик.

(Русская народная потешка)

Дождик, дождик, посильней,

Машем открытыми ладошками

вверх – вниз.

Будет травка зеленей,

Ставим на стол открытые ладошки

растопыренными пальчиками вверх.

Вырастут цветочки

На кругленьком лужочке!

Свёрнутые в кулачок пальцы обеих

рук раскрываются, изображая распускающиеся цветы.

 

Жук, жук.

(Русская народная потешка)

Жук, жук не жужжи!

Изображаем жука с длинными

усиками.

Где ты прячешься, скажи!

Разводим руками в стороны и

пожимаем плечами.

Мой дом под кустом,

Изображаем ладонями крышу.

Под берёзовым листом!

Опять одной рукой изображаем жука,

а второй – листик, под который и

залетает жук.

 

Муха строит дом.

(Русская народная потешка)

Ох, ох, что за гром?

Ладони к щекам. Качаем головой

из стороны в сторону.

Муха строит новый дом.

Изображаем ладонями крышу.

Молоток: стук – стук,

Изображаем рукой

движения молотком.

Помогать идёт петух.

Двумя пальцами изображаем

ноги, показываем, как идёт петух –

важно, вразвалочку.

 

Кораблик

По реке плывёт кораблик,

Он плывет из далека,

Сложили руки лодочкой и делаем

ими волнообразные движения.

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

Показываем поднятые вверх

четыре пальца.

У них ушки на макушке,

Поднимаем руки к голове, показываем

ушки согнутыми ладонями.

У них длинные хвосты.

Приставляем руку к пояснице,

изображая движения хвостиком.

Не страшны им только кошки,

Только кошки да коты.

Обе руки поднимаем к голове,

изображаем кошачьи когти и шипим.

 

Тетери.

(Русская народная потешка)

Как на нашем на лугу

Разводим руки в стороны,

изображая простор.

Стоит чашка творогу.

Ладони вместе – горстью.

Прилетели две тетери,

Машем пальчиками обеих рук,

«слетаемся» с разных сторон

в середину.

Наклевались, улетели.

Указательный и средний палец –

клювы – тыкают в сложенную

горстью вторую ладонь.

Отличные пшеничные.

(Из шведской народной поэзии)

Мы печём пшеничные

Пироги отличные.

Одну ладонь кладём на другую,

потом наоборот – лепим пирожки.

Кто придёт к нам пробовать

Пироги пшеничные?

Две ладони рядом, изображаем

поднос с пирожками.

Мама, папа, брат, сестра,

Пёс лохматый со двора.

По очереди загибаем пальцы,

начиная с большого.

И другие, все, кто может,

Пусть приходят с ними тоже.

Машем ладонями по направлению

к себе – зазываем в гости.

Тесто замесили мы,

Изображаем руками, как месят

тесто.

Сахар не забыли мы,

Сыпем «сахар» щепоткой.

Пироги пшеничные

В печку посадили мы.

Воображаемый пирог обхватили руками

и ставим в печку – движение вперёд.

Печка весело горит,

Наша мама говорит:

- Крошки, что останутся,

Воробью достанутся.

Изображаем, как воробей клюёт крошки –

указательным пальцем одной руки

с ладони другой руки.

Синий чиж.

(Русская народная потешка)

По дубочку постучишь

Стучим кулачком по столу.

Прилетает синий чиж.

Машем «крыльями».

У чижа, у чиженьки

Хохолочек рыженький.

Поднимаем вверх четыре пальца

и делаем пальцами волнообразные

движения, пёрышки на хохолке

«развеваются».

А на лапке маленькой

Сапожочек аленький.

Указательный палец одной руки

поставить на стол и кончиком пальца

другой руки погладить ноготь пальца,

изображающего лапку.

Чиж под солнышком летал

И головкою кивал.

Машем «крыльями», киваем головой.



Ах ты, радуга-дуга…

(Русская народная потешка)

Ах ты, радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Соедините руки в замок, поднимите их

над головой и покачайте из стороны

в сторону.

Не дай дождичка,

Машем открытыми от себя ладонями

из стороны в сторону, изображая

отказ.

Дай нам вёдрышко.

Ладони горизонтально, как бы

подставляем ладони под дождь.

Чтобы деткам погулять,

Чтоб теляткам поскакать,

В такт стихам качаем головой

из стороны в сторону, как бы

напевая песенку.

Нужно солнышко –

Колоколнышко!

Поднимаем руки вверх,

растопырив пальцы, -

изображаем солнышко.

 

Шла собака через мост…

(Русская народная потешка)

Шла собака через мост,

Изображаем всеми пальцами

шагающую собаку – средний

палец оттопырен вперёд (голова),

остальные идут по столу.

Четыре лапы, пятый хвост.

Показываем четыре пальца,

поднятые вверх, большой прижат

к ладони.

На слово «пятый» зажимаем все пальцы,

а большой поднимаем вверх.

Если мост обвалится,

Две ладони оставьте вместе тыльной

стороной вверх, ладони касаются

кончиками пальцев – это будет мост.

Изобразите, как мост обваливается.

То собака свалится.

Разведите руки в стороны и пожмите

плечами, как бы изображая удивление,

недоумение.



 


 

План самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе»

План самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе»

Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев

Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев

Форма отчётности: * Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников

Форма отчётности: * Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников

Приложение № 1 Перспективный план

Приложение № 1 Перспективный план

Нарисуй овощи в корзине» Пальчиковая гимнастика «Повар», «Напёрсток», «Забор», «Дом и ворота»

Нарисуй овощи в корзине» Пальчиковая гимнастика «Повар», «Напёрсток», «Забор», «Дом и ворота»

Январь 1-я неделя Тема «Зима

Январь 1-я неделя Тема «Зима

Тема «Домашние питомцы» Пальчиковая гимнастика «Лучики», «Весна», «Весна идёт», «Гроза»

Тема «Домашние питомцы» Пальчиковая гимнастика «Лучики», «Весна», «Весна идёт», «Гроза»

Тема «Грибы» Пальчиковая гимнастика «Здравствуй», «Дружные ребята»

Тема «Грибы» Пальчиковая гимнастика «Здравствуй», «Дружные ребята»

Приложение № 2 Пальчиковые игры для малышей - развитие мелкой моторики

Приложение № 2 Пальчиковые игры для малышей - развитие мелкой моторики

Пароход плывет по речке, И пыхтит он, словно печка

Пароход плывет по речке, И пыхтит он, словно печка

СТОЛ У стола четыре ножки,

СТОЛ У стола четыре ножки,

Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь

Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь

Пальчиковая гимнастика «Овощи»

Пальчиковая гимнастика «Овощи»

Пальчиковая гимнастика «Продукты питания»

Пальчиковая гимнастика «Продукты питания»

Пальчиковая гимнастика «Детёныши домашних животных»

Пальчиковая гимнастика «Детёныши домашних животных»

Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»

Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»

Пальчиковая гимнастика «Весна»

Пальчиковая гимнастика «Весна»

Вырастут цветочки На кругленьком лужочке!

Вырастут цветочки На кругленьком лужочке!

Стоит чашка творогу. Ладони вместе – горстью

Стоит чашка творогу. Ладони вместе – горстью

Указательный палец одной руки поставить на стол и кончиком пальца другой руки погладить ноготь пальца, изображающего лапку

Указательный палец одной руки поставить на стол и кончиком пальца другой руки погладить ноготь пальца, изображающего лапку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2021