План современного урока истории: практические советы по написанию и примерный шаблон конспекта урока
Оценка 4.6

План современного урока истории: практические советы по написанию и примерный шаблон конспекта урока

Оценка 4.6
Руководства для учителя +1
pptx
история +1
СCУЗ, ВУЗ
06.02.2020
План современного урока истории: практические советы по написанию и примерный шаблон конспекта урока
Инструктивно-методический семинар.pptx

Инструктивно-методический семинар: «Современные методические подходы к преподаванию истории, обществознания, права в соответствии с новым содержанием образования»

Инструктивно-методический семинар: «Современные методические подходы к преподаванию истории, обществознания, права в соответствии с новым содержанием образования»

Инструктивно-методический семинар: «Современные методические подходы к преподаванию истории, обществознания, права в соответствии с новым содержанием образования»

План современного урока истории: практические советы по написанию и примерный шаблон конспекта урока
Бова Анжелика Анатольевна,
учитель истории ГБОУ ЛНР «Луганский казачий кадетский корпус
имени маршала авиации Александра Ефимова»

План современного урока истории: практические советы по написанию и примерный шаблон конспекта урока

План современного урока истории: практические советы по написанию и примерный шаблон конспекта урока

Великая цель образования — это не знания, а действия

Великая цель образования — это не знания, а действия

Великая цель образования — это не знания, а действия. (Герберт Спенсер)

СОВРЕМЕННЫЙ — относящийся к настоящему времени, теперешний
+ УРОК — учебный час, посвященный учебному предмету. СОВРЕМЕННЫЙ — стоящий на уровне своего века, не отсталый
+ УРОК — нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.

Современный урок — это приобщение учащихся к совокупности достижений человечества в тесной связи с современностью в течение учебного часа

Современный урок — это приобщение учащихся к совокупности достижений человечества в тесной связи с современностью в течение учебного часа

Современный урок — это приобщение учащихся к совокупности достижений человечества в тесной связи с современностью в течение учебного часа.

Современный урок — это высокий уровень мастерства, умение педагога донести до учащихся нечто поучительное, соответствующее уровню своего времени и позволяющее сделать вывод для будущего.

Почему в основу современного урока положен системно-деятельностный подход?

Почему в основу современного урока положен системно-деятельностный подход?

Почему в основу современного урока положен
системно-деятельностный подход?
Известно, человек запоминает:
- только 10 % того, что он читает,
- 20 % того, что слышит,
- 30 % того, что видит;
- 50–70 % запоминается при участии в групповых дискуссиях,
- 80 % — при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.

Методические принципы современного инновационного урока

Методические принципы современного инновационного урока

Методические принципы современного инновационного урока
Субъективизация: учащийся рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.
Метапредметность: формирование и развитие универсальных способностей учащихся.
Деятельностный: знания не преподносятся учащимся в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.
Коммуникативность: обмен информацией, взаимодействие на уроке и вне урока.
Рефлексивность: учащиеся ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в процессе урока.
Импровизационность: учитель должен быть готовым к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.

Виды деятельности Традиционный урок

Виды деятельности Традиционный урок

Виды деятельности

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование
 

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Осуществление контроля
 

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции
 

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся
 

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Основные этапы организации учебной деятельности

Основные этапы организации учебной деятельности

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

Этапы организации учебной деятельности современного урока

Моделирование Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта

Моделирование Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта

3. Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль

Диагностическая работа (на выходе): – организация дифференцированной коррекционной работы, – контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату

Практические рекомендации по построению современного урока

Практические рекомендации по построению современного урока

Практические рекомендации по построению современного урока

Первое:
- четко определить и сформулировать для себя тему урока;
- определить место темы в учебном курсе;
- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.
Например
Тема: «Династический кризис 1825г. Восстание декабристов»
Урок по истории России в 8 классе. «Россия в XIX веке».
Тип урока: «открытие нового знания».
Понятия: династический кризис; декабристы; 14 декабря 1925 г. – выступление на Сенатской площади; 29 декабря 1825 г. – восстание Черниговского полка.

Практические рекомендации по построению современного урока

Практические рекомендации по построению современного урока

Практические рекомендации по построению современного урока

Второе:
Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

Причем, перед учениками следует формулировать не цели урока, взятые из конспекта, а четкие и ориентированные на конкретный результат учебные задачи, т.е. цели должны быть выражены в действиях учащихся: изучить, выяснить, доказать. Чтобы цель урока стала для учащихся личностно значимой, предлагаем детям самим формулировать цель урока.

Практические рекомендации по построению современного урока

Практические рекомендации по построению современного урока

Практические рекомендации по построению современного урока

Например
Цель урока: «Династический кризис 1825г. Восстание декабристов»
(для себя)
1.Образовательная: сформировать представление у обучающихся о роли и значении выступления на Сенатской площади 14 декабря 1825 года 
2.Развивающая: создать условия для развития познавательного интереса учащихся, умения извлекать знания из различных источников, умения составлять план, работать с учебником.
3.Воспитательная: содействовать в ходе урока воспитанию самостоятельности, добросовестности, творческого подхода к решению поставленных задач.
(для учащихся)
- определить причины «междуцарствия»;
- выяснить, как скоропостижная кончина императора Александра 1 повлияла на планы декабристов;
-проследить, как планы заговорщиков были реализованы 14 дек. 1825 г.;
-определить причины восстания на юге России;
-сопоставить оценки современников, потомков выступления декабристов.

Практические рекомендации по построению современного урока

Практические рекомендации по построению современного урока

Практические рекомендации по построению современного урока

Третье:
1. Спланировать учебный материал
2. Подобрать учебные задания, целью которых является:
узнавание нового материала;
воспроизведение;
применение знаний в новой ситуации;
применение знаний в незнакомой ситуации;
творческий подход к знаниям.

Практические рекомендации по построению современного урока

Практические рекомендации по построению современного урока

Практические рекомендации по построению современного урока

Четвертое:
Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать учащимся. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока.

Практические рекомендации по построению современного урока

Практические рекомендации по построению современного урока

Практические рекомендации по построению современного урока

Этап

УУД

1.Оргмомент.

Коммуникативные.

2.Актуализация знаний.

Регулятивные: способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент.
Личностные: умение осознавать значение и смысл тех или иных знаний.

3.Постановка проблемы.

Регулятивные: определять цель, проблему.
Познавательные: логические действия – анализ объектов с целью выделения признаков, действия исследования.
Коммуникативные:
планировать учебные действия с учителем.
Личностные: осознание себя с судьбой страны.

Практические рекомендации по построению современного урока 4

Практические рекомендации по построению современного урока 4

Практические рекомендации по построению современного урока

4.Открытие новых знаний.

Личностные: умение следовать моральным нормам (взаимопомощь, правдивость, ответственность).
Коммуникативные: совершенствовать навыки работы в группе, умение слушать, умение выражать свои мысли.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные: выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу, самооценка.

5.Первичное закрепление знаний.

Регулятивные: развивать способность исправлять промежуточные результаты своих действий, самооценка.
Познавательные: включают способность решения задач, тестов.

6.Информация о домашнем
задании.

Коммуникативные: умение принимать решение.
Личностные: умение ответить на вопрос, какое значение имеют для него те или иные знания.

7.Рефлексия.

Личностные: знание моральных норм и умение следовать им (взаимопомощь, правдивость, ответственность).

Практические рекомендации по построению современного урока

Практические рекомендации по построению современного урока

Практические рекомендации по построению современного урока

Пятое:
Разработать структуру урока.
Например
структура урока «открытие нового знания» имеет следующие этапы:
1. оргмомент,
2. актуализация знаний,
3. постановка проблемы,
4. открытие новых знаний,
5. первичное закрепление знаний,
6. информация о домашнем задании,
7. рефлексия.

Практические рекомендации по построению современного урока

Практические рекомендации по построению современного урока

Практические рекомендации по построению современного урока

Шестое:
Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.
Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
- что контролировать; - как контролировать; - как использовать результаты контроля
Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»

Практические рекомендации по построению современного урока

Практические рекомендации по построению современного урока

Практические рекомендации по построению современного урока

Седьмое:
Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.
Например, на выбор:
1. Стр. 55-56, вопросы и задания к документам
2. Эссе «Как могло пойти развитие России, если бы декабристы победили?»

Практические рекомендации по построению современного урока

Практические рекомендации по построению современного урока

Практические рекомендации по построению современного урока

Седьмое:
Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.
Например, на выбор:
1. Стр. 55-56, вопросы и задания к документам
2. Эссе «Как могло пойти развитие России, если бы декабристы победили?»

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2020