Цели и задачи урока:
Образовательная цель:
Воспитательная цель:
Тип урока: изучение нового материала с элементами лабораторной работы.
Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах с познавательными материалами и документами).
Формы работы: вступительное слово учителя, беседа, групповая работа по решению познавательных заданий, работа с текстами документов и материалов, выступления представителей групп с результатами своей познавательной деятельности, заполнение опорного конспекта, общее обсуждение проблемных заданий,
Средства обучения: карточки-задания с познавательными материалами и заданиями, раздаточный материал, портрет В.И. Ленина.
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний:
III. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
Итоги Гражданской войны
Недовольство населения экономической политикой большевиков породило крестьянские волнения, малую гражданскую войну и восстание в Кронштадте, все это вынудило большевиков отказаться от политики военного коммунизма.
Изучение нового материала происходит в форме групповой работы. Класс
разбивается на 8 групп, каждая получает карточку-задание. Задание каждой
группе: выполнив задания, указанные в карточке, рассказать о своих выводах
классу. Время на работу с карточкой – 10-12 минут. Затем выступления
представителей групп. (Материалы карточек-заданий см. в Приложении 1).
Во время выступления представителей групп остальные ребята делают пометки,
записывают основные моменты в опорный конспект.
Вариант заполнения опорного конспекта:
Запись после выступления 1 и 2 группы:
В начале 20х гг. – в России был очевиден экономический и политический кризис.
Причины перехода к НЭП.
ВЫСТУПЛЕНИЯ против политики большевиков:
Запись после выступления 3 и 4 группы:
Февраль – март 1921 г. – Кронштадтское восстание.
Требования восставших:
Восставших пытались уговорить прекратить выступление лидеры большевиков (Калинин), но не добились результата.
В ночь с 17 на 18 марта – штурм крепости. Много погибших.
РЕЗУЛЬТАТЫ:
Часть восставших моряков ушла в Финляндию.
Запись после выступления 5 группы:
8-16 марта 1921 г. – Х съезд ВКП (б).
Вопросы:
1) о профсоюзах.
Спор между “рабочей оппозицией” (Шляпников, Коллонтай), которые считали, что вся власть в экономике должна принадлежать профсоюзам и “платформой десяти” (Ленин, Троцкий, Зиновьев, Каменев и др.), гл идея – народным хозяйством может управлять только партия.
2) о единстве партии.
“Резолюция о единстве партии” - запрет создания фракций внутри ВКП (б). Все фракции, платформы и группы внутри партии должны были быть распущены. Нарушение этих требований влекло исключение из партии. Запрет инакомыслия и свободы мнений внутри партии.
3) о замене продразверстки продналогом.
После долгих споров продразверстка была заменена продналогом, который был почти в два раза меньше.
На Х съезде был провозглашен курс на переход от политики военного коммунизма к Новой Экономической политике.
Запись после выступления 6 группы:
Точки зрения на НЭП:
Запись после выступления 7 группы:
Мероприятия НЭП:
замена продразверстки продналогом. Объявлялся весной и не мог быть увеличен;
излишки крестьяне могли продавать на рынке;
разрешалась посредническая торговля;
мелкие и средние предприятия возвращались прежним владельцам;
увеличена зарплата рабочим;
1922 г. – денежная реформа. Вводится золотой червонец = 60 тыс. старых рублей. Червонец = 5 долларам 15 центам США и был выше английского фунта-стерлинга;
отмену трудовой повинности, устройство на работу через биржу труда;
прекращение бесплатных услуг населению;
перевод государственных предприятий на хозрасчет;
возможность аренды предприятий, помещений, земли, техники кооперативами, частными лицами;
возможность открыть одному владельцу кустарное или промышленное производство (до 20 наемных рабочих);
развитие кооперации (сельскохозяйственной, кредитной, потребительской);
заключение договоров с зарубежными предпринимателями и создание совместных предприятий; привлечение иностранного капитала в экономику;
налаживание экономического сотрудничества с капиталистическими странами.
Запись после выступления 8 группы:
ДОСТИЖЕНИЯ НЭП
ПРОБЛЕМЫ НЭП
Годы |
Причины кризисов |
Сущность |
Последствия |
1923 |
Политика большевиков, отдававших приоритет развитию промышленности. Неспособность промышленности обеспечить на достаточно качественном уровне потребности сельского хозяйства. |
“Кризис сбыта”. Появление в народном хозяйстве т.н. “ножниц цен” - высоких цен на промышленные товары и низких на сельскохозяйственные продукты. Это затрудняло товарооборот между городом и деревней. |
Товарный голод на промышленные изделия в деревне. Ликвидация кризиса путем сближения ценовых параметров. |
1925 |
Отсутствие продуманной экономической политики развития НЭП. |
Кризис хлебозаготовок. |
Сохранение государственных заготовок хлеба и уменьшение его экспорта. |
1927 - 1928 |
Противоречия между рыночными и административно-социалистическими началами в экономике. |
Кризис хлебозаготовок. |
Ликвидация кризиса при помощи административно-правовых мер. Свертывание НЭПа. |
Завершающее слово учителя
Точки зрения на проблемы выхода из кризиса:
В апреле 1925 г. Был взят курс на развитие НЭП – “Новый курс в НЭП”. Предполагалось развитие товарности, строительство социализма в рамках НЭПа. Но фактически новый курс был сорван после принятия на XIV съезде в 1925 г. курса на индустриализацию. 1926 г. – фактическое завершение НЭП.
Причины свертывания НЭП
IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
V. Домашнее задание.
Параграф 17. (О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Понамарев. Россия и мир. ХХ в.).
Читать дополнительный материал.
Составить сравнительную таблицу
Мероприятия военного коммунизма |
Мероприятия НЭПа |
|
|
Литература:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.