Предмет: литературное чтение
Класс: 4
УМК «Школа России»
Дата проведения: 10.10 2016
МОБУ «Амосовская СОШ»
1.Тема урока: «П.П.Ершов «Конёк-горбунок».
2.Цель урока: формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами содержания программного материала и организации учебной деятельности.
3.Задачи
урока: - создать условия для знакомства с творчеством П. П.
Ершова, с историей создания сказки «Конек-горбунок»; пробудить познавательную активность.
- работать над осознанностью чтения; над
развитием читательских умений.
- расширять кругозор обучающихся; развивать
речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое
мышление.
-продолжить воспитание трудолюбия,
взаимовыручки, искренности, воспитания чувства прекрасного.
4. Предметные результаты: Предметные:
познакомятся с творчеством П. П. Ершова и содержанием сказки «Конек-горбунок»;
научатся: объяснять значения новых слов, пересказывать основное содержание произведения, определять признаки народной сказки в литературной сказке, читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную мысль произведения;
Метапредметные:
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в книге; ориентироваться в учебной и художественной литературе; выполнять самостоятельный и целенаправленный выбор книги на основе алфавитного и тематического каталогов; осуществлять поиск необходимой информации в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция); наблюдать за словом в художественном тексте;
регулятивные: организовать работу по составлению плана урока (определить тему, цели и задачи урока; планировать действия по выполнению задач урока; оценивать выполненные действия, корректировать их);
коммуникативные: соблюдать правила
взаимодействия в паре и группе
(распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение
договориться о совместных действиях).
Личностные:
осмысливают базовые ценности: благородство, дружба, понимание, сочувствие; предлагают собственные правила работы в группе
и на уроке в зависимости от формы урока
5.Оборудование урока:
1)проектор-компьютер;
2)презентация;
3) карточки для работы ;
4) Портрет П.П.Ершова;
6.Литература: Литературное чтение 4 класс («Школа России»).Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий-М.:Просвещение (Учебник, 2016);
Рабочая тетрадь
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
I. I. Мотивация к деятельности
|
– Добрый день! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, садитесь. «Когда я слышу – я забываю, Когда я вижу – я запоминаю, Когда я делаю – я понимаю», – гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение. |
Проговаривают стихотворение, психологически настраиваясь на урок. Показывают готовность к уроку. Приветствуют учи- теля
|
Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви: Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность |
II. II. Актуализация имеющихся знаний
|
1. Проверка домашнего задания. – Как вы представляете себе современного богатыря? 2. Речевая разминка Сказка мудростью богата, Скажем сказке: «Приходи!». Эта присказка, ребята, Сказка будет впереди. -Прочитать текст жужжащим чтением. -С восклицанием
|
Читают на оценку. – Современный богатырь не одет в кольчугу, не имеет при себе меч и щит. Но он защищает свою родину, уважает старших, женщин и детей. Не причиняет вреда другим людям |
Регулятивные: умение слушать и работать в соответствии с целевой установкой Коммуникативные: взаимодействие с учителем и друг с другом
|
III. III. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание
|
-Произведение какого жанра мы изучали на прошлом уроке? -Сегодня мы будем говорить о произведениях, которые могут быть как авторскими, так и народными. Что же это? - Назовите народные сказки - Назовите авторские сказки - В чём их сходство и различие? – Отгадайте загадку: Скачет лошадь непростая, Чудо-грива золотая. По горам парнишку носит, Да никак его не сбросит. Есть у лошади сынок – Удивительный конек. – О ком идет речь? Из какого произведения герой? – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова |
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев.. – Мы познакомимся со сказкой П. П. Ершова «Конек-горбунок», будем учиться читать эмоционально, передавая голосом характер героев, работать над содержанием сказки, подумаем и обсудим, есть ли связь этой сказки с фольклором |
Регулятивные: формулирование задач урока с помощью учителя. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, содействие развитию у детей умений общаться, развитию монологической и диалогической речи. Умение договариваться друг с другом и представлять свой результат
|
IV. IV. Совместное открытие знания
|
1.Знакомство с творчеством П.П.Ершова.(Презентация) - Однажды профессор словесности Петербургского университета Пётр Александрович Плетнёв, войдя в аудиторию студентов, вместо лекции стал читать сказку: За горами, за лесами, За широкими морями, Против неба - на земле Жил старик в одном селе. У старинушки три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак. -Дочитав произведение до конца, Плетнёв сообщил, как сенсацию, что автор сказки - студент и сидит здесь в аудитории. Это Пётр Ершов. -Ершову было тогда 19 лет. -А ведь П.П.Ершов был современником А.С. Пушкина -"Теперь этот род занятий мне можно и оставить", - такую высокую оценку произведению дал родоначальник русской литературной сказки А.С. Пушкин. При жизни Ершова эта сказка переиздавалась пять раз. Ершову удалось создать произведение глубоко оригинальное, в котором соединилось авторское и народное начало. На сегодняшнем уроке мы прочитаем первую часть сказки. -Читая сказку, подумайте, какие черты народной сказки нашли отражение в авторской сказки Ершова. – Как вы понимаете название сказки? Почему не конь, а конек? Что значит «горбунок»? )
|
Слушают учителя. Рассматривают слайды презентации. Отвечают на вопросы.
– Конек – маленький конь. Горбунок – имеет горб, уродливую выпуклость на спине |
Предметные: воспринимают смысл читаемых текстов. регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу.
Познавательные: формирование лексических умений
|
V. V. Первичное закрепление во внешней речи
|
Организует первичное знакомство с текстом сказки. – Все ли слова вам были понятны при ознакомительном чтении сказки дома? – Как называются слова, которые мы не используем в нашей современной речи? – Откуда можно узнать значения этих слов? – Давайте разберем значения слов из сказки. Словарная работа Старинушка – старик Детина – рослый и сильный молодой мужчина. Град – столица – Москва. Деньги с четом принимали – считали прибыль. Аль – или. Недалече – недалеко Сума – мешок из ткани, кожи. Отродяся не видали - никогда не видели. Соглядать – подсмотреть, выследить. Смекнули – поняли. Смеркаться – темнеть. Сбираться – собираться. Сенник – закопаться под сено. Сынова – снова. Не ударил в грязь лицом – не позорился. Несподручно – неудобно. Усом не ведет – равнодушен. Очи- глаза. Пенять – упрекать. Погонять- заставляли идти. Лубков – ярко раскрашенные картинки. Малахай – старинная крестьянская верхняя одежда.(большая шапка на меху с наушниками. – С чего начинается сказка? – Как автор описывает сыновей старика? – Какое горе у них приключилось? – Как караулили поле братья? – За что кобылица решила наградить Ивана? – Как наградила кобылица Ивана? – Что он сказал домашним, когда вернулся? – Как они отреагировали на рассказ? – Кто и как обнаружил коней? – Что они решили сделать? – Как Иван обнаружил пропажу? – Как братья оправдывались перед Иваном? – Простил ли их Иван? Почему, как вы думаете? – Как дальше сложилась жизнь Ивана? – Почему мы считаем это произведение сказкой? – Что в ней сказочного, волшебного? – К какому виду сказок ее можно отнести? – На какую народную сказку похожа сказка П. Ершова «Конек-горбунок»? – Что в этих сказках общего? Чем они отличаются? – Что сказку П. П. Ершова «Конек-горбунок» делает похожей на русскую народную сказку? – Сколько раз число 3 повторяется в сказке? Почему троекратное повторение используется в русских народных произведениях и в произведениях русских писателей и поэтов?
Физкультминутка Вдох глубокий, выдох полный, Разгулялись в море волны. Мы с приятелем вдвоём Через речку поплывём. Мы плывем с ним стилем брасс. Здорово! Вот это класс
|
Читают сказку вслух по цепочке. Отвечают на вопросы учителя
– Использование старинных русских слов, имена героев, слова «царь», «царевна», использование числа 3, добро побеждает зло, наличие зачина и концовки делает похожей сказку П. П. Ершова на русскую народную сказку. – Число 3 встречается в сказке 18 раз
Выполняют движения.под музыку.
|
Познавательные: осмысление структурных особенностей рассказа; характеристика героев; понимание главной мысли; поиск необходимой информации в книге. Коммуникативные: умение вести диалог
Личностные: понимание ценности здоровья
|
VI. Самостоятельная работа с проверкой
|
Повторное чтение Анализ произведения с составлением характеристики главного героя. – Кто главный герой сказки? Дайте характеристику главному герою, который так полюбился и детям, и взрослым. – За что наказан царь? – Почему Иван получает красавицу жену и царство? – Какие качества характеров героев осуждает автор в сказке, а какие качества прославляет? – Кто из героев вам понравился и почему? – Вот карточки с отрывками из сказки (см. ресурсный материал к уроку). Прочитайте и напишите характерные качества Ивана.
|
Дают характеристику главному герою сказки. Читают строчки из сказки, доказывающие черты характера Ивана. – Иван – добрый, честный, бескорыстный, умный, смекалистый, веселый, жизнерадостный, верный в дружбе, добросовестный, скромный.
Работают с карточками.
|
К-Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
VI. VI. Включение в систему знаний и повторений
|
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (работа в группах)Группа 1Наделите знакомых героев сказок противоположными для них качествами и скажите, как изменится развитие действияГруппа 2Измените один из фрагментов сказки. Как все могло бы закончиться?
|
Обучающиеся выполняют задание и аргументируют ответы |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Логические: построение логической цепи рассуждений,анализ, синтез.
|
VII. VII. Рефлексия
|
-Что вас заинтересовало при чтении сказки? -Какие чувства вы испытывали сегодня при чтении сказки? -Хотелось ли вам прочитать всю сказку? -Кто из героев вам понравился? Почему? -Прочитайте на доске русские народные поговорки: А)Утопающий и за соломинку хватается Б)Не в службу,а в дружбу В)Без беды дружбы не узнаешь. -Объясни смысл каждой. -Подумай, какую из поговорок можно отнести к сказке «Конек-горбунок» - Как вы оцениваете свою работу на уроке?
|
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
|
Регулятивные – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
VIII. VIII. Домашнее задание
|
Объясняет домашнее задание. Прочитать сказку П. П. Ершова целиком. Нарисовать иллюстрацию к любимому эпизоду сказки |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Принимают
|
Приложение1.
КАРТОЧКИ
Ночь настала; месяц всходит; Поле все Иван обходит, Озираючись кругом, И садится под кустом; Звезды на небе считает Да краюшку уплетает. Вдруг о полночь конь заржал… Караульщик наш привстал, Посмотрел под рукавицу И увидел кобылицу… (Добросовестный.) |
«…Так и этак мы решили, Наконец вот так вершили, Чтоб продать твоих коньков Хоть за тысячу рублев. А в спасибо, молвить к слову, Привезти тебе обнову – Красну шапку с позвонком Да сапожки с каблучком. Да к тому ж старик неможет, Работа́ть уже не может, А ведь надо ж мыкать век, – Сам ты умный человек!» «Ну, коль этак, так ступайте, – Говорит Иван, – продайте Златогривых два коня, Да возьмите ж и меня». Братья больно покосились, Да нельзя же! согласились... (Добрый.) |
Волны моря заклубились, Корабли из глаз сокрылись. Чудо-юдо рыба-кит Громким голосом кричит, Рот широкий отворяя, Плёсом волны разбивая: «Чем вам, други, услужить? Чем за службу наградить? Надо ль раковин цветистых? Надо ль рыбок золотистых? Надо ль крупных жемчугов? Все достать для вас готов!» – «Нет, кит-рыба, нам в награду Ничего того не надо, – Говорит ему Иван, – Лучше перстень нам достань, – Перстень, знаешь, Царь-девицы, Нашей будущей царицы». (Бескорыстный.) |
«Эхе-хе! Так вот какой Наш воришко!.. Но, постой, Я шутить ведь не умею, Разом сяду те на шею. Вишь, какая саранча!» И, минуту улуча, К кобылице подбегает, За волнистый хвост хватает И садится на хребёт – Только задом наперёд… (Ловкий, сообразительный.) |
Иван заплакал И пошел на сеновал, Где конек его лежал… «Что, Иванушка, невесел? Что головушку повесил? – Говорит ему конек. – Аль, мой милый, нездоров? Аль попался к лиходею?» Пал Иван коньку на шею, Обнимал и целовал. «Ох, беда, конёк!» – сказал. (Доброе отношение.) |
Вот он к братьям приезжает И на спрос их отвечает: «Как туда я доскакал, Пень горелый увидал; Уж над ним я бился, бился, Так что чуть не надсадился; Раздувал его я с час – Нет ведь, черт возьми, угас!» Братья целу ночь не спали, Над Иваном хохотали; А Иван под воз присел, Вплоть до утра прохрапел. (Смекалистый.) |
А Иван им стал кричать: «Стыдно, братья, воровать! Хоть Ивана вы умнее, Да Иван-то вас честнее: Он у вас коней не крал». (Честный, скромный.) |
Тут он кликнул скакунов И пошел вдоль по столице, Сам махая рукавицей, И под песню дурака Кони пляшут трепака; А конек его – горбатко – Так и ломится вприсядку… (Веселый, жизнерадостный.) |
Самоанализ урока литературного чтения
УМК: «Школа России»
Класс: 4
Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.
Тема: «П.П.Ершов «Конёк-горбунок».
Анализируемый урок входит в раздел «Чудесный мир классики».
На уроке была поставлена триединая дидактическая цель, которая реализовывалась через следующие аспекты:
-образовательный: создать условия для знакомства с творчеством П. П. Ершова, с историей создания сказки «Конек-горбунок»; пробудить познавательную активность;
-
развивающий: расширять кругозор обучающихся; развивать речь,
наблюдательность, умение анализировать прочитанное, критическое мышление;
-
воспитательный: продолжить
воспитание трудолюбия, взаимовыручки, искренности; воспитание чувства
прекрасного.
На уроке были использованы основные принципы образования, положенные в основу работы с младшими школьниками:
1. Принцип личностно-ориентированного подхода к ребёнку:
- дифференцированный подбор заданий при индивидуальном опросе;
-создание ребёнку ситуации успеха, формирование положительной установки к процессу обучения, заинтересованности;
- разнообразие форм и методов организации работы (пословица, частичное исследование, проблемные вопросы, работа в парах) позволяли раскрыть содержание сказки и расширить содержание субъективного опыта каждого ребёнка.
2. Принцип индивидуального и личностного подхода:
- осознание своего «Я», максимальный учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
3. Принцип гуманистичности:
- ребёнок активный, субъективный в совместной деятельности с педагогом, основанной на сотрудничестве, на взаимном уважении.
На уроке использовался учебник литературного чтения Л.Ф. Климановой «Литературное чтение», для 4 класса, карточки с заданиями, портрет П.П.Ершова, мультимедийный проектор, для повышения качества образования учащихся также использовались компьютерные средства. Время, отведённое на все этапы урока, было распределено рационально.
На первом этапе урока была проведена проверка домашнего задания для того, чтобы установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания, устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы в заданиях. Формируемые универсально-учебные действия: познавательные - произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно), поиск и выделение необходимой информации; коммуникативные – развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; регулятивные – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; личностные – установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, формировать чувство сопереживать героям.
На этапе сообщения темы и целей урока, работы с текстом до чтения была организованна и направлена работа познавательной деятельности учащихся к цели урока, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста; выделение его героев, актуализация читательского опыта. Формируемые универсально-учебные действия: познавательные - логическое предположение обще-учебных речевых высказываний; коммуникативные – речевая деятельность с целью получения информации; регулятивные – постановка цели; личностные – учебная мотивация.
На этапе знакомства со сказкой применялось первичное целостное восприятие произведения, чтение. Также была проведена словарная работа над непонятными и устаревшими словами и словосочетаниями из текста. Формируемые универсально-учебные действия: познавательные – чтение, получение информации; коммуникативные – кооперация усилий; регулятивные – самоконтроль чтения, прогнозирование; личностные – нравственное, этическое ориентирование.
На этапе анализа учащимся предлагались задания, побуждающие их к повторному чтению текста, лексико-синтетическому анализу каждой из его частей. Также на данном этапе использовалось словесное рисование, являющееся эффективным средством речевого развития учащихся, так как приучает тренировать воображение, обостряет внимание к слову, углубляет читательские впечатления. Формируемые универсально-учебные действия: познавательные – умение структурировать знания, анализ, синтез, самостоятельный поиск решений; регулятивные – целеполагание, самоконтроль, самооценка, коррекция; коммуникативные – обмен информации, взаимодействие, кооперация; личностные – развитие готовности к сотрудничеству. Также на данном этапе прослеживался яркий переход коммуникативных УУД в личностные. На заключительном этапе урока были подведены итоги, прокомментирована деятельность учащихся, было предложено домашнее задание. Возможности кабинета были использованы полностью.
Между всеми этапами урока прослеживалась логическая связь и завершённость каждого этапа. Выбранные формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы. Общение учащихся и учителя было доброжелательным и доверительным. Урок прошёл на высоком эмоциональном уровне. Рефлексия показала эмоциональное восприятие и усвоение учебного материала.
Урок позволил сформировать морально-этические качества детей, обогатить их нравственными представлениями и понятиями.
На уроке применялась здоровьесберегающая технология: использование физкультминутки.
По моему мнению, урок прошёл успешно, все поставленные дидактические цели и задачи урока реализованы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.