Доклад на тему:
«Основные способы повышения мотивации к обучению математике».
«Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев.»Саади
Мотивы возможного применения знаний в будущем недостаточно сильны в борьбе с каждодневными трудностями обучения.
Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными?
Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей.
К учебным мотивам относятся такие, как:
1. Собственное развитие в процессе учения;
2. Действие вместе с другими и для других;
3. Познание нового, неизвестного.
4. Понимание необходимости учения для дальнейшей жизни,
5. Процесс учения как возможность общения,
6. Похвала от значимых лиц;
7. Учеба как вынужденное поведение;
8. Процесс учебы как привычное функционирование;
9. Учеба ради лидерства и престижа;
10. Стремление оказаться в центре внимания,
11. Стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников и др.
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является
интерес.
Интерес — мотив, который действует в силу своей осознанной значимости.
Многие формы и методы работы хорошо известны учителям. Педагоги постоянно ищут
способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи, это:
увлеченное преподавание,
новизна учебного материала,
историзм, связь знаний с судьбами людей, открывшими то или иное математическое
понятие, внесшими вклад в развитие математики;
показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями
школьников;
использование новых и нетрадиционных форм обучения,
чередования форм и методов обучения,
проблемное обучение, эвристическое;
обучение с компьютерной поддержкой, использование интерактивных компьютерных
средств; взаимообучение (в парах, микрогруппах),
тестирование знаний, умений,
показ достижений обучаемых,
создание ситуаций успеха,
соревнование (с товарищами по классу, самим собой),
создание положительного микроклимата в классе,
доверие к обучаемому,
педагогический такт и мастерство педагога,
Учет возрастных особенностей школьников.
Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.
Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
Эмоциональная речь учителя.
Применение поощрения и порицания.
Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним).
Приемы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике:
1. Создание проблемной ситуации (например, в начале урока на этапе актуализации иповторения для того, чтобы установить связь между деятельностью учителя и школьника,чтобы обеспечить переход от ранее изученной темы к новой теме, обеспечить готовность к очередному этапу работы, включить в продуктивную обучающую деятельность,разбираются несколько вопросов устно, фронтально, возможно с записью на доске) на
повторение и актуализацию ранее полученных знаний , и задается вопрос или ставится задача, подводящая к изучению новой темы. При этом организуется живой диалог, начинается обсуждение проблемы, поиск решения или вывод правила или формулы).
Безоценочное начало урока способствует готовности учащихся к включению в новые познавательные процедуры, создает позитивный, доброжелательный, благоприятный эмоциональный фон.
2. Привлечение учащихся к оценочной деятельности (взаимопроверка на математических диктантах, минисамостоятельных работах, самооценка и т.д.)
3. Необычная форма обучения: урок с элементами ролевых игр, игр (Найди ошибку,Закодированный ответ, Эстафета), защита проектов (например, «Экспериментальное получение числа »), при изучении тем «Функция», «Координатная плоскость», при построении графиков функций на уроках используем задания, в результате которых накоординатной плоскости получаются забавные рисунки зверей, цветов, предметов(например, тема «Линейная функция»:
Задание. В одной системе координат постройте графики функций:
1) у = 0,5х + 6, - 4 ≤ х ≤ - 2;
2) У = - 2х +1, - 2 ≤ х ≤ - 1;
3) У = 3, - 1 ≤ х ≤ 1;
4) У = - 3х + 6, 1 ≤ х ≤ 2.
Если концы полученной ломаной и ее вершины рассмотреть как изображение звезд, тополученный рисунок является изображением одного из созвездий. Вы знаете, как оно называется?
Это Кассиопе́я. Историческая справка.
4. Учащиеся охотно занимаются различными замысловатыми проблемами, поэтому они с удовольствием разгадывают загадки, кроссворды и т. п. (большую помощь при этом оказывают печатные тетради по предметам математики и информатики);
5. Лабораторные работы. В процессе их выполнения учащиеся, работая с наглядными пособиями, инструментами, графиками и таблица ми, производя вычисления, «открывают» и формулируют новые математические определения («Смежные и вертикальные углы», «Сумма углов треугольника», «Сумма углов выпуклого многоугольника» и др.).
6. Уроки « Одной задачи», на которых рассматриваем на примере одной задачи
всевозможные способы её решения. Это применяется, например, на уроках геометрии и алгебры в старших классах при подготовке учащихся старших классов к ЕГЭ (часть С).
7. Решение развивающих, нестандартных задач, включая межпредметные связи и развитие кругозора, задания на олимпиадную тематику (печатные тетради по математике и информатике в 5–7 классах);
8. Дифференцированные задания на уроках и на дом.
9. Задания на самостоятельный поиск информации в учебных пособиях бумажных или электронных (доклады, сообщения, поиск решения новой задачи, самостоятельное
изучение каких либо тем)
10. Участие в различных предметных конкурсах (Кенгуру, КИТ и др.); участие в предметных олимпиадах разного уровня от школьных до областных и Российских
11. Использование компьютерных технологий.
Проведение уроков с использованием информационных технологий — это большой стимул в обучении. На таких уроках активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе более 80% информации воспринимает и запоминает с помощью зрения.
Таким образом, нужно использовать перечисленные выше приемы и особенно ИКТ на своих уроках, что позволит сделать урок более интересным, а это в свою очередь мотивирует учениковболее серьезно относиться к обучению математике.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.