Методическое сообщение «Основные принципы работы с детским фольклорным коллективом"
Оценка 4.9

Методическое сообщение «Основные принципы работы с детским фольклорным коллективом"

Оценка 4.9
Документация
docx
искусство
12.01.2024
Методическое сообщение «Основные принципы работы с детским фольклорным коллективом"
В помощь преподавателям фольклорного ансамбля детской школы искусств
Основные принципы работы с детским фольклорным коллективом..docx

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» Кочковского района Новосибирской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое сообщение

 «Основные принципы работы с детским фольклорным коллективом»

 

                                                                             

 

 

 

 

Составитель: Е.И.Савченко – преподаватель

фольклора  высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Кочки 2020г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Методическое сообщение  «Основные принципы работы с детским фольклорным коллективом» основано на практическом опыте создания и  работы  с детским фольклорным коллективом в детской школе искусств Кочковского района.

Цель данного сообщения – обобщить практический опыт работы, накопленный более чем за 30 лет преподавательской деятельности, поделится опытом с другими коллегами.

 

 Фольклорный ансамбль – синтезированное искусство, включающее в себя песню, танец, хоровод, народную игру, инструментальную музыку, пантомиму, декламацию, направлено на развитие творчества, муз. способностей, образовательного уровня детей.

По народной традиции певцы действуют в песне. Они – не посторонние наблюдатели, а живые участники действия, заключенного в самой песне. И движение и жест непосредственно вытекают из настроения, ритма, внутренней эмоции песни, естественно передаются в исполнении, импровизируются.

Использование с первых занятий простейших движений при исполнении игровых и плясовых песен является началом формирования творческих умений, способностей, которые развиваются при выполнении следующих заданий: сочинение текста на заданные ритмы, варьирование мелодии, импровизация движений под музыку.

Создание ансамбля требует от учителя знаний народного творчества, богатств его жанров и региональных особенностей, умения сделать тщательный анализ песенного материала, прослушивание и изучение записей народных песен, поиску средств и методов освоения активного репертуара.

Обязательно нужно помнить о бережном отношении к песне. В последнее время многие песни «перекраиваются», меняется ритм, муз. интонация, диалект, а в конечном счете и смысл. Поэтому одна из самых трудных художественных проблем в исполнительской практике – поиски эффективных средств и методов перенесения нар. песни из бытовых условий на сцену с минимальными потерями.

Детский фольклор – особая система ценностей. К нему относятся колыбельные песни, потешки, де6тские колядки, щедровки, считалки, заклички и тд. Большая часть из них, в связи с разрушением семейного уклада, ныне забыта.

Составляя репертуар детского фольклорного ансамбля надо использовать песни различных жанров, адаптировать их для исполнения детьми, учитывая их голосовые данные и возможности. Отбор произведений всегда был и остается острой практической проблемой. Выбор репертуара – процесс творческий, требующий знаний законов восприятия и умения моделировать сочетание песен различных жанров. Руководитель также должен знать закономерность музыкально певческого развития школьника и уметь предугадать динамику этого развития.

Подбирая музыкальный материал, надо учитывать его доступность и посильность для данного коллектива. Известно, что утомляемость поющих резко повышается, если разучивание песни слишком сложны, не продумана методика ведения занятия.

Репетиционную работу следует сочетать с концертами. Участие в концерте выявляет все возможности коллектива, демонстрируют его сплоченность, музыкальность, сценичность, эмоциональность. К тому же концертные выступления имеют большое воспитательное значение. Участникам ансамбля должно быть не все равно, поймут ли, оценят ли их совместный труд слушатели.

К каждому концертному выступлению ансамбль готовится специально. Проводятся репетиции, завершает их генеральная репетиция, на которой устраивается прогон программы, отрабатываются мизансцены, вход, выход, ведение программы.

Иногда концерт можно сопровождать рассказом об исполняемых песнях, о самом коллективе. Разговор с аудиторией облегчает контакт со слушателями, способствует восприятию услышанного. Беседа не должна быть длинной, утомительной, её цель – пропаганда народной  песни. Вести беседу может сам руководитель, ему помогают дети-ведущие.

Проводить концерты следует не слишком часто, но и не очень редко. Первое обстоятельство стирает свежесть впечатлений, превращая концерт в будничное дело, второе – расхолаживает коллектив.

Полезно записывать выступления ансамбля и даже создавать специальную фонотеку, по которой можно будет судить о творческом росте фольклорного ансамбля. В дальнейшей работе это обязательно пригодится преподавателю, так как может служить методическим материалом для учебного предмета  «Фольклорный ансамбль» или «Народное творчество».

Народное пение – самый демократический жанр хорового искусства. Участие в нем доступно многим, особенно детям, т.к. основано оно на естественном звучании голоса и не только не противоречит природе голоса ребенка, но и развивает её.

Что касается народной манеры пения – это целый комплекс вокально-исполнительских средств и приёмов, которые складываются на основе местных, историко-культурных и художественных традиций. Иначе говоря, народная музыка связана с певческим стилем той или иной области. Это сочетание диалекта, особенностей музыкального языка песен и исполнительского опыта ряда поколений народных певцов одной местности. В последнее время отношение к народной музыке, песне меняется под воздействием жизни. Взаимодействие с профессиональной музыкой значительно меняет как стилистический язык, так и форму исполнения народной песни.

В работе с фольклорным ансамблем следует придерживаться традиционной манеры исполнения, в репертуар включать народные песни разных областей России, но основу должен составлять местный песенно-танцевальный фольклор.

Манера народного пения возникла из живой человеческой речи. От речевой интонации идут характерные исполнительские приемы: скольжение, скаты, форшлаги, красочная игра словом. Поэтому следует сохранять образную народную речь при обучении пению, основные особенности местного говора, характерную фонетическую окраску, его манеру звукообразования, на которую влияет музыкальный склад песни.

Следует заниматься глубоким изучением этих особенностей. Вместе с тем к народно-бытовому пению нужно относиться критически и не копировать его недостатки (сиплое, резкое звучание, гортанный звук, заунывность, монотонность). Таким образом  главным методическим приемом, принципом в обучении народному пению является разговорная манера пения, т.е. установка «петь как говоришь», при этом стремиться сохранять и передавать различные смысловые интонации, которыми так насыщена человеческая речь. Отсюда вытекает первая методическая установка: артикуляционный механизм произношения слов в народном пении остается тем же, что и в разговорной речи, т.е. во время пения необходимо сохранять разговорное положение рта, не делать ничего лишнего. Чтобы это получилось, следует выполнять упражнения:

·         проговаривать конкретную фразу в разговорной манере;

·         проговаривать эту же фразу нараспев медленнее, следя за артикуляцией. В разговорной речи при помощи языка, губ, нижней челюсти фиксируется положение только ударной смысловой гласной, но при распеве и неударные требуют фиксации, но без опускания нижней челюсти.

·         проговаривать фразы нараспев на одном звуке в ритме песни. При этом следить, чтобы посыл звука опять же был разговорным, идущим от слова;

·         петь мелодию песни, сохраняя разговорный посыл звука.

В народном пении следует работать над близким посылом звука, но при этом необходимо помнить о высокой позиции звука. Достигается близкий посыл звука при помощи языка: кончик языка «ложечкой» упирается в основание нижних зубов, сам язык энергично подается вперед, при этом создается микрорезонатор, благодаря которому голос звучит близко и ярко. Как и в разговорной речи, в пении резонируют не столько мягкое нёбо и головные резонаторы, сколько полость рта, т.е. твердое нёбо и зубы, грудные резонаторы.

Еще одна важная особенность народного пения – озвучание, огласовка согласных /об/ы/манула, цветёт/ы/. Важно научить не выпячивать вставную гласную. Озвучивать согласные нужно сначала в медленном темпе. Спеть – значит произнести слова ясно и выразительно, так же отчетливо,  как и в разговорной речи. Иными словами, певческая дикция зависит от фонетики разговорной речи.

Причины плохой дикции связаны с вялой работой артикуляционного аппарата: малоподвижность языка, зажатость нижней челюсти, вялость губ, скованность мышц шеи и лица. Для преодоления этих недостатков следует выбирать определенные упражнения (для раскрепощения нижней челюсти – упражнения на слоги БА, МА, ДА, на преодоление вялости и малоподвижности языка – упражнения  на слог ЛЯ и т.д.). Главное правило для всех случаев – это полное физическое освобождение артикуляционного аппарата от напряжения.

Речь, как и пение, осуществляется только на основе дыхания. Учить правильному дыханию нужно с первых занятий. Прежде всего,  следует понять технику пользования дыханием: «бесшумный короткий вдох, опора дыхания, спокойное постепенное его расходование. Главное – сознательно относится к дыханию, практически овладевать его распределением от вдоха до выдоха, систематически тренировать дыхание на упражнениях и песнях».

Работая с фольклорным ансамблем, необходимо помнить, что это коллектив с единой манерой звукообразования, которая подразумевает единую тембровую окрашенность, единую манеру произношения гласных звуков, близкий посыл звука.

Народные песни  являются благодатным материалом для работы над вокально-хоровыми навыками. Каждый подголосок в них имеют яркую запоминающуюся мелодию, небольшой диапазон, многие народные песни используются без сопровождения, что способствует развитию слуха. Большое внимание следует уделять развитию чувства ритма, учитывая то, что народная песня  исполняется без дирижера, а плясовые, хороводные, игровые, – основаны на движении. Четкое ощущение ритма можно вырабатывать различными путями: прохлопывать ритмический рисунок какой-либо музыкальной  фразы, начиная с простейших песенных мелодий из репертуара ансамбля и переходя к более сложным, петь гаммы, ритмически варьируя, использовать распевание с активным ритмическим началом.

Пение в фольклорном ансамбле подразумевает не только коллективное творчество, импровизацию, но и органичное слияние индивидуальностей, умение подчинять свой голос общей звучности, гибко согласовывать свои действия с действиями других участников.

Поэтому руководитель должен постоянно обращать внимание не только на унисон ансамбля, но и на единую манеру пения: следить за динамическим (слитность голосов по силе звучания), ритмическим (особенно в плясовых песнях, протяжных со сложным ритмом, огласовкой), темповым, тембровым, дикционным ансамблем.

Развивая голос и навыки народно-хорового исполнения на основе разговорной манеры, руководитель должен хорошо знать строение певческого аппарата и физиологию певческого процесса, который в основе своей протекает у всех детей одинаково. В основе техники дыхания и звукообразования, дикции лежат единые для всех принципы.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ :

 

1.Развитие естественного звучания голоса,  начиная с примарных тонов, постепенно расширяя диапазон до ч.8.

2. Работать в рабочем  диапазоне, не форсировать звук.

3. Использовать мелодичный материал, особенно на начальных этапах обучения.

4. Повышать вокальные требования постепенно, идти от простого к сложному.

5. Добиваться улучшения красоты тембровой окраски звука;

6. Многократно отрабатывать вокальную  технику (близкий посыл звука, звонкость, ровность звука, высокую позицию и т.д.)  благодаря  повторению специальных упражнений

7.Формировать  звук с помощью эмоционально-художественных представлений;

8. Постоянная связь  речевого и певческого стереотипа;

9. Корректировать вокальный слух (приучать слушать себя и других),

10. Связывать обучение и сценические выступления.

11. Постоянно рассказывать о традиционной культуре, знакомить с жанрами песен, с обрядами и календарными праздниками.

Распевание

Главная часть занятия с фольклорным коллективом – это распевание, приведение голосового аппарата в рабочее состояние, разогрев связок, отработка певческих навыков.

Для отработки певческих навыков не обязательно использовать певческий репертуар. Необходимо  разработать специальные упражнения, распевки на определённые звуки. Упражнения следует тщательно подбирать, чтобы они были разнообразны по мелодическому материалу и техническим задачам.

Вокальные упражнения должны быть направлены на развитие голоса, расширение  его диапазона, укрепление дыхания, ровность звучания, высокую позицию, подвижность артикуляции и четкую дикцию. Начинать надо с простейших упражнений, диапазон которых небольшой, тесситура удобная, затем усложнять. Никогда не начинать упражнения с громкого пения, а в определенном порядке, пополнять их новыми интересными примерами. Распевки не следует менять часто. Длительное применение одних и тех же распевок,   будет способствовать развитию единой манеры пения. На первых занятиях упражнения будут занимать значительное время. Иногда целесообразно им посвятить не 10–15 мин., а гораздо больше.

Всегда следует помнить  о том, что на первом этапе развития детского голоса (в 7–10 лет) голоса мальчиков и девочек в общем однородны, деление на 1-е и 2-е голоса условное. Голосовой аппарат еще не сформирован, дыхание поверхностно. Требуется осторожное, бережное отношение к детскому голосу. В возрасте 11-14 лет и старше уже можно делить коллектив на голоса и партии.


 

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств»

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методическое сообщение «

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методическое сообщение «

Составляя репертуар детского фольклорного ансамбля надо использовать песни различных жанров, адаптировать их для исполнения детьми, учитывая их голосовые данные и возможности

Составляя репертуар детского фольклорного ансамбля надо использовать песни различных жанров, адаптировать их для исполнения детьми, учитывая их голосовые данные и возможности

Что касается народной манеры пения – это целый комплекс вокально-исполнительских средств и приёмов, которые складываются на основе местных, историко-культурных и художественных традиций

Что касается народной манеры пения – это целый комплекс вокально-исполнительских средств и приёмов, которые складываются на основе местных, историко-культурных и художественных традиций

В народном пении следует работать над близким посылом звука, но при этом необходимо помнить о высокой позиции звука

В народном пении следует работать над близким посылом звука, но при этом необходимо помнить о высокой позиции звука

Четкое ощущение ритма можно вырабатывать различными путями: прохлопывать ритмический рисунок какой-либо музыкальной фразы, начиная с простейших песенных мелодий из репертуара ансамбля и переходя к более…

Четкое ощущение ритма можно вырабатывать различными путями: прохлопывать ритмический рисунок какой-либо музыкальной фразы, начиная с простейших песенных мелодий из репертуара ансамбля и переходя к более…

Постоянно рассказывать о традиционной культуре, знакомить с жанрами песен, с обрядами и календарными праздниками

Постоянно рассказывать о традиционной культуре, знакомить с жанрами песен, с обрядами и календарными праздниками
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2024