Муниципального казённого общеобразовательного учреждения
«Коровинская средняя общеобразовательная школа»
План внеурочной деятельности
для 1-11 классов
на 2023-2024 учебный год
Разработал : учитель истории и обществознания
Павлова Оксана Викторовна,
первая квалификационная категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. План внеурочной деятельности МКОУ «Коровиская СОШ» обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего общего образования:
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” (с изменениями от 18.06.2022 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569);
· Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” (с изменениями от 18.06.2022 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 568);
· Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413».
1.2. Основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования реализуются образовательной организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20), Санитарные правила и нормы СанПин 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПин 1.2.3685-21).
Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
1.3. При разработке плана использовались следующие документы:
· Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 14.07.2022);
· Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” (с изменениями от 18.06.2022 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569);
· Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” (с изменениями от 18.06.2022 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 568);
· Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413»;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 г. "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность";
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021
№ 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
• Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.12.2021 № 03-2161 «О направлении методических рекомендаций»;
· Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Информационно-методическим письмом об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»);
· Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 992 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования";
· Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 993 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования";
· Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 № 1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования";
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-
20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (СП 2.4.3648-20);
• Информационно-методическое письмо Министерства просвещения Российской Федерации «Об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования» от 05.07.2022
№ ТВ-1290/03;
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (СанПиН 1.2.3685-21);
• Устав МКОУ «Коровинская СОШ»
2.Целевая направленность, стратегические и тактические цели содержания образования
2.1. План отражает основные цели и задачи МКОУ «Коровинская СОШ»
2.2. Подготовлен с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через внеурочную деятельность, широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные и иные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся, с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.
2.3. Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы.
2.4. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении начального общего образования (до 1320 часов за четыре года обучения), основного общего образования (до 1750 часов) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.
План внеурочной деятельности в первую очередь направлен на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования в зависимости от возможностей МКОУ «Коровинская СОШ» а также особенностей окружающего социума.
Внеурочная деятельность осуществляется по различным схемам, в том числе:
- непосредственно в образовательной организации;
-совместно с организациями и учреждениями дополнительного образования детей, спортивными объектами, учреждениями культуры;
- в сотрудничестве с другими организациями и с участием педагогов образовательной организации.
Формы организации внеурочной деятельности:
- учебные курсы и факультативы;
- художественные, музыкальные и спортивные студии;
- соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини-исследования;
Все формы предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работы, обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность).
1. Основные принципы плана
3.1. При выборе направлений и отборе содержания обучения МКОУ «Коровинская СОШ» учитывает:
- учет познавательных потребностей обучающихся и социального заказа родителей;
- учет кадрового потенциала образовательного учреждения;
- поэтапность развития нововведений;
- построение образовательного процесса в соответствии с санитарно- гигиеническими нормами;
- соблюдение преемственности и перспективности обучения.
3.2. Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безотметочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
3.3. Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка.
3.4. Внеурочная деятельность решает следующие задачи:
· поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программ начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования;
· совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде;
· формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни;
· повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников;
· развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы;
· поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления;
· формирование культуры поведения в информационной среде.
3.5. С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности реализуются через учебно-познавательную деятельность, в которой наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности:
- занятия по углубленному изучению отдельных учебных предметов;
- занятия по формированию функциональной грамотности;
- занятия по формированию финансовой грамоьности
- профориентационные занятия.
3.6. Внеурочная деятельность на базе МКОУ «Коровинская СОШ» реализуется через системы внеурочной деятельности, работу классных руководителей, социального педагога, педагогов дополнительного образования.
При выборе направлений и отборе содержания обучения учитываются:
· особенности МКОУ «Коровинская СОШ» (условия функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав);
· результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности;
· возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;
· особенности информационно-образовательной среды МКОУ «Коровинская СОШ» национальные и культурные особенности региона.
3.7 Направления внеурочной деятельности.
· Духовно-нравственное
· Коммуникативное направление (формирование функциональной грамотности)
· Социальное
· Общеинтеллектуальное
· Общекультурное
Предусмотренные на внеурочную деятельность часы распределены следующим образом:
Обязательная часть:
1 час в неделю — на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок);
1 час в неделю — на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности);
1 час в неделю — на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства).
Вариативная часть
· На занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектно- исследовательской деятельности, исторического просвещения);
· На занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах, а также в рамках реализации программы развития социальной активности обучающихся «РДДМ (Волонтеры России)»).
С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности использованы через реализацию плана внеурочной деятельности с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве школы.
Программы внеурочной деятельности разрабатываются в 1 классе на 33 учебные недели, во 2 – 3 классах – на 34 учебные недели, в 5-9 классах – на 34 учебные недели, в 11 классе – на 34 учебные недели.
2.Ожидаемые результаты внеурочной деятельности.
Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка. Все виды внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального, основного и среднего общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Духовно-нравственное направление
Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном».
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине — России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» — разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
Коммуникативное направление (формирование функциональной грамотности)
Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретённые знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью).
Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественно- научной, финансовой, направленной и на развитие креативного мышления и глобальных компетенций.
Основные организационные формы: интегрированные курсы, метапредметные кружки или факультативы.
Социальное направление
Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни.
Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности.
Основные организационные формы: профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов, изучение специализированных цифровых ресурсов, профессиональные пробы, моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии, посещение биржи труда и профориентационных парков.
Основное содержание: знакомство с миром профессий и способами получения профессионального образования; создание условий для развития надпрофессиональных навыков (общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности.
Общеинтеллектуальное направление
Основная цель: интеллектуальное развитие обучающихся, удовлетворение их особых познавательных интересов.
Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к знаниям, как залогу их собственного будущего.
Основные направления деятельности: занятия по дополнительному или углубленному изучению учебных предметов или модулей; занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности; занятия, связанные с
освоением регионального компонента образования или особыми этнокультурными интересами участников образовательных отношений; дополнительные занятия для школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной программы или трудности в освоении языка обучения; специальные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или испытывающими затруднения в социальной коммуникации
Общекультурное направление
Основная цель: общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их культурных потребностей и интересов.
Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к культуре в целом, как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России.
Направление нацелено на воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства, на формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и
самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций. В рамках данного направления учащиеся принимают участие в выставочной деятельности, в конкурсном движении
Спортивно-оздоровительное направление
Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов.
Основные задачи: физическое развитие обучающихся, привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы
воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых; оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе, развитие их самостоятельности и ответственности, формирование навыков самообслуживающего труда.
Основные организационные формы: занятия школьников в
различных творческих объединениях (хоровых студиях, театральных кружках или кружках художественного творчества, поэтических или писательских клубах и т.п.); занятия школьников в спортивных объединениях (секциях и клубах, организация спортивных турниров и соревнований); занятия школьников объединениях туристскокраеведческой направленности (экскурсии, развитие школьных музеев).
11. План внеурочной деятельности классов, обучающихся 1-4 классов (ФГОС НОО)
11.1 Годовой план внеурочной деятельности
№ п\п |
Направления |
Количество часов в год |
|||
1классы |
2 классы |
3 классы |
4 классы |
||
1. |
Спортивно- оздоровительное |
33 часа |
34 часа |
34 часа |
34 часа |
2. |
Общекультурное |
33 часа |
34 часа |
34 часа |
34 часа |
3. |
Социальное |
33 часа |
34 часа |
34 часа |
34 часа |
4. |
Духовно- нравственное |
33 часа |
34 часа |
34 часа |
34 часа |
5. |
Коммуникативная деятельность |
33 часа |
34 часа |
34 часа |
34 часа |
|
Итого за год |
165 |
170 |
170 |
170 |
11.2Недельный план внеурочной деятельности
№ п\п |
Направления |
Количество часов в неделю |
|||
1классы |
2 классы |
3 классы |
4 классы |
||
1. |
Спортивно - оздоровительное |
1 ч |
1 ч |
1 ч |
1 ч |
2. |
Общекультурное |
1 ч |
1 ч |
1 ч |
1 ч |
3. |
Социальное |
1 ч |
1 ч |
1 ч |
1 ч |
4. |
Духовно- нравственное |
1 ч |
1 ч |
1 ч |
1 ч |
5. |
Коммуникативная деятельность |
1ч |
1ч |
1ч |
1ч |
|
Итого за неделю |
5 ч |
5 ч |
5 ч |
5 ч |
Занятия групп проводятся на базе школы в кабинетах начальных классов, в спортивном зале, актовом зале, а также в учреждениях и отделениях дополнительного образования..
Таким образом, план внеурочной деятельности на 2023-2024 учебный год создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся.
Предлагаемые программы учебных курсов для обучающихся 1-4 -х классов (ФГОС НОО)
№ |
Направленность |
Наименование программы |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Духовно-нравственное |
«Разговоры о важном» |
1ч |
1ч |
1ч |
1ч |
2 |
Социальное |
«Тропинка в мир профессий»
ЮИД |
1ч |
1ч |
1ч |
0,5ч
0,5ч |
3 |
Спортивно-оздоровительное |
«Будь здоров» |
1ч |
1ч |
1ч |
1ч |
4 |
Коммуникативная деятельность (формирование функциональной грамотности) |
«Читай, считай, думай» |
1ч |
1ч |
1ч |
1ч |
5 |
Общекультурное |
Культура речи |
1ч |
1ч |
1ч |
1ч |
11.3.План внеурочной деятельности 5-9 классов, обучающихся по ФГОС
№ п/п |
Направление |
Кол-во часов в год |
||||
5класс |
6класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
||
1 |
Общеинтеллектуальное |
34 ч |
34 ч |
34 ч |
34 ч |
34 ч |
2 |
Общекультурное |
34 ч |
34 ч |
34 ч |
34 ч |
34 ч |
3 |
Социальное |
68 ч |
68 ч |
68 ч |
68 ч |
68 ч |
4 |
Духовно-нравственное |
34 ч |
34 ч |
34 ч |
34 ч |
34 ч |
5 |
Спортивно-оздоровительное |
34 ч |
34 ч |
34 ч |
34 ч |
34 ч |
6 |
Коммуникативная деятельность |
34 ч |
34ч |
34ч |
34ч |
34ч |
|
ИТОГО за год |
238 ч |
238 ч |
238 ч |
238 ч |
238 ч |
11.4.Недельный план внеурочной деятельности
№ п\п |
Направления |
Количество часов в неделю |
|
|||
5класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
||
1 |
Общеинтеллектуальное |
1 ч |
1 ч |
1 ч |
1 ч |
1ч |
2 |
Общекультурное |
1 ч |
1 ч |
1 ч |
1 ч |
1ч |
3 |
Социальное |
2 ч |
2 ч |
2 ч |
2 ч |
2ч |
4 |
Духовно-нравственное |
1 ч |
1 ч |
1 ч |
1 ч |
1ч |
5 |
Спортивно-оздоровительное |
1ч |
1ч |
1ч |
1ч |
1ч |
6 |
Коммуникативная деятельность |
1 ч |
1 ч |
1 ч |
1ч |
1ч |
|
ИТОГО за неделю |
7 ч |
7ч |
7ч |
7ч |
7ч |
Предлагаемые программы внеурочной деятельности 5-9 классов: (ФГОС ООО)
№ |
Направленность |
Наименование программы |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Духовно-нравственное |
«Разговоры о важном» |
1ч |
1ч |
1ч |
1ч |
1ч |
2 |
Социальное |
«Билет в будущее» |
1ч
|
1ч
|
1ч
|
1ч
|
1ч
|
ЮИД
|
1ч |
1ч |
|
|
|
||
«Волонтерство»/ «Наставнята» |
|
|
1ч |
1ч |
1ч
|
||
3 |
Спортивно-оздоровительное |
Первая медицинская помощь
|
1ч |
1ч |
1ч |
1ч |
1ч |
4 |
Коммуникативная деятельность (формирование функциональной грамотности) |
Финансовая грамотность |
1ч |
1ч |
|
|
|
Функциональная грамотность. Учимся для жизни
|
|
|
1ч |
1ч |
1ч |
||
5 |
Общекультурное |
На пути к грамотности
|
1ч |
|
1ч |
|
|
Речь и культура общения |
|
1ч |
|
1ч |
1ч |
||
6 |
Общеинтеллектуальное |
«Математика каждому»
|
1ч
|
1ч
|
1ч
|
0,5 ч |
1ч
|
Нестандартные задачи по физике.
|
|
|
|
0,5 ч
|
|
11.5 План внеурочной деятельности в11 классе, обучающихся по ФГОС
№ п\п |
Направления |
Количество часов в год |
1 |
Общеинтеллектуальное |
34 ч |
2 |
Общекультурное |
34ч |
3 |
Социальное |
68ч |
4 |
Духовно-нравственное |
34ч |
5 |
Спортивно-оздоровительное |
34ч |
6 |
Коммуникативная деятельность |
34ч |
|
ИТОГО за год |
238 |
11.6.Недельный план внеурочной деятельности
№ п\п |
Направления |
Количество часов в год |
1 |
Общеинтеллектуальное |
1ч |
2 |
Общекультурное |
1ч |
3 |
Социальное |
2ч |
4 |
Духовно-нравственное |
1ч |
5 |
Спортивно-оздоровительное |
1ч |
6 |
Коммуникативная деятельность |
1ч |
|
ИТОГО за неделю |
7ч |
Предлагаемые программы внеурочной деятельности 10-11 классов:(ФГОС СОО)
№ |
Направленность |
Наименование программы |
10 |
11 |
1 |
Духовно-нравственное |
«Разговоры о важном» |
|
1ч |
2 |
Социальное |
«Билет в будущее»
|
|
1ч
|
«Волонтерство» |
|
1ч |
||
3 |
Спортивно-оздоровительное |
НВП
|
|
1ч |
4 |
Коммуникативная деятельность (формирование функциональной грамотности) |
Функциональная грамотность. Биология вокруг нас
|
|
1ч |
5 |
Общекультурное |
«Теория и практика написания сочинений» |
|
1ч |
6 |
Общеинтеллектуальное |
«Решение сложных задач по математике»
|
|
1ч
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.