Приложение З.
к основной общеобразовательной программе среднего общего образования (ФГОС СОО) утв.приказомХ29 от 29.08.2019
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ФГОС СОО МОУ <<Калитинская на 2019-2020 учебный год
п.Калитино
2019 год
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОУ «Калитинская СОШ» в 2019/2020 учебном году в X-XI классах, реализующих образовательную программу в соответствии с ФГОС СОО среднего (полного) общего образования
1.Пояснительная записка
1.1. В соответствии с ФГОС СОО среднего (полного) общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность с соблюдением требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
1.2. План внеурочной деятельности МОУ «Калитинская СОШ» на 2019/2020 учебный год составлен на основании следующих нормативных документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 273-ФЗ образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N2 413 (в ред. приказа Минобрнауки России отЗ1 декабря 2015 года N2 1578);
— Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 N2 ()3—296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта среднего общего образования»;
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от июня 2002 г N230-51-433/16
— Письмо Министерства образования Российской Федерации от 02.04.2002 г. N213-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. У9996-р г,Москва <<Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
КОНЦЕПЦИЯ развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.У21726-р
Концепция воспитания в Ленинградской области Распоряжение об утверждении от 16 ноября 2015 г.У22871-р
Программа развития воспитания в Волосовском муниципальном районе на период 2017-2020 годов
1.3. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС СОО среднего (полного) общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы. Внеурочная деятельность понятие, объединяющее все виды деятельности обучающихся (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
1.4. План внеурочной деятельности обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности и направлен на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и основного общего образования. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
спортивно-оздоровительное духовно-нравственное
социальное общеинтеллектуальное
общекультурное в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, секции, конференции, олимпиады, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
1.5. Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося определяется его родителями (законными представителями) с учётом занятости обучающихся во второй половине дня.
1.6. Чередование учебной и внеурочной деятельности устанавливается календарным учебным графиком. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
1.7. Расписание занятий внеурочной деятельности формируется отдельное от расписания уроков. Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 35-45 минут. Для обучающихся классов в первом полугодии продолжительность занятия внеурочной деятельности не превышает 35 минут.
1. 8.Внеурочная деятельность в школе реализуется в рамках оптимизационной модели, предполагающей оптимизацию всех внутренних ресурсов образовательного учреждения и участие в реализации внеурочной деятельности педагогических работников, обеспечивающих образовательную деятельность при получении основного общего образования.
З
В рамках оптимизационной модели внеурочной деятельности используются следующие виды внеурочной деятельности: игровая Деятельность, познавательная Деятельность, проблемноценностное общение, Досугово-развлекательная Деятельность (Досуговое отцепе), художественное творчество, социальное пшорчество (социсиьно преобразующая Добровольческая Деятельность), спортивно-оздоровительная Деятельность, туристско-краеведческая Деятельность и др.
1.9. План внеурочной деятельности представлен регулярными и нерегулярными занятиями внеурочной деятельности.
Регулярные занятия проводятся с четко фиксируемой периодичностью и в установленное время (в определенные дни недели и часы) в соответствии с расписанием занятий внеурочной деятельности. При подведении итогов внеурочной деятельности обучающемуся засчитываются результаты регулярных занятий в учреждениях дополнительного образования, культуры и спорта.
Нерегулярные занятия внеурочной деятельности представлены большим количеством нерегулярных дел, событий, акций, мероприятий в рамках реализации плана воспитательной работы школы. Это экскурсии, соревнования, школьные праздники, школьные воспшпательные проекты, встречи с интересными людьлш, социсиьныс' и исследовательские проекты, подготовка к ОЛИМПИаДам, конкурсам, конференциям и т.д.
Оптимизационная модель является целостной системой реализации в школе внеурочной деятельности основного общего образования и включает следующие компоненты.
2. Особенности организации внеурочной деятельности при реализации основной общеобразовательной программы ФГОС СОО среднего (полного) общего образования
2.1. Цели организации внеурочной деятельности на уровне ФГОС СОО среднего (полного) общего образования:
обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в образовательной организации, создание благоприятных условий для развития ребёнка, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей.
2.2. Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательной деятельности, в рамках реализации основной образовательной программы ФГОС СОО среднего (полного) общего образования определила школа.
Содержание занятий, предусмотренных во внеурочной деятельности, осуществляется в таких формах как:
художественное, культурологические, хоровая студия,
сетевое взаимодействие, школьный спортивный клуб <<ЧЕМПИОН» и секции, олимпиады,
ДОО «ШАНС» и ДОО «Пионеры», экскурсии, соревнования, поисковые исследования.
2.3. Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации ФГОС СОО среднего (полного) общего образования. Соотношение обязательной части учебного плана ФГОС СОО среднего (полного) общего образования, части, формируемой участниками образовательных отношений, и плана внеурочной деятельности МОУ <<Калитинская СОШ» представлено в таблицах:
Направление внеурочной деятельности |
Количество часов в год |
Количество часов в год |
Всего за 2 года обучения |
х |
|
|
|
Обязательная часть учебного плана |
782 |
782 |
782 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
476 |
476 |
476 |
Максимально допустимая недельная нагрузка |
1258 |
1258 |
1258 |
Внеурочная деятельность |
340 |
340 |
340 |
2.4. Годовой и недельный план организации внеурочной деятельности в Х- XI общеобразовательных классах, реализующих образовательную программу в соответствии с
ФГОС СОО
Направление внеурочной деятельности |
Количество часов в год |
Всего |
Количество часов в неделю |
Всего |
||||||||
|
|
|
х |
м |
|
|
|
|
х |
м |
|
|
Спортивно- |
|
|
|
68 |
68 |
|
|
|
|
2 |
2 |
10 |
оздоровительное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Духовно-нравственное |
|
|
|
68 |
68 |
340 |
|
|
|
2 |
2 |
10 |
Социальное |
|
|
|
68 |
68 |
340 |
|
|
|
2 |
2 |
10 |
Общеинтеллектуальное |
|
|
|
68 |
68 |
340 |
|
|
|
2 |
2 |
10 |
Общекультурное |
|
|
|
68 |
68 |
340 |
|
|
|
2 |
2 |
10 |
Итого: |
|
|
|
340 |
340 |
1700 |
|
|
|
10 |
10 |
50 |
2.5. Внеурочная деятельность в МОУ <<Калитинская СОШ» осуществляется как образовательной организации так и используются возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности летне-оздоровительной компании.
2.6. При организации внеурочной деятельности используются программы внеурочной деятельности. В рамках реализации основной образовательной программы ФГОС СОО среднего (полного) общего образования предусмотрено проведение тематических мероприятий по всем направлениям внеурочной деятельности.
З. Содержание работы по направлениям внеурочной деятельности в МОУ «Калитинская СОШ» на 2019/2020 учебный год
3.1. Перечень курсов, реализуемых в рамках внеурочной деятельности в МОУ «Калитинская СОШ» на 2019/2020 учебный год
папраоасппс опсз деятельности |
|
класс |
Спортивно-оздоровительное |
«Баскетбол», Школьный спортивный клуб «Чемпион» Туристические походы, ДОО «ШАНС» Спортивные соревнования, олимпиады |
«Баскетбол», Школьный спортивный клуб «Чемпион» Туристические походы, ДОО «ШАНС» Спортивные соревнования, олимпиады |
Духовно-нравственное |
Реализация программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. ДОО «ШАНС», ДОО «ПИОНЕРЫ», УС школы |
Реализация программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. ДОО «ШАНС», ДОО «ПИОНЕРЫ» УС школы |
Социальное |
Реализация программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. ДОО «ШАНС», ДОО «ПИОНЕРЫ» УС школы |
Реализация программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. ДОО «ШАНС», ДОО «ПИОНЕРЫ» УС школы |
Общеинтеллектуальное |
«Я и моя будущая профессия» Библиотечные часы( 1 раз в месяц) Дистанционные интеллектуальные конкурсы, олимпиады, игры. Районный этап Всероссийских олимпиад по учебным предметам УС школы |
Дистанционные интеллектуальные конкурсы, олимпиады, игры. Районный этап Всероссийских олимпиад по учебным предметам УС школы |
Общекультурное |
Конкурсы рисунков и поделок Экскурсии Досуговые мероприятия (праздник, игра, семейный праздник) Библиотечные занятия УС школы |
Конкурсы рисунков и поделок Экскурсии Досуговые мероприятия (праздник, игра, семейный праздник) Библиотечные занятия |
Компонентом внеурочной деятельности также являются общешкольные дела по плану воспитательной работы школы, которые включены в общую годовую циклограмму. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в качественном (что сделано) и количественном (сколько времени) результате в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.
Занятость детей в кружках и секциях учреждений дополнительного образования: ДК Калитино, ИКЦ п. Калитино, школа искусств им. Н. К .Рериха, районный краеведческий музей, сельская библиотека, библиотека г. Волосово.
Ресурсы учреждений социума используются для проведения соревнований, концертов, экскурсий.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности организуется работа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.
План внеурочной деятельности предусматривает распределение обучающихся по возрасту, в зависимости от направления развития личности и реализуемых программ внеурочной деятельности, реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы.
Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы, изучение образовательных программ ВУД, использование ресурса учреждений социума позволяют сегодня реализовать учебный план 10-11 классов в части («Внеурочная деятельность» в объеме до 10 часов в неделю. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
3.2. Спортивно-оздоровительное направление.
Данное направление ориентировано на формирование позиции признания ребенком ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Направление включает в себя не только занятия для укрепления физического здоровья, но вопросы духовного и интеллектуального оздоровления младшего школьника,
Целью спортивно-оздоровительного направления является укрепление здоровья обучающихся путем применения комплексного подхода к обучению здоровью. Задачи:
сформировать элементарные представления о единстве различных видов здоровья:
физического, нравственного, социально-психологического;
сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания; воспитывать стремление к здоровому образу жизни, отвращение к вредным привычкам.
Спортивно-оздоровительное направление представлено школьным спортивным клубом <<Чемпион», секцией <Љаскетбол», занятиями в бассейне в ВСШУ21 г.Волосово, ДОО «ШАНС» и
ДОО <<Пионеры» ( туристические походы)
Спортивно-оздоровительное направление включает в себя следующие тематические мероприятия:
систематически: динамические паузы во время перемен, участие в спортивных соревнованиях на разных уровнях; беседы, классные часы с практическими заданиями по темам: <<Умеем ли мы правильно питаться?», «Я выбираю кашу», («Рациональное распределение свободного времени», вреде курения и других вредных привычках», <<Общение и уверенность в себе», <<Впереди лето! Безопасные игры на свежем воздухе» и т.п.
конкурс рисунков по теме профилактики сохранности зрения, зубов, опорно-двигательного аппарата; конкурс плакатов здоровый образ жизни»; мониторинг состояния здоровья обучающихся; подвижные игры на пришкольной площадке; викторина и конкурс рисунков любимый вид спорта»; и др.
3.2. Духовно-нравственное направление.
Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего и основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования:
В области формирования нравственной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, традиционных для народов России, российского общества, непрерывного образования, самовоспитания и стремления к нравственному совершенствованию; укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести; формирование основ нравственного самосознания личности (совести) способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; формирование нравственного смысла учения; формирование основ морали— осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; принятие обучающимся нравственных ценностей, национальных и этнических духовных традиций с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата. В области формирования социальной культуры:
формирование основ российской культурной и гражданской идентичности (самобытности); пробуждение веры в Россию, в свой народ, чувства личной ответственности за Отечество; воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре; формирование патриотизма и гражданской солидарности; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, человеколюбия (гуманности) понимания других людей и сопереживания им; становление гражданских качеств личности на основе демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям; формирование основ культуры межэтнического и межконфессионального общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей всех народов России.
В области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как основе российского общества; формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; формирование представления о традиционных семейных ценностях народов России, семейных ролях и уважения к ним; знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Духовно-нравственное направление представлено ДОО <<ШАНС» и ДОО , Реализация программы духовно-нравственного воспитания в начальной школе, Реализация программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.
Духовно-нравственное направление включает в себя следующие тематические мероприятия:
беседы об истории и культуре родной семьи, родного города, своей страны, о государственной символике России; разучивание государственного гимна России; проведение игры (Государственные символы
Участие в игре <<Зарница» и « Зарничка» экскурсии по родному району, в том числе виртуальные; проведение конкурсов рисунков о Калитинском сельском поселении, Волосовском районе, о
России; проведение выставки рисунков национальных костюмов различных народов России; проведение викторины «(Литература и музыка народов России, национальный фольклор», разучивание русской народной песни, чтение произведений фольклора; беседа по теме «(Традиционные религии на территории России»; виртуальная экскурсия «Соборы города»; проведение конкурса творческих работ ко Дню Защитника Отечества; беседа не тему <<Нашу Родину защищали люди различных национальностей»; подготовка и представление концертных номеров ко Дню Победы; и др.
3.3. Социальное направление.
Социальное направление имеет своей целью включение обучающихся в разнообразные значимые внутриклассные, внутришкольные, социально-ориентированные дела и проекты, обеспечение предпосылок формирования активной жизненной позиции и ответственно отношения к деятельности.
Задачи:
формирование у обучающихся ответственного отношения к деятельности, социальнополезным делам и проектам; умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; формирование умения соблюдать порядок на рабочем месте; воспитание бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, личным вещам; формирование отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей; обеспечение поддержки общественно-значимых инициатив обучающихся; стимулирование потребности в участии в социально-значимых делах и проектах; развитие у обучающихся интереса и активного отношения к социальным проблемам города, страны; формирование первоначальных навыков коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов.
Социальное направление представлено Реализация программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.
ДОО «ШАНС», ДОО <<ПИОНЕРЫ», Дежурство по школе, Дежурство по классу
Социальное направление включает в себя следующие тематические мероприятия:
проведение классных часов и бесед на темы «Ученье — труд», <<Труд в жизни людей»,
<<Профессии в современном мире»; подготовка и участие в классных и общешкольных мероприятиях: акции <<Обелиск», «Мастерская Деда Мороза», («Кормушка», <<Дети-детям», (Школьная клумба», <<Чистый двор», а также мероприятиях, посвященных Всемирному Дню охраны труда, Дню экологии; проведение информационно-пропагандистких мероприятий, направленных на профилактику насилия в отношении детей; организация проектной деятельности я хочу быть?», «Экология родного региона»; и др.
3.4. Общеинтеллектуальное направление,
Наличие в современном мире безграничного информационного пространства уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения.
Данное направление внеурочной деятельности ориентировано на развитие творческой личности, способной к анализу, восприятию, преобразованию различной информации, а также на создание условий для самореализации личности младшего школьника.
Целью общеинтеллектуального направления является формирование у старших школьников опыта продуктивной исследовательской деятельности и позитивного отношения к знанию как общественной и личностной ценности. Задачи:
обеспечение целенаправленного и систематического включения обучающихся в исследовательскую, познавательную деятельность; способствование полноценному развитию у обучающихся опыта организованной познавательной и научно-исследовательской деятельности; способствование развитию умения добывать знания и умения использовать их на практике; стимулирование развития потребности в познании; формирование у обучающихся навыков работы с различными формами представления информации.
Общеинтеллектуальное направление представлено кружком («Робототехника», Библиотечные часы( раз в месяц) Дистанционные интеллектуальные конкурсы, олимпиады, игры. Районный этап Всероссийских олимпиад по учебным предметам.
Общеинтеллектуальное направление включает в себя следующие тематические мероприятия:
диагностические мероприятия: выявление уровня общей образованности, памяти, внимания, логики и интеллекта в целом; определение способностей к различным предметам, изучаемым в школе; проведение игр, викторин, конкурсов, связанных с развитием интеллектуальных способностей и творческого мышления обучающихся по различным предметным областям; проведение занятий в компьютерном классе, направленных на формирование умений представлять (презентовать) информацию; мероприятия по исследовательско-проектной деятельности; и др.
3.5. Общекультурное направление.
Данное направление внеурочной деятельности ориентировано на воспитание у обучающегося способности к эстетическому самоопределению через художественное творчество. Основой общекультурного воспитания является искусство. Освоение этой области знаний часть формирования эстетической культуры личности.
Целью общекультурного направления является формирование у школьника в процессе создания и представления (презентации) художественного произведения способности управления культурным пространством своего существования.
Задачи:
расширение общего и художественного кругозора обучающихся младших классов, общей культуры, обогащение эстетических чувств и развитие художественного вкуса; развитие у школьников творческих способностей, фантазии, воображения через знакомство с различными областями искусства: изобразительное искусство, музыкальное искусство, театральное искусство, литературное искусство; формирование первоначальных представлений об эстетических идеалах и ценностях; формирование первоначальных навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на приобщение к достижениям общечеловеческой и национальной культуры; формирование способности формулировать собственные эстетические предпочтения; формирование представлений о душевной и физической красоте человека; формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества; формирование начальных представлений об искусстве народов России; развитие интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; развитие интереса к занятиям художественным творчеством; формирование стремления к опрятному внешнему виду; формирование отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости.
Общекультурное направление представлено тематическими часы в РКЦ «ДК «Калитино» Общекультурное направление включает в себя следующие тематические мероприятия:
рисование рисунков по впечатлениям просмотренных и прочитанных сказок, произведений, прослушанных музыкальных произведений; подготовка и организация концертных номеров для мероприятий школьного, районного
УРовня; организация театральных постановок по прочитанным сказкам, литературным произведениям; вокальное и инструментальное музицирование; ритмическая, мелодическая и речевая импровизация; экскурсии в музеи; посещение театров; и др.
4.Мониторинг эффективности реализации плана внеурочной деятельности ФГОС СОО
В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением плана внеурочной деятельности ФГОС СОО выступают:
1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, профессиональной и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.
З. Особенности детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Диагностика воспитания и социализации складывается из общих (системных) показателей и частной диагностики (анализа и самоанализа).
Системная диагностика осуществляется с помощью объединенной карты индикаторов
(показателей работы школы).
4.1Критерии выбраны по следующим принципам:
1. Критерий результативности (УУД, олимпиады, победы в конкурсах, динамика состоящих на учете, количества учеников в школе, текучесть кадров и т.п.) - помогает оценить результаты образовательного и воспитательного процесса в своем единстве в общих показателях. При неблагополучии в качестве общения участников ОП, будет ухудшаться мотивация к учению, к участию в урочной так и внеурочной жизни, что, несомненно, приведет к снижению показателей качества обучения и росту показателей дезадаптивной группы. <<Слабые места», за счет которых будет происходить дисбаланс показателей и напротив сильные стороны, которые позволят определить ресурсные проекты можно подробнее проанализировать по следующим показателям.
2. Критерий вовлеченности (сколько людей участвуют в чем либо; все ли категории участников ОП принимают участие в жизни школы как воспитательной системы). Если нет мотивации находиться в школе - всем или каким-то отдельным участникам ОП, значит не найдена необходимая тональность в предложениях школы - надо искать, может быть от чего-то отказываться. Если есть стабильность или рост вовлеченности, то это говорит о правильном направлении работы школы, соответствии ее предложения спросу (то что предлагается - действительно интересно участникам ОП).
З. Критерий возможностей (сколько конкурсов, мероприятий, творческих объединений учителей, родителей; обновление материально-технической базы, и пр.; для всех ли групп достаточно возможностей для участия в жизни школы как воспитательной системы). Может быть, что все предложения школы хороши, но их слишком мало. Или наоборот предложений много, но мала вовлеченность и значит это не адекватные предложения.
4. Критерий Качественной оценки (удовлетворенность всех участников ОП, мотивация к обучению, СМИ о школе и пр.). Этот показатель нуждается в углубленной разработке. Действительно по-настоящему оценить успешность развития воспитательной системы могут только качественные характеристики. Но они трудно поддаются стандартизации.
В плане внеурочной деятельности школы предусмотрена работа творческих групп педагогов по поиску методов структурированного изучения качественных показателей, которые можно было бы присоединить к общим, количественным индикаторным показателям. Наряду с некоторыми психолого-педагогическими методиками на данный момент как основной нами используется метод структурированного наблюдения и экспертных оценок.
Частная диагностика состояния элементов внеурочной деятельности складывается из методов, позволяющих проанализировать качественные характеристики ее субъектов и параметры воспитывающей среды. Соответственно в структуре частной диагностики мы выделяем инструментарий для анализа и самоанализа работы педагогов (предметников и классных руководителей), воспитанности учащихся, а так же комфортности пребывания в школе участников образовательного процесса и здоровьесберегающую инфраструктуру школы.
4.2 Диагностика воспитанности учащихся
Выбирая инструментарий оценки воспитанности учащихся, мы изучили и продолжаем изучать большое разнообразие литературы по этому вопросу. Таким образом, мы понимаем диагностику воспитанности как диагностику степени сформированности необходимых для успешной жизненной адаптации компетенций в соответствии с образом выпускника на каждой ступени. Эта оценка осуществляется на основании:
о методов структурированного педагогического наблюдения по схеме образа выпускника; о психологического обследования (тестирования и анкетирования); о результативности в учебной деятельности; о карты активности во внеурочной деятельности.
Однако нас интересует и отсроченные результаты своей работы: мы ведем мониторирование социальной успешности наших учеников. Перспективой является разработка минимума диагностического инструментария и его компьютеризация с целью полноценного анализа работы по внеурочной деятельности.
4.3 Диагностика комфортности пребывания в школе участников образовательного процесса Методы:
1. Блок анкет для изучения удовлетворенности участников ОП.
2. Блок методик для изучения удовлетворенности ОП и анализа образовательного спроса в рамках внеурочной деятельности.
Критериями эффективности реализации школой плана внеурочной деятельности является динамика основных показателей обучающихся:
•S карты активности во внеурочной деятельности.
4.3 Диагностика комфортности пребывания в школе участников образовательного процесса
Методы:
1. Блок анкет для изучения удовлетворенности участников ОП.
2. Блок методик для изучения удовлетворенности ОП и анализа образовательного спроса в рамках внеурочной деятельности.
Критериями эффективности реализации школой плана внеурочной деятельности является динамика основных показателей обучающихся:
1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
З. Динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Необходимо указать критерии, по которым изучается динамика процесса работы по внеурочной деятельности обучающихся:
1. Положительная Динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).
2. Инертность положительной Динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);
З. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольном этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса работы по внеурочной деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Индивидуальный маршрут
Ф.И. обучающегося
|
|
ченика/цы |
класса |
|
|
||
Виды внеурочной деятельности |
понедельник |
вторник |
среда |
четверг |
пятница |
суббота |
|
д овно-н авственное |
|
|
|
|
|
|
|
19
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.