План внеурочной деятельности "Почитай-кадля1-4 классов
Оценка 5

План внеурочной деятельности "Почитай-кадля1-4 классов

Оценка 5
docx
03.11.2022
План внеурочной деятельности "Почитай-кадля1-4 классов
внеурочка Почитай-ка.docx

МБОУ «Введенско- Слободская основная общеобразовательная школа»

Верхнеуслонского района Республики Татарстан

 

Рассмотрено

 на заседании школьного методического объединения учителей  предметников

Руководитель ШМО

_________/ Тяганова В.В./  

Протокол № ___  

от «    » августа  2022г.                                                                                  

 

 Согласовано

Заместитель руководителя по УВР   МБОУ «Введенско- Слободская ООШ»

________/Ширяева А.М./

«   »  августа 2022г.

   Утверждено

Руководитель МБОУ

«Введенско-Слободская  ООШ»

_______/Морозенкова Л.Э./

Приказ  № ___

от «   » августа 2022г.                               

 

                                     

 

 

 

 

 

                                                 

 

 

 

 

Рабочая программа

Внеурочной деятельности «Почитай-ка»
учителя

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

 «Введенско - Слободская основная общеобразовательная школа»

                        Ширяевой Анны Михайловны

 

 

                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 – 2022 учебный год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ      ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности разработана для  учащихся 1-4 классов  на основе следующих документов:

1.Закон об образовании РФ № 273 –ФЗ от 29.12.2012

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10 2009 года №373 (Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.02.2011 N 19707);Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 N 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.12.2011 N 22540)

Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.

Мы наблюдаем:

·         преобладание «делового» чтения над «свободным»;

·         возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;

·         в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.

    Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!

Актуальность выбора курса «Почитай-ка» определена следующими факторами: педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения; многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания; сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы. Для решения данной проблемы создана программа кружка «Почитай-ка»  интеллектуальной направленности  для учащихся 1-4 классов в рамках внеурочной деятельности по ФГОС. 

Цель программы   – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

   

 

 

Программа нацелена на решение следующих задач: 

 • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

• работать с различными типами текстов;

• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

 

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Почитай-ка» составлена на основе учебно-методической литературы:

1.Жиренко О.Е. «Праздник-ожидаемое чудо!» Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель:Москва: «ВАКО», 2006 г.

2.Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.: АРКТИ – 2006г.

3. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001г. 4.Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.

5.Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006г.

 

 

Ценностные ориентиры

 Содержа­ние программы кружка «Почитай-ка» создаёт возможность для вос­питания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов дру­гих стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной чита­тельской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

В программу включены занятия библиографического характера, ко­торые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обо­гатят его читательский опыт и эрудицию.

 

Ведущие принципы программы кружка «Почитай-ка»

 

·         художественно-эстетический

·         литературоведческий

·         коммуникативно-речевой

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

     В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

    Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа

охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,

драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий  заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.

 

Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

·         определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;

·         в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;

·         достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки педагогом.

 

Для формирования интереса к чтению применяются разнообразные формы организации  занятий:

v  занятие-диспут,

v  занятие-спектакль,

v  занятие-праздник,

v  занятие-интервью,

v   интегрированное занятие,

v  конференция,

v  устный журнал,

v  конкурсы,

v   литературные викторины,

v  литературная гостиная,

v   литературный ринг и т. д.

     Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

   

 

 

 

 

 

 

Требования к знаниям и умениям учащихся

 

Предметные умения, соответствующие требованиям федерального го­сударственного образовательного стандарта начального общего образо­вания:

  осознавать значимость чтения для личного развития;

  формировать потребность в систематическом чтении;

  использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  пользоваться справочными источниками для понимания и полу­чения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

уметь самостоятельно работать с новым произведением;

уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной дея­тельности, литературных играх;

уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои ре­зультаты.

Познавательные учебные умения:

прогнозировать содержание книги до чтения, используя информа­цию из аппарата книги;

отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым биб­лиотечным фондом);

составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  -участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать   свою точку зрения;

-оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

 - высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

Личностные качества:

 оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.

 

Учащиеся 1 класса должны уметь:

 

·         Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка,  прибаутка.

·         Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.

Отвечать на вопросы по содержанию текста

 

В результате реализации программы учащиеся 2 класса должны знать:

 

              названия, основное содержание изученных  литературных произведений, их авторов;

        Уметь:  читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета         скорости);   определять тему и главную мысль произведения;

             пересказывать текст;

             делить текст на смысловые части, составлять его простой  план;

             составлять небольшое монологическое высказывание с опорой  на авторский текст,          оценивать события, героев произведения;

             читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

             создавать небольшой устный текст на заданную тему;

             приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

             различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

             различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный  лист, иллюстрация, аннотация);

 

В результате реализации программы учащиеся  3 класса должны уметь:

 

·         Самостоятельно делить текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, определять с помощью учителя темы произведения и его смысла в целом.

·         Составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя.

·         Словесно рисовать картины к художественным текстам.

·         Составлять рассказ о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса.

·         Самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.

·         Сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя).

·         Понимать образные выражения, используемые в книге.

·         Ориентироваться в книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в  книге произведений, близких по тематике, самостоятельное составление заданий к тексту.

 

В результате реализации программы учащиеся 4 класса должны:

 

·         Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста,

·         Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;

·         Придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

·         Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

·         Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

·         Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

·         Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

·         Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

 

Режим занятий

 

Данная программа реализуется в течение 4 лет во внеурочной деятельности.

Общее число часов в год – 135;

1 занятие в неделю в 1-4 классах продолжительностью 40 минут.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

1 класс

Здравствуй, книга (3 ч). Вводное занятие. Правила работы с книгой. Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. Элементы книги. Книга-произведение  и книга-сборник. Рассматривание книги, выделение понятий: автор, обложка, страница, иллюстрация, заглавие.

Игры с буквами. (2 часа). Игровые занятия. Игровые упражнения с помощью пальчиков.

Игра-инсценировка с помощью пальчиков.

Малые фольклорные жанры (3часа): народные песенки, потешки, весёлые скороговорки, загадки, считалки. Творческая работа «Сочини загадку».

Стихи о детях и для детей (3 часа). Понятия «стихотворение», «рассказ». Понятие о рифме.  Чтение и слушание произведений А.Барто, С.Михалкова, С.Маршака. Рассматривание книг.

«Поляна сказок» (7 часов) Сказки народные и авторские.

Чтение сказок учителем. Слушание (аудиозапись).

Инсценировка сказки «Репка». Игры на основе сказок. Игра «Театральная разминка».

Творческая игра  «Что это за сказка?»

О защитниках Родины(3 часа). Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове».

«Поговорим о наших мамах» (3часа). Чтение стихов о маме.

«Книги о Родине и родной природе»  (5 ч). Чтение стихов и рассказов о Родине и родной природе. Проектные работы.

Книги о животных (3 ч).

Чтение и слушание рассказов о животных.

Рисование обложки для любимой книжки; рассказывание о произведении по обложке.

Игры «Угадай героя», «Угадай рассказ». Загадки о животных.

Пантомима «Кто это»? (покажи животное)

Конкурсная  программа «Путешествие в мир книг» (1 час)

 

2 класс

 Здравствуй, книга (3часа). Вводное занятие. Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении».

По страницам любимых книг (2 часа). Книги, прочитанные летом. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформле­нию, содержанию и поступкам героев).

Малые фольклорные жанры (5 часов). Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы посло­виц. Путешествие по тропинкам фольклора.

Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».

Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).

«Поляна сказок» (6 часов) Писатели-сказочники. Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотеч­ном фонде. Чтение выбранной книги. Викторина « Герои сказок». Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность)

Родину – мать учись защищать. (3 часа)  С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике»

Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотогра­фии, письма, воспоминания, рисунки.

«Поговорим о наших мамах» (3 часа). Е.Благинина « Вот какая мама», «Бабушка - забота»,

Емельянов « Рассказы о маме». Панькин « Легенда о матерях». Трутнева « Проталинки» Сочинение стихов о маме и для мамы.

«Книги о Родине и родной природе»  (6 ч). Е.Чарушин «Большие и маленькие», «Про Томку» Снегирев « Про пингвинов» Г.Скребицкий «Колючая семейка»

 Чтение стихов и рассказов о Родине и родной природе. Проектные работы.

Книги о животных (3 ч).

Художники-иллюстраторы книг о животных

Книги о твоих ровесниках (2часа) Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.

Итоговая викторина «В мире книг» (1 час)

 

 

3 класс

Здравствуй, книга (3 ч). Вводное занятие. История книги. Первопечатник Иван Федоров. Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение биб­лиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.

Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».

По страницам любимых книг (2 часа). Книги, прочитанные летом. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформле­нию, содержанию и поступкам героев).

Малые фольклорные жанры (2 часа). Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки».

«Поляна сказок» (4 часа) Сказки народные и литературные.   Жанровое разнообразие сказок: волшебные, бытовые, о животных. Чтение сказок, иллюстрирование сказок. Сказки народов разных стран. Литературная викторина.

«Родные поэты» (3 часа) Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей:

В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов,  М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов,

С. Дрожжин и др. Литературная игра «Знаешь ли ты поэтов-классиков?»

Книги Л.Н. Толстого для детей (2 ч). Книги Л.Н. Толстого для детей.

 Л.Н. Толстой – сказочник и обработчик русских народных сказок

Родину – мать учись защищать. (3 часа)  К.Ушинский «Александр Невский»,

А. О. Ишимова «История России в рассказах для детей». А.Гайдар « Поход» и др.

Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотогра­фии, письма, воспоминания, рисунки.

«Поговорим о наших мамах» (3 часа).  А.Милн «Непослушная мама». Стихи и рассказы о мамах.

Конкурс стихов.

«Книги о Родине и родной природе» (2 часа) Ф.Тютчев, И.Суриков, А.Блок, И. Бунин, С.Есенин, А.Плещеев

Книги о животных (3 ч). М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Гаечки», «Этажи леса»

К.Ушинский.  «Рассказы и сказки», «Орел» и др.

 О героизме и трусости(3 часа) С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»

Артюхова « Трусиха», С.Михалков «Прививка»,

К.Ушинский «Трусливый Ваня»

Книги о детях войны(3 часа) Л. Воронкова «Девочка из города» и др.

Литературный ринг (1час)

4 класс

Здравствуй, книга (3 ч). Вводное занятие.  История книги. Рукописные книги. Летописи.

 «Где, что, как и почему?». Книги-справочники, энциклопедии

«Вчера и сегодня».  Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях.

По страницам любимых книг (2 часа). Книги, прочитанные летом. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформле­нию, содержанию и поступкам героев).

Чудесный мир классики (4 часа). Сказки А.С. Пушкина. Рассказы Л.Н.Толстого, А.Чехова.

Поляна сказок.  (3 часа) Литературные сказки.

«Обыкновенная биография в необыкновенное время» (2 часа). Художественные произведения, автобиографии, письма, дневники А. Гайдара; воспоминания, заметки о А. Гайдаре.

О детях и поступках». (3часа). Рассказы Н.Носова и др. писателей о детях.

Родину – мать учись защищать. (3 часа)  Книги о далеких по времени событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века. Знакомство с творчеством С. Алексеева.

«Родные поэты» (3 часа) Знакомство со стихами  Ф.Тютчева, А.Майкова, А.Толстого, С.Есенина и др. рус. поэтами. Конкурс чтецов

«Поговорим о наших мамах» (1 час). Конкурс стихов о мамах.

«Страна фантазия» (2 часа)  Книги о приключениях.

«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны?» (2 часа)

Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ.

Сказки Г.Х.Андерсена (2 часа)

«От благодарных читателей» (2 часа) М.Твен «Приключения Тома Сойера», Д.Свифт «Путешествие Гулливера»

«О чём можно, о чём нужно, о чём хочется читать» (1 час) Составление выставки книг «В помощь юному читателю» и «путешествие» по выставке книг.

Литературная викторина. (1час)

 

 

Тематическое планирование

 

Класс

Название раздела

Всего часов

Теория

Практика

 1класс

Здравствуй, книга!

3

1

2

 

Игры с буквами. (2 часа).

2

 

2

 

Малые фольклорные жанры

4

1

3

 

Стихи о детях и для детей (3 часа).

4

1

3

 

Поляна сказок

7

1

6

 

О защитниках Родины

3

1

2

 

Поговорим о наших мамах

3

 

3

 

Книги о Родине и родной природе

5

1

4

 

Конкурсная  программа «Путешествие в мир книг»

Итоговое занятие.

2

 

2

2 класс

Здравствуй, книга!

3

1

2

 

По страницам любимых книг

2

 

2

 

Малые фольклорные жанры

5

1

4

 

Поляна сказок

6

1

5

 

Родину – мать учись защищать

 

3

1

2

 

Поговорим о наших мамах

3

 

3

 

Книги о Родине и родной природе

6

1

5

 

Книги о животных

3

 

3

 

Книги о твоих ровесниках

2

 

2

 

Итоговая викторина «В мире книг»

1

 

1

3 класс

Здравствуй, книга

3

1

2

 

По страницам любимых книг

2

 

2

 

Малые фольклорные жанры

2

 

2

 

Поляна сказок

4

1

3

 

Родные поэты

 

Книги Л.Н. Толстого для детей

 

3

2

 

3

2

 

Родину – мать учись защищать

3

1

2

 

Поговорим о наших мамах

3

 

3

 

Книги о Родине и родной природе

2

 

2

 

Книги о животных

3

 

3

 

О героизме и трусости

3

 

3

 

Книги о детях войны

3

1

2

 

Литературный ринг

 

1

 

1

4 класс

Здравствуй, книга!

3

1

2

 

По страницам любимых книг.

2

 

2

 

Чудесный мир классики

4

1

3

 

Поляна сказок. 

3

1

2

 

Обыкновенная биография в необыкновенное время

2

1

1

 

О детях и их поступках

3

1

2

 

Родину – мать учись защищать

3

1

 

2

2

Родные поэты

 

3

1

2

 

Поговорим о наших мамах

1

 

1

 

Страна фантазия

2

 

2

 

«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны?»

 

2

1

1

 

Сказки Г.Х.Андерсена

«От благодарных читателей»

2

 

2

 

«О чём можно, о чём нужно, о чём хочется читать»

 

1

 

1

 

Литературная викторина.

1

 

1

 

 

 

 

ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КУРСА

Уровень результатов работы по программе:

 

Высший уровень

( третий)

Средний уровень (второй)

Низший уровень

( первый)

Высокий средний

средний

Беглое чтение про себя текстов своего уровня из разных источников с полным пониманием

Достаточно беглое чтение текстов своего уровня из разных источников с хорошим пониманием

Самостоятельное беглое чтение текстов своего уровня из разных источников с хорошим пониманием затруднено

Угадывание значений слов, непонимание текста при трудностях техники чтения в случае самостоятельного чтения текстов своего уровня

Точный, полный и грамотный пересказ текста, включающий основную мысль и основные положения текста, важные детали, представленные в тексте и подтексте

Достаточно точный, полный и грамотный пересказ текста, включающий основную мысль, почти все основные положения и детали, изложенные в тексте, некоторые детали подтекста, возможна контекстуальная догадка

Пересказ, включающий некоторые положения текста и детали, изложенные в тексте, но нет логической схемы изложения от общего, важного, к частному, возможно отрывочное понимание подтекста, конкретная догадка, угадывание и фантазирование

Воспроизведение отдельных положений текста без их организации, без разделения на основное и второстепенное, без понимания подтекста, контекстуальная догадка подменяется угадыванием и фантазированием

Ясное и уверенное разделение фактов и мнений, реальности и фантазий

Разделение фактов и мнений, реальности и фантазий

Испытывает трудности при разделении фактов и мнений

Нет разделения между фактами и мнениями

Беглое выразительное, четкое чтение вслух

Беглое близкое к грамотному чтение вслух

Медленное чтение, с ошибками, которые иногда исправляются самостоятельно с нескольких попыток

Медленное чтение вслух с большим количеством ошибок, которые не исправляются самостоятельно

Самостоятельный поиск информации в различных источниках, поисковое чтение для извлечения информации

В большинстве случаев осуществляется поиск информации с помощью чтения

Может осуществить поиск с помощью других, нуждается в напоминании о том, что скорость и вид чтения меняются в зависимости от его цели

Не умеет работать с разнообразными источниками информации, не знает, какую информацию и как извлекать, не умеет читать по-разному в зависимости от разных целей чтения

Увлеченный читатель, который предпочитает проводить свободное время за чтением

Читает при необходимости, иногда для себя в свободное время

Читает, когда «надо», для себя в свободное время не читает

Плохо читает про себя, избегает чтения

 

 

 

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1)Портреты детских поэтов и писателей.

2)Детские книги для  чтения.

3) Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, мультимедийный проектор

4) Аудиозаписи и видеозаписи  детских произведений.

  

5) Справочники

6) Словари

 

 

Основная и дополнительная литература

 

Пособия для педагога

 

1.Жиренко О.Е. «Праздник-ожидаемое чудо!» Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель:Москва: «ВАКО», 2006 г.

2.Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.: АРКТИ – 2006г.

3. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001г. 4.Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.

5.Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006г.

Литература для детей

  1. Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: - 2002
  2. Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001
  3. Синицына  Е.И. Сказки для игры и развития. – М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002
  4. Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2001
  5. Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М.: ООО «Издательство АСТ» Донецк: Сталкер. 2001

 

СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Прогнозируемый результат реализации программы.

 

  1. Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
  2. Умение работать с книгой.
  3. Умение работать с текстом.
  4. Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных  способностей у своих детей.

 

                                  Диагностические средства.

 

Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:

1. Проверка техники чтения.

2. Проверка читательского кругозора.

3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 2, 3 и 4-х классов)

 

Анкета для учащихся 1-4 классов «Читательская активность обучающихся»

1 класс

Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.


1. Любишь ли ты читать?

-да-

-нет-

2. Почему ты любишь читать?

 -можно многое узнать

-интересно

3.Посещаешь ли ты библиотеку?

-да

-нет-

4. Что ты любишь читать?

 -стихи

-сказки

-смешные рассказы

-рассказы о животных

5.Что любишь больше всего?

-читать сам

-слушать чтение взрослых

6. Читают ли в вашей семье книги вслух?

 -читают

-не читают

7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?

-хвалят

-ругают, сердятся

 

8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

 


 2 класс

1. Что мы узнаем о книге с ее обложки?

2.       Что мы узнаем о книге с титульного листа?

3.      Назови писателей - авторов сказок

4.      Скажи, каких поэтов ты знаешь.

5.      Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.

6.       О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)

7.       Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.

8. Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.

9.      Чем отличаются стихи от прозы?

    О чем вы любите читать?

10.       Что отличает произведения народного творчества и литературы?

11. Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения

12. Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?

3 класс

Проверка читательского кругозора

1. Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.

2.      Назовите фамилии отечественных поэтов.

3.       Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок

4.      Какие басни вы знаете?

5.       Кто из писателей пишет о природе?

6.      Назовите авторов зарубежной литературы.

7.       Назовите известные вам жанры произведений.

8.       Назовите любимые темы чтения.

4 класс

Проверка читательского кругозора.

Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:

1.  Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)

2.          Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)

3.  Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во
2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,
Чехова, Платонова, Пришвина и др.).

4.      Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)

5.       Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.

6.       Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)

7.       Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.

8.       Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)

Проверка техники чтения проводится в соответствии с программой по предмету на уроках чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей

 

Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:

1. Проверка техники чтения.

2. Проверка читательского кругозора.

3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения

 

Анкета для первоклассников «Читательская активность обучающихся»

Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.


1. Любишь ли ты читать?

-да-

-нет-

2. Почему ты любишь читать?

 -можно многое узнать

-интересно

3.Посещаешь ли ты библиотеку?

-да

-нет-

4. Что ты любишь читать?

 -стихи

-сказки

-смешные рассказы

-рассказы о животных

5.Что любишь больше всего?

-читать сам

-слушать чтение взрослых

6. Читают ли в вашей семье книги вслух?

 -читают

-не читают

7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?

-хвалят

-ругают, сердятся

8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

-могу

-не могу

 

Проверка читательских умений во 2 классе.

В работе с книгой второклассник должен уметь:

-     использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;

-     определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;

 

-  пользоваться сносками и примечаниями книги;

-  отвечать на типовые вопросы о книге;

-  составить рассказ о книге в целом после рассматривания.

Проверка читательского кругозора

Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.

Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:

10. Что мы узнаем о книге с ее обложки?

11.Что мы узнаем о книге с титульного листа?

12.Назови писателей - авторов сказок

13.Скажи, каких поэтов ты знаешь.

14.Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.

15.О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)

16.Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.

17. Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.

18.Чем отличаются стихи от прозы?

 

13. О чем вы любите читать?

14.       Что отличает произведения народного творчества и литературы?

15. Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения

16. Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?

 

Проверка читательских умений в 3 классе.

В работе с книгой третьеклассник должен уметь:

-  выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;

-  характеризовать книгу в целом;

_ сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги;

- представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям.

В работе с текстом третьекласснику нужны умения,

-готовиться к восприятию нового произведения;

-  эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;

-  составить рассказ о герое произведения;

-  кратко передать события (сюжет);

-  самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.

Проверка читательского кругозора

9. Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.

10.Назовите фамилии отечественных поэтов.

11.Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок

12.Какие басни вы знаете?

13.Кто из писателей пишет о природе?

14. Назовите авторов зарубежной литературы.

15.Назовите известные вам жанры произведений.

16.Назовите любимые темы чтения.

 

Проверка читательских умений в 4 классе.

В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:

- выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;

_ определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;

-устанавливать тему и жанр просмотренной книги;

-называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,

выборочно);

-ставить перед собой цель чтения книги.

-давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).

Проверка читательского кругозора.

Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:

3.  Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)

4.          Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)

3.  Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во
2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,
Чехова, Платонова, Пришвина и др.).

9.      Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)

10.Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.

11.Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)

12.Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.

13.Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)

 

 

 

Проверка техники чтения проводится в соответствии с программой по предмету на уроках чтения.

 

 

 

 

 

 

 


Проверка читательских умений во 2 классе.

В работе с книгой второклассник должен уметь:

-     использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;

-     определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;

 

-  пользоваться сносками и примечаниями книги;

-  отвечать на типовые вопросы о книге;

-  составить рассказ о книге в целом после рассматривания.

Проверка читательского кругозора

Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.

Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:

19. Что мы узнаем о книге с ее обложки?

20.Что мы узнаем о книге с титульного листа?

21.Назови писателей - авторов сказок

22.Скажи, каких поэтов ты знаешь.

23.Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.

24.О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)

25.Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.

26. Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.

27.Чем отличаются стихи от прозы?

 

17. О чем вы любите читать?

18.       Что отличает произведения народного творчества и литературы?

19. Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения

20. Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?

 

Проверка читательских умений в 3 классе.

В работе с книгой третьеклассник должен уметь:

-  выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;

-  характеризовать книгу в целом;

_ сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги;

- представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям.

В работе с текстом третьекласснику нужны умения,

-готовиться к восприятию нового произведения;

-  эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;

-  составить рассказ о герое произведения;

-  кратко передать события (сюжет);

-  самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.

Проверка читательского кругозора

17. Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.

18.Назовите фамилии отечественных поэтов.

19.Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок

20.Какие басни вы знаете?

21.Кто из писателей пишет о природе?

22. Назовите авторов зарубежной литературы.

23.Назовите известные вам жанры произведений.

24.Назовите любимые темы чтения.

 

Проверка читательских умений в 4 классе.

В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:

- выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;

_ определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;

-устанавливать тему и жанр просмотренной книги;

-называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,

выборочно);

-ставить перед собой цель чтения книги.

-давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).

Проверка читательского кругозора.

Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:

5.  Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)

6.          Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)

3.  Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во
2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,
Чехова, Платонова, Пришвина и др.).

14.Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)

15.Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.

16.Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)

17.Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.

18.Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)

 

 

 

Проверка техники чтения проводится в соответствии с программой по предмету на уроках чтения.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                   


 

Скачано с www.znanio.ru

МБОУ «Введенско- Слободская основная общеобразовательная школа»

МБОУ «Введенско- Слободская основная общеобразовательная школа»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа нацелена на решение следующих задач: • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; • учить детей чувствовать…

Программа нацелена на решение следующих задач: • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; • учить детей чувствовать…

В программу включены занятия библиографического характера, ко­торые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обо­гатят его читательский опыт и эрудицию

В программу включены занятия библиографического характера, ко­торые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обо­гатят его читательский опыт и эрудицию

Требования к знаниям и умениям учащихся

Требования к знаниям и умениям учащихся

В результате реализации программы учащиеся 3 класса должны уметь: ·

В результате реализации программы учащиеся 3 класса должны уметь: ·

Малые фольклорные жанры (3часа) : народные песенки, потешки , весёлые скороговорки, загадки, считалки

Малые фольклорные жанры (3часа) : народные песенки, потешки , весёлые скороговорки, загадки, считалки

Поляна сказок» (4 часа) Сказки народные и литературные

Поляна сказок» (4 часа) Сказки народные и литературные

Малые фольклорные жанры 4 1 3

Малые фольклорные жанры 4 1 3

О героизме и трусости 3 3

О героизме и трусости 3 3

Высший уровень ( третий)

Высший уровень ( третий)

Самостоятельный поиск информации в различных источниках, поисковое чтение для извлечения информации

Самостоятельный поиск информации в различных источниках, поисковое чтение для извлечения информации

Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках

Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках

Что мы узнаем о книге с ее обложки? 2

Что мы узнаем о книге с ее обложки? 2

В художественных текстах слова употребляются в переносном значении

В художественных текстах слова употребляются в переносном значении

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей

Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?

Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?

Главными в книгах являются герои, образы

Главными в книгах являются герои, образы

Проверка читательских умений во 2 классе

Проверка читательских умений во 2 классе

Проверка читательских умений в 4 классе

Проверка читательских умений в 4 классе

План внеурочной деятельности "Почитай-кадля1-4 классов

План внеурочной деятельности "Почитай-кадля1-4 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2022