МБОУ «Введенско- Слободская основная общеобразовательная школа»
Верхнеуслонского района Республики Татарстан
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения учителей предметников Руководитель ШМО _________/ Тяганова В.В./ Протокол № ___ от « » августа 2022г.
|
Согласовано Заместитель руководителя по УВР МБОУ «Введенско- Слободская ООШ» ________/Ширяева А.М./ « » августа 2022г. |
Утверждено Руководитель МБОУ «Введенско-Слободская ООШ» _______/Морозенкова Л.Э./ Приказ № ___ от « » августа 2022г.
|
Рабочая программа
Внеурочной деятельности «Почитай-ка»
учителя
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Введенско - Слободская основная общеобразовательная школа»
Ширяевой Анны Михайловны
2021 – 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности разработана для учащихся 1-4 классов на основе следующих документов:
1.Закон об образовании РФ № 273 –ФЗ от 29.12.2012
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10 2009 года №373 (Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.02.2011 N 19707);Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 N 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.12.2011 N 22540)
Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.
Мы наблюдаем:
· преобладание «делового» чтения над «свободным»;
· возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
· в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.
Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!
Актуальность выбора курса «Почитай-ка» определена следующими факторами: педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения; многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания; сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы. Для решения данной проблемы создана программа кружка «Почитай-ка» интеллектуальной направленности для учащихся 1-4 классов в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.
Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Программа нацелена на решение следующих задач:
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Почитай-ка» составлена на основе учебно-методической литературы:
1.Жиренко О.Е. «Праздник-ожидаемое чудо!» Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель:Москва: «ВАКО», 2006 г.
2.Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.: АРКТИ – 2006г.
3. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001г. 4.Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.
5.Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006г.
Ценностные ориентиры
Содержание программы кружка «Почитай-ка» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Ведущие принципы программы кружка «Почитай-ка»
· художественно-эстетический
· литературоведческий
· коммуникативно-речевой
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа
охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,
драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
· определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
· в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
· достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки педагогом.
Для формирования интереса к чтению применяются разнообразные формы организации занятий:
v занятие-диспут,
v занятие-спектакль,
v занятие-праздник,
v занятие-интервью,
v интегрированное занятие,
v конференция,
v устный журнал,
v конкурсы,
v литературные викторины,
v литературная гостиная,
v литературный ринг и т. д.
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Требования к знаниям и умениям учащихся
Предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
-участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
Личностные качества:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.
Учащиеся 1 класса должны уметь:
· Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка.
· Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.
Отвечать на вопросы по содержанию текста
В результате реализации программы учащиеся 2 класса должны знать:
• названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
Уметь: читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения;
• пересказывать текст;
• делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
• составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
• читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
• создавать небольшой устный текст на заданную тему;
• приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
• различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
В результате реализации программы учащиеся 3 класса должны уметь:
· Самостоятельно делить текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, определять с помощью учителя темы произведения и его смысла в целом.
· Составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя.
· Словесно рисовать картины к художественным текстам.
· Составлять рассказ о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса.
· Самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.
· Сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя).
· Понимать образные выражения, используемые в книге.
· Ориентироваться в книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в книге произведений, близких по тематике, самостоятельное составление заданий к тексту.
В результате реализации программы учащиеся 4 класса должны:
· Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста,
· Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;
· Придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
· Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
· Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
· Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
· Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
· Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
Режим занятий
Данная программа реализуется в течение 4 лет во внеурочной деятельности.
Общее число часов в год – 135;
1 занятие в неделю в 1-4 классах продолжительностью 40 минут.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс
Здравствуй, книга (3 ч). Вводное занятие. Правила работы с книгой. Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. Рассматривание книги, выделение понятий: автор, обложка, страница, иллюстрация, заглавие.
Игры с буквами. (2 часа). Игровые занятия. Игровые упражнения с помощью пальчиков.
Игра-инсценировка с помощью пальчиков.
Малые фольклорные жанры (3часа): народные песенки, потешки, весёлые скороговорки, загадки, считалки. Творческая работа «Сочини загадку».
Стихи о детях и для детей (3 часа). Понятия «стихотворение», «рассказ». Понятие о рифме. Чтение и слушание произведений А.Барто, С.Михалкова, С.Маршака. Рассматривание книг.
«Поляна сказок» (7 часов) Сказки народные и авторские.
Чтение сказок учителем. Слушание (аудиозапись).
Инсценировка сказки «Репка». Игры на основе сказок. Игра «Театральная разминка».
Творческая игра «Что это за сказка?»
О защитниках Родины(3 часа). Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове».
«Поговорим о наших мамах» (3часа). Чтение стихов о маме.
«Книги о Родине и родной природе» (5 ч). Чтение стихов и рассказов о Родине и родной природе. Проектные работы.
Книги о животных (3 ч).
Чтение и слушание рассказов о животных.
Рисование обложки для любимой книжки; рассказывание о произведении по обложке.
Игры «Угадай героя», «Угадай рассказ». Загадки о животных.
Пантомима «Кто это»? (покажи животное)
Конкурсная программа «Путешествие в мир книг» (1 час)
2 класс
Здравствуй, книга (3часа). Вводное занятие. Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении».
По страницам любимых книг (2 часа). Книги, прочитанные летом. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Малые фольклорные жанры (5 часов). Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора.
Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
«Поляна сказок» (6 часов) Писатели-сказочники. Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Викторина « Герои сказок». Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность)
Родину – мать учись защищать. (3 часа) С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике»
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
«Поговорим о наших мамах» (3 часа). Е.Благинина « Вот какая мама», «Бабушка - забота»,
Емельянов « Рассказы о маме». Панькин « Легенда о матерях». Трутнева « Проталинки» Сочинение стихов о маме и для мамы.
«Книги о Родине и родной природе» (6 ч). Е.Чарушин «Большие и маленькие», «Про Томку» Снегирев « Про пингвинов» Г.Скребицкий «Колючая семейка»
Чтение стихов и рассказов о Родине и родной природе. Проектные работы.
Книги о животных (3 ч).
Художники-иллюстраторы книг о животных
Книги о твоих ровесниках (2часа) Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.
Итоговая викторина «В мире книг» (1 час)
3 класс
Здравствуй, книга (3 ч). Вводное занятие. История книги. Первопечатник Иван Федоров. Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.
Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».
По страницам любимых книг (2 часа). Книги, прочитанные летом. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Малые фольклорные жанры (2 часа). Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки».
«Поляна сказок» (4 часа) Сказки народные и литературные. Жанровое разнообразие сказок: волшебные, бытовые, о животных. Чтение сказок, иллюстрирование сказок. Сказки народов разных стран. Литературная викторина.
«Родные поэты» (3 часа) Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей:
В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов, М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов,
С. Дрожжин и др. Литературная игра «Знаешь ли ты поэтов-классиков?»
Книги Л.Н. Толстого для детей (2 ч). Книги Л.Н. Толстого для детей.
Л.Н. Толстой – сказочник и обработчик русских народных сказок
Родину – мать учись защищать. (3 часа) К.Ушинский «Александр Невский»,
А. О. Ишимова «История России в рассказах для детей». А.Гайдар « Поход» и др.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
«Поговорим о наших мамах» (3 часа). А.Милн «Непослушная мама». Стихи и рассказы о мамах.
Конкурс стихов.
«Книги о Родине и родной природе» (2 часа) Ф.Тютчев, И.Суриков, А.Блок, И. Бунин, С.Есенин, А.Плещеев
Книги о животных (3 ч). М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Гаечки», «Этажи леса»
К.Ушинский. «Рассказы и сказки», «Орел» и др.
О героизме и трусости(3 часа) С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»
Артюхова « Трусиха», С.Михалков «Прививка»,
К.Ушинский «Трусливый Ваня»
Книги о детях войны(3 часа) Л. Воронкова «Девочка из города» и др.
Литературный ринг (1час)
4 класс
Здравствуй, книга (3 ч). Вводное занятие. История книги. Рукописные книги. Летописи.
«Где, что, как и почему?». Книги-справочники, энциклопедии
«Вчера и сегодня». Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях.
По страницам любимых книг (2 часа). Книги, прочитанные летом. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Чудесный мир классики (4 часа). Сказки А.С. Пушкина. Рассказы Л.Н.Толстого, А.Чехова.
Поляна сказок. (3 часа) Литературные сказки.
«Обыкновенная биография в необыкновенное время» (2 часа). Художественные произведения, автобиографии, письма, дневники А. Гайдара; воспоминания, заметки о А. Гайдаре.
О детях и поступках». (3часа). Рассказы Н.Носова и др. писателей о детях.
Родину – мать учись защищать. (3 часа) Книги о далеких по времени событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века. Знакомство с творчеством С. Алексеева.
«Родные поэты» (3 часа) Знакомство со стихами Ф.Тютчева, А.Майкова, А.Толстого, С.Есенина и др. рус. поэтами. Конкурс чтецов
«Поговорим о наших мамах» (1 час). Конкурс стихов о мамах.
«Страна фантазия» (2 часа) Книги о приключениях.
«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны?» (2 часа)
Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ.
Сказки Г.Х.Андерсена (2 часа)
«От благодарных читателей» (2 часа) М.Твен «Приключения Тома Сойера», Д.Свифт «Путешествие Гулливера»
«О чём можно, о чём нужно, о чём хочется читать» (1 час) Составление выставки книг «В помощь юному читателю» и «путешествие» по выставке книг.
Литературная викторина. (1час)
Тематическое планирование
Класс |
Название раздела |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1класс |
Здравствуй, книга! |
3 |
1 |
2 |
|
Игры с буквами. (2 часа). |
2 |
|
2 |
|
Малые фольклорные жанры |
4 |
1 |
3 |
|
Стихи о детях и для детей (3 часа). |
4 |
1 |
3 |
|
Поляна сказок |
7 |
1 |
6 |
|
О защитниках Родины |
3 |
1 |
2 |
|
Поговорим о наших мамах |
3 |
|
3 |
|
Книги о Родине и родной природе |
5 |
1 |
4 |
|
Конкурсная программа «Путешествие в мир книг» Итоговое занятие. |
2 |
|
2 |
2 класс |
Здравствуй, книга! |
3 |
1 |
2 |
|
По страницам любимых книг |
2 |
|
2 |
|
Малые фольклорные жанры |
5 |
1 |
4 |
|
Поляна сказок |
6 |
1 |
5 |
|
Родину – мать учись защищать
|
3 |
1 |
2 |
|
Поговорим о наших мамах |
3 |
|
3 |
|
Книги о Родине и родной природе |
6 |
1 |
5 |
|
Книги о животных |
3 |
|
3 |
|
Книги о твоих ровесниках |
2 |
|
2 |
|
Итоговая викторина «В мире книг» |
1 |
|
1 |
3 класс |
Здравствуй, книга |
3 |
1 |
2 |
|
По страницам любимых книг |
2 |
|
2 |
|
Малые фольклорные жанры |
2 |
|
2 |
|
Поляна сказок |
4 |
1 |
3 |
|
Родные поэты
Книги Л.Н. Толстого для детей
|
3 2 |
|
3 2 |
|
Родину – мать учись защищать |
3 |
1 |
2 |
|
Поговорим о наших мамах |
3 |
|
3 |
|
Книги о Родине и родной природе |
2 |
|
2 |
|
Книги о животных |
3 |
|
3 |
|
О героизме и трусости |
3 |
|
3 |
|
Книги о детях войны |
3 |
1 |
2 |
|
Литературный ринг
|
1 |
|
1 |
4 класс |
Здравствуй, книга! |
3 |
1 |
2 |
|
По страницам любимых книг. |
2 |
|
2 |
|
Чудесный мир классики |
4 |
1 |
3 |
|
Поляна сказок. |
3 |
1 |
2 |
|
Обыкновенная биография в необыкновенное время |
2 |
1 |
1 |
|
О детях и их поступках |
3 |
1 |
2 |
|
Родину – мать учись защищать |
3 |
1
|
2 2 |
Родные поэты
|
3 |
1 |
2 |
|
|
Поговорим о наших мамах |
1 |
|
1 |
|
Страна фантазия |
2 |
|
2 |
|
«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны?»
|
2 |
1 |
1 |
|
Сказки Г.Х.Андерсена «От благодарных читателей» |
2 |
|
2 |
|
«О чём можно, о чём нужно, о чём хочется читать»
|
1 |
|
1 |
|
Литературная викторина. |
1 |
|
1 |
ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КУРСА
Уровень результатов работы по программе:
Высший уровень ( третий) |
Средний уровень (второй) |
Низший уровень ( первый) |
|
Высокий средний |
средний |
||
Беглое чтение про себя текстов своего уровня из разных источников с полным пониманием |
Достаточно беглое чтение текстов своего уровня из разных источников с хорошим пониманием |
Самостоятельное беглое чтение текстов своего уровня из разных источников с хорошим пониманием затруднено |
Угадывание значений слов, непонимание текста при трудностях техники чтения в случае самостоятельного чтения текстов своего уровня |
Точный, полный и грамотный пересказ текста, включающий основную мысль и основные положения текста, важные детали, представленные в тексте и подтексте |
Достаточно точный, полный и грамотный пересказ текста, включающий основную мысль, почти все основные положения и детали, изложенные в тексте, некоторые детали подтекста, возможна контекстуальная догадка |
Пересказ, включающий некоторые положения текста и детали, изложенные в тексте, но нет логической схемы изложения от общего, важного, к частному, возможно отрывочное понимание подтекста, конкретная догадка, угадывание и фантазирование |
Воспроизведение отдельных положений текста без их организации, без разделения на основное и второстепенное, без понимания подтекста, контекстуальная догадка подменяется угадыванием и фантазированием |
Ясное и уверенное разделение фактов и мнений, реальности и фантазий |
Разделение фактов и мнений, реальности и фантазий |
Испытывает трудности при разделении фактов и мнений |
Нет разделения между фактами и мнениями |
Беглое выразительное, четкое чтение вслух |
Беглое близкое к грамотному чтение вслух |
Медленное чтение, с ошибками, которые иногда исправляются самостоятельно с нескольких попыток |
Медленное чтение вслух с большим количеством ошибок, которые не исправляются самостоятельно |
Самостоятельный поиск информации в различных источниках, поисковое чтение для извлечения информации |
В большинстве случаев осуществляется поиск информации с помощью чтения |
Может осуществить поиск с помощью других, нуждается в напоминании о том, что скорость и вид чтения меняются в зависимости от его цели |
Не умеет работать с разнообразными источниками информации, не знает, какую информацию и как извлекать, не умеет читать по-разному в зависимости от разных целей чтения |
Увлеченный читатель, который предпочитает проводить свободное время за чтением |
Читает при необходимости, иногда для себя в свободное время |
Читает, когда «надо», для себя в свободное время не читает |
Плохо читает про себя, избегает чтения |
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1)Портреты детских поэтов и писателей. 2)Детские книги для чтения. 3) Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, мультимедийный проектор 4) Аудиозаписи и видеозаписи детских произведений. |
|
5) Справочники 6) Словари |
|
Основная и дополнительная литература
Пособия для педагога
1.Жиренко О.Е. «Праздник-ожидаемое чудо!» Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель:Москва: «ВАКО», 2006 г.
2.Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.: АРКТИ – 2006г.
3. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001г. 4.Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.
5.Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006г.
Литература для детей
СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Прогнозируемый результат реализации программы.
Диагностические средства.
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
1. Проверка техники чтения.
2. Проверка читательского кругозора.
3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 2, 3 и 4-х классов)
Анкета для учащихся 1-4 классов «Читательская активность обучающихся»
1 класс
Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.
1. Любишь ли ты читать?
-да-
-нет-
2. Почему ты любишь читать?
-можно многое узнать
-интересно
3.Посещаешь ли ты библиотеку?
-да
-нет-
4. Что ты любишь читать?
-стихи
-сказки
-смешные рассказы
-рассказы о животных
5.Что любишь больше всего?
-читать сам
-слушать чтение взрослых
6. Читают ли в вашей семье книги вслух?
-читают
-не читают
7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?
-хвалят
-ругают, сердятся
8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?
2 класс
1. Что мы узнаем о книге с ее обложки?
2. Что мы узнаем о книге с титульного листа?
3. Назови писателей - авторов сказок
4. Скажи, каких поэтов ты знаешь.
5. Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
6. О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
7. Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
8. Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
9. Чем отличаются стихи от прозы?
О чем вы любите читать?
10. Что отличает произведения народного творчества и литературы?
11. Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
12. Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?
3 класс
Проверка читательского кругозора
1. Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.
2. Назовите фамилии отечественных поэтов.
3. Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок
4. Какие басни вы знаете?
5. Кто из писателей пишет о природе?
6. Назовите авторов зарубежной литературы.
7. Назовите известные вам жанры произведений.
8. Назовите любимые темы чтения.
4 класс
Проверка читательского кругозора.
Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:
1. Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)
2. Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)
3. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам
прозаического произведения (во
2-4 классах учили отрывки из
произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,
Чехова, Платонова, Пришвина и др.).
4. Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)
5. Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
6. Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
7. Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
8. Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)
Проверка техники чтения проводится в соответствии с программой по предмету на уроках чтения.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
1. Проверка техники чтения.
2. Проверка читательского кругозора.
3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения
Анкета для первоклассников «Читательская активность обучающихся»
Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.
1. Любишь ли ты читать?
-да-
-нет-
2. Почему ты любишь читать?
-можно многое узнать
-интересно
3.Посещаешь ли ты библиотеку?
-да
-нет-
4. Что ты любишь читать?
-стихи
-сказки
-смешные рассказы
-рассказы о животных
5.Что любишь больше всего?
-читать сам
-слушать чтение взрослых
6. Читают ли в вашей семье книги вслух?
-читают
-не читают
7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?
-хвалят
-ругают, сердятся
8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?
-могу
-не могу
Проверка читательских умений во 2 классе.
В работе с книгой второклассник должен уметь:
- использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;
- определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;
- пользоваться сносками и примечаниями книги;
- отвечать на типовые вопросы о книге;
- составить рассказ о книге в целом после рассматривания.
Проверка читательского кругозора
Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.
Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:
10. Что мы узнаем о книге с ее обложки?
11.Что мы узнаем о книге с титульного листа?
12.Назови писателей - авторов сказок
13.Скажи, каких поэтов ты знаешь.
14.Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
15.О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
16.Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
17. Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
18.Чем отличаются стихи от прозы?
13. О чем вы любите читать?
14. Что отличает произведения народного творчества и литературы?
15. Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
16. Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?
Проверка читательских умений в 3 классе.
В работе с книгой третьеклассник должен уметь:
- выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;
- характеризовать книгу в целом;
_ сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги;
- представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям.
В работе с текстом третьекласснику нужны умения,
-готовиться к восприятию нового произведения;
- эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;
- составить рассказ о герое произведения;
- кратко передать события (сюжет);
- самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.
Проверка читательского кругозора
9. Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.
10.Назовите фамилии отечественных поэтов.
11.Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок
12.Какие басни вы знаете?
13.Кто из писателей пишет о природе?
14. Назовите авторов зарубежной литературы.
15.Назовите известные вам жанры произведений.
16.Назовите любимые темы чтения.
Проверка читательских умений в 4 классе.
В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:
- выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;
_ определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;
-устанавливать тему и жанр просмотренной книги;
-называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,
выборочно);
-ставить перед собой цель чтения книги.
-давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).
Проверка читательского кругозора.
Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:
3. Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)
4. Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)
3. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам
прозаического произведения (во
2-4 классах учили отрывки из
произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,
Чехова, Платонова, Пришвина и др.).
9. Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)
10.Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
11.Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
12.Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
13.Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)
Проверка техники чтения проводится в соответствии с программой по предмету на уроках чтения.
Проверка читательских умений во 2 классе.
В работе с книгой второклассник должен уметь:
- использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;
- определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;
- пользоваться сносками и примечаниями книги;
- отвечать на типовые вопросы о книге;
- составить рассказ о книге в целом после рассматривания.
Проверка читательского кругозора
Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.
Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:
19. Что мы узнаем о книге с ее обложки?
20.Что мы узнаем о книге с титульного листа?
21.Назови писателей - авторов сказок
22.Скажи, каких поэтов ты знаешь.
23.Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
24.О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
25.Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
26. Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
27.Чем отличаются стихи от прозы?
17. О чем вы любите читать?
18. Что отличает произведения народного творчества и литературы?
19. Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
20. Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?
Проверка читательских умений в 3 классе.
В работе с книгой третьеклассник должен уметь:
- выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;
- характеризовать книгу в целом;
_ сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги;
- представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям.
В работе с текстом третьекласснику нужны умения,
-готовиться к восприятию нового произведения;
- эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;
- составить рассказ о герое произведения;
- кратко передать события (сюжет);
- самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.
Проверка читательского кругозора
17. Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.
18.Назовите фамилии отечественных поэтов.
19.Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок
20.Какие басни вы знаете?
21.Кто из писателей пишет о природе?
22. Назовите авторов зарубежной литературы.
23.Назовите известные вам жанры произведений.
24.Назовите любимые темы чтения.
Проверка читательских умений в 4 классе.
В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:
- выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;
_ определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;
-устанавливать тему и жанр просмотренной книги;
-называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,
выборочно);
-ставить перед собой цель чтения книги.
-давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).
Проверка читательского кругозора.
Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:
5. Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)
6. Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)
3. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам
прозаического произведения (во
2-4 классах учили отрывки из
произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,
Чехова, Платонова, Пришвина и др.).
14.Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)
15.Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
16.Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
17.Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
18.Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)
Проверка техники чтения проводится в соответствии с программой по предмету на уроках чтения.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.