План-конспект обучения грамоте в 1 классе
по теме «Гласные буквы Е, е»
Подготовила: Коренцова Тамара Николаевна
Программа: « Школа России»
Тип урока: урок изучения нового материала
Уровень: школьный
Цель урока: организовать деятельность учащихся (совместную и самостоятельную), направленную на формирование умения выделять в слове букву е, обозначающую два звука
Дидактические задачи:
познакомить с гласной буквой е, обозначающей два звука, её особенностями;
формировать умение использовать знаково-символические средства (схемы) для обозначения звуков;
формировать умение анализировать текст;
умение составлять речевое высказывание с опорой на иллюстрацию;
развивать фонематический слух, речь, внимание, мыслительную деятельность;
развивать навыки правильного и выразительного чтения;
расширить словарный запас;
воспитывать интерес к предмету, любовь к русской литературе;
формировать у учащихся интерес к самостоятельному чтению книг;
формировать у учащихся интерес к самостоятельному добыванию знаний;
формировать коммуникативные компетенции;
Формируемые УУД:
Личностные:
сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке.
Регулятивные:
формулировать тему и ставить цели, планировать свои действия с помощью учителя, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, различать способ и результат действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме, осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Познавательные:
моделировать различные языковые единицы, извлекать информацию, представленную в разных формах, перерабатывать и преобразовывать информацию, использовать на доступном уровне логические приемы мышления, составлять связный текст по иллюстрации, классифицировать буквы, слова по их значению.
Коммуникативные:
допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, уметь слышать и слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Применяемые технологии:
· технология решения изобретательных задач
· технология совместного обучения
· технология модульного обучения
· игровые технологии
Формы организации познавательной деятельности:
· фронтальная
· в парах, в группах
· индивидуальная
Планируемые результаты:
· ученик научится распознавать букву е, выделять букву в словах, соотносить звук и букву, выделять звуки из слова, давать характеристику звуку, определять ударный слог, составлять речевое высказывание;
· ученик научится организовывать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, научится наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность, оценивать свою деятельность;
· ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относиться к проблемам и трудностям другого человека.
Оборудование:
· Мультимедиапроектор
· Интерактивная доска SMART
· Электронное приложение к учебнику В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, Л.А.Виноградской. ОАО "Издательство "Просвещение"
· Учебник «Азбука», часть 1
· Тетрадь для печатания.
· Звуковые подвижные схемы.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся
|
Приложение |
Универсальные учебные действия (УУД) |
1. Организационный момент. Мотивация к уроку. Цель: включить детей в деятельность; организовать самооценку предстоящей деятельности; воспитывать культуру поведения на уроке.
|
|||
Наши
буковки проснулись, Всё ли в порядке: - Вы чувствуете дуновение ветра? - Пусть сегодня на уроке благоприятствует тёплая дружеская атмосфера. - Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок? -Как вы думаете, что для этого нужно?
|
Приветствуют учителя.
Проверяют готовность рабочего места.
Дети: Есть
у нас девиз такой:
Высказывают свои предположения
|
|
Личностные: Самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность.
Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.
|
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель: фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности, закрепить полученные знания. |
|||
1. Игра «Алфавит» Повторение гласных букв -Повторим буквы, обозначающие гласные звуки. - Все ли гласные буквы мы назвали? Цель: (классификационная Да – Нет: работа с признаками, значения которых не упорядочиваются в ряд
- Я загадала букву. Вы можете задавать любые вопросы, на которые можно ответить «Да» или «Нет». (Загаданные буквы – А,О,У,Ы,И)
2. – Повторим. Какие буквы гласных служат для обозначения твёрдости согласных? Выложите их в 1столбик – Какая известная нам буква гласных служит для обозначения на письме мягкости согласных? Выложите ее во 2 столбик
-На какие две группы разделили гласные буквы?
Предлагаю 10 учащимся по желанию выйти к доске, выбрать синюю или зеленую фишки. 5 человек - Синие, и 5 – Зеленые. -Разделите гласные буквы на две группы (на зелёный фон поместите гласные буквы, которые пишутся после мягких согласных, на синий фон – гласные буквы, которые пишутся после твёрдых согласных.
Если знаете, поместите остальные буквы. Проверьте себя!
(Элемент Моделирования) Предлагаю 2 учащимся по желанию выйти к доске, выбрать синюю или зеленую фишки. -Расположите карточки рядом с соответствующими гласными буквами.
-Сделаем вывод, продолжите фразу: -Мы повторили ... -Гласные буквы делятся на …
-Я знаю гласные буквы, которые пишутся после твердых согласных…, мягких согласных… -Я умею делить … |
Работают с интерактивной доской «цепочкой»
После того, как гласная буква изменила цвет, дети называют её хором.
- Это буква гласного? Да -Она стоит в начале слова Ира? -Нет И т.д.
Выкладывают «угаданные» гласные буквы на магнитную доску А И О У Ы
Гласные буквы, которые пишутся после мягких согласных, и гласные, которые пишутся после твёрдых согласных
Работают с интерактивной доской Две группы по 5 человек Первая – Синие Вторые – Зеленые помещают буквы на нужный фон
2-ое учащихся у магнитной доски выкладывают синие фишки рядом с буквами А,О,У,Ы Зеленую рядом с буквой И
(гласные буквы)
(гласные буквы, которые пишутся после мягких согласных, и гласные, которые пишутся после твёрдых согласных) (а о у ы) (и) (гласные буквы на группы) |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c0a7fbcc-214d-4656-bd97-f683937b3296/%5BNS-RUS_1-01%5D_%5BID_002%5D.swf
|
Познавательные: классификация по заданным параметрам, группируют объекты; структурирование знаний
Личностные: мотивированы на достижение цели познания.
Коммуникативные: слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; умение с помощью вопросов получать необходимые сведения.
|
3. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания. Цели: активизировать знания, умения и навыки по теме урока; познакомить с новой буквой и её особенностями; учить воспринимать наглядно-образное изображение буквы. |
|||
1. Постановка учебной проблемы. -Этому герою русской народной сказки даже лень слезать с печи, чтобы есть калачи -Эта буква стоит в начале имени сказочного героя:
Вымолвил словечко – Покатилась печка Прямо из деревни К царю да царевне. И за что, не знаю, Повезло лентяю.
-Как зовут героя сказки? Какая буква стоит в начале имени сказочного героя? -Посмотрите отрывок из «Урока тетушки Совы»
– Догадайтесь, какая тема урока? Назовите её сами. -Предположите, чему будете учиться на уроке?
Нам не лень слезть с печи, встать со стула. Проведите ФИЗМИНУТКУ
2.Выделение звуков из слова. Артикуляционная разминка. Упражнения «Губы», «Конфета». 4. Дыхательная гимнастика. Упражнения «Именинный пирог», «Пилим дрова»
-Разделите слово на слоги.
– Произнесите несколько раз первый слог. – Какие звуки слышите?
– Сколько их?
3. Характеристика звуков. – Какой первый? – Дайте ему характеристику.
– Какой второй?
– Дайте ему характеристику.
4. Работа со схемами.
-Из схем, записанных слева от нашего Емели, выберите ту, которая соответствует этому слову. – Выскажите свое мнение, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й’э]?
-Звуки [й’э] на письме обозначаются одной буквой Е.
-Прочитайте слова. Какие два звука спрятались в букве Е? -На каком месте в слове находится буква Е в словах Емеля, ели, ельник? -Произнесите предыдущий звук перед -[й’э] в словах роет, воет -Дайте характеристику звуку [О]
-Предположите, когда буква Е обозначает два звука?
5. Чтение правила. -Прочитайте правило на стр. 73 внизу.
-Продолжи фразу. -Буква Е обозначает два.. -Буква Е обозначает два звука, если стоит …
6.Знакомство со зрительным образом буквы. а) Знакомство с буквами Е, е. -Почему печатных букв две? -Когда используется заглавная буква? б) Сравнение заглавной и строчной букв. -Чем похожи заглавная и строчная буквы? -Чем различаются? - Назовите имена, которые начинаются с буквы Е - В чьём имени эта буква присутствует в середине слова? (По желанию дети выходят к кассе и набирают своё имя)
7. Игра «Моя Вообразилия». -На что похожа буква Е?
На дворе – такая жалость! – Наша лесенка сломалась. Наша лесенка сломалась, Буква Е зато осталась. Е. Тарлапан. Ева гребнем причесалась – В нём три зубчика осталось. Г. Виеру.
-Какие предметы из окружающего мира напоминают вам буквы Е, е? -Используя только свое тело, покажите букву Е
8.Работа в тетради для печатания. Печатание букв Е, е.
8.Физкультминутка. |
Ответы детей.
Отгадывают загадку.
-Емеля. Первая буква-Е.
- Гласные буквы Е, е.
Определять какой звук обозначает буква Е, учиться делать звуко-буквенный анализ слова, читать слова и предложения с буквой Е
Физкультминутка (под музыкальное сопровождение)
Ветер дует нам в лицо, (машут руками на себя) Закачалось деревцо. (делают наклоны в стороны) Ветер тише, тише, тише, (приседают) Деревцо всё выше, выше. (встают на носочки, тянутся вверх)
-Е-ме-ля
Дети произносят. -[й’э]
-2.
-[й’] -Согласный, звонкий, мягкий. -[э].
-Гласный.
На интерактивной доске один учащийся выставляет нужную схему.
(Дети предлагают свои варианты, разбирается каждый)
-[й’э]
В начале слов.
О-О
-Гласный.
В начале слова, после гласного звука
Делают вывод: предположение подтвердилось!
Рассматривают буквы
-При написание имен собственных При оформлении предложения
(Елена, Ева, Емеля, Елизавета, Евгений, Екатерина)
-На лесенку. -На грабли.
Показывают телодвижения
Печатают буквы Е,е, подчеркивают самые красивые буквы. |
|
Коммуникативные: Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; структурирование знаний; осуществлять анализ и синтез
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах; знаково-символическое моделирование; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; слушать и слышать других
Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; умение чувствовать красоту и выразительность речи.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осуществлять анализ и синтез; структурирование знаний.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме
Познавательные: знаково-символическое моделирование; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
Личностные: интерес к изучению языка; к созданию собственных текстов; стремиться к совершенствованию собственной речи.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
|
4. Первичное закрепление нового материала. Цели: формировать умение использовать знаково-символические средства (схемы) для обозначения звуков, букв; развивать умения искать необходимую информацию для решения задач
|
|||
1. Расположи букву Е на «Ленте букв»
2. Дифференцированная работа 1 группа Игра «Живые звуки». - Составьте «живые схем» слов, в которых буква Е обозначает два звука. Одна группа детей под руководством учителя составляет схемы слов ели, роет 2 группа Игра «Мы присядем». -Прочитайте слоги: не, пе, ре, ве, ше, че, ге, се, же, еш, ер, ел, ет, ек, ев. Посадите гномиков в зависимости от мягкости и твёрдости согласного звука на кресло или на тумбочку. На кресло посадите гномиков, которые несут слог с мягким согласным звуком, на тумбочку посадите гномиков, которые несут слог с твёрдым согласным звуком. -Назови слоги, в которых буква Е обозначает два звука. С любым из слогов составьте слово |
Один ученик располагает Класс проверяет, оценивает
Ученики, выполняющие роль звуков, должны взять соответствующие фишки и выстроиться так, чтобы получилось слово. Каждый ученик даёт характеристику своему звуку, а гласный «звук» обозначает себя буквой. Группа оценивает правильность выполнения работы
Группа детей договаривается об очередности работы, «сажает» слоги на кресло или на тумбочку оценивает правильность выполнения работы |
|
Личностные УУД: - формирования мотивов достижения и социального признания.
Коммуникативные УУД: - владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения; -учёт разных мнений и умение обосновать собственное.
Познавательные УУД: - синтез- составление целого из частей, в том числе самостоятельное достижение с восполнением недостающих компонентов
Регулятивные УУД: -волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии |
4. Развитие учебно-языковых, речевых и правописных умений. Цели: развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи.
|
|||
1. Работа в «Азбуке» с иллюстрацией. -Откройте «Азбуку» на стр. 72. -К какой сказке нарисована иллюстрация? - Кто изображён в центре? - Чему удивляются люди? - Как они одеты? - Какое время года изображено? - По каким признакам вы это определили? - Какая птица нарисована? - Какой зверь изображен? - О чём мечтали люди, когда придумывали сказку о Емеле, который ездил на санях без лошадей?
-Назовите «сани без лошадей» в реальной жизни
- Сказки, которые люди придумали очень давно, называются русскими народными. Все их знали, пересказывали детям из поколения в поколение, но никто не знал, кто же придумал ту или иную сказку первым. Поэтому их и называют народными. - Какие ещё чудеса происходили с Емелей в сказке?
2. Работа с пословицами. - Прочитайте пословицы на стр. 72 «Азбуки». - Чему они нас учат? −Подчеркните все буквы Е.
3. Работа с текстом. – Прочитайте слова и предложения на стр. 74. - В каких словах буква Е обозначает два звука, а в каких – один? -Подберите к схеме предложение (по выбору), Прочитайте предложение.
5.Работа с антонимами. стр. 74. старые – новые высокие – низкие толстые – тонкие - Сколько звуков на конце слова обозначает буква Е в этих словах? Почему? 6. Работа с однокоренными словами. - Образуйте однокоренные слова. - Напечатайте их в тетради для печатания. Выделите корень слов. -Сколько звуков обозначает буква Е в этих словах? Почему? осины – осиновые ели – еловые 7. Самостоятельная работа с текстом а) Прочитайте текст «Лес» на стр. 74. Выполните заданий к тексту.
б) Работа с заданиями повышенного уровня «Соображалки» (для желающих) - Назовите картинку и схему, соответствующую данному слову, в котором: -2 слога и все согласные звуки твёрдые – -2 слога и все согласные звуки мягкие
|
-«По щучьему велению»
-О транспорте на колёсах: машинах, мотоциклах. Чтобы они сами перевозили людей и грузы. -О телевизоре, когда придумали сказку о тарелке и яблочке. О самолётах, когда придумали сказку о ковре-самолёте. И т. д.
Ответы детей.
Читают. Рассуждают. Подчёркивают буквы Е, е. Проверяют по эталону Оценивают себя («светофорики»)
Выборочное чтение слов, где буква е обозначает 2 звука.
В тетради печатают слова и рисуют схемы. Проверяют по эталону. Оценивают себя
Читают слова, подбирают антонимы, проверяют по эталону, Оценивают себя -два -находится после гласных звуков
Печатают слова, выделяют корень.
-Два. Проверяют себя по эталону Оценивают себя по эталону
Читают, Находят предложения о лесе. Подчеркивают слова, в которых буква Е обозначает два звука Выполняют задания Проверяют по эталону Оценивают себя
Работают у доски «цепочкой» Дети маркером на доске соединяют картинку со схемой и обосновывают свой выбор Твердые – ивы, свои Мягкие – лини, реке. Оценивают себя
|
|
Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; высказывать и обосновывать свою точку зрения; умение слушать собеседника.
Личностные: умение осознавать и определять эмоции других людей; интерес к чтению.
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах, устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; осуществлять анализ и синтез.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; поиск и выделение необходимой информации; синтез-составление целого из частей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Личностные: эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое слово.
Коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения; высказывать и обосновывать свою точку зрения.
|
5. Подведение итогов. Рефлексия. Цели: рефлексия деятельности на уроке; самооценка собственной деятельности.
|
|||
- Вернёмся к целям, которые мы обозначили себе в начале урока
- Со всем ли справились?
- Что показалось самым интересным?
- Что для каждого из вас оказалось самым сложным?
- Что узнали на уроке?
- Чему научились на уроке?
- Что еще захотелось узнать по теме?
- О чем хотите рассказать друзьям?
- Дополните одну из фраз: - Вы хорошо потрудились на уроке.
Возьмите карандаши и нарисуйте для Ветерка своё настроение, с которым вы
уходите с урока.
|
Сегодня на уроке я узнал
Мне понравилось …
Мне было трудно …
|
|
Личностные: Уметь оценивать результат своей работы.
Регулятивные: Оценивать свои достижения.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.