План-конспект обучения грамоте в 1 классе по теме «Гласные буквы Е, е»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Знакомcтво с гласной буквой е, обозначающей два звука, её особенностями; Задачи урока: формировать умение использовать знаково-символические средства (схемы) для обозначения звуков; формировать умение анализировать текст; умение составлять речевое высказывание с опорой на иллюстрацию; развивать фонематический слух, речь, внимание, мыслительную деятельность; развивать навыки правильного и выразительного чтения; расширить словарный запас; воспитывать интерес к предмету, любовь к русской литературе; формировать у учащихся интерес к самостоятельному чтению книг; формировать у учащихся интерес к самостоятельному добыванию знаний; формировать коммуникативные компетенции;
Иконка файла материала буква е.doc

 

 

План-конспект обучения грамоте в 1 классе

по теме  «Гласные буквы Е, е»

 

Подготовила: Коренцова Тамара Николаевна

Программа: « Школа России»

Тип урока: урок изучения нового материала

Уровень: школьный

Цель урока: организовать деятельность учащихся (совместную и самостоятельную), направленную на формирование умения выделять в слове букву е, обозначающую два звука

Дидактические задачи:

познакомить с гласной буквой е, обозначающей два звука, её особенностями;

формировать умение использовать знаково-символические средства (схемы) для обозначения звуков;

формировать умение анализировать текст;

умение составлять речевое высказывание с опорой на иллюстрацию;

развивать фонематический слух, речь, внимание, мыслительную деятельность;

развивать навыки правильного и выразительного чтения;

расширить словарный запас;

воспитывать интерес к предмету, любовь к русской литературе;

формировать у учащихся интерес к самостоятельному чтению книг;

формировать у учащихся интерес к самостоятельному добыванию знаний;

формировать коммуникативные компетенции;

Формируемые УУД:

Личностные

сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе,  развивать способность к самооценке.

Регулятивные:                                                                                                                                                                                                           

 формулировать тему и ставить цели, планировать свои действия с помощью учителя, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия,  различать способ и результат действия,  выполнять учебные действия в материале, речи, в уме, осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

 

 

Познавательные:  

моделировать различные  языковые единицы, извлекать информацию, представленную в разных формах, перерабатывать и преобразовывать информацию, использовать на доступном уровне логические приемы мышления, составлять связный текст по иллюстрации, классифицировать буквы, слова по их значению.                                                                                                                                                                                                                                           

Коммуникативные: 

допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия,  уметь слышать и слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.                                                                                                                                                                                               

Применяемые технологии:

·       технология решения изобретательных задач

·       технология совместного обучения

·       технология модульного обучения

·       игровые технологии

Формы организации познавательной деятельности:

·       фронтальная

·       в парах, в группах

·       индивидуальная

Планируемые результаты:

·       ученик научится распознавать букву е, выделять букву в словах, соотносить звук и букву, выделять звуки из слова, давать характеристику звуку, определять ударный слог, составлять речевое высказывание;

·       ученик научится организовывать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, научится наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность, оценивать свою деятельность;

·       ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относиться к проблемам и трудностям другого человека.

 

Оборудование:

·        Мультимедиапроектор

·        Интерактивная доска SMART

·        Электронное приложение к учебнику В.Г.Горецкого,  В.А.Кирюшкина,  Л.А.Виноградской.  ОАО "Издательство "Просвещение"

·        Учебник «Азбука», часть 1

·        Тетрадь для печатания.

·        Звуковые подвижные схемы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Приложение

Универсальные учебные действия (УУД)

 

1.      Организационный момент. Мотивация к уроку.

Цель: включить детей в деятельность; организовать самооценку предстоящей деятельности; воспитывать культуру поведения  на уроке.

 

Наши буковки проснулись, 
Нам всем мило улыбнулись. 
Можно начинать урок,
К нам пришел в класс Ветерок.
Невидимка-ветерок 
Посидит у нас урок.
Незаметный он на вид.
Но на нас всегда глядит.

Всё ли на месте?

Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?

 

- Вы чувствуете дуновение ветра?

- Пусть сегодня на уроке благоприятствует тёплая дружеская атмосфера.

- Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

-Как вы думаете, что для этого нужно?

 

Приветствуют учителя.

 

Проверяют готовность рабочего места.

 

 

 

 

Дети:

Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

 

 

 

 

 

Высказывают свои предположения

 

 

 

 

              

 

Личностные:

Самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность.

 

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

 

 

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

     Цель: фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности, закрепить полученные знания.

1. Игра «Алфавит»

Повторение гласных букв

-Повторим буквы, обозначающие гласные звуки.

- Все ли гласные буквы мы назвали?
- Сколько всего гласных букв? (10)

Цель: (классификационная Да – Нет: работа с признаками, значения которых не упорядочиваются в ряд

 

- Я загадала букву. Вы можете задавать любые вопросы, на которые можно ответить «Да» или «Нет».

 (Загаданные буквы – А,О,У,Ы,И)

 

 

 

2. – Повторим. Какие буквы гласных служат для обозначения твёрдости соглас­ных? Выложите их в 1столбик

– Какая известная нам буква гласных служит для обозначения на письме мягкости согласных?  Выложите ее во 2 столбик

 

-На какие две группы разделили гласные буквы?

 

 

 

 

 

Предлагаю 10 учащимся по желанию выйти к доске, выбрать синюю или зеленую фишки. 5 человек - Синие, и 5 – Зеленые.

-Разделите гласные буквы на две группы (на зелёный фон поместите гласные буквы, которые пишутся после мягких согласных, на синий фон – гласные буквы, которые пишутся после твёрдых согласных.

 

Если знаете, поместите остальные буквы.

Проверьте себя!

 

(Элемент Моделирования)

Предлагаю 2 учащимся по желанию выйти к доске, выбрать синюю или зеленую фишки.

-Расположите карточки рядом с соответствующими гласными буквами.

 

 

 

-Сделаем вывод, продолжите фразу:

-Мы повторили ... 

-Гласные буквы делятся на …

 

 

 

 

-Я знаю гласные буквы, которые пишутся после твердых согласных…, мягких согласных…

-Я умею делить …

Работают с интерактивной доской «цепочкой»

 

После того, как гласная буква изменила цвет, дети называют её хором.

 

 

 

 

 

- Это буква гласного?

Да

-Она стоит в начале слова Ира?

-Нет

И т.д.

 

Выкладывают «угаданные» гласные буквы на магнитную доску

А                   И

О  

У  

Ы

 

Гласные буквы, которые пишутся после мягких согласных, и гласные, которые пишутся после твёрдых согласных

 

Работают с интерактивной доской

Две группы по 5 человек Первая – Синие

Вторые – Зеленые помещают буквы на нужный фон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-ое учащихся у магнитной доски выкладывают синие фишки рядом с буквами А,О,У,Ы

Зеленую рядом с буквой И

 

 

 

(гласные буквы)

 

(гласные буквы, которые пишутся после мягких согласных, и гласные, которые пишутся после твёрдых согласных)

(а  о  у  ы)

 (и)

(гласные буквы на группы)

 

 

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c0a7fbcc-214d-4656-bd97-f683937b3296/%5BNS-RUS_1-01%5D_%5BID_002%5D.swf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

классификация по заданным параметрам, группируют объекты; структурирование знаний

 

Личностные:

мотивированы на достижение цели познания.

 

Коммуникативные:

слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; умение с помощью вопросов получать необходимые сведения.

 

 

3. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

Цели: активизировать знания, умения и навыки по теме урока; познакомить с новой буквой и её особенностями; учить воспринимать наглядно-образное изображение буквы.

1. Постановка учебной проблемы.

-Этому герою русской народной сказки даже лень слезать с печи, чтобы есть калачи 

 -Эта буква стоит в начале имени сказочного героя:

 

Вымолвил словечко –

Покатилась печка

Прямо из деревни

К царю да царевне.

И за что, не знаю,

Повезло лентяю.

 

-Как зовут героя сказки? Какая  буква стоит в начале имени сказочного героя?

-Посмотрите отрывок из «Урока тетушки Совы»

 

– Догадайтесь, какая тема урока? Назовите её сами.

-Предположите, чему будете учиться  на уроке?

 

 

Нам не лень слезть с печи, встать со стула.

Проведите ФИЗМИНУТКУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Выделение звуков из слова.

Артикуляционная разминка.

Упражнения «Губы», «Конфета». 4. Дыхательная гимнастика.

Упражнения «Именинный пирог», «Пилим дрова»

 

-Разделите слово на слоги.

 

–  Произнесите несколько раз первый слог. 

– Какие звуки слышите? 

 

– Сколько их?

 

3. Характеристика звуков.

– Какой первый? 

– Дайте ему характеристику.

 

– Какой второй?

 

 – Дайте ему характеристику.

 

4. Работа со схемами.

 

-Из схем, записанных слева от нашего Емели, выберите ту, которая соответствует этому слову.

– Выскажите свое мнение, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й’э]?

 

-Звуки [й’э] на письме обозначаются одной буквой Е.

 

-Прочитайте слова. Какие два звука спрятались в букве Е?

-На каком месте в слове находится буква Е в словах Емеля, ели, ельник?

-Произнесите предыдущий звук перед -[й’э] в словах  роет, воет

-Дайте характеристику звуку [О]

 

-Предположите, когда буква Е обозначает два звука?

 

5. Чтение правила.

-Прочитайте правило на стр. 73 внизу.

 

-Продолжи фразу.

-Буква Е обозначает два..

-Буква Е обозначает два звука, если стоит …

 

6.Знакомство со зрительным образом буквы.

а) Знакомство с буквами Е, е.

-Почему печатных букв две?

-Когда используется заглавная буква?

б) Сравнение заглавной и строчной букв.

-Чем похожи заглавная и строчная буквы?

-Чем различаются?

- Назовите имена, которые начинаются с буквы Е

- В чьём имени эта буква присутствует в середине слова? (По желанию дети выходят к кассе и набирают своё имя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Игра «Моя Вообразилия».

-На что похожа буква Е?

 

На дворе – такая жалость! –

Наша лесенка сломалась.

Наша лесенка сломалась,

Буква Е зато осталась.

                        Е. Тарлапан.

Ева гребнем причесалась –

В нём три зубчика осталось.

                      Г. Виеру.

 

-Какие предметы из окружающего мира напоминают вам буквы Е, е?

-Используя только свое тело, покажите букву Е

 

8.Работа в тетради для печатания.

Печатание букв Е, е.

 

 

8.Физкультминутка.

 

 

 

Ответы детей.

 

 

Отгадывают загадку.

 

 

 

 

 

 

-Емеля. Первая буква-Е.

 

 

- Гласные буквы Е, е.

 

Определять какой звук обозначает буква Е, учиться делать звуко-буквенный анализ слова, читать слова и предложения с буквой Е

 

Физкультминутка

(под музыкальное сопровождение)

 

Ветер дует нам в лицо,

(машут руками на себя)

Закачалось деревцо.

(делают наклоны в стороны)

Ветер тише, тише, тише,

(приседают)

Деревцо всё выше, выше.

(встают на носочки, тянутся вверх)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Е-ме-ля

 

Дети произносят.

-[й’э]

 

-2.

 

 

-[й’]

-Согласный, звонкий, мягкий.

-[э].

 

-Гласный.

 

 

 

 

На интерактивной доске один учащийся выставляет нужную схему.

 

 

(Дети предлагают свои варианты, разбирается каждый)

 

-[й’э]

 

В начале слов.

 

О-О

 

-Гласный.

 

В начале слова, после гласного звука

 

Делают вывод: предположение подтвердилось!

 

 

 

 

 

Рассматривают буквы

 

-При написание имен собственных

При оформлении предложения

 

(Елена, Ева, Емеля, Елизавета, Евгений, Екатерина)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-На лесенку.

-На грабли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Показывают телодвижения

 

Печатают буквы Е,е, подчеркивают самые красивые буквы.

 

 

 

http://helen27.ucoz.ru/1/zarjadka1.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://helen27.ucoz.ru/1/zarjadka1.jpg

Коммуникативные:

Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; взаимоконтроль и  взаимопомощь по ходу выполнения заданий

 

 

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков; структурирование знаний; осуществлять анализ и синтез

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

извлекать информацию, представленную в разных формах; знаково-символическое моделирование; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

 

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; слушать и слышать других

 

Личностные:

развитие познавательных интересов, учебных мотивов; умение чувствовать красоту и выразительность речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; осуществлять анализ и синтез; структурирование знаний.

 

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

знаково-символическое моделирование; осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме;

 

 

 

 

 

 

Личностные:

интерес к изучению языка; к созданию собственных текстов; стремиться к совершенствованию собственной речи.

 

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

 

 

 

 

 

4.  Первичное закрепление нового материала.

Цели:  формировать умение использовать знаково-символические средства (схемы) для обозначения звуков, букв; развивать умения искать необходимую информацию для решения задач

 

1. Расположи букву Е на «Ленте букв»

 

2. Дифференцированная работа

1 группа

Игра «Живые звуки».

- Составьте «живые схем» слов, в  которых буква Е обозначает два звука. Одна группа детей под руководством учителя составляет схемы слов  ели, роет

2 группа

Игра «Мы присядем».
Игра на материале прямых и обратных слогов.

-Прочитайте слоги: не, пе, ре, ве, ше, че, ге, се, же, еш, ер, ел, ет, ек, ев. Посадите гномиков в зависимости от мягкости и твёрдости согласного звука на кресло или на тумбочку. На кресло посадите гномиков, которые несут слог с мягким согласным звуком, на тумбочку посадите гномиков, которые несут слог с твёрдым согласным звуком.

-Назови слоги, в которых буква Е обозначает два звука. С любым из слогов составьте слово

Один ученик располагает

Класс проверяет,  оценивает

 

Ученики, выполняющие роль звуков, должны взять соответствующие фишки и выстроиться так, чтобы получилось слово. Каждый ученик даёт характеристику своему звуку, а гласный «звук» обозначает себя буквой. Группа оценивает правильность выполнения работы

 

 

 

 

Группа детей договаривается об очередности работы, «сажает» слоги на кресло или на тумбочку

оценивает правильность выполнения работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД:

- формирования мотивов достижения и социального признания.

 

Коммуникативные УУД:

- владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;

-учёт разных мнений и умение обосновать собственное.

 

Познавательные УУД:

- синтез- составление целого из частей, в том числе самостоятельное достижение с восполнением недостающих компонентов

 

Регулятивные УУД:

-волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

 

4. Развитие учебно-языковых, речевых и правописных умений.  

Цели: развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи.

 

 

 

1. Работа в «Азбуке» с иллюстрацией.

-Откройте «Азбуку» на       стр. 72.

-К какой сказке нарисована иллюстрация?

- Кто изображён в центре?

- Чему удивляются люди?

- Как они одеты?

- Какое время года изображено?

- По каким признакам вы это определили?

- Какая птица нарисована?

- Какой зверь изображен?

- О чём мечтали люди, когда придумывали сказку о Емеле, который ездил на санях  без лошадей?

 

 -Назовите «сани без лошадей» в реальной жизни

 

- Сказки, которые люди придумали очень давно, называются русскими народными. Все их знали, пересказывали детям из поколения в поколение, но никто не знал, кто же придумал ту или иную сказку первым. Поэтому их и называют народными.

- Какие ещё чудеса происходили с Емелей в сказке?

 

2. Работа с пословицами.

- Прочитайте пословицы на стр. 72 «Азбуки».

- Чему они нас учат?     

−Подчеркните все буквы Е.

 

 

 

 

3. Работа с текстом.

– Прочитайте слова и предложения на стр. 74.

- В каких словах буква Е обозначает два звука, а в каких – один?

-Подберите к схеме предложение (по выбору), Прочитайте предложение.

 

 

 

 

 

 

 

5.Работа с антонимами.

стр. 74.

старые – новые

высокие – низкие

толстые – тонкие

- Сколько звуков на конце слова обозначает буква Е в этих словах? Почему?

6. Работа с однокоренными словами.

- Образуйте однокоренные слова.

- Напечатайте их в тетради для печатания. Выделите корень слов.

-Сколько звуков обозначает буква Е в этих словах? Почему?

осины – осиновые

ели – еловые

7. Самостоятельная работа с текстом

а) Прочитайте текст «Лес» на стр. 74.

 Выполните  заданий к тексту.

 

б) Работа с заданиями повышенного уровня «Соображалки» (для желающих)

- Назовите картинку и схему, соответствующую данному слову,

в котором: -2 слога и все согласные звуки твёрдые –

-2 слога и все согласные звуки мягкие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-«По щучьему велению»

 

-О транспорте на колёсах: машинах, мотоциклах. Чтобы они сами перевозили людей и грузы.

-О телевизоре, когда придумали сказку о тарелке и яблочке. О самолётах, когда придумали сказку о ковре-самолёте. И т. д.

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают.

Рассуждают.

Подчёркивают буквы Е, е.

Проверяют по эталону

Оценивают себя («светофорики»)

 

 

 

Выборочное чтение слов, где буква е обозначает 2 звука.

 

В тетради печатают слова и рисуют схемы.

Проверяют по эталону.

Оценивают себя

 

 

 

 

 

 

 

Читают слова, подбирают антонимы, проверяют по эталону, Оценивают себя

-два

-находится после гласных звуков

 

 

 

 

 

 

Печатают слова, выделяют корень.

 

-Два.

Проверяют себя по эталону

Оценивают себя по эталону

 

 

 

 

Читают, Находят предложения о лесе. Подчеркивают слова, в которых буква Е обозначает два звука

Выполняют задания

Проверяют по эталону

Оценивают себя

 

 

 Работают у доски «цепочкой»

Дети маркером на доске соединяют картинку со схемой и обосновывают свой выбор

Твердые – ивы, свои

Мягкие – лини, реке.

Оценивают себя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; высказывать и обосновывать свою точку зрения; умение слушать собеседника.

 

Личностные:

умение осознавать и определять эмоции других людей; интерес к чтению.

 

 

 

 

 

Познавательные:

извлекать информацию, представленную в разных формах, устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; осуществлять анализ и синтез.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков;

поиск и выделение необходимой информации;

синтез-составление целого из частей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

 

Личностные:

эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое слово.

 

Коммуникативные:

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

 

 

 

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Цели: рефлексия деятельности на уроке; самооценка собственной деятельности.

 

- Вернёмся к целям, которые мы обозначили себе в начале урока

 

- Со всем ли справились?

 

- Что показалось самым интересным?

 

- Что для каждого из вас оказалось самым сложным?

 

- Что узнали на уроке?

 

- Чему научились на уроке?

 

-  Что еще захотелось узнать по теме?

 

- О чем хотите рассказать друзьям?

 

- Дополните одну из фраз:

- Вы хорошо потрудились на уроке. Возьмите карандаши и нарисуйте для Ветерка своё настроение, с которым вы уходите с урока.
 - Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, не повторять ответы товарищей, хорошо размышляли и анализировали. Скажите друг другу доброе слово. Спасибо за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня на уроке я узнал

 

Мне понравилось …

 

Мне было трудно …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

Уметь оценивать результат своей работы.

 

Регулятивные:

Оценивать свои достижения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также