План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему:"прямое и переносное значение слов"
Оценка 4.8

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему:"прямое и переносное значение слов"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
13.11.2019
План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему:"прямое и переносное значение слов"
ПРямое значение слов например каменный дом. переносное каменное сердце. Описать данный материал можно в лучшую сторону так как разнообразие заданий позволяет заинтересовать учащихся определенных классов. Материал интересен по структуре , очень много заданий которые с легкость могут выполнить все без.
00123918-dc40fbc7.docx

Конспект открытого урока

 по русскому языку

в 5 классе

Тема. Прямое и переносное значение слова.

Цели урока:

1.     Обучающая:  научить различать прямое и переносное значение слова, употреблять в речи слова в переносном значении.

2.     Развивающая: развивать творческую активность учащихся; обогащать словарный запас языка, совершенствовать грамматический строй речи учащихся.

1.     Воспитательная: воспитывать осознанную потребность в знаниях, любовь к русскому языку;  любовь к матери,  совершенствовать учебные умения и навыки.

Тип урока: урок закрепления и применения новых знаний на практике.

 

Оборудование:

Сигнальные карточки,  учебник, оценочные листы, эпиграф к уроку

Ход урока

Слово – это одно из самых необыкновенных чудес,

какие мы можем наблюдать в мире.

К.Ушинский.

І. Организационный момент ( 1 мин)

Здравствуйте, ребята!

Снова зимний ясный день.

Заниматься вам не лень?

Посмотрите: все  ль в порядке?

Есть учебники, тетрадки?

Приготовьтесь,  повернитесь,

 гостям нашим улыбнитесь

 и тихонечко садитесь.

1.     Сообщение темы и целей урока, постановка  задач  урока.

Сегодня необычный урок для вас и для меня. К нам пришли гости.  Но вы не стесняйтесь, отвечайте, работайте так, как работаете всегда. Желаю вам успехов, надеюсь на понимание и сотрудничество. Улыбнулись друг другу, пожелали мысленно удачи.

Сегодня мы снова отправляемся в мир родного языка, где будем продолжать разгадывать его тайны.

 Давайте откроем тетради, запишем число, классная работа и тему урока  - Прямое переносное значение слова.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

1.     Проверка домашнего задания.  Индивидуальная работа по карточкам.

-  Какое упражнение выполняли дома? (упр.370)

- Что надо было сделать в этом упражнении? (Списать пословицы, подчеркнуть в них антонимы, объяснить постановку запятой перед а)

-  Дополнительное задание. Выполнить морфемный разбор слова голодного.

 

2.     Словарный диктант. (объяснительный, творческий). Первые 5 слов диктует учитель, а на доске учащийся записывает слова, объясняет  их правописание, следующие 5 слов называют учащиеся, диктуют их,   объясняют орфограммы, последние  5 слов записывают самостоятельно по установке учителя.

 Первые пять слов: мороз, земля, цирк, шепот, вестник.

 

1.    Записать слово на правописание безударной гласной.

2.    Записать слово на правописание ы, и после ц.

3.    Записать слово на правописание  о, е после шипящих.

4.    Записать слово на правописание  большой буквы.

5.    Написать слово, которое является исключением из правил.

3.Устный опрос «Мозговой штурм»

По толкованию слова  быстро дать ответ.

1. Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология)

 2.Словарный состав языка называется …(лексика)

  3. То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение)

  4. Слово, имеющее одно лексическое значение,                                        называется…(однозначное)

  5. Слово, имеющее два  и более значений, называется…(многозначное)

 6. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению  называются … (омонимами).

7. Слова, одинаковые или близкие по значению, но  разные по звучанию называются… (синонимами).

8. Слова, противоположные  по значению называются... (антонимами).

ІІІ. Изучение нового материала.

1.Мотивация.  Разыгрывание сценки. (3 учащихся).
Мне не хватает теплоты,-
Мама сказала дочке.
Дочь удивилась:

 - Мерзнешь ты
И в летние денечки?

-Ты не поймешь, еще мала,-
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит:

-Я поняла! –
И тащит одеяло.

- Как вы думаете, почему дочка не поняла маму?
О какой теплоте говорила мать дочери? (о сердечном, добром отношении; отрадном чувстве).

Ребята, а как вы относитесь к своей маме? Как вы считаете,  вашим мамам хватает тепла? Что надо сделать, чтобы согреть свою маму? Может, принести одеяло или…?

- А какое еще значение имеет слово теплота? (нагретое состояние чего-нибудь: в дом дали тепло) – прямое значение слова.

Обращение к эпиграфу урока.
- Да. Слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире, как говорил  К. Ушинский.  Оказывается слово, кроме своего прямого значения, может иметь еще и другое, переносное.

  Сегодня на уроке вы научимся различать в контексте прямое и переносное значение слов, поймём, выясним, зачем слова используются в переносном значении. 

2.Составление схемы.

hello_html_65b9596e.gif

 

 

Почему же происходит перенос прямого значения в переносное?

 

 

Перенос названия происходит, если у предметов, действий, признаков есть какое – либо сходство.

3.     Ребята! Вчера я познакомилась с удивительным человеком. Он оказался иностранцем. Мы стали общаться и после разговора я сказала ему, что у него мягкий характер, острый ум, золотые руки. И он светится от счастья. Но,  к сожалению, этот человек не понял меня!

А вы  сможете описать его?

Объясните значения слов, которые помогли описать друга?

Давайте запишем словосочетания слов и заменим их прямым значением.

Мягкий характер - хороший характер

Острый ум - быстро понимающий.

Золотые руки- все умеет делать.

Светится от счастья - очень рад

 

- Почему иностранец меня не понял?

 

(Он не смог понять значения слов, потому что это были слова с переносным значением)

4.     Творческое задание: составить предложение о своей маме с этими словосочетаниями.  Лучшее записывается на доске, выполняется синтаксический разбор.

Глаза моей мамы светятся от счастья.

Найдите слова, употребленные в переносном значении.  Что они обозначают?

Физкультминутка


Отдых наш — физкультминутка. 
Занимай свои места!

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два.

(Ходьба на месте.)

Руки подняли и покачали –

-
Это деревья в лесу.

(Поднять руки вверх и покачать вправо-влево, 
опустить вниз.)

Руками взмахнули,

Кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

( Сделать круг руками, встряхнуть кистями.) 
Плавно руками, лети. помашем, 
Это к нам птицы летят.

( Развести руки плавно в стороны и плавно

опустить вниз. )

Как они сядут. мы тоже покажем, 
Сесть за парту . )

Крылышки сложим назад.

( Руки за спину, свести лопатки.)

 

IV. Закрепление изученного материала.

1.     Работа с учебником. (158)

-  Чтение материала из параграфа с 66, с.157.

- Упр. 347 с.158  (устно)

          - Упр.350. Выписать слова, употребленные в переносном значении.

Пурга заметает.  Ветер  уснул. Разгулялась вьюга. Эти слова в литературе называются средствами художественной выразительности, а точнее –  метафорой, олицетворением.

2.Работа в парах.

Художники бывают разные. Одни художники рисуют кистью. А другие – словом. А слово в переносном значении помогает художнику сделать эту картину яркой и образной . В каждом художественном произведении мы встретим такие средства.

Давайте прослушаем стихотворение Афанасия Фета «Спеет рожь над жаркой нивой». Задание: запомнить и выписать  из стихотворения как можно больше слов, употребленных в переносном значении.

3. Работа с сигнальными карточками. Учитель читает слова с прямым и переносным значением. Если слово употреблено в прямом значении, то ученики показывают зеленую карточку, а если слово употреблено в переносном значении, показываю желтую карточку.

Чистая совесть, чисте руки, холодное сердце, холодная погода,  быстрая река, быстрый ум, мягкий характер, золотые руки, черствый хлеб, черствая душа, березка тоскует, девочка  плачет, тучка плачет, дождь идет, солнышко смеется.

V. Итог рока. ( 2 мин)

- В каком значении употребляются слова  в русском языке? ( в прямом и переносном).

- Как называются в литературе средства художественной выразительности, которые используются в переносном значении?  (метафора, олицетворение)

-  Для чего писатели и поэты используют эти средства?

Оценивание.

VІ.   Домашнее задание.   Выучить п.66, выполнить  упр. 352

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура урока

І.Организационный момент. (3 мин.)

1. Сообщение темы и целей урока, постановление задач урока.

 ІІ. Актуализация опорных знаний. (10 мин.)

1.     Проверка домашнего задания. (3 мин.) Индивидуальная работа по карточкам.

2.     Словарный диктант (5 мин)

3.Устный опрос  «Мозговой штурм» (2 мин.)

ІІІ. Изучение нового материала.  (10 мин.)

1.Мотивация.  (3 мин).  Разыгрывание сценки 3 учащихся.

Обращение к эпиграфу урока.

2.Составление схемы (2 мин)

3.Встреча с иностранцем. (Работа над словосочетаниями) (3 мин)

4.Творческое задание. Синтаксический разбор предложения. (5 мин.)

Физкультминутка (1 мин.)

IV. Закрепление изученного материала. (13 мин.)

1.     1. Работа с учебником. ( с.158)

2.     Работа в парах. (прослушиание аудиозаписи) (4 мин)

3.     Работа с сигнальными карточками. (3 мин)

V.   Итог рока.   Оценивание.  (2 мин)

VІ.  Домашнее задание. Выучить п.66, выполнить  упр. 352 , сильным учащимся написать сочинение. (2 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята! Вчера я познакомилась с удивительным человеком. Он оказался иностранцем. Мы стали общаться и после разговора я сказала ему, что у него мягкий характер, острый ум, золотые руки. И он светится от счастья. Но ,к сожалению, этот человек не понял меня!

А вы , сможете описать его?

Объясните значения слов, которые помогли описать друга?

Мягкий характер- хороший характер

Острый ум- быстро понимающий. Острый как нож

Золотые руки- все умеет делать.

Светится от счастья- очень рад

Он не смог понять значения слов, потому что это были слова с переносным значением.

 

 

 

 

Давайте вспомним историю с мамой и запишем такие словосочетания:

Теплое отношение – доброе  отношение ( здесь доброта ассоциируется с теплом)

 

 

 

 

 

 

 

 


Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе

Снова зимний ясный день. Заниматься вам не лень?

Снова зимний ясный день. Заниматься вам не лень?

Первые пять слов: мороз, земля, цирк, шепот, вестник

Первые пять слов: мороз, земля, цирк, шепот, вестник

Мотивация. Разыгрывание сценки

Мотивация. Разыгрывание сценки

Составление схемы. Почему же происходит перенос прямого значения в переносное?

Составление схемы. Почему же происходит перенос прямого значения в переносное?

Золотые руки - все умеет делать

Золотые руки - все умеет делать

Ветер сбивает росу. ( Сделать круг руками, встряхнуть кистями

Ветер сбивает росу. ( Сделать круг руками, встряхнуть кистями

Давайте прослушаем стихотворение

Давайте прослушаем стихотворение

С труктура урока І. Организацио н ный момент

С труктура урока І. Организацио н ный момент

Ребята! Вчера я познакомилась с удивительным человеком

Ребята! Вчера я познакомилась с удивительным человеком

Острый ум - быстро понимающий

Острый ум - быстро понимающий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.