Конспект урока
по русскому языку для 5 класса (ФГОС) по учебнику М.М. Разумовской
по теме «Орфография. Нужны ли правила?»
Выполнила Ворвулева Любовь Дмитриевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Большеремонтненская СШ
2017 год
Конспект урока по русскому языку для 5 класса (ФГОС) по учебнику М.М. Разумовской по теме « Орфография. Нужны ли правила?»
Класс: 5
Предмет: русский язык.
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015
Цели урока: 1. Ввести понятие орфограммы. Иметь представление об орфографии как о системе правил. Отработать произношение, правописание и употребление терминов орфография, орфограмма.
2.Сформировать способ обнаружения орфограмм в процессе письма как условие успешного развития орфографической зоркости.
УУД:
Личностные:
Осознание алгоритма успешного учебного действия.
Осознание практической важности данного правила.
Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и поученный результат.
Регулятивные:
Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.
Предметные:
Знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
2.Актуализация знаний (путем постановки проблемы)
Ребята, сегодня мы начнем путешествие по необыкновенной
стране Орфографии. А сейчас посмотрите, какой случай произошел в этой стране
(на экране стихотворение). Учитель выразительно читает стихотворение.
Грустные вести.
Пришло письмо мне
Гляжу –
Из лагеря от Мишки…
Здесь чудный лук, и я лижу.
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит, плут…
Читаю дальше:
Здесь – лиса, красивый длинный прут.
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни…
На днях в лесу нашёл я грусть
И очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он? Боюсь,
Мой друг серьёзно болен.
Вернётся – надо подлечить:
Заставить правила учить…
-Ответьте на вопросы:
-Чем заболел Миша?
- Что придаёт тексту шутливый характер?
- В каких словах допущены ошибки?
- Почему Миша допустил ошибки в словах?
- А вы могли бы допустить такие ошибки?
3. Постановка
учебной цели.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
-Давайте вместе сформулируем цель нашего урока.
4. Открытие новых знаний.
4.1 Проблемный вопрос нашего урока. Зачем нужна орфография?
(Предоставим детям возможность высказать свою точку зрения.)
Вот представьте себе, в школе ученик должен выучить 71 орфограмму. Очень часто можно услышать такие слова: «Кто придумал эти правила, зачем они нужны? Как бы вы ответили на этот вопрос? (Без орфографии мы не сможем понимать друг друга, иногда понимаем, но с большим трудом).
А сейчас, давайте вспомним, что изучает орфография? (правильное написание слов)
-Что такое орфограмма? (Написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу).
На экран проецируется слайд со словами Л.В. Щербы.
-Лев Владимирович Щерба писал: «Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся».
- Как вы понимаете высказывание лингвиста?
- Как вы думаете, нужно ли быть грамотным (грамотно писать)? Для чего?
4.2. Сопоставление деформированного и недеформированного текстов.
Карточка 1. Воселиса прашла фсюночъ ивез ден, токо ксле- душшэму вечиру вышла нопалянку, гьде стаяла избушка Бабы-еги.
Карточка 2.
Василиса дрожала со страху, но, не зная, куда бежать, осталась на месте. Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели, выехала из лесу Баба-яга — в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала: «Фу-фу! Русским духом пахнет!» Ворота отворились, и Баба-яга въехала, посвистывая.
Войдя в горницу, Баба-яга растянулась и говорит Василисе: «Подавай-ка сюда, что там есть в печи». Василиса и начала таскать из печи да подавать Яге кушанье.
-Какой текст удобнее читать? Почему?
- (Так в русском языке действует принцип единообразия: каждая морфема пишется одинаково, у нее одно лицо. Как бы она ни звучала в речи, она должна быть узнаваема. Когда мы пишем правильно корень, или приставку, или другую часть слова — морфему, мы как бы здороваемся с ними, приветствуем родное русское слово, свой язык, свой народ. Вот для чего нужны правила. Написания в словах согласно орфографическому правилу или по традиции называются орфограммами (греч. orthos — правильный, gramma — буква)
4.3. Чтение и пересказ лингвистических текстов (стр. 24-25 учебник)
5. Физкультминутка.
Упражнения для снятия усталости глаз.
1.Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.
2.Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести 3 раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.
6. Первичное закрепление знаний.
6.1. Анализ текстов и исправление ошибок.
Степа был в лесу и нашел большой гриб. А в это время его мама сидела за столом и делала чертеж. Степа отправил ей смс: «Мама, у меня грип!» Мама испуганно вскакивает со словами: «Сейчас поищу градусник».
А в следующий раз Степа находился в школе, чувствовал себя плохо и написал смс маме: «Мама, у меня гриб».
Мама добро ответила Степе: «А ты уверен, что это не мухомор?»
- Почему мама неправильно поняла Степу? (Из-за его ошибки).
-Какую ошибку допустил Степа? (Неправильно написал согласные на конце слова).
- К чему это могло привести? (Степа мог попасть в больницу, потому что ему не оказали вовремя помощь, по его же вине).
- Какой вывод мы можем сделать, пронаблюдав за этими двумя случаями? (От незнания правил орфографии может зависеть здоровье и даже жизнь человека).
6.2. Выполнение упражнения 55 стр. 25
6.2. Выполнение упражнения 56 стр. 26
6.3. Выборочный диктант.
Из текста русской народной сказки выпишем слова с орфограммой «Проверяемые гласные в корне слова».
7. Итог урока
– Какие цели и задачи были поставлены на уроке?
– Что нового узнали? Как помогает это решать орфографические задачи?
– Запишите ключевые слова урока.
- Слова Орфография и орфограмма однокоренные. О чем это свидетельствует?
- всегда ли мы на письме используем правила? Почему?
Продолжите фразу.
Я научился…
Я хотел бы…
Оказывается, что…
8. Оценивание
9. Домашнее задание: упражнение 57, ЗСП-4
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.