Долгова Марина Константиновна,
учитель русского языка
МБОУ «Петрохерсонецкая СОШ
им. Г.И.Марчука»
Грачёвского района
Оренбургской области
Название предмета |
Класс |
УМК |
Уровень обучения |
Русский язык |
6 |
Русский язык 6 класс М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И., Капинос, 2016 |
Базовый |
Тема урока: «Суффиксы деепричастий»
Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 2
Место урока в системе уроков по теме: первый урок по теме (128), третий урок по деепричастию.
Цель урока: создание условий для изучения суффиксов деепричастия.
Задачи урока:
Обучающие: 1) обучение работе со словообразовательной схемой;
Развивающие: развитие орфографической зоркости, логического мышления учащихся, связной речи; обогащение и активизация словарного запаса, творческого воображения; формирование приёма умственных действий при составлении цепочки; развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать;
Воспитывающие: воспитание культуры, уважения друг к другу, чувство взаимопомощи, приобщения к здоровому образу жизни.
Планируемые результаты:
Предметные умения
Формирование интереса к учебному материалу
Формирование умения видеть и определять способ словообразования.
Универсальные учебные действия (УУД)
Формирование умения составлять словообразовательные пары. Расширение словарного запаса учащихся при использовании словообразовательного словаря.
Личностные:
осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.
Познавательные: формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; обучение наблюдению за действиями партнёра, нахождению неточностей и корректированию ошибок.
Оборудование: учебник, карточки
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Организационный момент
Психологический настрой обучающихся на урок
Спасая планету, спасем себя!
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Ученики самостоятельно ставят цель и задачи урока, отвечают, для чего это необходимо.
III. Проверка домашнего задания
- Все ли справились с домашним упражнением? (Если кто-то не справился, тому помогают сильные ученики)
- Расскажите о деепричастии как особой форме глагола.
IV. Актуализация знаний учащихся
1.Дайте определение деепричастия (особая форма глагола, обозначающее добавочное действие при глаголе-сказуемом).
2.Назовите части речи, на которые похоже деепричастие.
3.Определите, что это за слово РАДУЯ.
4.Вы выучили вопросы деепричастий, проведем исследование и изобретем схему образования деепричастий. Работаем вместе!
Деепричастие
↓ ↓
Что делая? Что сделав?
Несовершенный вид Совершенный вид
От основы глагола настоящего времени От основы инфинитива
Настоящее время Прошедшее время
↓
СУФФИКСЫ
- а - в
- я - вши
- ши
↓ ↓
Крича Прокричав
Думая задумавшись
шедши
Морфологический разбор деепричастия. Упр. 521
4.Ученики в парах друг другу дают определение деепричастия с примерами.
На доске работа по карточкам (1 карточка – 1 вариант, 2 карточка – 2 вариант, два сильных ученика работают на доске)
Карточка № 1
Составьте словообразовательные пары от слов хранить, сохранить. Ответьте на вопрос: в чем различие образования слов, от каких основ они образованы. Используйте схему упр. 523. Разберите получившиеся слова по составу.
Карточка № 2
Составьте словообразовательную пару от слова желать, пожелать. Ответьте на вопрос: в чем различие образования слов, от каких основ они образованы. Используйте схему упр. 523. Разберите получившиеся слова по составу. Приложение № 1
V. Закрепление полученных знаний
Работа в группах. § 46, упр. 519.
1)-Прочитайте задание. Всем понятно задание? Нужно выполнить упражнение по образцу.
1 группа Образуйте деепричастия от основы глагола настоящего времени с суффиксом –а.
2 группа Образуйте деепричастия от основы глагола настоящего времени с суффиксом –я.
Сделайте вывод, от всех ли глаголов образуются деепричастия несовершенного вида.
Выделите в деепричастиях морфемы.
2) Работа в парах. § 46, упр. 520. В упражнении 16 слов, выписываете слова по очереди, работаете по образцу, затем меняетесь тетрадями, проверяете у соседа, исправляете ошибки, объясняете, почему сосед ошибся.
VI. Физминутка. Проводит дежурный ученик.
VII. Применение полученных знаний
1.Эстафета «Кто быстрее?» в группах (по количеству учеников)
Составьте словообразовательные цепочки слов с суффиксами, обозначающими глаголы движения и добавочное действие.
2. Самостоятельная работа. Морфологический разбор деепричастия. Выпишите одно деепричастие(из предложения №2 вариант 1, из предложения 3 вариант 2) из текста упр. 522.
3.Работа с текстом. Приложение № 2
Перед вами отрывок из произведения В.Тельпугова.
Сегодня в прозрачном московском небе проплыл первый треугольник журавлей. Проплыл медленно, на ходу выравнивая строй, как-то несмело набирая высоту, отряхивая с крыльев последние песчинки и роняя легкие пушистые перья. Вожак не мигая смотрит только вперед, за дымку горизонта, остальные, тоже не мигая, – вниз, окидывая долгим пристальным взглядом, может быть, в последний раз проплывающую под крыльями родную землю. Поэтому-то и плывут они так медленно!
Определите стиль текста и тип речи. (Художественный,
описание.)
- Какую часть речи использует автор для описания
полета журавлей? (Дополнительную
информацию к глаголу сказуемому, добавочное действие)
- С какой целью употребляет этот однородный
ряд писатель? (Деепричастие
позволяет описать тончайшие штрихи в движении вереницы журавлей, действия
медленно набирающих высоту птиц. Отсюда неторопливость, размеренность в
описании. Деепричастие позволяет дорисовать движение, описать более сложное
основное действие.)
VIII. Рефлексия
Цель: самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
-Что удалось сделать легче всего?
-Какое из заданий понравилось больше всего?
-Какие трудности возникли?
-Чего добились?
IX. Домашнее задание: § 46, упр. 525.
Выучите схему из тетради.
Приложение № 1
Карточка № 1
Составьте словообразовательные пары от слов хранить, сохранить. Ответьте на вопрос: в чем различие образования слов, от каких основ они образованы. Используйте схему упр. 523. Разберите получившиеся слова по составу.
Карточка № 2
Составьте словообразовательную пару от слова желать, пожелать. Ответьте на вопрос: в чем различие образования слов, от каких основ они образованы. Используйте схему упр. 523. Разберите получившиеся слова по составу.
Приложение № 2
Работа с текстом.
Перед вами отрывок из произведения В.Тельпугова.
Сегодня в прозрачном московском небе проплыл первый треугольник журавлей. Проплыл медленно, на ходу выравнивая строй, как-то несмело набирая высоту, отряхивая с крыльев последние песчинки и роняя легкие пушистые перья. Вожак не мигая смотрит только вперед, за дымку горизонта, остальные, тоже не мигая, – вниз, окидывая долгим пристальным взглядом, может быть, в последний раз проплывающую под крыльями родную землю. Поэтому-то и плывут они так медленно!
Определите стиль текста и тип речи. (Художественный,
описание.)
Какую часть речи использует автор для описания
полета журавлей? (Дополнительную
информацию к глаголу сказуемому, добавочное действие)
С какой целью употребляет этот однородный ряд
писатель? (Деепричастие
позволяет описать тончайшие штрихи в движении вереницы журавлей, действия
медленно набирающих высоту птиц. Отсюда неторопливость, размеренность в
описании. Деепричастие позволяет дорисовать движение, описать более сложное
основное действие.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.