План-конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе на тему: "Суффиксы деепричастий"
Оценка 4.7

План-конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе на тему: "Суффиксы деепричастий"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
13.11.2019
План-конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе на тему: "Суффиксы деепричастий"
Деепричастие особая форма глагола . которая обозначает добавочное действие при основном действии. Материал очень полезен для учащихся 7-8 классов. Много полезных заданий для учащихся задания построены так . чтобы было им интересно работать в парах по данной теме. Желаю удачи.
00125548-615931f4.docx

Долгова  Марина Константиновна,

учитель русского языка

МБОУ «Петрохерсонецкая СОШ

им. Г.И.Марчука»

Грачёвского района

Оренбургской области

 

Название предмета

Класс

УМК

Уровень обучения

Русский язык

6

Русский язык 6 класс

 М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И., Капинос, 2016

Базовый

Тема урока: «Суффиксы деепричастий»

Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 2

Место урока в системе уроков по теме: первый урок по теме (128), третий урок по деепричастию.

Цель урока: создание условий для изучения суффиксов деепричастия.

Задачи урока:

Обучающие: 1) обучение работе со словообразовательной схемой;

Развивающие: развитие орфографической зоркости, логического мышления учащихся, связной речи; обогащение и активизация словарного запаса, творческого воображения; формирование приёма умственных действий при составлении цепочки; развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать;

Воспитывающие: воспитание культуры, уважения друг к другу, чувство взаимопомощи, приобщения к здоровому образу жизни.

 

Планируемые результаты:

Предметные умения

Формирование интереса  к учебному материалу

Формирование умения видеть и определять способ словообразования.

 

Универсальные учебные действия (УУД)

Формирование умения составлять словообразовательные пары.                                          Расширение словарного запаса учащихся при использовании словообразовательного словаря.

Личностные: 

осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.

Познавательные:  формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; обучение наблюдению за действиями партнёра, нахождению неточностей и корректированию ошибок.

Оборудование: учебник, карточки

 

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

 

I.                   Организационный момент

Психологический настрой обучающихся на урок

Спасая планету, спасем себя!

II.                Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 

Ученики самостоятельно ставят цель и задачи урока, отвечают, для чего это необходимо.

III.            Проверка домашнего задания

- Все ли справились с домашним упражнением? (Если кто-то не справился, тому помогают сильные ученики)

- Расскажите о деепричастии как особой форме глагола.

IV.             Актуализация знаний учащихся

1.Дайте определение деепричастия (особая форма глагола, обозначающее добавочное действие при глаголе-сказуемом).

2.Назовите части речи, на которые похоже деепричастие.

3.Определите, что это за слово РАДУЯ.

4.Вы выучили вопросы деепричастий, проведем исследование и изобретем схему образования деепричастий. Работаем вместе!

Деепричастие

↓                      ↓

                                                  Что делая?             Что сделав?

                                       Несовершенный вид           Совершенный вид

      От основы глагола настоящего времени            От основы инфинитива

Настоящее время        Прошедшее время

СУФФИКСЫ

                                                       - а                             - в

                                                       - я                             - вши

                                                                                        - ши

                                                                 ↓                      ↓

                                                  Крича                      Прокричав

                                                 Думая                      задумавшись

                                                                                  шедши

Морфологический разбор деепричастия. Упр. 521

4.Ученики в парах друг другу дают определение деепричастия с примерами.

На доске работа по карточкам (1 карточка – 1 вариант, 2 карточка – 2 вариант, два сильных ученика работают на доске)

Карточка № 1

Составьте словообразовательные пары  от  слов хранить, сохранить. Ответьте на вопрос: в чем различие образования слов, от каких основ они образованы. Используйте схему упр. 523. Разберите получившиеся слова по составу.

Карточка № 2

Составьте словообразовательную пару  от  слова желать, пожелать. Ответьте на вопрос: в чем различие образования слов, от каких основ они образованы. Используйте схему упр. 523. Разберите получившиеся слова по составу. Приложение № 1

V.                Закрепление полученных знаний

Работа в группах.    § 46, упр. 519.

1)-Прочитайте задание. Всем понятно задание? Нужно выполнить упражнение по образцу.

1 группа Образуйте деепричастия от основы глагола настоящего времени с суффиксом –а.

2 группа Образуйте деепричастия от основы глагола настоящего времени с суффиксом –я.

Сделайте вывод, от всех ли глаголов образуются деепричастия несовершенного вида.

Выделите в деепричастиях морфемы.

2) Работа в парах.     § 46, упр. 520. В упражнении 16 слов, выписываете слова по очереди, работаете по образцу, затем меняетесь тетрадями, проверяете у соседа, исправляете ошибки, объясняете, почему сосед ошибся.

 

VI.        Физминутка. Проводит дежурный ученик.

VII.          Применение полученных знаний  

 1.Эстафета «Кто быстрее?» в группах (по количеству учеников)

Составьте словообразовательные цепочки слов с суффиксами, обозначающими глаголы движения и добавочное действие.

2. Самостоятельная работа. Морфологический разбор деепричастия.   Выпишите одно деепричастие(из предложения №2 вариант 1, из предложения 3 вариант 2) из текста упр. 522.                                                      

3.Работа с текстом. Приложение № 2

Перед вами отрывок из произведения В.Тельпугова.

Сегодня в прозрачном московском небе проплыл первый треугольник журавлей. Проплыл медленно, на ходу выравнивая строй, как-то несмело набирая высоту, отряхивая с крыльев последние песчинки и роняя легкие пушистые перья. Вожак не мигая смотрит только вперед, за дымку горизонта, остальные, тоже не мигая, – вниз, окидывая долгим пристальным взглядом, может быть, в последний раз проплывающую под крыльями родную землю. Поэтому-то и плывут они так медленно!

Определите стиль текста и тип речи. (Художественный, описание.)
- Какую часть речи использует автор для описания полета журавлей? 
(Дополнительную информацию к глаголу сказуемому, добавочное действие)
- С какой целью употребляет этот однородный ряд писатель? (Деепричастие  позволяет описать тончайшие штрихи в движении вереницы журавлей, действия медленно набирающих высоту птиц. Отсюда неторопливость, размеренность в описании. Деепричастие позволяет дорисовать движение, описать более сложное основное действие.)

 

VIII.       Рефлексия

Цель: самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

-Что удалось сделать легче всего?

-Какое из заданий понравилось больше всего?

-Какие трудности возникли?

-Чего добились?

 

IX.             Домашнее задание: §  46, упр. 525.                                                                      

 

Выучите схему из тетради.

 

 

Приложение № 1

Карточка № 1

Составьте словообразовательные пары  от  слов хранить, сохранить. Ответьте на вопрос: в чем различие образования слов, от каких основ они образованы. Используйте схему упр. 523. Разберите получившиеся слова по составу.

Карточка № 2

Составьте словообразовательную пару  от  слова желать, пожелать. Ответьте на вопрос: в чем различие образования слов, от каких основ они образованы. Используйте схему упр. 523. Разберите получившиеся слова по составу.

 

 

Приложение № 2

Работа с текстом.

Перед вами отрывок из произведения В.Тельпугова.

Сегодня в прозрачном московском небе проплыл первый треугольник журавлей. Проплыл медленно, на ходу выравнивая строй, как-то несмело набирая высоту, отряхивая с крыльев последние песчинки и роняя легкие пушистые перья. Вожак не мигая смотрит только вперед, за дымку горизонта, остальные, тоже не мигая, – вниз, окидывая долгим пристальным взглядом, может быть, в последний раз проплывающую под крыльями родную землю. Поэтому-то и плывут они так медленно!

Определите стиль текста и тип речи. (Художественный, описание.)
Какую часть речи использует автор для описания полета журавлей? 
(Дополнительную информацию к глаголу сказуемому, добавочное действие)
С какой целью употребляет этот однородный ряд писатель? (Деепричастие  позволяет описать тончайшие штрихи в движении вереницы журавлей, действия медленно набирающих высоту птиц. Отсюда неторопливость, размеренность в описании. Деепричастие позволяет дорисовать движение, описать более сложное основное действие.)


 

Долгова Марина Константиновна , учитель русского языка

Долгова Марина Константиновна , учитель русского языка

Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; обучение наблюдению за действиями партнёра,…

Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; обучение наблюдению за действиями партнёра,…

Крича Прокричав

Крича Прокричав

Поэтому-то и плывут они так медленно!

Поэтому-то и плывут они так медленно!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2019