План-конспект открытого занятия "Занимательная экология"
Оценка 4.7

План-конспект открытого занятия "Занимательная экология"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
экология +1
Взрослым
06.11.2017
План-конспект открытого занятия "Занимательная экология"
Тема: «Занимательная экология» Тип занятия: обобщение материала. Цель: закрепить знания обучающихся. Задачи: Образовательная: - обобщать знания о природе родного края; -показать уникальность и значимость природы Самарского края. Развивающая: -развивать познавательный интерес к природе, вырабатывать умения видеть необычное в привычном, воспитывать чувства удивления и восхищения. Воспитательная: -воспитывать любовь к родному краю, окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе; -учить работать в коллективе, сотрудничать друг с другом, помогать друг другу. Формы работы: фронтальная, коллективная (групповая). Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод (с использованием мультимедийной установки), метод демонстрации, работа с источником, исследовательский метод обучения, метод коллективного творческого поиска, деятельностный метод обучения. Оборудование: мультимедийная установка, презентация, иллюстрации, открытки, аудиозапись, эмблема, плакат с девизом «Самарский край – жемчужина России», карта Самарской области, декорация с изображением поезда.
«Занимательная экология».doc
План­конспект открытого занятия  по дополнительной общеобразовательной программе  «Мой край любимый» Педагог дополнительного образования: Мартынова Н.В. ОДОД ГБОУ СОШ с. Елховка Дата проведения: 18.12.2013 г. Тема: «Занимательная экология» Тип занятия: обобщение материала. Цель: закрепить знания обучающихся. Задачи: Образовательная:  ­ обобщать знания о природе родного края; ­показать уникальность и значимость природы Самарского края. Развивающая: ­развивать познавательный интерес к природе, вырабатывать умения видеть необычное в привычном, воспитывать чувства удивления и восхищения. Воспитательная: ­воспитывать любовь к родному краю, окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе;  ­учить работать в коллективе, сотрудничать друг с другом, помогать друг другу. Формы работы: фронтальная, коллективная (групповая).  Методы   обучения: (с использованием мультимедийной установки), метод демонстрации, работа с источником,   исследовательский   метод   обучения,   метод   коллективного творческого поиска, деятельностный метод обучения.  Оборудование:   мультимедийная   установка,   презентация,   иллюстрации, открытки,   аудиозапись,   эмблема,     плакат   с   девизом   «Самарский   край   – жемчужина России»,  карта Самарской области, декорация с изображением поезда.  объяснительно­иллюстративный   метод   Ход занятия.                          1. 1.Вводная часть. «Приветствие». Педагог: Здравствуйте, ребята, здравствуйте друзья!                 Ты улыбкой, как солнышком, брызни,                  Выходя поутру из ворот.                  Понимаешь, у каждого в жизни                  Предостаточно бед и забот.                  Разве любы нам хмурые лица Или чья­то сердитая речь?                  Ты улыбкой сумей поделиться                  И ответную искру зажечь.                  Подарите улыбку друг другу. ­Приятного Вам дня! 2. Сообщение темы занятия Педагог: Сегодня нас ждёт впереди увлекательное, сказочное  путешествие. 3. Знакомство        Ребята, давайте познакомимся, меня зовут Наталья Валентиновна,  ответьте мне:       Как вас зовут? (ответ детей)       Где вы живете?  (ответ детей) 4. Введение в общеобразовательную программу  (На фоне музыки,  из программы “В мире животных” (Звучат слова и в это  время идет показ слайдов об удивительной природе Самарского края).  Педагог: – Самарский край – уникальное место на нашей планете. Этот удивительный островок   среди   безбрежного   разнообразия   моря   природы   России представляет   собой   своеобразную   зону,   где   нам   посчастливилось   жить   в этом   необыкновенном   месте,   где   красавица   Степь   нарядилась   в   цветной сарафан,   распустив   по   плечам   шелковистые   волосы   из   огромного разнообразия трав. Волга – голубая ленточка,  украшает прическу Степи. А Жигулевские горы – могучие братья охраняют покой сестры. Как не любить тебя,   родной   край   Самарский?!   Как   не   беречь   просторы   твои?!   Как   не заботиться о твоем процветании?! Эти вопросы сегодня затронем мы. – Ребята, давайте совершим путешествие по заповедным местам Самарского края. – Ребята, а как вы думаете, что такое заповедник? (ответы детей)  – А для чего создаются заповедники? (ответы детей) – Действительно, заповедники  были созданы в целях сохранения уникальных растительных   сообществ,   водно­болотных   угодий   с   их   обитателями.   Для того,  чтобы   сохранить   места   произрастания   редких,  ценных   в  научном   и практическом отношении видов растений, чтобы сохранить важные озерные акватории   в   период   миграций   птиц,   чтобы   сохранить   неповторимый растительный и животный мир, необычайно красивую природу Самарского края. г.  Самара     –  заповедные   места   Самарского   края.  Наш   путь   лежит   через станции: “Степная”, “Лесная”, “Водная”, “Горная”. К концу путешествия вы должны собрать 4 части от карты Самарской области, на которой отмечены заповедные   зоны.   Девизом   нашего   путешествия   будут   слова   «Самарский край – жемчужина России» (показ слайда со словами).  Вас, прекрасные друзья,  Приглашаю в гости я, В мир загадочной природы, В мир животных и погоды! Только в мире этом надо Отгадать чуть­чуть загадок,  На вопросы отвечать, В игры весело играть. Педагог я не простой, С умной шибко головой. Расскажу вам о природе, О зверях и о погоде. Все готовы с нами в путь? Только знанья не забудь. Будь внимателен и смел, Чтоб везде со мной поспел. Педагог послушаем     песню   (показ   слайдов     о   защите   природы),   на   мотив   песни «Голубой вагон».   (Звучит стихотворение) Шуршат травинки, что­то лепеча, И вся цветами степь моя одета. Как будто драгоценная парча, Она красива на исходе лета. А чуть подальше колосится рожь, Под ветром тёплым стелется пшеница. К улусу тропкой узенькой идёшь В дали вечерней крыша серебрится. (Игра “Засели степь”, на ватмане нарисована голая степь) Педагог:  На   нашем   плакате,   ребята,   степь   выглядит   безжизненной, безрадостной.   Как   вы   думаете,   почему?   (рассуждения   детей   о   вредном воздействии человека на природу) –  А   давайте   сделаем   так,   чтобы   наша   степь   ожила!   (Педагог   загадывает загадки детям об обитателях степи, дети отгадывают и наклеивают картинки на плакат), отгаданные животные и растения показываются на мультимедиа, и педагог даёт небольшой рассказ.  Она как змейка в траве мелькает, Хвостом виляет, Хвост оборвёт, другой наживёт. (Дети отгадывают загадку, наклеивают изображение ящерицы на плакат). Педагог: Думаю каждый из вас знаком с этим животным. Что вы знаете о  ящерице? (Высказывания детей, дополнения педагога). То ли тело, толи хвост, Вверх пойдёт – немалый рост, По земле протянется – Так с землёй сливается, Плоская головка Всё глотает ловко. (Дети отгадывают загадку, наклеивают изображение ужа на плакат). Педагог: Повсеместно распространяется уж обыкновенный.  На Самарской Луке   водится   водяной   уж   и   узорчатый   полоз   (реликт   Жигулей).   Особое внимание заслуживает гадюка Никольского.          Длина ужа может быть от 10см до 3,5м. Бывают ядовитые и неядовитые. Укус ужа для человека не опасен. Некоторые виды внесены в “Красную книгу”.  Маленькая, серая, С длинным хвостом. За сыром бежит, Громко пищит. (Дети отгадывают загадку, наклеивают изображение мышки). Педагог: Длина мышки от 5 см и более. Они имеют собственные “дорожки” – знаки, помечая необходимые им места и дорогу домой.  Снится ночью пауку Чудо­юдо на суку. Длинный клюв и два крыла. Прилетит – плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это… (Дети отгадывают загадку о птице и наклеивают изображение Скопы). Обитает в степи дрофа и журавль­красавка. Они занесены в Красную книгу. (Дети наклеивают изображение птиц). Стоит Василий, Молодой да сильный, В зелёном армяке, В ярко­синем парике, Все на него смотрят Да любуются. (Наклеиваем изображение василька) В зелёной пелерине – Красотка­балерина, На одной ножке скачет, В жёлтом топе Да белой пачке. (Наклеиваем изображение ромашки) Педагог: Ромашка используется в народной медицине. Сидит на склоне Синий царь в короне, Синяя корона – Царь благородный. Солнечно на склоне –  Царя в сон клонит. Педагог: Сон­трава – ядовитое растение. Цветущая   степь   переливается   разными   цветами.   Давайте   и   в   нашу   степь внесём  разнообразие  красок.  В  степи  растёт: тюльпан  Шренка, украшают цветением   шалфей   луговой,   таволга   шестилепестная,   смолевка   Гельма, лапчатка волжская, полынь солянковидная,  ковыль Залесского, наголоватка многоцветковая и многие другие. Педагог: Вспомните, какая степь была сначала? – А какая она теперь? – Одна из задач заповедника  сохранить уникальный степной растительный  мир. Педагог: Молодцы, ребята, вы проехали эту станцию. Я вам вручаю первую  часть от карты. Едем дальше  (проигрыш музыки).   Итак, мы прибыли на  станцию: Станция “Лесная”. Звучат слова о лесе на фоне слайдов. Слышно пение птиц. Педагог: Вот и пришли мы, ребята, в гости к нашему зеленому другу. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с жизнью дерева, птицы, зверя. Без дерева жизнь просто немыслима. Однако с каждым годом лес все больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истребляется. Здравствуй, лес, дремучий лес,  Полный сказок и чудес!  Ты о чем шумишь листвою  Ночью темной, грозовою?  Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре. Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь ­ мы свои! Педагог: Молодцы, ребята! Хорошо знаете лес и его жителей. Вы достойны  получить вторую часть карты. Педагог: Ребята, поиграем в игру «Живая буква». За одну минуту  вспомнить название цветка, дерева, насекомого, птицы, зверя.  Цветок Дерево Насекомое Птица Зверь Б Бархатцы Береза Бабочка Беркут белка О одуванчик Ольха Овод Орел Олень М Мак Магнолия Муха Малиновка Мул Перед вами рисунки, изображающие действия людей в природе. Вам  нужно пояснить их. (Дети поясняют  рисунки и формулируют правила  поведения в лесу). Дети называют правила поведения в лесу. 1.Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них. 2.Не разорять муравейники и птичьи гнезда. 3.Не разжигать костры, беречь лес от пожара. 4.Не рвать большие букеты цветов. 5.Не оставлять мусор в лесу, а закопать его в яму. Молодцы, ребята! Много трав растет полезных, На земле страны родной. Могут справиться с болезнью Мята, пижма, зверобой. В книгу Красную они, Уж давно занесены. Педагог: Ребята, а вы знаете, что такое Красная книга природы? (Дети  отвечают) ­ 1: Это книга, в которую заносят редкие виды растений и животных. ­ 2: Представителей природы, занесенных в эту книгу, охранять нужно  особенно бережно. Педагог:  А еще я хочу поговорить с вами о листьях. Зачем они вообще нужны?  Педагог: А знаете, чем вы дышите?   Все   мы   дышим   кислородом,   а   если   сказать   точнее   ­   то   воздухом,   в котором находится кислород. Учитель:  Листья   не   просто   листья,   а   самые   настоящие   фабрики кислорода. Особенно хорошо дышится там,   где много зелени, растений. Вот почему так важно беречь природу, ведь без листьев жить нельзя. Едем дальше… (проигрыш музыки) Мы прибыли на станцию Станция “Водная”. (На фоне слайдов звучат слова педагога). Педагог:  Любимые места нарушителей природоохранной зоны – это реки, озера,   пруды.     Самая   крупная   река     ­   полноводная   Волга   –   матушка, мирового   значения.   Именно   на   Волге   встречаются   Европа   и   Азия.   На территории Самарского края находится курорт Сергиевские минеральные воды, это курорт федерального значения. Многочисленные озера являются важной акваторией в период миграций птиц. Гнездятся птицы, занесенные в Красную книгу. Это беркут,  филин, степной лунь, журавль – красавка. Всего 136 видов птиц! Но эти заповедные уголки уникальной природы страдают из­ за   “дикого”   туризма.   После   отдыха   туристов   остаются   горы   мусора   на берегах   водоемов,   который   попадает   затем   в   воду.   Сломанные   деревья, выжженный дёрн в местах кострищ, битые бутылки. Это пример того, как нельзя   поступать.   Иначе,   что   мы   оставим   своим   потомкам?!   Грязные водоёмы?!  Педагог:  Ребята, к нам в гости приплыла рыбка, которая поведала нам о своем горе. Жалоба   рыбки   (показ   слайда):  Ох,   и   любят   меня   люди.   Мясо   мое питательно  и  полезно.  Я  рада  приносить   человеку  пользу, но  ведь  всему должна быть мера. Пользуются тем, что сказать в свою защиту ничего не могу.   Сердце   болит от того, что вылавливают нас сетями, разрывается, когда губят наших деток, да и дышать нам нечем, что только человек не бросает в моё жилище: банки, склянки, разный мусор.  Педагог: Ребята, вам жалко рыбку? Я думаю, что вы знаете, как нужно вести себя у водоема.  А давайте выработаем с вами правила поведения у водоема. Педагог:   Ребята,   вы   успешно   справились   с   заданием   и   заслуженно заработали третью часть карты.   Едем дальше… (проигрыш музыки) Вы прибыли на последнюю станцию: (На фоне слайдов звучат слова педагога). Станция “Горная”. Правобережье Самарского края занимает Приволжская возвышенность с Жигулевскими горами, покрытыми лесами. Горы невысокие. Их высота достигает   300­375   м   (самая   высокая   точка   ­   гора   Стрельная,   375   м). Жигулевские горы огибает река Волга, как бы дополняя величие и красоту Жигулей. То глубокие, то узкие, то широкие овраги и балки, где пылали в старину   костры   волжской   вольницы,  разделяют   всю   гряду   на   отдельные горы: Усинский курган, Молодецкий курган, гора Лысая и гора Лепешка, Могутовы горы.  Особенная прелесть Жигулей в том, что они удивительно под стать величавой и спокойной Волге, словно созданы только для нее. Красота   Жигулей   воспета   в   песнях,   былинах   и   современных художественных   произведениях,   запечатлена   на   полотнах   И.Е.   Репина, Сурикова и др. русских художников. Послушайте, как поэт А. Ширяевец пишет о Жигулях: Точно в сказке, скалы, горы, На вершинах — темный лес Призадумался и смотрит В бездну синюю небес. Плещут волны, бродят волны  У откосов берегов,  Рассыпаются на солнце  Миллионом жемчугов... Волга, огибая Жигули, образует излучину – Самарскую Луку.  Экзотические скалы и утесы, глубокие долины и пещеры – это не только  памятники природы, они хранят следы деятельности древнего человека,  память о казачьей вольнице атамана Разина, повстанцах Пугачева и других  событиях в истории нашей Родины. Педагог: Оказавшись на любой из вершин, у вас дух захватит от волнения.  Необозримая даль сливается с горизонтом. Посмотришь – и кажется, что  паришь над землей. Педагог:  Давайте,   ребята,   поиграем   в   игру   “Третий   лишний”   для   того, чтобы покорить вершину горы Стрельная (375м). Педагог:  Молодцы, ребята, вы справились, и за это получаете четвёртую часть карты. Рефлексия. Подведение итогов – составление книги памяти. Педагог:  Ребята,   вам   удалось   получить   4   части   карты.   Хорошо,   теперь необходимо   вам   собрать   карту   Самарской   области.   Если   вы   успешно справитесь   с   заданием,   то   вы   увидите,   где   на   территории   области расположены   заповедные,   т.е.   охраняемые   территории.   (Дети   собирают карту и склеивают ее, затем учитель просит перевернуть карту на другую сторону). Педагог:  Ребята, что здесь написано? (“Книга Памяти”). Как вы думаете, кого   мы   можем   внести   в   эту   книгу?   (Подводим   к   мысли   о   вымерших животных).   Давайте   заполним   нашу   “Книгу   Памяти”.   (Перед   вами фотографии   животных,   которые   когда­то   обитали   на   территории Самарского края.) Чтобы внести их в “Книгу Памяти”, нужно ответить на вопрос,   который   они   вам   зададут.   (Он   записан   на   обратной   стороне фотографии) Фото – баран снежный, вопрос: составьте правила поведения в заповеднике. Фото – овцебык, вопрос: почему нельзя загрязнять водоемы? Фото – мамонт, вопрос: что такое Красная книга? Фото – кулан, вопрос: какие животные обитают в степи? Фото – сайгак, вопрос: почему нельзя вырубать леса? Фото – песец, вопрос: без чего люди, растения, животные не могут жить? Фото – зубр, вопрос: какое дерево является символом России? Педагог: Эту книгу вы оставьте себе на память. Давайте сделаем все, чтобы  животные и растения, обитающие на территории нашего края, не попали в  эту книгу. Педагог раздает лист самооценки обучающегося Вопросы Оценка 0­5 1. Мне занятие понравилось. 2. Важны ли вам знания, полученные на занятии? Ваши пожелания Наше   путешествие   по   родному   краю   Самарскому   ­   жемчужине   России завершилось.  Педагог: Вы достойно прошли все этапы нашего путешествия и вас можно считать   полноправными   членами   общества   защитников   природы   (детям выдаются дипломы с эмблемой путешествия и стихотворением) Пока еще мы дышим и живем Воздух, воду Всю планету Непременно сбережем! За отличные знания и эрудицию в области экологии орденом  награждается – (кто набрал наибольшее количество баллов). Педагог:  Будем   же   беречь   нашу   Землю!   Повсюду,   на   каждом   шагу,   все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано. Земля – величайшее чудо, она у нас одна.  Педагог:  Благодарю всех за знания! Спасибо! С вами я не прощаюсь, т.к. надеюсь   вновь   встретиться   на   экологических   мероприятиях.   До   новых встреч!   Желаю   вам   доброго   пути   к   познанию   нового   неопознанного окружающего мира. Удачи! Методическая литература: 1.Белкина, В. Н. Развитие и обучение. Воспитателям и родителям [Текст]: пособие   для   родителей   и   воспитателей   /   В.   Н.   Белкина.   –   Ярославль: Академия с. 2.Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У­ с. Фактория, развития, 2003. 256 40 –     1998.   –

План-конспект открытого занятия "Занимательная экология"

План-конспект открытого занятия "Занимательная экология"

План-конспект открытого занятия "Занимательная экология"

План-конспект открытого занятия "Занимательная экология"

План-конспект открытого занятия "Занимательная экология"

План-конспект открытого занятия "Занимательная экология"

План-конспект открытого занятия "Занимательная экология"

План-конспект открытого занятия "Занимательная экология"

План-конспект открытого занятия "Занимательная экология"

План-конспект открытого занятия "Занимательная экология"

План-конспект открытого занятия "Занимательная экология"

План-конспект открытого занятия "Занимательная экология"

План-конспект открытого занятия "Занимательная экология"

План-конспект открытого занятия "Занимательная экология"

План-конспект открытого занятия "Занимательная экология"

План-конспект открытого занятия "Занимательная экология"

План-конспект открытого занятия "Занимательная экология"

План-конспект открытого занятия "Занимательная экология"

План-конспект открытого занятия "Занимательная экология"

План-конспект открытого занятия "Занимательная экология"

План-конспект открытого занятия "Занимательная экология"

План-конспект открытого занятия "Занимательная экология"

План-конспект открытого занятия "Занимательная экология"

План-конспект открытого занятия "Занимательная экология"

План-конспект открытого занятия "Занимательная экология"

План-конспект открытого занятия "Занимательная экология"

План-конспект открытого занятия "Занимательная экология"

План-конспект открытого занятия "Занимательная экология"

План-конспект открытого занятия "Занимательная экология"

План-конспект открытого занятия "Занимательная экология"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017