План-конспект по биологии «ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН»
Оценка 4.9

План-конспект по биологии «ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
6 кл
13.02.2017
План-конспект по биологии «ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН»
Цель: познакомить учащихся с процессами жизнедеятельности семян; оценить воздействие факторов окружающей среды на семена и процесс их прорастания; ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выращивания культурных растений
план-конспект 2.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Калачеевская средняя общеобразовательная  школа №1 «ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ План­конспект: СЕМЯН»                  Автор: Шевцова Светлана Тихоновна, учитель биологии ВКК Воронежская Цель   занятия:  создание   образовательной   среды,   способствующей   развитию творческой самостоятельности ученика. Калач 2016г. Задачи: познакомить   учащихся      с   процессами   жизнедеятельности   семян;   оценить воздействие факторов окружающей среды на семена и процесс их прорастания; ставить биологические   эксперименты,   описывать   и   объяснять   результаты   опытов;   использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выращивания культурных растений; развивать умение работать в малой группе, чувство ответственности за команду, перед   товарищами;   способствовать   развитию   самостоятельности,   внимания,   памяти, логического мышления, креативности учащихся; продолжить   развитие умение наблюдать и оценивать воздействие факторов окружающей среды;  воспитывать бережное отношение к растениям, воспитывать интерес к изучаемому  предмету, теме  путем создания проблемных ситуаций на уроке. Планируемые образовательные результаты Познавательные:  добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; строить   логическую   цепочку   рассуждений,   анализировать,     приводить   доказательства;  формулировать грамотно вопросы;  оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Личностные:  формировать  мотивацию к обучению;    познавательные   развивать     навыки     учащихся,   умения   самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; использовать приобретенные знания  в практической деятельности.  Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее        реализации;  устанавливать причинно­следственные связи; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; учитывать   разные   мнения   и   стремиться   к   координации   различных   позиций   в сотрудничестве. Формат занятия: открытие нового знания. Представляемая   технология:  ИКТ,   проектно­исследовательская   (элементы   проблемного   обучения   и   коллективно­познавательной   деятельности), технологий   личностно­ориентированное развивающее обучение. Материалы   и   оборудование:   проектор,   компьютер,  комплект   лабораторного оборудования   «Прорастание»,   «Архимед»,   цифровой   микроскоп,   карточки­инструкции, семена растений, оборудование для каждого опыта согласно карточки­инструкции. Образовательные   ресурсы:  программа   внеурочной   деятельности   «Я   –   интерактивная   доска, исследователь»,   мультимедийное   рабочее   место   учителя,   презентации. Формы: диалог, беседа, коллективная работа в группах, индивидуальная работа в процессе коллективной. Методы:  метод   диалогичности,   индивидуальной   и   коллективной   поисковой деятельности. Риск: проблема и ситуация на занятии не заинтересует учащихся; возможно детям потребуется больше времени на подготовку, возникновение сложностей  с самостоятельной формулировкой выводов обучающимися.   предъявления   шестиклассникам   Аннотация   результативности:     занятие   в   рамках   внеурочной   программы    «Я ­исследователь». Цели реализуются через сотрудничество, групповую форму организации   результаты   будут   достигаться работы   учащихся.   Планируемые   образовательные   посредством     учебно­познавательных   и   учебно­ практических   задач,   направленных     на   формирование   и   оценку   умений     и   навыков, способствующих     освоению     систематических     знаний,   на     формирование   и     оценку самостоятельного   приобретения,   переноса     и   интеграции   знаний   путем   развития логических     операций   (сравнения,     анализа,   синтеза,   обобщения,     оценки).   Учащиеся получат   возможность экспериментальным путем устанавливать причины, участвовать   в дискуссии и диалоге, учитывать  особенности  других участников, их  позиции, развивать способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития. Занятие направлено   на   воспитание   трудолюбия,   сознательного,   творческого     отношения   к образованию, труду и жизни.                 Этапы занятия I. Организационный. Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность детей к занятию.  II. "Погружение" в тему. После   опыления   из   двух   клеточек   женской   и   мужской   образуется   семя. Отделившись от материнского растения,  у многих растений оно переживает период покоя. Зачем растения необходим период покоя? Человек должен строго соблюдать правила хранения семян. Однако стоит  одному из многих факторов хранения измениться,  и семя  начинает прорастать. Экспериментально мы уже доказали что прорастание семян зависит от многих  факторов. Так какие факторы неживой природы  способны повлиять на прорастание и рост семян?  Предполагаемый ответ детей: экспериментально доказали, что  прорастание семеня зависит от   воды, воздуха, тепла, света, природных стимуляторов, глубины заделки семян в почву, качества почвы,  от количества запасных питательных веществ.  Объясните,   каков   биологический   смысл   пословицы   «От   худого   семени     не   жди доброго племени».  Тема  нашего занятия как вы догадались…….(Исследование условий,  необходимых для прорастания семян). Цель   занятия:   ……………..(изучить     процессы   жизнедеятельности       семян; установить зависимость урожая семян от процессов жизнедеятельности. Теоретически мы с вами можем доказать зависимость урожая семян от процессов жизнедеятельности? А экспериментально? Да. Сегодня у нас и есть вот такая возможность.            Учитель организует работу в группах по карточкам инструкциям. III. Совместное открытие знаний. Опыт 1.  «Определение состава запасных веществ по вкусу в сухих и проросших семенах» Карточка – инструкция. Гипотеза: Цель: Оборудование:  сухие и проросшие семена растений                         1. Попробуйте на вкус сухие и проросшие семена. 2. Что вас удивило? Что интересного заметили? Почему так получилось? 3. Заполните таблицу: Ход работы: Оценка состава запасных веществ по вкусу в сухих и проросших семенах Сухие Проросшие Семена Вкус 4. Ответьте на вопросы: 1. Какое вещество откладывается в запас в семенах?   2. К растворимым или нерастворимым веществам относится крахмал?  3.   Что   происходит   с   крахмалом   при   прорастании,   если   они   на   вкус   становятся сладковатыми?   5. Общий вывод: Опыт  2. «Воздействие  раствора йода  на сухие и прорастающие семена». Карточка ­ инструкция. Гипотеза:               Цель: Оборудование: набухшие и сухие семена гороха, желатин, крахмал, чашки Петри,  два стакана, емкость для кипячения воды. 1.   Половинки     набухших   и   сухих   семян   гороха   разложите   на   крахмально­ желатиновую пластинку. Ход работы. йода.                                     2. Через 3­4 часа семена аккуратно уберите, а пластинку  облейте слабым раствором 3. Что вас удивило? Что интересного заметили? Почему так получилось? 4. Заполните таблицу. Оценка воздействия  раствора йода  на сухие и прорастающие семена Семена Сухие Проросшие Цвет желатиновой пластинки   после воздействия раствора  йода          5. Ответьте на вопросы: 1. Почему  синеет крахмально­желатиновая пластинка? 2.   Почему   там,   где   лежали   набухшие   семена,     не   произошло   интенсивного окрашивания?  3.   Какое   вещество   заставляет     нерастворимый   крахмал   превращаться     в растворимый сахар?      6. Общий вывод:   Опыт  3. «Нахождение ферментов в растительном организме». Карточка ­ инструкция.               Гипотеза: Цель: Оборудование: сухие, проросшие  и отваренные  семена, 3 %  раствор перекиси  водорода, цифровой микроскоп,  лист  растения, предметное и покровное стекла, лезвие,   препаровальная игла. Ход работы:        1. Приготовьте три емкости и поместите в первую емкость сухие семена, во  вторую – проросшие   семена; в третью –   отваренные семена. Капните в каждую из ёмкостей несколько капель перекиси водорода.  2. Что интересного заметили? Почему так получилось? Что вас удивило? 3. Заполните таблицу: Ферменты  в растительном организме. Сухие Семена Проросшие Отваренные Результат воздействия 3­ % раствора пероксида водорода           4. Ответьте на вопросы: 1.Что такое ферменты? 2.  Каково значение ферментов в растительном организме?  3.  Какой   газ  выделяется   при   разложении   перекиси   водорода   под     воздействием ферментов?            5. Общий вывод: Опыт 4. «Выделение кислорода из перекиси водорода при действии ее на живой растительный объект». Карточка – инструкция       Гипотеза: Цель: Оборудование:   лист   растения,   препаровальная   игла,   предметные   и   покровные стекла, цифровой  микроскоп, вода,  раствор перекиси водорода. Ход работы: 1.  Капните   перекись   водорода   на   предметное   стекло,   рассмотрите   ее   под микроскопом, опишите наблюдаемую картину. 2. Приготовьте микропрепарат листа растения. 3. Капните на микропрепарат  каплю, перекиси водорода и аккуратно соедините ее с микропрепаратом.  4. Сравните  состояние перекиси водорода в листе растения и на стекле. 5. Что интересного заметили? Почему так получилось? Что вас удивило? 6. Заполните таблицу:     Оценка воздействия 3­% раствора пероксида водорода На предметное стекло На микропрепарат  Результат воздействия 3­% раствора пероксида водорода                        7.  Ответьте на вопросы: 1. Какой газ выделяется при вспенивании  перекиси водорода?   2. Какой газ выделяется из клеток  листа при воздействии перекиси водорода?            3.   Какие   вещества   в   растительном  организме   ускоряют   выделение   кислорода   из перекиси?  8. Общий вывод:  Опыт  5.  «Определение температуры в сухих и проросших семенах». Карточка – инструкция Гипотеза:   Цель: Оборудование: сухие и проросшие семена, термометры, калориметры. Ход работы: 1. Определите  температуру: в проросших семенах  и сухих.  2. Что интересного заметили? Что вас удивило? Почему так получилось?  3. Заполните таблицу:                                                   Температура  в сухих и проросших семенах Семена Сухие Проросшие Температура, 0 С 4. Ответьте на вопросы: 1. Почему произошло повышение температуры?  2. Что послужило причиной? 5. Общий  вывод:  Опыт  6  «Интенсивность дыхания прорастающих семян» Карточка – инструкция Гипотеза: Цель: Оборудование: портативный компьютер, датчики давления, пробирки лабораторные, резиновые пробки, медицинские  иглы, стеклянные бусинки, семена гречихи, сухой  КОН, силиконовые трубки, трехходовые краны.  Ход работы: 1. Приготовьте три стеклянные пробирки.   Поместите до отмеченного на пробирках   2.   Плотно   закупорьте   пробирки   пробками   с   вставленными   в   них   иглами   во уровня семена: в первую – сухие, во  вторую – набухшие; в третью –  проросшие         избежание утечки воздуха из пробирок и попадания в них воздуха извне.           3. Присоедините к иглам краны и датчики. Включите датчики и зарегистрируйте изменения давления из­за потребления кислорода. 4. Объясните разницу в скорости  поглощения кислорода в разных пробирках. 5. Что интересного заметили? Что вас удивило? Почему так получилось?  6. Заполните таблицу:                                Оценка давления воздуха в пробирках Сухие Семена Набухшие Проросшие Давление воздуха в пробирках с семенами, кПа                                                            7.   Ответьте на вопросы: 1. С какой частотой делали замеры?  2. В каких пробирках потребление кислорода было самым интенсивным?  3.  В каких пробирках потребление кислорода было самым медленным? Почему? 4. Постоянный приток кислорода необходим только для дыхания?  5. Общий вывод:   IV. Представление результатов эксперимента Каждая группа  знакомит с результатами своей работы. Y. Вывод             Учитель. О чем говорили в начале занятия? 2.. Что мы делали сегодня на занятии? 3. С какой целью? 4. Какой вывод по занятию можем сделать? Предполагаемые ответы: внешний вид проростка, а следовательно и урожай  зависят не только от внешних факторов среды в которых развивается, но и от внутренних  процессов жизнедеятельности.  Что и требовалось  доказать. V.  Рефлексия. А. Подчеркните выбранный ваш ответ и  дополните  их своими мыслями: 1. Я оцениваю уровень приобретённых мною знаний  как:  высокий, средний, низкий. 2.   Моя   деятельность   была   недостаточно   успешной   из­за:   недостатка   времени, отсутствия   возможности   самостоятельно   закладывать   опыты,   робости,   недостатка жизненного опыта, недостатка  знаний,  неэффективности работы моей группы. 3. Самым интересным для меня сегодня было:…. Б. Приём обратной связи "Рожицы".  На  творческих листах нарисуйте: 1. Какими Вы были в начале нашей встречи. 2. В конце встречи. Учитель.   Искренне   благодарю   вас   за   нашу   совместную   работу.   Успехов   Вам   и творчества!  До  свидания!  На  память  о нашей  сегодняшней  встрече вы  оставите   плод вашего совместного труда ­ биологический коллаж и ваши портретики, показывающие как вы, чувствовали себя на нашей встрече. Методическое обеспечение   1.   Бодрова     Н.Ф.   Изучение   курса   «Растения.   Бактерии.   Грибы.   Лишайники». Поурочное планирование: Книга для учителя. ­  Воронеж:  ВОИПКиПРО, 2008. ­ 204с.  2. Лебедев С.Н. Уроки биологии с применением информационных технологий. 6 класс. Методическое пособие с электронным приложением /авт.­  сост. С.Н. Лебедев. – 3­е изд., стереотип. – М.: Планета, 2011. – 108с. 3.   Пасечник   В.В.   Биология.   Многообразие   покрытосеменных   растений.   6   класс. Учебник М.: «Дрофа», 2013. 4. Интернет­ресурс:    http://bio.1september.ru ­ газета «Биология» ­ приложение к «1 сентября».

План-конспект по биологии «ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН»

План-конспект по биологии «ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН»

План-конспект по биологии «ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН»

План-конспект по биологии «ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН»

План-конспект по биологии «ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН»

План-конспект по биологии «ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН»

План-конспект по биологии «ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН»

План-конспект по биологии «ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН»

План-конспект по биологии «ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН»

План-конспект по биологии «ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН»

План-конспект по биологии «ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН»

План-конспект по биологии «ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН»

План-конспект по биологии «ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН»

План-конспект по биологии «ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН»

План-конспект по биологии «ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН»

План-конспект по биологии «ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017