План-конспект по русской литературе "Анализ 1-5 гл. произведения «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»" (8 класс)
Оценка 5

План-конспект по русской литературе "Анализ 1-5 гл. произведения «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»" (8 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
06.05.2019
План-конспект по русской литературе "Анализ 1-5 гл. произведения «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»" (8 класс)
Данная разработка урока оптимально может подойти для всестороннего рассмотрения глав произведения при условии работы каждого учащегося в классе. Урок рассматривает особенности стиля самого Николая Васильевича Гоголя, преимущественно должен проводиться в группах по определённому принципу, могут использоваться ИКТ по желанию самого педагога.
План-5 р лит гоголь анализ 1-5 глав.docx
План­конспект урока по русской литературе Тема урока: Николай Васильевич Гоголь. Анализ 1­5 глав. Тип урока: Комбинированный урок. Цель   урока:  Продолжение   знакомства   учащихся   с   прозаиком   и   его   произведением,   формирование умения анализировать прозаические произведения. Задачи урока:   Обучающие: формировать умение анализировать героев и их поступки; закрепить знания о Н.В. Гоголе и его художественном стиле;  Развивающие: развитие аналитического мышления учащихся;  Воспитывающие: воспитание   интереса   к   творчеству   русских   писателей,   уважения   к   культурному наследию. Оборудование: учебник по русской литературе, раздаточный материал. Эпиграф урока: «Для нас он был больше, чем просто писатель; он раскрыл нам нас самих».  Иван Сергеевич Тургенев, русский писатель. Ход урока I. Организационный момент. II. Вступительное слово учителя.  Сегодня мы продолжим знакомиться с одним из величайших русских писателей Н.В. Гоголем. Николай Васильевич   Гоголь   –   писатель,   с   именем   которого   связано   зарождение   в   литературе   жанра   сатиры. Конечно, она существовала и до него, но в его творчестве обрела особенное звучание. Соединяясь с реалистическими   изображениями   действительности,   гоголевская   сатира   выставляет   напоказ   все отрицательные человеческие качества. III. Проверка домашнего задания Дома   вам   нужно   было   ответить   на   вопросы,   прочитав   произведение.   Каждой   группе   давались   свои вопросы, ответы на них мы озвучим позже. IV. Работа над эпиграфом. Писатель Иван Сергеевич Тургенев говорит о Гоголе так: «Для нас он был больше, чем просто писатель; он раскрыл нам нас самих». Как вы думаете, что подразумевал под этим высказывание Тургенев? (Ответы учеников)  Да, иногда очень важно видеть в каждом произведении отражение своей жизни, мыслей и поведения. Эти находки позволяют нам сделать правильный выбор и не совершить ошибок литературных героев. V. Актуализация знаний.  Что же мы помним о самом Николае Васильевиче Гоголе? (Николай Васильевич Гоголь (1809­ 1852) родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Детские годы писателя прошли в родовом имении Гоголей­Яновских в деревне Васильевке, недалеко от Сорочинцев. Первоначальное образование Гоголь получил в своей родной Васильевке у 1 домашнего учителя­семинариста. В 1819 году Гоголя отдали учиться в Полтавское уездное училище, а через два года он был принят в Нежинскую гимназию высших наук. Первое из этих произведений появилось в «Отечественных записках» в 1830 году. Это была повесть «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала». В сентябре 1831 года вышла в свет первая часть книги «Вечера на хуторе близ Диканьки» (через полгода – вторая))  Что   же   такое   художественный   стиль?   (Художественный   стиль   –   это   способ   самовыражения писателей,   используется   для   передачи   эмоций   и   чувств,   художественных   образов   и   явлений, каждый стиль имеет свои особенности).  Давайте вспомним главные особенности художественного стиля Н.В. Гоголя 1. Отрицание идеализации жизни и осуждение безобразного 2. Изобличение зла и поиск его истоков 3. Использование фольклорных элементов 4. Применение приёма сатиры (насмешка, унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др.) 5. Мрачный, но правдивый и реалистический тон повествования VI. Физкультминутка. Проиллюстрировать строки из стихотворения мимикой и жестами: Мы на море очутились, Обернулись, удивились, Волны трогаем руками, Кораблю помашем сами, Чаек в небе посмотрели И на берег тихо сели. VII. Анализ произведения. Дома вам нужно было прочитать произведение и ответить на вопросы, которые я раздал каждой группе.  Вопросы рассматриваются по очерёдности следования сюжета. К ответу каждого человека из группы следует задать вопрос. Группе 1 к вопросу 1.  На самом ли деле автор так хорошо относится к своему герою, красочно описывая его дом, открыто его расхваливая и называя добрым человеком? (Нет, он раскрывает безотрадную и неинтересную   жизнь   провинциальных   богачей   уездного   города,   сам   герой   лицемерен,   доброта   его показная, он никому не помогает) Группе 2 к вопросу 1. Почему автор так мало говорит нам о жизни Ивана Никифоровича? (Он живёт почти так же, как и его друг, в этом он не отличается от Ивана Ивановича) Группе 3 к вопросу 1. Такие различия в описании внешности и характерах героев делает их разными? (Нет, они все равно относятся к одному типу людей, живущих одинаковой жизнью) Группе 2 к вопросу 2. От чего мог так устать И.И., чтобы лечь отдыхать? (От обычной ходьбы) Группе   1   к   вопросу   2.   Как   характеризует   И.И.   желание   завладеть   чужой   вещью?   (Своенравный, амбициозный, самоуверенный, жадный) Группе 3 к вопросу 2. Мог ли так сильно на самом деле обидеться на такое слово И.И.? (Ему просто захотелось показать свой характер и, возможно, ему просто захотелось небольшой ссоры, т.к. стало скучно) 2 Группе 3 к вопросу 3. Насколько важные для хозяйства те занятия, о которых забыл И.И. после ссоры? (Нет, это скорее увлечения, не приносящие особой пользы для хозяйства, в основном за всем следят слуги) Группе 1 к вопросу 3. Почему И.Н. сам не может разобраться в ссоре, а слушает совершенно чужую женщину? (И.Н. беспомощен в суждениях, ему легко доказать то, что может являться неправильным, он думает, что легче послушать другого человека, чем думать самому) Группе 2 к вопросу 3. Зачем И.И. подпиливает хлев? (Ему ещё больше захотелось досадить своему соседу) Группе 2 к вопросу 4. Что воплощает собой лужа в этом произведении? (Это символ лени и беспорядка, от которых никак не могут избавиться) Группе 1 к вопросу 4. Зачем каждый из требует для обидчика такое наказание? (Чтобы показать своё якобы могущество и доказать это друг другу) Группе   3   к   вопросу   4.   Как   характеризует   суд   появление   в   нём   свиньи?   (Этот   суд   не   может   быть настоящим и правильным, в нём находится кто угодно и может делать что угодно, нет порядка) Группе 1 к вопросу 5. Почему так затягивается дело? (Остальные не видят в нём особой важности, работники суда оставляют это дело без рассмотрения, относятся к нему с равнодушием) Группе 2 к вопросу 5. Почему так и не смогли помириться И.И. с И.Н? (Опять из­за обидного слова и по тем же причинам: гордыня, нежелание идти на уступки) Группе   3   к   вопросу   5.   Почему   повесть   заканчивается   словами:   «Скучно   на   этом   свете,   господа»? (Потому что на самом деле таких людей было много по всей России и их существование оставляло желать лучшего). VIII. Итоговое слово учителя. Что же, ребята, я думаю, вы смогли заметить, что, казалось бы, под безобидным описанием жизни героев и показыванием, казалось бы, хороших качеств скрывается совершенно иной смысл и высмеиваются многие пороки людей, не замечающих таковые за собой. Смех сквозь слёзы – вот какой путь к правде видит Н.В. Гоголь. X. Итоги урока  Что   такое   художественный   стиль?   (это   способ   самовыражения   писателей,   используется   для передачи   эмоций   и   чувств,   художественных   образов   и   явлений,   каждый   стиль   имеет   свои особенности)  Давайте вспомним главные особенности художественного стиля Н.В. Гоголя   Каково ваше впечатление от сегодняшнего урока? XI. Выставление оценок и объявление домашнего задания 3

План-конспект по русской литературе "Анализ 1-5 гл. произведения «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»" (8 класс)

План-конспект по русской литературе "Анализ 1-5 гл. произведения «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»" (8 класс)

План-конспект по русской литературе "Анализ 1-5 гл. произведения «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»" (8 класс)

План-конспект по русской литературе "Анализ 1-5 гл. произведения «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»" (8 класс)

План-конспект по русской литературе "Анализ 1-5 гл. произведения «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»" (8 класс)

План-конспект по русской литературе "Анализ 1-5 гл. произведения «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»" (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2019