Комедия Гоголя «Ревизор»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В 8-м классе перед изучением комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» провожу занятие в литературно творческом кружке на тему «У истоков комедии Гоголя «Ревизор». Из рассказа учителя ребята узнают о законах драматургии; объясняют значения слов, связанных с театральным представлением – акт, декорации, костюмер, мизансцена, монолог, режиссёр, ремарка, реплика, явление. Не меньший интерес у восьмиклассников вызывает рассказ об увлечении юного Гоголя театром. Здесь подспорьем учителю может послужить замечательная книга – первая повесть биографической трилогии Василия Авенариуса «Гоголь – гимназист», в которой автор описывает дебют Гоголя – гимназиста на сцене любительского театра.
Иконка файла материала Сценарий Ревизора.docx
Тема: Комедия Гоголя «Ревизор»    Предлагаю свой опыт работы по изучению драматургии в старших  классах.     Знакомство с драматургией как родом литературы начинается в 8­м  классе, когда основные роды литературы (лирика, эпос) уже в большей  мере освоены учащимися. Знакомство с драмой начинается с усвоения  жанра комедии. Читая стихи или прозу, мы напрямую, без посредников,  общаемся с автором, его героями. Пьеса предназначена для сцены. Её  прочтение для нас осуществляется на сцене, где посредниками между  автором и зрителем (читателем) являются актёры, режиссёр. Не  случайно пьеса кроме авторской имеет ещё и сценическую историю.     К сожалению, для многих школьников работа над драматургией  затруднена. Читать пьесу сложно, здесь необходимы определённые  дополнительные усилия, читательский интерес. Пробудить интерес к  драматургии можно, если учащиеся с юных лет становятся театральными зрителями.     Но и учитель также имеет некоторые возможности вызвать интерес  учащихся к театру и драматургии. Например, внеклассная работа,  предваряющая уроки, может стимулировать интерес к классным  занятиям.     В 8­м классе перед изучением комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» провожу занятие в литературно творческом кружке на тему «У истоков комедии  Гоголя «Ревизор». Из рассказа учителя ребята узнают о законах  драматургии; объясняют значения слов, связанных с театральным  представлением – акт, декорации, костюмер, мизансцена, монолог,  режиссёр, ремарка, реплика, явление. Не меньший интерес у  восьмиклассников вызывает рассказ об увлечении юного Гоголя театром. Здесь подспорьем учителю может послужить замечательная книга –  первая повесть биографической трилогии Василия Авенариуса «Гоголь – гимназист», в которой автор описывает дебют Гоголя – гимназиста на  сцене любительского театра.      Когда – то известный режиссёр К.С. Станиславский сказал  замечательную фразу, ставшую афоризмом: «Театр начинается с  вешалки». Мы решили, что театр начинается с афиши, в этом деле нет  мелочей, всякое пренебрежение мелочью, деталью, может привести к  провалу.     Какими же они были, первые афиши к спектаклю Гоголя? Это не  праздный вопрос. Особенно для тех, кто не часто бывает в театре.  Готовясь к занятию, мы нашли изображение первой афиши спектакля  «Ревизор» 1836 года. Вместе с ребятами воспроизвели увеличеннуюкопию этой афиши. Позже она украсила урок, вызвав интерес не только  учащихся, но и гостей.      И вот первый урок по комедии  Гоголя «Ревизор». Мы подошли к  нему с определённым багажом знаний и умений. Учитель знакомит  учащихся с замечательной историей создания пьесы. В октябре 1835 года Гоголь писал Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой­нибудь сюжет,  хоть какой­нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот.  Рука дрожит написать тем временем комедию… Сделайте милость,  дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов и, клянусь, будет  смешнее чёрта». И Пушкин подарил Гоголю сюжет. Дальше ­   обязательная часть работы перед прочтением пьесы  ­ знакомство с  героями­действующими лицами, чтение рекомендации Гоголя  «Характеры и костюмы» ( замечания для господ актёров). При изучении  этого произведения интресны следующие виды работ: I  . Задания по развитию речи. 1. Определите значение употребляемых Н.В. Гоголем в комедии  «Ревизор» слов и словосочетаний: Ассигнации­ Квартальный­ Моветон­ Присутственные места­ Титулярный советник­ 2. Подберите синонимы к употреблённым в пьесе словосочетаниям: Подпустить турусы – Забрить лоб в солдаты­ Челом бить­ 3. Объясните смысл старинной поговорки « Вот тебе, бабушка, и Юрьев  день!» из немой сцены комедии. II   . Индивидуальные творческие задания. 1. Выбрать из текста комедии устаревшие слова. Выписать из словаря их значения. 2. Прочитать определения основных этапов развития сюжета.   Десятский­ Картуз­ Ливрея­ Резонёр­ Фельдъегерь­                     Экспозиция – предыстория событий, лежащих                                                   в основе художественного произведения.                        Завязка ­ исходный эпизод, момент, определяющий                                           последующие  действия.                     Кульминация ­ высшая точка напряжения.                     Развязка ­ исход событий.Определить, какие сцены комедии «Ревизор» соответствуют этим  этапам? 3. Выписать из текста ремарки Гоголя, заполнив таблицу. Пояснить, какую роль эти ремарки играют в комедии. Ремарки, указывающие на смену интонации Технические ремарки Например: « Городничий  бормочет в полголоса»,  «вздохнув»…. «трясутся от страха»,  «говорит про себя»….. 4.Проследить язык чиновников и выписать из их речи канцеляризмы. III   . Вопросы для размышления:   Гоголь, отвечая на упрёки, что в « Ревизоре» нет ни одного  положительного лица, писал: «Мне жаль, что никто не заметил  честного лица, бывшего в моей пьесе….Это честное, благородное  лицо был – смех». Подтвердите слова Н.В. Гоголя.  Можно ли заметить искренность Хлестакова в какие­либо моменты комедии?  Почему в момент, когда купцы приходят к Хлестакову с жалобами  на «обижательство», которые они терпят от городничего и просят:  «Не побрезгуй, отец наш, хлебом и солью. Кланяемся тебе  сахарцом и кузовком вина», тот с достоинством отказывается от  подношения?  Гоголь не раз предупреждал: Хлестаков ­ «самый трудный образ в  пьесе». Почему?Нурманова Замира Аблокуловна,                                                     учитель русского языка и литературы                                                   средней общебразовательной                                                   школы № 21 города Ангрена Таш­                                                   кентской области                                                   сот. телефон: +998909571197