План-конспект по русской литературе "Исповедальная лирика М.Ю. Лермонтова" (8 класс)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
06.05.2019
На примере стихотворений "Завещание", "Она не гордой красотою", "Молитва" рассматриваются особенности поэзии Михаила Лермонтова с точки зрения исповедальности. На уроке рекомендуется использовать ИКТ, обсуждая с классом важные вопросы по творчеству поэта. Урок позволяет охватить необходимую норму изучения стихотворений такого типа и дать стимул изучать остальные стихотворения при умелом подходе.
План-3 р лит лермонтов исповедь.docx
Планконспект урока по русской литературе
Тема урока: Исповедальная лирика М.Ю. Лермонтова («Завещание», «Она не гордой красотою»,
«Молитва»)
Тип урока: Комбинированный урок.
Цель урока: Знакомство учащихся с поэтом и его лирикой, формирование умения анализировать
лирические произведения.
Задачи урока:
Обучающие: формировать умение анализировать литературный текст, давать характеристику
лирическим героям, их поступкам, развивать умение рассуждать, отстаивать собственное мнение,
активизировать познавательную и поисковую деятельности; помочь увидеть отражение в
интимной лирике трагического мироощущения, подкупающую искренность поэта, глубину и силу
чувства;
Развивающие: помочь учащимся активизировать мышление, используя необходимые средства и приёмы
деятельности, воссоздающие эмоции, развивающие воображение, внести вклад в формирование умения
словесно воссоздавать образы, определять своё личное отношение к волнующим фактам;
Воспитывающие: Воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, внимание к
художественному слову; воспитывать уважение к чувствам человека, показать истоки пафоса вольности
ранней лирике поэта, его стремление к гармонии, красоте, согласию с миром.
Оборудование: учебник по русской литературе, иллюстрации, видеоматериал.
Эпиграф урока:
Отпущение грехов дает нам не священник, а сама исповедь. (Оскар Уальд, ирландский философ, эстет,
писатель, поэт.)
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Итак, дети, сегодня мы продолжаем изучать с вами творчество такого великого поэта Михаила
Юрьевича Лермонтова. На прошлом уроке мы рассматривали пафос вольности и протеста в его
стихотворениях и выяснили, что этот пафос присутствует в большей или меньшей степени в его
стихотворениях «Узник» и «Выхожу один я на дорогу».
III. Проверка домашнего задания
Дома вам нужно было выучить наизусть стихотворение «Выхожу один я на дорогу», а также найти в
нём пафос вольности и протеста (Вызвать нескольких учеников для чтения наизусть)
IV. Словарная работа и работа над эпиграфом.
Наша тема звучит так: «Исповедальная лирика М.Ю. Лермонтова» Давайте прочитаем эпиграф.
Исповедь… Что же это такое? Да, вы слышали это слово, но давайте узнаем его точное значение.
Исповедь религ., в христианстве обряд покаяния в грехах перед священником и получения от
него отпущения грехов.
откровенное признание в чемлибо; откровенное, чистосердечное изложение чеголибо.
1 Да, в первом случае мы можем говорить о религиозной исповеди перед Богом, но есть и переносное
значение. Если мы посмотрим на эпиграф и представим слово в переносном значении, то узнаем, что
же в более широком смысле хотел донести до нас Оскар Уайльд? (В трудные минуты не нужно
искать повода для высказывания наболевшего на душе комуто специально, мы несём долг в первую
очередь перед собой, самосознание – вот главное требование к себе)
V. Выразительное чтение стихотворения и анализ.
«Завещание».
Давайте посмотрим на разделение стихотворения. Оно делится на 4 части, каждая часть состоит
из 8 строк. Как называются эти части? (Строфы) Давайте вспомним, что такое строфа.
(Сочетание стихов, образующее единое целое, стихи связаны расположением рифм, отделены от
других сочетаний стихов паузой).
Незадолго до своей трагической гибели Михаил Лермонтов написал стихотворение «Завещание»
(1840 г), которое, на первый взгляд, не имело никакого отношения к судьбе самого поэта. В нем
автор изобразил умирающего солдата, который прощается со своим другом и братом по оружию,
наказывая ему выполнить последнюю волю. Солдат был сражен вражеской пулей и, находясь в
лазарете, понимает, что жить ему осталось совсем немного. Он просит неизвестного собеседника
передать поклон родной земле и рассказать тем, кто дорого солдату, о его смерти. Просмотрев
текст, расскажите, чем отличаются его просьбы и почему? (Обычным людям он просит сообщить,
что умер за царя, родителям – не говорить о смерти, а возлюбленной – сказать правду. Такие
разные просьбы вызваны у героя желанием не огорчать родителей, но желанием остаться в
памяти людей, за которых он умер, сражаясь)
Каким вы себе представили главного героя? (Вероятнее всего, он – обычный крестьянский
парень, которому служба армии сломала всю жизнь.)
В чём исповедуется главный герой неизвестному собеседнику? (В стремлении к жизни, которой
уже не будет, в честно исполненном долге, но потерянном счастье)Есть ли чтонибудь общее в
строках А.С. Пушкина из эпиграфа и в стихотворении, которое мы только что прочитали?
(Стремление к свободе, надежда улететь кудато далеко и не быть в мрачных стенах с
умирающим огнём)
Рассказывая о судьбе неизвестного русского солдата, Михаил Лермонтов вкладывает в это
стихотворение тайный смысл. Между строк можно прочесть завещание самого поэта, который
знает, что его жизнь будет недолгой. Сегодня многие исследователи творчества Лермонтова
приходят к убеждению, что этот человек обладал пророческим даром и знал, что может скоро
умереть. Что касается образа девушкисоседки, то, вероятнее всего, автор подразумевает
Варвару Лопухину, которая была его музой до самой смерти, хотя Лермонтов отказался
связывать себя узами брака с женщиной, которую боготворил.
Обратите внимание на страницу 75 ваших учебников. В двух абзацах раскрывается небольшая
история создания этого стихотворения. (Читает ученик)
Не секрет, что многие стихотворения можно исполнять под музыку. Давайте же послушаем
исполнение стихотворения «Она не гордой красотою»
Интересно, что это стихотворение Варвара Лопухина смогла увидеть лишь после смерти поэта.
Лермонтов хранил его в отдельной тетради и не считал нужным публиковать, боясь
скомпрометировать свою избранницу. Произведение «Она не гордой красотою», написанное в
1832 году, стало достоянием общественности спустя 15 лет. И ни у кого не возникло сомнений,
кому именно оно адресовано. Какое впечатление возникло у вас о лирическом герое и той,
которую он описывает?
Есть ли здесь мотив исповедальности и в чём он заключается? (Да, герой открыто признаётся
всем в своих чувствах к дорогому человеку, говорит о том, насколько он ему дорог)
2 Какими словами герой описывает особенности своей любимой девушки? (Она не является
объектом всеобщего поклонения и обожания и это только радует героя, благодаря этому герой
может рассмотреть всю её красоту, которая недоступна для других)
Посмотрите на картинку. На основе знания её внешности и её описании самим Михаилом
Юрьевичем Лермонтовым составим небольшую характеристику героини стихотворения с
помощью прилагательных и причастий. (Красивая, молодая, милая, умная, скромная, простая,
западающая в душу, завораживающая)
VI. Физкультминутка.
Проиллюстрировать строки из стихотворения мимикой и жестами:
Мы на море очутились,
Обернулись, удивились,
Волны трогаем руками,
Кораблю помашем сами,
Чаек в небе посмотрели
И на берег тихо сели.
VII. Слово учителя.
Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…») было написано М.Ю. Лермонтовым в 1839
году. С таким же названием у поэта было два предшествующих стихотворения — 1829 и 1837 годов.
«Молитва» 1839 года посвящена М.А. Щербатовой. Она посоветовала поэту молиться в минуты
тоски, сомнений, и Лермонтов обещал ей.
VIII. Выразительное чтение.
«Молитва»
IX. Беседа.
Как изменяется настроение стихотворения на протяжении этих трёх небольших строф? (От
грусти к умиротворению)
С помощью чего герой считает возможным это изменение? (С помощью молитвы)
Как связаны между собой исповедь и молитва? (С помощью молитвы можно прийти к
исповеди, открыть свою душу)
X. Итоговое слово учителя.
Что же, ребята, как вы успели заметить, мотивы исповеди присутствуют в стихотворениях
Лермонтова, которые мы сегодня рассмотрели. Исповедь не церковная, это собственные откровения и
раскрытия перед людьми, от которых становится легче на душе. Это и есть самая лучшая исповедь.
XI. Итоги урока
Что такое строфа? (Это определённая идея или замысел, раскрывая которые автор стремится
передать эмоции и переживания лирического героя)
Что же такое исповедь в лирике М.Ю. Лермонтова? (откровенное признание в чемлибо;
откровенное, чистосердечное изложение чеголибо)
Каково ваше впечатление от сегодняшнего урока?
XII. Выставление оценок и объявление домашнего задания
3 Законспектировать статью на стр. 77 (выписать главное)
Подготовить сообщение о Н.В. Гоголе (индивидуально)
4
План-конспект по русской литературе "Исповедальная лирика М.Ю. Лермонтова" (8 класс)
План-конспект по русской литературе "Исповедальная лирика М.Ю. Лермонтова" (8 класс)
План-конспект по русской литературе "Исповедальная лирика М.Ю. Лермонтова" (8 класс)
План-конспект по русской литературе "Исповедальная лирика М.Ю. Лермонтова" (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.