План-конспект по русской литературе "Исповедальная лирика М.Ю. Лермонтова" (8 класс)
Оценка 5

План-конспект по русской литературе "Исповедальная лирика М.Ю. Лермонтова" (8 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
06.05.2019
План-конспект по русской литературе "Исповедальная лирика М.Ю. Лермонтова" (8 класс)
На примере стихотворений "Завещание", "Она не гордой красотою", "Молитва" рассматриваются особенности поэзии Михаила Лермонтова с точки зрения исповедальности. На уроке рекомендуется использовать ИКТ, обсуждая с классом важные вопросы по творчеству поэта. Урок позволяет охватить необходимую норму изучения стихотворений такого типа и дать стимул изучать остальные стихотворения при умелом подходе.
План-3 р лит лермонтов исповедь.docx
План­конспект урока по русской литературе Тема урока: Исповедальная лирика М.Ю. Лермонтова («Завещание», «Она не гордой красотою»,  «Молитва») Тип урока: Комбинированный урок. Цель урока:  Знакомство учащихся с поэтом и его лирикой, формирование умения анализировать лирические произведения. Задачи урока:      Обучающие: формировать умение анализировать литературный текст, давать характеристику лирическим героям, их поступкам, развивать умение рассуждать, отстаивать собственное мнение, активизировать   познавательную   и   поисковую   деятельности;   помочь   увидеть   отражение   в интимной лирике трагического мироощущения, подкупающую искренность поэта, глубину и силу чувства;  Развивающие: помочь учащимся активизировать мышление, используя необходимые средства и приёмы деятельности, воссоздающие эмоции, развивающие воображение, внести вклад в формирование умения словесно воссоздавать образы, определять своё личное отношение к волнующим фактам;  Воспитывающие: Воспитывать   эмоциональное   восприятие   художественного   текста,   внимание   к художественному слову; воспитывать уважение к чувствам человека, показать истоки пафоса вольности ранней лирике поэта, его стремление к гармонии, красоте, согласию с миром. Оборудование: учебник по русской литературе, иллюстрации, видеоматериал. Эпиграф урока: Отпущение грехов дает нам не священник, а сама исповедь.  (Оскар Уальд, ирландский философ, эстет,  писатель, поэт.) Ход урока I. Организационный момент. II. Вступительное слово учителя.  Итак,   дети,   сегодня   мы   продолжаем   изучать   с   вами   творчество   такого   великого   поэта   Михаила Юрьевича   Лермонтова.   На   прошлом   уроке   мы   рассматривали   пафос   вольности   и   протеста   в   его стихотворениях  и выяснили, что этот пафос присутствует в большей или меньшей степени в его стихотворениях «Узник» и «Выхожу один я на дорогу».  III. Проверка домашнего задания Дома вам нужно было выучить наизусть стихотворение «Выхожу один я на дорогу», а также найти в нём пафос вольности и протеста (Вызвать нескольких учеников для чтения наизусть) IV. Словарная работа и работа над эпиграфом. Наша   тема   звучит   так:   «Исповедальная   лирика   М.Ю.   Лермонтова»   Давайте   прочитаем   эпиграф. Исповедь… Что же это такое? Да, вы слышали это слово, но давайте узнаем его точное значение.  Исповедь ­ религ., в христианстве обряд покаяния в грехах перед священником и получения от него отпущения грехов. откровенное признание в чем­либо; откровенное, чистосердечное изложение чего­либо.  1 Да, в первом случае мы можем говорить о религиозной исповеди перед Богом, но есть и переносное значение. Если мы посмотрим на эпиграф и представим слово в переносном значении, то узнаем, что же в более широком смысле хотел донести до нас Оскар Уайльд? (В трудные минуты не нужно искать повода для высказывания наболевшего на душе кому­то специально, мы несём долг в первую очередь перед собой, самосознание – вот главное требование к себе) V. Выразительное чтение стихотворения и анализ. «Завещание».  Давайте посмотрим на разделение стихотворения. Оно делится на 4 части, каждая часть состоит из   8   строк.   Как   называются   эти   части?   (Строфы)   Давайте   вспомним,   что   такое   строфа. (Сочетание стихов, образующее единое целое, стихи связаны расположением рифм, отделены от других сочетаний стихов паузой).  Незадолго до своей трагической гибели Михаил Лермонтов написал стихотворение «Завещание» (1840 г), которое, на первый взгляд, не имело никакого отношения к судьбе самого поэта. В нем автор изобразил умирающего солдата, который прощается со своим другом и братом по оружию, наказывая ему выполнить последнюю волю. Солдат был сражен вражеской пулей и, находясь в лазарете, понимает, что жить ему осталось совсем немного. Он просит неизвестного собеседника передать поклон родной земле и рассказать тем, кто дорого солдату, о его смерти. Просмотрев текст, расскажите, чем отличаются его просьбы и почему? (Обычным людям он просит сообщить, что умер за царя, родителям – не говорить о смерти, а возлюбленной – сказать правду. Такие разные   просьбы   вызваны   у   героя   желанием   не   огорчать   родителей,   но   желанием   остаться   в памяти людей, за которых он умер, сражаясь)   Каким  вы   себе   представили   главного  героя?     (Вероятнее   всего,  он  –  обычный   крестьянский парень, которому служба армии сломала всю жизнь.)  В чём исповедуется главный герой неизвестному собеседнику? (В стремлении к жизни, которой уже не будет, в честно исполненном долге, но потерянном счастье)Есть ли что­нибудь общее в строках   А.С.   Пушкина   из   эпиграфа   и   в   стихотворении,   которое   мы   только   что   прочитали? (Стремление   к   свободе,   надежда   улететь   куда­то   далеко   и   не   быть   в   мрачных   стенах   с умирающим огнём)   Рассказывая   о   судьбе   неизвестного   русского   солдата,   Михаил   Лермонтов   вкладывает   в   это стихотворение тайный смысл. Между строк можно прочесть завещание самого поэта, который знает,  что  его  жизнь  будет  недолгой.   Сегодня  многие  исследователи  творчества   Лермонтова приходят к убеждению, что этот человек обладал пророческим даром и знал, что может скоро умереть.   Что   касается   образа   девушки­соседки,   то,   вероятнее   всего,   автор   подразумевает Варвару   Лопухину,   которая   была   его   музой   до   самой   смерти,   хотя   Лермонтов   отказался связывать себя узами брака с женщиной, которую боготворил. Обратите   внимание   на   страницу   75   ваших   учебников.   В   двух   абзацах   раскрывается   небольшая история создания этого стихотворения. (Читает ученик) Не   секрет,   что   многие   стихотворения   можно   исполнять   под   музыку.   Давайте   же   послушаем исполнение стихотворения «Она не гордой красотою»  Интересно, что это стихотворение Варвара Лопухина смогла увидеть лишь после смерти поэта. Лермонтов   хранил   его   в   отдельной   тетради   и   не   считал   нужным   публиковать,   боясь скомпрометировать свою избранницу. Произведение «Она не гордой красотою», написанное в 1832 году, стало достоянием общественности спустя 15 лет. И ни у кого не возникло сомнений, кому  именно  оно  адресовано.   Какое  впечатление   возникло  у  вас   о  лирическом  герое   и  той, которую он описывает?  Есть ли здесь мотив исповедальности и в чём он заключается? (Да, герой открыто признаётся всем в своих чувствах к дорогому человеку, говорит о том, насколько он ему дорог) 2  Какими   словами   герой   описывает   особенности   своей   любимой   девушки?   (Она   не   является объектом всеобщего поклонения и обожания и это только радует героя, благодаря этому герой может рассмотреть всю её красоту, которая недоступна для других)  Посмотрите   на   картинку.   На   основе   знания   её   внешности   и   её   описании   самим   Михаилом Юрьевичем   Лермонтовым   составим   небольшую   характеристику   героини   стихотворения   с помощью прилагательных и причастий. (Красивая, молодая, милая, умная, скромная, простая, западающая в душу, завораживающая) VI. Физкультминутка. Проиллюстрировать строки из стихотворения мимикой и жестами: Мы на море очутились, Обернулись, удивились, Волны трогаем руками, Кораблю помашем сами, Чаек в небе посмотрели И на берег тихо сели. VII. Слово учителя. Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…») было написано М.Ю. Лермонтовым в 1839 году. С таким же названием у поэта было два предшествующих стихотворения — 1829 и 1837 годов. «Молитва»   1839   года   посвящена   М.А.   Щербатовой.   Она   посоветовала   поэту   молиться   в   минуты тоски, сомнений, и Лермонтов обещал ей. VIII. Выразительное чтение. «Молитва» IX. Беседа.  Как изменяется настроение стихотворения на протяжении этих трёх небольших строф? (От грусти к умиротворению)   С помощью чего герой считает возможным это изменение? (С помощью молитвы)   Как   связаны   между   собой   исповедь   и   молитва?   (С   помощью   молитвы   можно   прийти   к исповеди, открыть свою душу) X. Итоговое слово учителя. Что   же,   ребята,   как   вы   успели   заметить,   мотивы   исповеди   присутствуют   в   стихотворениях Лермонтова, которые мы сегодня рассмотрели. Исповедь не церковная, это собственные откровения и раскрытия перед людьми, от которых становится легче на душе. Это и есть самая лучшая исповедь.  XI. Итоги урока  Что такое строфа? (Это определённая идея или замысел, раскрывая которые автор стремится передать эмоции и переживания лирического героя)  Что   же   такое   исповедь   в   лирике   М.Ю.   Лермонтова?   (откровенное   признание   в   чем­либо; откровенное, чистосердечное изложение чего­либо)  Каково ваше впечатление от сегодняшнего урока? XII. Выставление оценок и объявление домашнего задания 3 Законспектировать статью на стр. 77 (выписать главное) Подготовить сообщение о Н.В. Гоголе (индивидуально) 4

План-конспект по русской литературе "Исповедальная лирика М.Ю. Лермонтова" (8 класс)

План-конспект по русской литературе "Исповедальная лирика М.Ю. Лермонтова" (8 класс)

План-конспект по русской литературе "Исповедальная лирика М.Ю. Лермонтова" (8 класс)

План-конспект по русской литературе "Исповедальная лирика М.Ю. Лермонтова" (8 класс)

План-конспект по русской литературе "Исповедальная лирика М.Ю. Лермонтова" (8 класс)

План-конспект по русской литературе "Исповедальная лирика М.Ю. Лермонтова" (8 класс)

План-конспект по русской литературе "Исповедальная лирика М.Ю. Лермонтова" (8 класс)

План-конспект по русской литературе "Исповедальная лирика М.Ю. Лермонтова" (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2019