План-конспект по русской литературе "Пафос вольности и протеста в лирике М.Ю. Лермонтова " (8 класс)
Оценка 4.6

План-конспект по русской литературе "Пафос вольности и протеста в лирике М.Ю. Лермонтова " (8 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
06.05.2019
План-конспект по русской литературе "Пафос вольности и протеста в лирике М.Ю. Лермонтова " (8 класс)
Личность Михаила Юрьевича Лермонтова, как и личности его лирических героев, порой с трудом поддаётся определённой трактовке. На примере стихотворений "Узник" и "Выхожу один я на дорогу" на уроке можно попытаться донести до учащихся важный смысл стихотворений и их нравственный посыл, а также привить понимание термина "пафос" при помощи ИКТ.
План-2 р лит лермонтов вольность.docx
План­конспект урока по русской литературе Тема урока: Пафос вольности и протеста в лирике М.Ю. Лермонтова («Узник», «Выхожу один я на  дорогу») Тип урока: Комбинированный урок. Цель урока:  Знакомство учащихся с поэтом и его лирикой, формирование умения анализировать лирические произведения. Задачи урока:      Обучающие: формировать умение анализировать литературный текст, давать характеристику лирическим героям, их поступкам, развивать умение рассуждать, отстаивать собственное мнение, активизировать познавательную и поисковую деятельности;  Развивающие: помочь учащимся активизировать мышление, используя необходимые средства и приёмы деятельности, воссоздающие эмоции, развивающие воображение, внести вклад в формирование умения словесно воссоздавать образы, определять своё личное отношение к волнующим фактам;  Воспитывающие: Воспитывать   эмоциональное   восприятие   художественного   текста,   внимание   к художественному слову; воспитывать уважение к чувствам человека, показать истоки пафоса вольности ранней лирике поэта, его стремление к гармонии, красоте, согласию с миром. Оборудование: учебник по русской литературе, иллюстрации, аудиоматериалы. Эпиграф урока: Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора.  (А.С. Пушкин «Узник») Ход урока I. Организационный момент. II. Вступительное слово учителя.  Итак,   дети,   сегодня   мы   продолжаем   изучать   с   вами   творчество   такого   великого   поэта   Михаила Юрьевича Лермонтова. На прошлом уроке мы искали мотивы тоски и одиночества в лирике поэта, нашли их и выяснили, что мотивы тоски и одиночества, сопровождавшие лирику поэта, были хоть и не очень светлыми, но, по крайней мере, обнадёживающими.  III. Проверка домашнего задания Дома вам нужно было выразительно прочитать стихотворение «Ангел», для тех, кто желал высокую оценку,   я   предложил   написать   мини­сочинение   на   тему   «Почему   Лермонтова   называют   ночным светилом   русской   поэзии?»   (Вызвать   нескольких   учеников   для   выразительного   чтения,   проверить индивидуальные задания, если таковые имеются) IV. Словарная работа и работа над эпиграфом. Наша тема звучит так: «Пафос вольности и протеста в лирике М.Ю. Лермонтова» Что же такое пафос? Вольность? Протест? Да, некоторые слова нам очень хорошо знакомы, но давайте разберёмся.   Пафос ­ в переводе с греческого означает страдание, чувство, страсть. Но в нашем случае пафос – это определённая идея или замысел, раскрывая которые автор стремится передать эмоции и переживания лирического героя. 1 Что же такое вольность в вашем понимании?  Вольность   в   устаревшем   значении   –   это   свобода,   независимость.   Сейчас   слово   «вольность» обозначает слишком вольное обращение к кому­нибудь, а также отступление от общих правил или норм.  Что же такое протест? Протест – это возражение против чего­либо, проявление недовольства или нежелания что­либо делать.  Запишите слова­ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите слово «протест». Работа над эпиграфом.  Чтение эпиграфа.  Как вы уже заметили, эпиграфом нашего сегодняшнего урока служат строки из стихотворения Александра   Сергеевича   Пушкина   «Узник»,   стихотворение   с   таким   же   названием   сегодня рассматриваем   мы   сегодня.   Как   вы   думаете,   что   хотел   сказать   своими   строками   Александр Сергеевич? (Что он человек свободный, его ничто не держит и пришло его время действовать так, как захочется ему и быть там, где хочется ему) V. Выразительное чтение стихотворения и анализ. Узник Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу, Черногривого коня! Я красавицу младую Прежде сладко поцелую, На коня потом вскочу, В степь, как ветер, улечу.  Но окно тюрьмы высоко, Дверь тяжелая с замком; Черноокая далеко В пышном тереме своем; Добрый конь в зеленом поле Без узды, один, по воле Скачет весел и игрив, Хвост по ветру распустив...  Одинок я ­ нет отрады: Стены голые кругом, Тускло светит луч лампады Умирающим огнем; Только слышно:  за дверями 2 Звучно­мерными шагами Ходит в тишине ночной Безответный часовой.  Итак, каким вы представили себе темницу, в которой находится поэт? (В ней нет света, нет ничего хорошего и доброго, оттуда хочется уйти)   Есть ли что­нибудь общее в строках А.С. Пушкина из эпиграфа и в стихотворении, которое мы только что прочитали? (Стремление к свободе, надежда улететь куда­то далеко и не быть в мрачных стенах с умирающим огнём)  Обратите внимание на страницу 69 ваших учебников. В последнем абзаце раскрывается небольшая история создания этого стихотворения. (Читает ученик)  Сам факт, что, находясь под впечатлением смерти А.С.Пушкина и оказавшись под арестом за стихотворение этому событию посвященное, Лермонтов обращается к пушкинской теме, говорит о невольном сопоставлении своей музы и судьбы с судьбой и музой своего кумира. По иронии судьбы А.С. Пушкин написал своего "Узника" в период Южной ссылки, в Кишиневе, когда ему шел   23   год,   и   М.Ю.Лермонтов   ­   своего   в   том   же   самом   возрасте.   Однако,   чем   очевидней сходство, тем ярче и контраст. Пушкин и Лермонтов совершенно по­разному раскрывают одну и ту  же  тему.  Давайте   обратим  внимание  на  выразительные   средства,   с  помощью  которых  мы определим,   как   же   герой   видит   свою   свободу,   кого   он   в   ней   представляет.   (Свобода представляется ему с сияньем дня, с черноглазой, младой девицей, черногривым, добрым конём, со степью, зелёным полем, с пышным теремом и т.д.)  Есть   ли   протест   в   строках   этого   стихотворения?   Какими   словами   он   передаётся?   (В стихотворении нет протеста, есть только стремление к свободе и настоящей жизни, герой не протестует, он говорит о том, что есть определённые обстоятельства, которые сильнее его, и пока что о свободе можно только мечтать)  На прошлом уроке мы рассматривали мотивы одиночества и тоски в лирике М.Ю. Лермонтова. Как вы думаете, присутствуют ли они здесь? (Да, присутствуют, особенно ярко в последнем восьмистишии, герой одинок, но не по своему желанию, он стремится перестать быть одиноким, найти своих единомышленников, но пока что вокруг него голые стены. Это вызывает только тоску)  Посмотрите на картинку. Таким вам представлялся лирический герой в темнице? Можно ли как­ то рассмотреть по­другому на эту картину, объяснить эти стены не просто как постройкой из кирпича, а чем­то другим, что представляется в переносном значении? (Это не просто темница, это   состояние   души   героя,   стены   –   обстоятельства,   события,   которые   удерживают   ищущего свободу  и   независимость   героя.  Связано  это  с  тем,  что  политическая   цензура  19­го  века   не позволяла   найти   развитие   многим   авторам.   Сложный   период   был   и   тогда,   когда   писал стихотворение «Узник» Лермонтов.) VI. Физкультминутка. Проиллюстрировать строки из стихотворения мимикой и жестами: Мы на море очутились, Обернулись, удивились, Волны трогаем руками, Кораблю помашем сами, Чаек в небе посмотрели И на берег тихо сели. 3 VII. Слово учителя. Следующее   наше   стихотворение   называется   «Выхожу   один   я   на   дорогу».   Нужно   сказать,   что последний период творчества Михаила Лермонтова связан с переосмыслением жизненных ценностей и подведением   итогов.   По   воспоминаниям   очевидцев,   поэт   предчувствовал   свою   гибель,   поэтому пребывал в некоем отстраненном состоянии, считая, что бессмысленно спорить с судьбой. Более того, он пытался ее упредить и фактически искал свою смерть, считая, что достойным завершением жизни является гибель на поле брани. За несколько месяцев до роковой дуэли, которая произошла весной 1841 года, Лермонтов написал стихотворение «Выхожу один я на дорогу», которое, вопреки многим другим произведениям этого периода, наполнено не отчаянием, а светлой грустью и сожалением о том,   что   какие­то   очень   важные   и   знаковые   события   не   оставили   в   душе   поэта   следа.   Как   и   в юношестве, Лермонтов по­прежнему испытывает острое чувство одиночества, поэт изображает себя в этом произведении странником, который бредет по ночной дороге, не отдавая себе отчета в том, куда и  зачем  он держит путь.  Давайте  же  послушаем,  как звучит  это стихотворение  у  Игоря Ильина, российского актёра театра. VIII. Прослушивание аудиоматериала или выразительное чтение. Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сияньи голубом… Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чём? Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! Но не тем холодным сном могилы… Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб дыша вздымалась тихо грудь; Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, 4 Надо мной чтоб вечно зеленея Тёмный дуб склонялся и шумел. IX. Беседа.  Чего хочет лирический герой в стихотворении? (Он хочет забыться и уснуть, хочет покоя и свободы)  Чем   отличаются   и   чем   похожи   герои   «Узника»   и   «Выхожу   один   я   на   дорогу»?   (Герои находятся в разных обстановках, но это не меняет их желаний и настроений)  Есть ли протест в настроении героя? Чем он выражен? ( Обратить внимание на слово «но», в стихотворениях они играют разную роль. В первом – это смирение с ситуацией, здесь же – желание что­то изменить, сделать по­другому, протест)  Присутствует   ли   здесь   мотив   одиночества   и   где   он   проявляется?   (Здесь   тоже   есть   мотив одиночества, заключеннный в первой строфе)  X. Итоговое слово учителя. Что же, ребята, как вы успели заметить, пафос вольности и протеста присутствует в стихотворениях Лермонтова, которые  мы сегодня рассмотрели. Мало  того, даже мотивы одиночества  и тоски  не перестают преследовать лирику великого поэта, не оставляют его ни на миг, тем не менее придавая красоту и неповторимость произведениям Михаила Юрьевича.  XI. Итоги урока  Что такое пафос? (Это определённая идея или замысел, раскрывая которые автор стремится передать эмоции и переживания лирического героя)  Каков же основной пафос произведений Лермонтова, рассмотренных сегодня нами? (Пафос вольности и протеста)  Каково ваше впечатление от сегодняшнего урока? XII. Выставление оценок и объявление домашнего задания Выучить наизусть стихотворение «Выхожу один я на дорогу» 5

План-конспект по русской литературе "Пафос вольности и протеста в лирике М.Ю. Лермонтова " (8 класс)

План-конспект по русской литературе "Пафос вольности и протеста в лирике М.Ю. Лермонтова " (8 класс)

План-конспект по русской литературе "Пафос вольности и протеста в лирике М.Ю. Лермонтова " (8 класс)

План-конспект по русской литературе "Пафос вольности и протеста в лирике М.Ю. Лермонтова " (8 класс)

План-конспект по русской литературе "Пафос вольности и протеста в лирике М.Ю. Лермонтова " (8 класс)

План-конспект по русской литературе "Пафос вольности и протеста в лирике М.Ю. Лермонтова " (8 класс)

План-конспект по русской литературе "Пафос вольности и протеста в лирике М.Ю. Лермонтова " (8 класс)

План-конспект по русской литературе "Пафос вольности и протеста в лирике М.Ю. Лермонтова " (8 класс)

План-конспект по русской литературе "Пафос вольности и протеста в лирике М.Ю. Лермонтова " (8 класс)

План-конспект по русской литературе "Пафос вольности и протеста в лирике М.Ю. Лермонтова " (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2019